Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать





НазваниеBorn to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать
страница1/24
Дата публикации28.08.2013
Размер3.29 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
Muriel James

Dorothy Jongward

BORN TO WIN

Transacional Analysis

with Gestalt Experiments
Дороти Джонгвард

РОЖДЕННЫЕ

ВЫИГРЫВАТЬ

Трансакционный анализ

с гештальтупражнениями

Перевод с английского Б.Е.ВОЛЫНСКОГО

Общая редакция и послесловие доктора психологических наук

Л.А.ПЕТРОВСКОЙ

A SIGNET BOOK

NEW AMERICAN LIBRARY

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА «ПРОГРЕСС» «УНИВЕРС 1993 ББК 88 Д 40

Редактор Л.И. Дорогова

Джеймс М., Джонгвард Д.

A 40' Рожденные выигрывать. Трансакционный ана­лиз с гештальтупражнениями: Пер. с англУОбщ. ред. и послесл. Л.А. Петровской. — М.: Издатель­ская группа «Прогресс», «Прогресс-Универс», 1993, — 336 с.: ил.
Авторы книги, известные американские психологи и психотерапевты М. Джеймс и Д. Джонгвард, знакомят чи­тателей с двумя известными в современной психологии подходами — трансакционным анализом и гештальттера-пией, раскрывают возможности их применения к повсед­невной жизни человека для ее лучшего понимания и со­вершенствования.

Книга может быть использована как учебное пособие теми, кто интересуется теорией личности и межличност­ными отношениями. Она также может оказаться полезной как профессионалам, работающим в сфере психического здоровья или связанным с обучением и управлением, так и непрофессионалам, которые интересуются новыми ме­тодами самопознания.
Издательская фирма «Универс»

ISBN 5—01—003824—2

© Перевод на русский язык, послесловие и оформление издательская группа «Прогресс».

1993

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ К СЕБЕ

— Вы Жертва? Преследователь? Спаситель?

— Какому жизненному сценарию Вы следуете?

— Насколько Вы Ребенок? Родитель? Взрослый?

— Насколько Ваши отношения с другими поверхно­стны? Насколько действительно откровенны?

— Вы положительно влияете на людей, создавая у них хорошее настроение, или общение с Вами оставля­ет у них неприятный осадок?

— Вы Выигрывающий или Проигрывающий?

Когда Вам станут понятны эти вопросы и Вы начне­те искать на них ответы, Вы окажетесь на пути к ста­новлению тем, кем Вам предназначено быть — ВЫИГРЫВАЮЩИМ.

Доктор Мюриел Джеймс — признанный специа­лист в области супружеских и семейных отноше­ний, международный консультант по межличност­ным отношениям в правительственных учреждени­ях, в системе образования и бизнеса. Д-р Джеймс получила степень доктора в Калифорнийском уни­верситете в Беркли, автор книг «Трансакционный анализ для мам и пап», «Рожденные любить», «Пре­успевающий руководитель», «Брак и любовь», соав­тор книг «Выигрывающие вместе с людьми» и «Но­вая самость».

Доктор Дороти Джонгвард — профессор Кали­форнийского университета, член Международной ассоциации трансакционного анализа и Калифорний­ской ассоциации супружеских и семейных консуль­таций. Д-р Джонгвард защитила докторскую диссер­тацию по психологии в Калифорнийском Западном университете, автор книги «Каждый выигрывает», со­автор книг «Утверждающая деятельность женщин, выигрывающих вместе в людьми» и «Женщины как выигрывающие».
ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

Даже учителю не стыдно сказать: «До сих пор я был еще ребенком я. Полезные вещи нужно усваивать в любом возрасте и не пренебрегать ими.

Диоген

Эта книга будет с большим интересом прочитана людьми, склонными к самоанализу и интересующимися проблемами общения. Она может помочь выработать более критичное отношение к себе и ответить на такие вопросы, как:

Не являемся ли мы сами причиной многих наших неприятностей?

Что мешает нам полнее использовать свои способ­ности и хорошо ли мы знаем свои ограничения?

В чем мы чрезмерно потакаем своим слабостям, а в чем излишне строги к себе?

Умеем ли мы быть по-детски непосредственными или, наоборот, никак не можем сосредоточиться и стать серьезными?

Часто ли в своей жизни мы руководствуемся пред­убеждениями?

Мы любим поучать других или предпочитаем оста­ваться в стороне?

В случае неудач мы скорее склонны обвинять себя или других?

Достаточно ли при общении мы учитываем настрое­ние собеседника и свое собственное?

Естественно, что данная книга будет меньшим от­кровением для тех, кто имеет продуманные ответы на эти вопросы.

Отношения ребенка с родителями и окружающая его обстановка в семье являются первым опытом взаи­моотношений с людьми и миром. Этот опыт закрепля­ется и служит своеобразной моделью отношений, на которую накладываются все последующие впечатления и переживания человека. Именно этот первый опыт продолжает влиять на наш характер и на наши отноше- ния с другими, хотя это влияние, как правило, труднее всего нами осознается. Часто в этом влиянии детства и заключается большинство ответов на перечисленные вопросы. Эта мало освещаемая в отечественной лите­ратуре проблема рассматривается в книге достаточно подробно. Книга написана очень просто и ясно, и, хотя ее авторы живут в США и примеры в ней взяты из американской жизни, остается удивляться, насколько интернациональный характер имеют человеческие сла­бости и недостатки воспитания.

Не следует, однако, думать, что все проблемы чело­веческих отношений являются чисто психологически­ми. Более того, многие психологические проблемы по­рождаются совсем непсихологическими причинами (на­пример, экономическими или политическими) и при по­мощи психологии разрешены быть не могут.

С другой стороны, никакая психологическая литера­тура и никакие новые знания не помогут нам изменить­ся, если у нас нет к этому настоящего внутреннего стремления. Часто его источником становится кризис, переживаемый личностью.

Достижение личностью внутренней уверенности в себе и гармонии с собой и миром — главная направ­ленность данной книги, именно таких людей авторы и называют Выигрывающими. Оптимизм авторов и вера в то, что каждый может стать Выигрывающим, основыва­ются на их многолетнем опыте работы в качестве кон­сультантов-психологов и психотерапевтов на стыке двух влиятельных направлений в западной психотера­пии — трансакционного анализа и гештальттерапии.

Б.Е. Волынский

Посвящается памяти нашего

друга и учителя Эрика Берна,

д-ра медицины

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРОВ

В последнее время растет интерес к вопросам чело­веческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают, как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспита­нию детей, супруги учатся общаться друг с другом и «грамотно ссориться», преподаватели изучают, как по­мочь справиться с эмоциональным волнением и чувст­вом растерянности своим студентам.

Наряду с интересом к материальному благосостоя­нию и к бизнесу многие люди стремятся понять себя и понять, что значит быть человеком. Одна молодая жен­щина, руководитель отдела в крупной фирме, выразила это так: «Когда я, имея степень магистра по бухгалтер­скому учету, пришла работать в свою фирму, то дума­ла, что основными моими проблемами будут проблемы учета. Но оказалось, что это не так. Основными оказа­лись проблемы человеческих отношений».

Два новых подхода, помогающие лучше понимать людей, — это трансакционный анализ*, развитый д-ром Эриком Берном, и гештальттерапия в интерпре­тации, данной д-ром Фредериком Перлзом. В этой кни­ге рассматривается наше понимание трансакционного анализа и его применение к повседневной жизни обычного человека. Гештальториентированные упраж­нения используются для того, чтобы дополнить теорию трансакционного анализа. Примеры для иллюстраций взяты из опыта нашей работы в качестве преподавате­лей и консультантов.

В нашей психологической литературе получил распростра­нение термин «трансактный». У Э. Берна «transaction» — трансакционный. — Прим. ред. Трансакционный анализ дает людям рациональный метод анализа и понимания поведения; гештальттера-пия открывает отдельные стороны личности и способ­ствует их интеграции, а также помогает развитию веры в себя. Оба метода помогают осознанию неосознанных сторон личности, воспитанию ответственности и иск­ренности. Оба метода сосредоточены прежде всего на том, что происходит с нами в настоящее время.

Мы надеемся, что эта книга будет использоваться как хрестоматия или учебное пособие теми, кто интересуется теорией личности и межличностными отношениями. Она может оказаться полезной как профессионалам, работа­ющим в сфере психического здоровья или связанным с управлением и обучением, так и непрофессионалам, кото­рые интересуются новыми методами самопознания. Это, конечно, не означает, что наша книга может заменить профессиональную психотерапию. При серьезных психи­ческих расстройствах людям требуется помощь извне до наступления полного выздоровления.

Мы убеждены в том, что люди не находятся полно­стью во власти своих привычек и своего окружения. Они могут изменять и первое, и второе. Мы надеемся, что эта книга поможет Вам лучше осознать Ваши реальные воз­можности, чтобы управлять своей судьбой, принимать ре­шения, развивать свои этические взгляды, повышать ува­жение к другим и понять, что Вы рождены выигрывать.

Мы выражаем нашу искреннюю признательность тем, кто оказывал на нас влияние и помогал нам. Не­возможно упомянуть всех поименно. Мы особенно признательны д-ру Эрику Берну и д-ру Фредерику Перлзу за их теории и книги, а также Международной ассоциации трансакционного анализа и д-ру Кеннету Эвертсу, ее прежнему президенту.

Мы хотим поблагодарить наших студентов и кон­сультантов за их веру в нас и за то, чему мы научились друг у друга.

Мы также благодарим наших мужей и детей за их терпение, любовь и поддержку.

Мюриел Джеймс Лафайет, Калифорния

Дороти Джонгвард Оринда, Калифорния 1971

Я полагаю, что каждый должен в конце кон­цов стать хозяином собственной судьбы.

Артур Миллер. После падения

1. ВЫИГРЫВАЮЩИЕ И ПРОИГРЫВАЮЩИЕ

Вы ничему не можете научить человека.

Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Галилей

Каждое человеческое существо появляется на свет как нечто новое, еще никогда не существовавшее до сих пор. Каждый рождается способным выигрывать в жизни. Каждая личность по-своему видит, слышит, ося­зает, изучает и думает. Каждый имеет свои индивиду­альные возможности — способности и ограничения. Каждый может быть значительным, думающим, осоз­нающим и творческим человеком — продуктивной лич­ностью, Выигрывающим.

Слова «Выигрывающий» и «Проигрывающий» имеют много значений. Когда мы говорим о личности как о Выигрывающей, мы имеем в виду не того, кто застав­ляет кого-либо проигрывать. Для нас Выигрывающий — это тот, кто аутентично (подлинно) реагирует на все как личность и как член общества, проявляя доверие, заботу, ответственность и искренность. Проигрываю­щий — это тот, кому не удается быть аутентичным. Мартин Бубер делает, видимо, то же различие, когда пересказывает старую историю о раввине. Когда рав­вина, находящегося на смертном одре, спросили, готов ли он вступить в мир иной, то раввин ответил утверди­тельно. Но там его не спросят: «Почему ты не был Мо­исеем?» Его только спросят: «Почему же ты не был са­мим собой?» (1).

Редко кто является стопроцентным Выигрывающим или Проигрывающим. Каждый из нас в чем-то Выигры­вающий, а в чем-то Проигрывающий. Но возможность стать Выигрывающим увеличится, если стремиться к этому. Данная книга поможет ускорить этот путь.

Выигрывающие

Выигрывающие (Победители) имеют различные воз­можности. Для них самым важным в жизни являются не достижения, а аутентичность (возможность быть со­бой). Аутентичная личность реализует себя, познавая все новое и становясь все более откровенной и отзыв­чивой. Аутентичные люди реализуют свою неповтори­мую индивидуальность и ценят ее в других.

Аутентичные личности — Выигрывающие — не по­свящают свою жизнь фантазиям о том, кем они могли бы быть; являясь самими собою, они не заносятся, не высказывают претензий, не манипулируют другими. Выигрывающие умеют раскрыть себя, а не создавать образы, которые нравятся другим, привлекают их или, наоборот, вызывают у них раздражение. Они понима­ют, что существует разница между быть любящим и играть любящего, между быть глупым и поступать глу­по, между быть знающим и изображать знающего. Вы­игрывающим не нужно скрываться за маской. Они от­вергают нереальный образ себя, не считая себя ни са­мыми лучшими, ни самыми худшими. Независимость не пугает Выигрывающих.

У каждого бывают в жизни моменты, когда он не­зависим, но они быстро проходят. Выигрывающие мо­гут быть независимыми в течение длительных периодов времени. Они могут также терять почву под ногами и терпеть неудачу. Однако, несмотря на препятствия, Вы­игрывающие не теряют главное — веру в себя.

Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания. Они умеют отделять факты от мнений и не претендуют на то, что имеют ответы на все вопросы. Они прислушиваются к мнению других, оценивают, что те говорят, но приходят к своим собст­венным заключениям. Хотя Выигрывающие могут вос­хищаться и уважать других людей, они никогда не за­висят от них полностью, никогда не связаны ими пол­ностью и никогда не испытывают благоговения перед другими.

Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощ­ных, так же как не играют в обвинения. Вместо этого они принимают ответственность за собственную жизнь. Они не ссылаются на ложные авторитеты, а сами являются своими единственными руководителями и знают это.

Выигрывающие правильно используют свое время. Они реагируют на все адекватно ситуации. Их реакции зависят от посланного сообщения и оберегают значи­мость, благополучие и достоинство других людей. Вы­игрывающие знают, что для всего есть свой черед и для каждой деятельности свое время.

Время быть энергичным и время быть инертным. Время быть вместе а время быть одному, Время ссориться и время любить, Время работать и время отдыхать, Время плакать и время смеяться, Время встретиться лицом к лицу и время удалиться, Время говорить и время быть молчаливым, Время спешить и время ждать.

Выигрывающие дорожат своим временем. Они не убивают его, а живут по принципу «здесь и теперь». Жизнь в настоящем не означает бездумное пренебре­жение прошлым или неумение подготавливаться к бу­дущему. Скорее наоборот, зная свое прошлое, они осознают и глубоко чувствуют настоящее и смотрят вперед в будущее.

Выигрывающие учатся понимать свои чувства и ог­раничения и не боятся их, не зацикливаются на внут­ренних противоречиях и на двойственных чувствах. Яв­ляясь аутентичными, они осознают, когда раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен, могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны лю­бить и быть любимыми.

Выигрывающие умеют быть непосредственными. У них нет раз и навсегда предопределенного, жесткого образа действий, и они могут менять свои планы, когда этого требуют от них обстоятельства. Выигрывающие испытывают интерес к жизни и получают удовольствие от работы, игры, от других людей, от природы, пищи, секса. Без чувства ложной скромности они радуются собственным достижениям. Без чувства зависти раду­ются достижениям других.

Хотя Выигрывающие могут свободно наслаждаться, они также могут откладывать удовольствия, могут дис­циплинировать себя в настоящем, чтобы усилить удовольствие в будущем. Они не боятся следовать своим желаниям, но следуют им наиболее адекватным обра­зом. Выигрывающие не стремятся к безопасности за счет контроля над другими. Они не настраивают себя на неудачу.

Выигрывающие заботятся о мире и о людях, они не отделены от главных общественных проблем, а, инте­ресуясь ими, сопереживая им, борются за улучшение жизни. Даже перед лицом национальных и междуна­родных бедствий Выигрывающие не считают себя бес­сильной личностью. Они живут для того, чтобы сделать мир лучше.

Проигрывающие

Хотя люди рождаются, чтобы выигрывать, они все-таки появляются на свет беспомощными и полностью зависящими от своего окружения. Выигрывающие ус­пешно осуществляют переход от полной беспомощно­сти к независимости и затем к взаимозависимости. Проигрывающие (Неудачники) — нет. С какого-то мо­мента своей жизни они начинают избегать появляю­щейся ответственности за собственную жизнь.

Как уже отмечалось, мало кто является полностью Выигрывающим или полностью Проигрывающим. Боль­шинство из нас являются Выигрывающими в одних об­ластях и Проигрывающими в других. Кем является че­ловек, Выигрывающим или Проигрывающим, во многом зависит от того, что происходило с ним в детстве.

Недостаточная отзывчивость на потребность в забо­те, плохое воспитание, конфликты в семье, грубость, болезнь, длительные неприятности, чрезмерная физи­ческая работа, травмирующие события являются неко­торыми из многих факторов, которые способствуют формированию Проигрывающих. Эти условия мешают, сдерживают или останавливают нормальное развитие независимости и самоактуализации. Чтобы совладать с этими отрицательными переживаниями, дети приучают­ся манипулировать собой и другими. От этих способов манипулирования им тяжело отказаться в последую­щей жизни, и часто они превращаются в тип поведе­ния. Выигрывающие стремятся избавиться от них, Про­игрывающие прикованы к ним.

Некоторые Проигрывающие говорят о себе как о пре­успевающих, но тревожных, как преуспевающих, но по­павших в ловушку или преуспевающих, но несчастных. Другие жалуются, что они совершенно измучены, без­вольны, не способны стремиться к чему-либо, «полужи­вые» или до смерти скучные. Проигрывающие не могут осознать, что в большинстве случаев они сами посадили себя в клетку, сами роют себе яму и сами себе наскучили.

Проигрывающие редко живут в настоящем, вместо этого они уничтожают настоящее, сосредоточиваясь на воспоминаниях о прошлом или на ожиданиях будуще­го. Проигрывающие, которые живут воспоминаниями, пребывают в старых добрых временах или в прошлых личных несчастьях. Тоскуя по прошлому, Проигрываю­щие или цепляются за то, как «могли бы» произойти те или иные события, или оплакивают свою несчастную судьбу. Проигрывающие жалеют себя и перекладыва­ют ответственность за свою неудрвлетворительную жизнь на других. Обвинение других и оправдание себя являются частой ролью Проигрывающих. Проигрываю­щие, которые живут в прошлом, могут сокрушаться о том, что произошло бы, если бы только:

«Если бы только я женился на ком-нибудь другом...» «Если бы только я имел другую работу...» «Если бы только я окончил школу...» «Если бы только я был красивым...» «Если бы только мой супруг бросил пить...» «Если бы только я родился богатым...» «Если бы только я имел лучших родителей...»

Люди, которые живут в будущем, могут мечтать о ка­ком-либо чуде, после которого они смогут «зажить счаст­ливо». Вместо того чтобы следовать своей собственной жизни, Проигрывающие ждут — ждут волшебного спасе­ния. Какая замечательная жизнь начнется, когда:

«Когда наконец явится прекрасный принц или иде­альная женщина...» «Когда я кончу школу...» «Когда вырастут дети...» «Когда представится новая работа...» «Когда босс умрет...» «Когда я разбогатею...»

В противоположность тем, кто живет с иллюзией волшебного спасения, некоторые Проигрывающие жи­вут со страхом будущих несчастий, вызывая в вообра­жении предвкушение того, что если:

«Что если я потеряю работу...» «Что если я лишусь рассудка...» «Что если что-нибудь упадет на меня...» «Что если я сломаю ногу...» «Что если я не понравлюсь им...» «Что если я допущу ошибку...»

Непрерывно концентрируясь на будущем, такие Проигрывающие испытывают тревогу в настоящем. Они беспокоятся сверх меры из-за своих предчувствий — реальных или воображаемых — проверок, уплаты сче­та, любовной истории, кризиса, болезни, отставки, по­годы и т^. Люди, слишком погруженные в свои сомне­ния, упускают действительные возможности настояще­го, проходят мимо них. Они занимают голову мыслями, не относящимися к делу в текущий момент. Их беспо­койство искажает восприятие реальности. Следова­тельно, такие люди сами себе мешают видеть, слы­шать, чувствовать и понимать.

Проигрывающие неспособны полностью использо­вать возможности своих ощущений, их восприятие не­точно и неполно. Они видят себя и других в кривом зеркале. Эффективное использование их способностей в реальной жизни затруднено.

Большую часть своего времени Проигрывающие иг­рают роли, притворяясь, манипулируя, повторяя старые роли своего детства; они расходуют энергию на сохра­нение масок, часто пряча свое настоящее лицо. Карен Хорни пишет: «Появление ложной самости происходит ценой реальной самости, последняя презирается в луч­шем случае как бедный родственник» (2). Для играю­щего роли Проигрывающего сама игра часто более важна, чем реальность.

Проигрывающие подавляют свои возможности к не­посредственному и адекватному выражению полного спектра возможного поведения. Они могут не подозре­вать о возможности иного, более продуктивного, на­полненного жизненного пути. Проигрывающие боятся оказаться в новых обстоятельствах и прежде всего стремятся сохранить статус-кво, повторяя не только собственные ошибки, но не менее часто и ошибки своей семьи и культуры.

Проигрывающие избегают взаимной близости (при­вязанности) и не вступают в честные и откровенные отношения с другими. Вместо этого Проигрывающие пытаются манипулировать другими так, чтобы те посту­пали в соответствии с их ожиданиями. Силы Проигры­вающих также часто направляются на то, чтобы жить, следуя ожиданиям других (3).

Люди, являющиеся Проигрывающими, используют свои умственные способности не лучшим образом, на­правляя их на рационализацию и интеллектуализацию. При рационализации Проигрывающие пытаются при­дать своим действиям благовидные предлоги. При ин­теллектуализации они стремятся засыпать других пус­тым красноречием. Поэтому многие их возможности остаются скрытыми, нереализованными и неосознан­ными. Подобно сказочной Царевне-лягушке Проигры­вающие заколдованы и живут в этой жизни, являясь кем-то другим, а не самим собой.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconДороти Карнеги Как помочь мужу преуспеть в деле
Конкурсной комиссии по вскрытию поступивших конвертов на открытый одноэтапный конкурс без предварительного отбора
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать icon«Героическое сказание великая поэзия народов мира. Рожденные во благо...
Тема урока: «Героическое сказание – великая поэзия народов мира. Рожденные во благо народа. (на основе алтайского героического эпоса...
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconИстория
Системные требования: Pentium 90,Win 95/NT, 16 Мб озу, монитор с разрешением 640х480, HiColor (не менее 32 тыс цветов), 4х cd-rom,...
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconСтихи, рождённые уроками географии
Руководителям государственных учреждений, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пассивная: rabbit, snake, tree, umbrella, vest, win dow, box, yacht, zip Буквосочетания: sh, ch
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
У: Good morning, boys and girls, good morning everybody! I’m glad to see you here and I hope you are well today. Now we are going...
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconStylistic analysis [staɪ'lɪstɪk ə'næləsɪs] Стилистический анализ
Ниже приведены выражения, которые используются при стилистическом анализе текста
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconAnalysis of the main indicators of the development of international tourism in Primorsky Krai
Анализ основных показателей развития международного въездного туризма в Приморском крае
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconAnalysis of practice of using of insurance premium
Уфимский финансово-экономический колледж филиал фгобу впо «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconThe article presents a brief analysis of the effectiveness of joint...
Эффективность научного сотрудничества института растениеводства «Порумбень» и агрономического факультета
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconРабочая программа учебной дисциплины «критический дискурс-анализ...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направленность программы «Песни, рождённые сердцем» по содержанию является художественно-эстетической, по функциональному предназначению...
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Введение новой лексики "a pen, a pencil, a pencil-case, a book, a win­dow, a desk, a table, a chair, the blackboard, the floor, the...
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconPrinciples and results of vector wave field analysis
Охватывают многоуровневый комплекс наиболее часто повторяющихся, типичных экономических отношений между отдельными странами, их региональными...
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconРазвитие креативного мышления на уроках окружающего мира
Какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, не проникали в школу,как бы не менялись программы и учебники,одной из приоритетных...
Born to win transacional Analysis with Gestalt Experiments Дороти Джонгвард рожденные выигрывать iconФакторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных...
Так, поколение У, или молодые люди, рожденные между 1983 и 2003 годом, к которому относятся обучающиеся в настоящее время студенты,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск