Скачать 1.16 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Кафедра психологии Долгополова О.А. (фамилия, инициалы автора) «ПСИХОЛОГИЯ» наименование учебной дисциплины Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки 062100 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ квалификация (степень) «бакалавр»
Волгоград 2011 Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ» 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Психология». Данная учебная дисциплина относится к региональному компоненту. Учебная программа подготовлена в соответствии с рекомендациями Министерства образования и учетом опыта преподавания данной дисциплины студентам очной и заочной форм обучения, современных достижений гуманитарных наук. Дидактические единицы
1.2 Цели и задачи преподавания дисциплины.Сфера психологического знания важна для специалиста практически любого профиля. Управление психическими состояниями и процессами, развитие способностей, формирование знаний, умений и навыков входит в рамки профессиональных задач любого специалиста.. Данная программа предназначена для менеджеров по управлению персоналом и главной задачей здесь является рассмотрение психологии в качестве важнейшего компонента структуры профессиональной деятельности. Программа учебного курса «Психология» включает рассмотрение проблем формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, языка и сознания, эмоций, личности и ее социализации, мотивации, характера, деятельности и способностей, межличностного общения. Освоение теоретического курса сопровождается работой с методиками психологической диагностики, решением психологических задач и т.п. Данный курс удовлетворит интерес студентов к психологии человека, механизмам и закономерностям памяти, внимания, мышления, к психологическим детерминантам и особенностям поведения, общения и деятельности личности, к путям и способам воспитания человека, к видам и типам получения образования в мире, к основам и особенностям обучения в школе и вузе. Изучение курса преследует образовательные, развивающие и воспитательные цели, чему способствует сочетание систематического лекционного курса, семинарских, практических занятий и тренингов. Междисциплинарные связи.Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи с многими науками: социальными, биологическими – со всеми, которые в той или иной степени касаются человека. Психология и история: без знания истории человека и общества невозможно понять психологические качества человека, трудно понять и психологию отношению людей в современном мире. Методы и приемы обеих наук используются в психологических и исторических исследованиях. На основе исторического метода строится теория психического развития личности и социальных групп. Психология и философия связаны еще более органично, чем психология с историей. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются без обращения к философской методологии. Проблемы происхождения сознания, мышления, взаимодействия личности и общества, свободы, ответственности, совести, смысла жизни, духовности, постижимости человеком мира – далеко неполный список проблем, требующих междисциплинарного подхода. Социология и психология находят ряд немало общих интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, социальными группами и межгрупповыми отношениями. Методы психологии и социологии заимствуются, пересекаются, взаимообогащаются. Взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений, социализации, социальных установок можно отнести к общим проблемам и психологии и социологии. Целью учебной дисциплины «Психология» является формирование у студентов целостного представления о психических процессах. Курс «Психология» предполагает знакомство с основными концепциями, психическими процессами, основными теоретическими и экспериментальными подходами в изучении отдельного психического процесса, а также развитием каждого отдельного психического процесса и его значения для человека. Основными задачами данного учебного курса являются:
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «Психология» студент должен знать:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у обучаемого следующих компетенций: ОК-3, ОК-7, ОК-8, ОК-12, Ок-20: Наименование компетенций дисциплины
1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Психология» на 2011/12 учебный год для студентов БкУП-100
1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины Лекция №1 (4 часа). Психология как научная дисциплина Базовые категории психологии как науки. Психика, отражение, адаптация, психические явления. Функции психики. Классификация психических явлений. Психология в системе наук. Внутри- и междисциплинарные связи психологии. Отрасли психологии. Методы психологии. Наблюдение, опрос, тесты, эксперимент, моделирование, биографический метод. Предмет и задачи общей психологии. Место общей психологии в системе психологических наук. Структура явлений, изучаемых общей психологией. Основные школы зарубежной психологии: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология. Вклад отечественных ученых в разработку науки о человеке: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев (рассмотреть ключевые тезисы). Основные категории: бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология, эксперимент, тесты, наблюдение, моделирование, опрос, анализ. Лекция №2 (2 часа). Ощущение и восприятие Понятие ощущения. Значение ощущений для организма. Сенсорный голод и сенсорная депривация. Структура ощущения. Виды и закономерности ощущений (синестезия, сенсибилизация, адаптация, пороги ощущений). Цветовые ощущения. Общее представление о восприятии. Отличие восприятия от ощущений. Восприятие как деятельность. Условия адекватного восприятия. Активность как условие восприятия. Классификация восприятия. Основные свойства образа восприятия: осмысленность и обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, константность, категориальность. Особенности восприятия. Законы восприятия: эффект сходства, эффект близости, фактор «общей судьбы», фактор «хорошего продолжения», фактор замкнутости, фактор группировки без остатка. Основные категории: ощущение, восприятие, абсолютный порог чувствительности, синестезия, адаптация, сенсибилизация, иллюзия, аккомодация, целостность, осмысленность, предметность. Лекция №3 (2 часа). Внимание как психический феномен и его научное описание Особенности внимания как познавательного процесса. Внимание как текущая организация сознания. Определение внимания. Внимание как [сквозной] процесс и как состояние. Функции внимания и его роль в познавательной деятельности. Физиологический механизм внимания: принцип доминанты А.А. Ухтомского. Теории внимания: внимание как механизм ранней, поздней, гибкой и множественной селекции. Теории П.Я.Гальперина, Т.Рибо, Д. Узнадзе, и др. Виды внимания: по предмету деятельности (сенсорно-перцептивное, интеллектуальное, двигательное), по направленности активности (внешненаправленное, внутренненаправленное), по характеру отраженных связей и отношений (эмпирическое и теоретическое), по ведущему анализатьору (зрительное, слуховое). Основные свойства внимания: избирательность, объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость. Нарушение внимания. Рассеянность. Основные категории: внимание, сосредоточенность, устойчивость, концентрация, рассеянность, переключаемость, объем. Лекция №4 (2 часа). Память как психический процесс Определение памяти. Место и роль памяти в познавательной деятельности человека. Виды памяти: наследственная и прижизненная. Импринтинг. Двигательная, эмоциональная, образная и символическая память. Формы памяти: мгновенная, оперативная, промежуточная и долговременная. Описание процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Особенности оперативной и долговременной памяти, их взаимосвязь. Сон и процессы сохранения и переработки информации. Особенности произвольной и непроизвольной памяти. Формирование и развитие памяти. Эффекты мнемической активности (эффект края, Зейгарник эффект, кривая забывания Эббингауза, эффект реминисценции). Психологические концепции памяти: психоанализ, ассоциативная теория, информационная теория, гештальт-теория, бихевиоризм, смысловая теория, теория деятельности, теория происхождения высших психических функций (Ж. Пиаже, два плана речи). Способы активизирования мнемической деятельности. Система мнемического действия. Мнемотехники. Основные понятия: ассоцианизм, принцип синтеза элементов, память, двигательная память, эмоциональная память, сенсорная память, образная память, словесно-логическая память, произвольное и непроизвольное воспроизведение, проактивное торможение, ретроактивное торможение. Лекция №5 (2 часа). Мышление как психический процесс Проблемы психологии мышления. Междисциплинарный подход к мышлению: физиология, философия, логика, социология, кибернетика, психология. Определение мышления. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Основные функции мышления: установление всеобщих взаимосвязей, понимание сущности конкретного явления как разновидности определенного класса явлений, обобщение свойств однородной группы явления. Классификация видов мышления. Взаимосвязь форм мышления: понятие, суждение, умозаключение. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение. Этапы решения мыслительной задачи: осознание проблемной ситуации, постановка задачи, ограничение зоны поиска, построение гипотезы, проверка гипотезы, рефлексия действий и результатов. Этапы мыслительного действия. Принципиальная схема решения мыслительных (творческих) задач. Составляющие продуктивности ума. Качества мышления: глубина, самостоятельность, гибкость, критичность, быстрота. Факторы и барьеры творческого мышления. Основные понятия: мышление, понятие, суждение, умозаключение, силлогизм, анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, индукция, дедукция, мыслительные операции, сходные признаки, существенные признаки, аутентичное мышление, творческое мышление. Лекция №6 (2 часа). Эмоции и воля Понятие об эмоциях. Значение эмоций в жизни человека. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, оценочная, стимулирующая, защитная. Характеристики эмоций. Классификация и виды эмоций. Связь эмоций и потребностей человека. Индивидуальность эмоций и чувств. Развитие эмоциональной сферы у человека. Теории и концепции эмоций. Особенности развития эмоций в отногенезе. Уровни эмоциональной сферы. Классификация аффективных психических состояний. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний. Объективные характеристики стресса. Тревожность. Функции и формы проявления тревожности. Классификация волевых психических состояний. Функции воли. Виды волевых действий. Воля и ее основные признаки. Значение воли в жизни человека. Волевая регуляция поведения. Структура волевого действия. Саморегуляция как построение, запуск и поддержание личностью различных видов и форм произвольной активности с учетом намеченных целей. Волевое регулирование поведения - сознательное направление субъектом умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от определенных видов активности. Основные понятия: эмоции, чувства, настроение, эмоциональное состояние, аффект, страсть, любовь, стресс, дистресс, фрустрация, фиксация, регрессия, тревога, страх, ирония, юмор, сарказм. Лекция №7 (2 часа). Потребностно-мотивационная сфера личности Основные проблемы изучения потребностей: природа потребностей, биологическое и социальное в развитии потребностей, филогенез и онтогенез потребностей, взаимосвязь потребностей и деятельности, базовые потребности человека, классификация потребностей. Различные подходы к пониманию потребностей: потребность как нужда, потребность как зависимость, потребность как отношение, потребность как состояние. Возможные классификации потребностей. Проблемы изучения мотивации. Мотивы, интересы, потребности. Сущность, природа, структура мотивов. Генезис мотивации. Характеристики мотивационной сферы. Подходы к пониманию мотивов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович. А.Г. Ковалев, К.К.Платонов, Д.А.Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.). Функции и свойства мотивов. Классификация мотивов: по содержанию потребностей, по установкам личности, по видам деятельности, по времени проявления. Теории мотивации (Э.Торндайк, З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг, К.Левин6, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Зайонц). Мотивации стремления к успеху. Мотивация избегания неудачи. Мотивация и установка. Основные понятия: мотив, мотивация, детерминанты поведения, аффиляция, каузальная атрибуция, мотивационные диспозиции, мотивация достижения, мотивация избегания неудач. Лекция № 8 (2 часа). Психология личности Основные проблемы изучения личности: соотношение биологического и социального, индивидуального и общественного, филогенез и онтогенез личности, структура личности, движущие силы развития личности. Основные аспекты изучения личности. Структура личности. Личностная и социальная идентичность человека. Механизмы и условия социализации личности. Формирование и развитие личности. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Отраженная субъектность как идеальная представленность одного человека в другом, инобытие кого-либо в ком-либо, как проявление идеального образа в качестве деятельного начала, способствующего изменению взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Личность как субъект жизнедеятельности. Проблема построения жизненного пути личности. Темперамент. Характер. Основные категории: индивид, личность, индивидуальность, субъектность, развитие, идентичность, жизненный путь, социализация, адаптация. Планы семинарских занятийСеминар 1. Ощущение и восприятие: понятие, классификации, особенности, свойства.
Рекомендуемая литература:
Темы рефератов к семинарскому занятию: Измерение и изменение ощущений. Психология цвета. Особенности восприятия человека человеком Нарушение восприятия. Семинар 2. Внимание как психический феномен и его научное описание
Рекомендуемая литература:
Темы рефератов к семинарскому занятию: Управление вниманием аудитории в публичном выступлении Методы и приемы развития внимания личности Развитие внимания в онтогенезе. Семинар 3. Описание процессов памяти. Эффекты мнемонической активности.
Рекомендуемая литература:
Темы рефератов к семинарскому занятию: Схемы организации памяти. Непроизвольное запоминание Мнемоника Связь памяти и мышления Развитие памяти в детском возрасте Семинар 4. Мышление как психический процесс.
Рекомендуемая литература:
Темы рефератов к семинарскому занятию: Теоретические и экспериментальные исследования творческого мышления Развитие мышления ребенка Семинар 5. Эмоциональные и волевые процессы в регуляции жизнедеятельности человека.
Рекомендуемая литература:
Темы рефератов к семинарскому занятию: Теория стресса Г.Селье Аутотренинг: сущность и методики Развитие воли в онтогенезе Семинар 6. Психологические теории мотивации личности
Рекомендуемая литература:
Темы рефератов к семинарскому занятию: Теория мотивации А.Маслоу Теория мотивации В.Г.Асеева Семинар 7. Закономерности развития личности.
Рекомендуемая литература:
Темы рефератов к семинарскому занятию: Жизненные кризисы личности Жизненный путь личности Биографический метод исследования личности Семинар 8. Психология способностей.
Рекомендуемая литература:
Темы рефератов к семинарскому занятию: Способности и одаренность Организация самостоятельной работы студентов График самостоятельной работы
Условные обозначения: СМ – подготовка к практическому (лабораторному, семинарскому) занятию; ПКР – подготовка к контрольной работе; УМ – изучение учебного материала; СК – изучение учебного материала и составление конспекта; ПДР – подготовка реферата; СЗД – составление задач, вопросов, кроссвордов, тестов, ситуаций; РОР – рецензирование и оценка письменных работ; ДИ – участие в разработке деловой игры; ПКСР – подготовка к написанию курсовой (расчетно-графической) работы (проекта); АО – участие в конкурсах, круглых столах, олимпиадах, диспутах и т.д. Формы контроля СРС, указываемые в графе 5, подразумевают способы, с помощью которых преподаватели осуществляют контрольные функции за выполнением самостоятельной работы студентов, заполняются с помощью условных обозначений: Б – беседа индивидуальная или с группой; КО – контрольный опрос; КР – контрольная работа; РПР – рецензирование письменных работ студентов; З – заслушивание на занятиях подготовленных работ; ОБС – обсуждение на занятиях результатов. |
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Отраслевые особенности труда. Учебно-методический комплекс Управление персоналом. Профиль подготовки «Экономика труда» (квалификация (степень) «бакалавр») очной, формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Н. А. Куранова. Политика доходов и заработной платы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080.... | Учебно-методический комплекс дисциплины корпоративная социальная... Управление персоналом (квалификация (степень) «магистр»), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Плотникова М. В. Психофизиология профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов направлению... | Учебно-методический комплекс подготовлен на основе требований Федерального... Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 062100 «Управление персоналом» Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Д. С. Долгушев Методические указания Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения по направлению 080500. 62 степень (квалификация)... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... «Управление персоналом организации», «Экономика труда», очная и заочная формы обучения | Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом» Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки «Управление персоналом» Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности | Программа предназначена для студентов направления «Управление персоналом» Бакалавр по направлению подготовки 080400 Управление персоналом готовится к следующим видам профессиональной деятельности |