Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны,





Скачать 298.67 Kb.
НазваниеТворческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны,
страница1/3
Дата публикации20.11.2017
Размер298.67 Kb.
ТипТворческая работа
100-bal.ru > Психология > Творческая работа
  1   2   3
МОУ Комбайновская ООШ

Творческая работа

учителя английского языка МОУ Комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области

Гапоненко Елены Юрьевны,

работающей по проблеме:

«Развитие навыка диалогической речи на уроках английского языка».

с. Рясное

2010г.

Оглавление

Введение.

…3

Глава I. Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалогической речи на начальном этапе обучения.

1. Овладение иностранными языками на начальном этапе обучения

…7

2. Монолог и диалог. Их взаимосвязь.

…8

Глава II. Методика формирования диалогической речи на начальном этапе при обучении иностранному языку.

1. Диалогическое единство и диалог-образец как единицы обучения диалогической речи.

…12

2. Обучающие возможности игр.

…17

3. Система коммуникативных упражнений.

…18

Заключение.

…26

Список использованной литературы.

…28


Введение

Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:

1) Особая социальная значимость диалогической речи в межличностной

коммуникации (Беляева, 1992:3);

2) Интерес к проблематике речевого воздействия в современной методике,

педагогике и лингвистике. (Федорова, 1991; Остин, 1986; Стернин, 1991);

3) Особое место, которое занимает диалогическая речь в методике изучения

иностранных языков.

Практическая значимость работы заключается в ее использовании в процессе обучения иностранному языку в школе в ходе работы с диалогической речью на младшем этапе.

К резервам совершенствования учебно-воспитательного процесса следует отнести знание и понимание каждым учителем сущности, специфики своего предмета (английского языка), того потенциала, который заложен в этой школьной дисциплине для решения стратегической задачи школы.

Какую лепту может внести английский язык в ее решение? Первое, что можно сделать, обучая иностранному языку, - формировать у школьников умение общаться (коммуникативные умения), необходимые для человека как члена общества, члена коллектива. Оно предполагает умение слушать собеседника, вступать в общение, поддерживать его, и т.д. Во – вторых, изучение иностранного языка вносит определенный вклад в формирование у школьников обще учебных навыков и умений, в частности таких, как умение работать с книгой, справочной литературой и др. И третье: активное использование лингафонного кабинета, оборудованного современными техническими средствами и использование ЭВМ [1] будет способствовать приобщению учащихся к работе с техникой и вносить свою лепту в общую компьютеризацию школы.

Каждому учителю нужно знать цели обучения, содержание УМК, систему обучения и приемы, заложенные в комплектах, творчески использовать учебные, воспитательные и развивающие возможности. Иными словами каждый учитель должен овладеть методическим мастерством, чтобы обучать английскому языку на уровне современной методической теории.

Реализация основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы нашла отражение в усовершенствованной программе по иностранным языкам. В нее были внесены изменения и уточнения. Во – первых, в программе указывается на то, что преподавание иностранных языков должно обеспечить « единство обучения и воспитания учащихся, прочное овладение ими основами иностранного языка, умение

применять его на практике». Тем самым была еще раз подчеркнута практическая (коммуникативная) направленность учебного процесса по иностранному языку. Особо выделена самостоятельная работа учащихся на уроке и во внеурочное время, подчеркнута необходимость использования лингафонного кабинета [2].

С целью устранения перегрузки внесены некоторые уточнения и требования, касающиеся практического владения иностранным языком. В частности на начальном этапе это выразилось в том, что в диалогической речи от каждого учащегося 4 класса требуется 3 (вместо 4), а в 5 – 4 (вместо 5) реплики, правильно оформленные в языковом отношении.

Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков в

общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь. Несмотря на то, что диалогическая речь сложнее монологической, и с точки напряженности внимания, и с точки зрения разнообразия и качества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее, с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы. Целые структуры, которые используются затем в монологической речи.

1) Дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросно – ответная форма лишь частный, хотя и самый распространенный способ диалогового общения. На различных примерах следует показать, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражения различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка факторов и т.д.

2) Обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении различных клише в различных ситуациях.

3) Научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих

ситуациях, т.е. научить их вести собственно диалог.

Осуществлению этих задач помимо чисто методических приемов помогает непосредственно языковой материал учебников с системой лексических повторов, специфических упражнений и текстов.

Опираясь на объект исследования – учебный процесс, и предмет исследования – диалогическую речь были определены следующие задачи исследования:

1) Обосновать основные принципы диалогизации содержания процесса обучения иностранному языку.

2) Выявить особенности диалогической речи в процессе коммуникации.

3) Разработать систему действий по организации процесса формирования

диалогической речи.

4) Экспериментально опробовать модель диалога. Уже на начальном этапе обучения английскому языку учащиеся могут, а учитель должен им помочь приобрести умение пользоваться изучаемым языком для общения.

На начальном этапе устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, учитывая способности учащегося 8 – 10 лет к более легкому восприятию звучащей речи и воспроизведению услышанного и приближает процесс обучения к условиям реального общения, что вызывает интерес учащихся к предмету и создает высокую мотивацию к изучению английского языка.

Устное начало позволяет сосредоточить внимание обучаемых на звуковой стороне нового для них языка. Учитывая графические трудности, включение учащихся в овладение только говорением дает возможность быстрее накапливать языковой материал умения осуществлять речевые действия с ним, что создает условия для общения, а это интересно детям.


Глава I «Коммуникативно-ориентированный подход при обучении диалоговой речи на начальном этапе».

1. Овладение иностранными языками на начальном этапе обучения.

Общая психологическая характеристика процесса овладения иностранным языком требует рассмотрения ряда некоторых вопросов. Первый из них – как происходит овладение иностранным языком. Для полной психологической характеристики процесса овладения иностранным языком важно также выяснить вопрос о том, в каком возрасте лучше всего начинать обучение.

Данные, которыми располагают психологи, свидетельствуют о том, что, чем раньше начинает ребенок обучаться иностранному языку, тем более легким и более прочным оказывается его усвоение. Однако одновременное усвоение ребенком родного и иностранного языков иногда вредно сказывается как на речевом, так и на умственном его развитии. Поэтому многие ученые полагают, что обучения детей иностранному языку следует начинать после того, как они укрепились в родном языке, т.е. примерно в возрасте 5 – 6 лет [3]. В нашей стране в последние годы предпринят опыт обучения детей иностранному языку в дошкольных учреждениях. Нет сомнений, что этот опыт даст только положительные результаты.

Под начальным этапом в СШ понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникабельной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета. К начальному этапу мы относим 4 – 5 классы средней общеобразовательной школы, а также 2 – 3 классы школы с углубленным изучением иностранного языка. Чтобы заложить основы коммуникабельной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, не менее двух лет, потому что учащимся с первых шагов нужно ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иностранную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение) понимать иностранный текст или уметь прочесть его и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли.

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так он писал: «Take care of the first two stages and the rest call take care of itself [4] ».

Именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.

2 Монолог и диалог. Их взаимосвязь.

Наблюдения за школьной практикой обучения диалогической речи показывает, что в ней имеется ряд недостатков которые являются следствием неразработанности этого вопроса в методике.

Одной из причин создавшегося положения является смещение понятий, лежащих в основе создания системы обучения иностранной устной речи. Кроме того, налицо опасность смешения диалога и монолога. Причиной этого является их тесная взаимосвязь и взаимопроникновение в речевой деятельности. Такая связь явствует уже из самих определений диалога и монолога, что закономерно подчеркивается методистами: “ Диалог – представляет собой цепь реплик или серию высказываний, которые обычно порождаются одно другим в условиях непосредственного общения двух или более лиц (собеседников). Монолог – речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий и т.д [5].” Диалог связан с рядом умений обеспечивающих ход беседы. Первым является стимулирование собеседника на высказывание. Второе умение – это реагирование на речевой стимул. Реплика-стимул и реплика- реакция составляют диалогическое единство. Наиболее распространенными являются четыре типа диалогических единств. Диалогическая речь характеризуется определенными коммуникативными, психологическими и лингвистическими особенностями. Диалогическая речь – это объедененное ситуационно – тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения.

На содержание и характер диалогического общения влияют следующие психологические аспекты:

1) процессы восприятия речи собеседника и ориентировка в ситуации;

2) процессы формирования содержательной стороны высказывания;

3) процессы языкового оформления мысли и восприятия (+ декодирования)

реплик партнера по общению.

Начиная диалог первый его участник (П1) оценивает [6] коммуникативные способности партнера, ориентируется в обстановке и на этой основе составляет свою речепорождающую программу, анализирует свое речевое намерение и тему. Второй собеседник (П2), восприняв речевое произведение, анализирует его и произносит ответную реплику, учитывая при этом личность П1 и обстановку, собственные намерения и мотивы. Таким образом, в диалогической связке П1 –П2 психологическая основа порождения высказывания у собеседников не одинакова. Содержательная сторона высказывания в диалогическом общении формируется на основе жизненного опыта собеседников и целого ряда стимулов [7] . Собеседник может испытывать потребность или необходимость:

1) сообщить что – то партнеру по общению;

2) запросить у партнера нужную информацию;

3) привлечь внимание партнера к какому-либо объекту или событию;

4) сообщить о своих наблюдениях, впечатлениях, выводах;

5) констатировать какой-либо факт, касающийся 1го из собеседников, их обоих или третьих лиц;

6) высказать свои + (-) эмоции.

Следует отметить, что компоненты ситуации, в рамках которой происходит диалог, находятся в постоянном движении, что влечет за собой смену стимулов в течение 1 акта диалогического общения [8].

Продолжительность устной работы определяется рядом факторов.

Во-первых, возрастом: чем младше школьник тем продолжительней должна быть устная работа. Во-вторых, самим отобранным учебным материалом, насколько его характер и объем позволяет обеспечивать информативность первых печатных материалов. В-третьих, оснащенностью учебного процесса. Например, при видеозаписи, когда представляется возможность видеть ситуацию, слышать звучащую речь и видеть ее в виде титров, можно сократить период только устной работы. В-четвертых, условиями обучения, к которым относятся наполняемость группы, ее личный состав, квалификация учителя, его личностные характеристики. В-пятых, особенностями английского языка, где орфографическая система строится в основном нa историческом принципе написания [9].

Исходя из вышесказанного, на начальном этапе обучения английскому языку учителю нужно руководствоваться следующими правилами:

1) Вводя слова, словосочетания или фразу, подберите ситуацию, которая

показала бы детям функцию, назначение этой единицы в общении так, чтобы дети видели с первых моментов работы использование этой единицы в акте общения. Если же единицы языка подаются вне ситуации и акцент делается на форму и значение, а не показывается употребление, то нарушается принцип коммуникативной направленности, и это сказывается на интересе учащихся к усвоению, так как с первых шагов ученик не понимает зачем они ему нужны.

2) Поскольку усвоение материала возможно при его многократном повторении то обеспечьте достаточное количество их, каждый раз привнося что-то новое, какую-то новизну в подобранные вами ситуации. Все используемые вами упражнения, по возможности сделайте коммуникативно направленными, а для этого придумайте задания к ним, исходя из реальных условий обучения в конкретном классе.

3) Помня о том, что устное общение, коммуникация есть активное взаимодействие говорящего и слушающего, в ходе овладения материалом обеспечивайте активное участие каждого школьника в данном процессе.

4) Организуя общение учащихся на основе усваиваемого материала, создавайте благоприятные условия для общения, психологически благоприятную атмосферу, располагающую детей к тому, чтобы слушать, говорить, читать на изучаемом языке и делать это с удовольствием. А для этого не показывайте свое раздражение неумением учеников выполнить то или иное задание, вселяете в них уверенность, что они уже могут что-то понять, сказать на языке. Больше подчеркивайте их успехи, чем их неудачи. Учитывайте личные взаимоотношения детей при организации беседы (диалога) и т. д.

5) Общение осуществляется не только устно но и через чтение. Для этого широко используите задания коммуникативного характера, то есть, что узнал, о чем прочитал, как к этому относишься [10] .

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconДоклад Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Данный доклад составлен на основании самоанализа работы школы, основных документов, регламентирующих образовательную деятельность,...
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconМатериально-техническая база муниципального бюджетного общеобразовательного...
В кабинетах начальной школы, английского языка, биологии, физики, технологии, в библиотеке
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconМетодические разработки учителя английского языка Тушиной Наталии...
Методические разработки учителя английского языка Тушиной Наталии Юрьевны для младшей школы
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconКонкурс детских рисунков «Я, та, он, она- вместе целая страна»
Во исполнение постановления администрации Матвеево- курганского района от 22. 05. 2012 №576 «О комплексном плане мероприятий по гармонизации...
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учреждения антоновской основной общеобразовательной школы цимлянского района ростовской области
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconГ. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Пролетарской средней общеобразовательной школы №6 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconГ. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Пролетарской средней общеобразовательной школы №6 г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconИндивидуальный план профессионального развития учителя русского языка...
Разработать методические, дидактические и контрольно-измерительные материалы, обеспечивающие введение фгос и реализацию обновлённого...
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, icon«Использование проектных технологий на уроках английского языка «Портфолио ученика»
Обобщение опыта работы Топчиевой Валентины Васильевны, учителя английского языка моу сош №2 ст. Григорополисской Новоалександровского...
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconРабочая программа по истории для 9 -Х классов учителя истории Бурмистровой...
Руководитель шмо заместитель директора по ур приказом №180 от «29» августа 2011
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconПостроение чертежа прямой юбки в М(1: 4)
Учитель моу поназыревской основной общеобразовательной школы Поназыревского муниципального района Костромской области
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Большаковой Елены Владимировны учителя математики и информатики моу островской средней общеобразовательной школы
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconДубовского района ростовской области постановление
О комплексе мероприятий Территориальной избирательной комиссии Дубовского района Ростовской области по организационно-разъяснительной...
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconПлан работы уоу за 2007-2008 уч г. Моу хмелевской основной общеобразовательной школы
Положение об учебно-опытном участке моу хмелёвской основной общеобразовательной школы
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconОтчет о результатах самообследования муниципального бюджетного общеобразовательного...
Информация о профильной направленности обучения в соответствии с реализуемыми программами
Творческая работа учителя английского языка моу комбайновской основной общеобразовательной школы Матвеево-Курганского района Ростовской области Гапоненко Елены Юрьевны, iconПубличный отчет о состоянии и результатах деятельности директора...
Мучкапский. Работа школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тамбовской области....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск