Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей





Скачать 147.11 Kb.
НазваниеФакторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей
Дата публикации10.04.2015
Размер147.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
С.А. Стринюк, М.С. Шевелева

(НИУ ВШЭ, Пермь)

ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ

ЯЗЫКАМ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Одним из основных моментов, определяющих эффективность учебного процесса, является мотивация студентов. «Именно характер потребностей и мотивов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности личности, в частности вовлеченность/отчужденность, активность/пассивность, удовлетворенность/ неудовлетворенность происходящим» [2: 74]. В литературе описан целый спектр методов и средств мотивации учебной деятельности студента: приемы отбора и структурирования учебного материала, контекстное обучение, проблемное предъявление заданий, вариативность задач по уровню сложности [7: 208]. С целью определения факторов, способных привести к повышению учебной мотивации при изучении иностранных языков, авторами была проведена фокус группа со студентами 2 курса НИУ ВШЭ – Пермь. В результате были выделены два главных фактора, которые, по мнению студентов, приводят к тому, что они с удовольствием изучают предмет или выполняют те или иные задания: польза в будущей профессиональной деятельности (инструментальная мотивация), и улучшение всех языковых навыков (результативная мотивация).

Кроме того, для прояснения мотивирующих факторов можно обратиться к теории поколений Хоува-Штрауса, в основе которой лежат глубинные ценности людей, рожденных в разное время. Так, поколение У, или молодые люди, рожденные между 1983 и 2003 годом, к которому относятся обучающиеся в настоящее время студенты, имеют следующие приоритеты: немедленное вознаграждение, техническая грамотность, мораль, наивность, общительность и оптимизм.

Зарубежные исследователи отмечают у студентов многих национальностей преобладание инструментальной мотивации к изучению английского языка. К примеру, P.A.Браун [9: 6] в своем исследовании (на примере студентов одного из японских университетов) определяет как главенствующие мотивирующие факторы «поиск работы» и «общение с иностранцами»; вместе с тем, не менее важное место в системе ценных мотивирующих установок студенты назвали личные причины, связанные непосредственно с их развитием: «понимание слов песен», «путешествия», «понимание фильмов» и некоторые другие, т.е. факторы результирующей мотивации.

Rosario Nuchnoi [11: 3] устанавливает взаимосвязь мотивации и академических успехов студентов, изучающих английский язык в университете. Автор приходит к довольно неожиданным выводам: мотивация студентов практически не связана с их успешностью в изучении английского языка, на результаты студентов скорее влияет удачность или неудачность предыдущего опыта.

Авторам импонируют взгляды Kaylene C. Williams (California State University, Stanislaus) и Caroline C. Williams (University of Wisconsin, Madison), которые рассматривают причины, влияющие на успешное изучение иностранного языка в более широком контексте. Они полагают, что ключевыми факторами, оказывающими серьезное влияние на мотивацию студентов, являются личные мотивы самого студента, личность преподавателя, избранные им метод и создание благоприятной языковой среды [10: 45].

По мнению авторов, к факторам мотивации студентов при изучении иностранного (английского) языка для профессиональных целей можно отнести как собственно лингвистические, так и экстралингвистические факторы. Часть из них связана с развитием информационных технологий и включает возможность слушать лекции на английском языке в режиме видео конференций, доступ к электронным версиям профессиональных газет и журналов на английском языке, работа в медиатеке, доступность контента на английском языке в интернете, просмотр фильмов деловой направленности в оригинале. Еще одним бесспорным фактором мотивации является глобализация экономики и все более возрастающие требования работодателей к качеству знаний иностранных языков будущих сотрудников.

В связи с этим все большей популярностью у студентов направлений «Менеджмент», «Экономика» и «Бизнес Информатика» пользуются международные языковые экзамены, к которым относятся Кембриджские экзамены BEC Preliminary (рассчитан на кандидатов, владеющих деловой лексикой английского языка на уровне Intermediate), BEC Vantage (рассчитан на учащихся, знающих бизнес-английский на уровне Upper-Intermediate), BEC Higher (предназначен для кандидатов, прошедших обучение на курсе бизнес-английского на уровне Advanced), IELTS, GRE, TOEFL и другие. К особенностям экзаменов можно отнести следующие: 1) предназначены для студентов, которым необходимо специальное знание английского языка, чтобы заниматься деловой карьерой на международном уровне; 2) тестируют четыре аспекта языковых знаний: аудирование, чтение, разговорная речь и письмо; 3) в них используются задания, которые берут за основу разные сферы ежедневной жизни, чтобы проверить способность кандидата использовать различные лингвистические функции и структуры в деловом контексте.

Поскольку данный тип заданий относится к тем, от которых студенты видят непосредственную пользу как в ближайшем будущем (получение сертификата), так и в отдаленном будущем (общение в сфере профессиональных интересов), то на практике отмечается бесспорное повышение мотивации студентов при включении обзора или подготовки к данным экзаменам в стандартный курс изучения делового английского в высшей школе на 2 – 3 курсе. Во-первых, у студентов появляется четкая цель, которая выражается в сроках регистрации на экзамен и сдаче его, и уровня, выбранного кандидатом. Во-вторых, сертификаты признаются при приеме на работу как известными международными корпорациями, так и хорошо зарекомендовавшими себя российскими компаниями, являющимися привлекательным местом работы для выпускников. В-третьих, у кембриджских и некоторых американских экзаменов есть четкая структура и требования к подготовке, что значительно дисциплинирует студентов.

Вместе с тем, нельзя не отметить и ряд факторов, которые могут отрицательно сказаться на мотивации студентов при включении языковых экзаменов в стандартную программу. Во-первых, студенты недостаточно высоко оценивают общее содержание курса. Во-вторых, им кажется, что их усилия не достаточно отражаются в улучшении навыков владения английским языком. В-третьих, система оценивания кажется им недостаточно справедливой либо конечная оценка неадекватной приложенным усилиям. В-четвертых, недоброжелательная атмосфера на уроке может демотивировать студентов. В-пятых, другие интересы и приоритеты студентов конкурируют за их время и внимание, а также ряд других, исключительно личных причин. И последняя значительная причина – финансовая. Сдача экзаменов оплачивается самим кандидатом и составляет от 3000 до 13 000 рублей в зависимости от уровня и центра, где будет проходить экзамен. Более того, некоторые студенты рассматривают элементы подготовки к международным экзаменам только как отработку формата экзамена, а не изучение языка как такового.

Более сложной представляется мотивация в процессе формирования академических компетенций. Например, одно из направлений модернизации образования, происходящей в настоящее время в нашей стране, связано с требованием улучшения знаний иностранных языков у выпускников ВУЗов, а также выработки у них ряда общенаучных или универсальных компетенций, поскольку «способность к самостоятельному мышлению, формируемая образованием, может способствовать развитию экономики, основанной на свободном предпринимательстве». [3:5] В связи с этим возникает необходимость «обеспечения единства учебной и научной деятельности, обучение студентов мыслить и действовать методами, категориями науки, развитие исследовательских навыков». [1:14]

Современное более открытое образовательное пространство предлагает большие возможности для учебы и развития карьеры. Активное участие преподавателей ведущих иностранных университетов в преподавании, как и продолжение образования за рубежом требует от студентов умения осваивать серьезные объемы информации: участие в семинарах, конференциях, прослушивание лекций невозможны без качественных навыков аудирования. Кроме того, западные университеты размещают видеолекции по многим дисциплинам на специальных сайтах в сети Интернет, что позволяет и студентам, и преподавателям использовать их в качестве учебного материала не только в рамках учебной дисциплины «Английский язык», но и включать эти лекции в основные курсы. Тем самым достигается кумулятивный эффект, позволяющий студентам как получить доступ к бесплатным качественным ресурсам по своей специальности на иностранном языке, так и совершенствовать свои языковые навыки. Таким образом, преподавание языка строится на интегративной основе.

Использование ИКТ для повышения мотивации к изучению английского языка в лингводидактике давно стало общим моментом. Высшая школа экономики уделяет много внимания планомерному развитию и внедрению коммуникационных технологий в образовательный процесс. Студенты всегда положительно отмечают умение преподавателя эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Использование ИКТ позволяет решать многие задачи. Учебные аудитории ВШЭ обычно оборудованы презентационным оборудованием, что позволяет не только преподавателям сделать занятие более привлекательным, но и самим студентам приобрести дополнительные навыки. Студенты с удовольствием готовят презентации на английском языке. Умение выступать публично, привлечь внимание аудитории – эти практические навыки крайне необходимы будущим руководителям и предпринимателям. Кроме того, понимание правил структурирования речи, законов построения грамотной академической презентации (защита курсовой и дипломной работы на английском языке), несомненно, пригодится им в будущем.

Огромные возможности преподавателям и студентам предоставляет Learning Management System, аналог зарубежных Learning Grid. LMS позволяет организовать учебный материал, обеспечить студентам доступ к нему в удобное для них время. К примеру, на 2 курсе всех факультетов НИУ ВШЭ-Пермь предусмотрены несколько аспектов дисциплины Английский язык: ESP, Business English, Business English Certificate Preparation, Translation. Все необходимые материалы могут быть организованы по разделам, каждый из которых разбит на темы. Материалы курса могут сопровождаться видео и аудио записями, контроль усвоения осуществляется с помощью тестов. По тематике курса могут быть запланированы проекты, выполнение которых может включать самые разнообразные виды работы. К примеру, авторами был взят на вооружение тип задания, существующий в американском международном экзамене TOEFL – консолидированное задание. Студенты с удовольствием выполняли эссе-рассуждение (Тема: How consumerism affects behaviour?) на одну из тем основного курса Business English (Market Leader intermediate, Unit 6 Trade), используя в качестве стимула небольшое видео с youtube и текст новостей, оба стимула касались событий Black Friday – начала сезона распродаж и ажиотажного поведения покупателей.

Как было показано выше, заинтересованность самим заданием возникает в силу использования компьютерных и интернет технологий. Улучшение технических возможностей вузов позволяет преподавателям более активно использовать подобные технологии на уроках английского языка. Так, опрос преподавателей учреждений общего и профессионального образования показал, что «в 2009 г. компьютер на работе использовали около половины школьных учителей и преподавателей учреждений начального профессионального образования, 60 % преподавателей средних профессиональных учебных заведений и 68 % преподавателей ВУЗов». [4:156]. Применение компьютерных технологий значительно расширило возможности преподавателей английского языка, предоставив в распоряжение преподавателей практически безграничные аутентичные профессионально-ориентированные источники. Это, в свою очередь, стимулирует студентов включать доступные материалы на английском языке в сферу своих профессиональных интересов.

Однако при прослушивании публичных выступлений на английском языке студенты сталкиваются с целым рядом трудностей. Во-первых, большой объем услышанного препятствует качественному усвоению материала. Ни в средней школе, ни в университете студентам практически не предоставляется возможность прослушивать достаточно длинный отрезок рассуждения и выполнять задания, направленные как на проверку понимания, так и на совершенствование других языковых навыков. Во-вторых, в образовательном процессе в целом, при подготовке к практическим занятиям и экзаменам студенты недостаточно пользуются англоязычными источниками, предпочитая им перевод, что сужает область применения английского языка, ограничивая его только пределами урока и снижая мотивировку студентов к изучению иностранного языка. Дополнительная работа, направленная на преодоление этих трудностей помогла бы студентам совершенствовать свои практические языковые и общеакадемические навыки и стать более конкурентоспособными на рынке труда в будущем.

По мнению авторов, формированию необходимых академических навыков не уделяется достаточного внимания ни в рамках обучения в ВУЗе в целом, ни в рамках изучения иностранного языка в частности. При этом «Академические умения должны быть целенаправленно сформированы и могут совершенствоваться в процессе академической деятельности. Эти умения являются универсальными, носят надпредметный характер и, будучи сформированными в рамках одной дисциплины, могут быть перенесены на другие предметы и другие виды деятельности». [6 :187]

Более того, именно навыкам академического аудирования не уделяется достаточно внимания в процессе изучения иностранного языка, так как существует проблема отбора текстов для аудирования узкопрофессиональной направленности и постановки заданий к ним. Например, большинство отрывков для аудирования из стандартных УМК не превышает 4-5 минут, в то время как продолжительность лекции на иностранном языке в среднем составляет 1,5 часа.

В качестве материала для развития навыков академического аудирования авторами были выбраны публичные выступления и лекции продолжительностью 20 – 30 минут на английском языке. Выступления находятся в открытом доступе на интернет-сайтах www.academicearth.org и www.ted.com и освещают темы, традиционно изучаемые в рамках делового английского языка: trade, organization, money, business ethics, change, strategy, cultures, leadership, competition. Предварительно студенты изучают соответствующие разделы по базовому учебнику, отрабатывая специфическую лексику, что является дополнительным фактором, вызывающим интерес к прослушиванию более продолжительного отрывка публичного выступления, и одновременно снимает ряд сложностей, которые могут возникнуть при академическом аудировании.

Задания, предъявляемые студентам при прослушивании академических выступлений, построены в формате международного экзамена IELTS, который является наиболее популярным тестом для приема в англоязычные ВУЗы, а в последнее время и в некоторые магистратуры Российских университетов. Раздел Listening экзамена IELTS направлен на тестирование понимания и осмысления устной речи в академическом контексте.

Таким образом, во время урока студенты смотрят запись лекции или публичного выступления на английском языке и выполняют задания, в формате международного экзамена IELTS, часть аудирование. Задания выполняются непосредственно в ходе прослушивания, после одного предъявления, что приближает учебную ситуацию к условиям реальной лекции на иностранном языке.

Мотивирующими факторами для студентов в процессе овладения сложными навыками академического аудирования является визуальная форма предъявления материала (видеозапись лекций на иностранном языке), актуальность отобранных отрывков и соотносимость их с областью специализации студентов.

С целью дальнейшего контроля понимания и осмысления услышанного проводится вторая часть занятия (follow-up activity), которая предполагает устную работу: ответы на вопросы по прослушанной лекции, работу в группах, дебаты по обозначенной проблеме.

В качестве домашней самостоятельной работы студенты могут получить задание еще раз обратиться к предъявленному файлу и записать часть прослушанного, составить аннотацию лекции или составить список терминов с объяснением. Тщательная работа с языковым материалом предполагает использование новых для студентов «инструментов» - одноязычных словарей английского языка для студентов продвинутого этапа. (Oxford Advanced learner’s Dictionary, Cambridge Advanced learner’s Dictionary и т.д. в цифровом формате, графических словарей: www.visuwords.com, www.visualthesaurus.com). Использование подобных словарей формирует автономность в решении учебных задач, что является крайне важным умением и воспитывает в выпускнике ВУЗа стремление к саморазвитию. Не менее важным является развитие лингвистического типа мышления, умения пользоваться при изучении языка сложным инструментарием, в нашем случае англо-английскими словарями и всеми предоставляемыми ими возможностями.

Авторами статьи был проанализирован зарубежный опыт успешного создания языковой среды. Ни для кого не секрет, что в некоторых европейский странах английский язык изучается столь эффективно, что фактически становится вторым языком нации и наиболее грамотные слои населения не испытывают трудностей в общении. Особый интерес вызывает опыт Швеции, где иностранному языку в школе уделяется не так много времени (по параметрам российских специализированных школ), но где английский язык, не конкурируя с родным, постепенно вводится в образовательный процесс. Секрет прост – англоязычные источники не дублируются переводом. Даже на начальных ступенях образования дети пользуются не переведенными источниками на английском языке по самому широкому ряду предметов. Впоследствии уровень английского усложняется вместе с общим усложнением всех предметов, но логика остается прежней – английский для жизни и учебного процесса, а не только для уроков английского [8: 154].

В НИУ ВШЭ-Пермь на всех факультетах успешно вводится ряд курсов на английском языке. Чтение курсов на английском русскоязычными преподавателями, естественно, вызывает бурные дискуссии и неоднозначные оценки, но, как и всякое начинание, постепенно приобретает все больше сторонников. Более высокую положительную оценку вызывает активное привлечение преподавателей зарубежных университетов. Администрацией факультетов ВШЭ особое внимание уделяется разумной «встроенности» и эффективности курсов, читаемых зарубежным преподавателями, в существующий учебный план. Навыки академического аудирования, таким образом, оказываются востребованными не в отдаленной перспективе (поступлении в магистратуру), а в ближайшем будущем, что, безусловно, повышает мотивацию к изучению иностранного языка. У студентов вызывает определенные переживания беглая речь англоязычного преподавателя, когда сложность состоит не только в общем понимании, но и в качественном усвоении профессиональных знаний, но после нескольких занятий объяснимый страх уходит, и внимание студентов переключается на решение практических вопросов.

В НИУ ВШЭ поставлена задача создания статуса английского языка как второго академического языка [5: 3]. Кафедра иностранных языков НИУ ВШЭ – Пермь предложила ряд мероприятий для создания элементов языковой образовательной среды, не связанной непосредственно с учебным процессом, но создающим положительный настрой в изучении языка, объединяющим студентов разных факультетов и включающим в их сферу внимания широкий спектр тем, обычно не рассматриваемых на занятиях.

С учетом пожеланий студентов и в рамках поставленной задачи запланированы и частично уже проведены выступления англоязычных специалистов-практиков, работающих в г. Перми, просмотр и обсуждение англоязычных художественных фильмов, обсуждение произведений художественной литературы, общение с преподавателями кафедры иностранных языков на актуальные темы, выходящие за рамки программы.

Развитая языковая среда позволяет студентам не только овладевать иностранным языком как средством общения, но и получать экстралингвистическую информацию, характеризующую особенности культуры страны изучаемого языка, ее актуальные политические проблемы, особенности национального характера и т.д.

К примеру, одно из запланированных мероприятий по созданию англоязычной среды посвящено отражению англо-ирландского конфликта в английской литературе и кино. Привлечение различных медиа ресурсов (рассказ и фильм) и специфика организации мероприятия (студентам обеспечивается доступ к ресурсу заранее, и текст обсуждаемого рассказа, и фильм должны быть просмотрены заранее, на занятии происходит обсуждение прочитанного и увиденного) позволят внести существенное разнообразие в круг обсуждаемых вопросов. Кроме того, студентам предоставляется возможность увеличить свой непосредственный опыт аудирования вариантов английского языка – фильм предоставляется с русской, английской и ирландской звуковыми дорожками. Это позволит студентам разного уровня посмотреть фильм и успешно участвовать в дискуссии. Особое внимание уделяется собственно языковым задачам: формирование расширенного вокабуляра (нейтральная лексика, неформальная, слэнг и т.д.), функциональному вокабуляру: выражение своего мнения, согласия/несогласия с собеседником, умение грамотно вести дискуссию.

На занятиях такого рода успешно решается множество задач как непосредственно связанных с формированием языковых компетенций и общеучебных навыков (выражение своего мнения по теме разговора, навыки аудирования, самостоятельная работа со справочными материалами и т.д.), так и задача «персонализации» английского языка – вовлечение личных интересов студента в учебный процесс, формирование эмоционально положительного настроя.

Таким образом, многочисленные формы работы со студентами направлены на повышение мотивации к изучению английского языка. Комплексное развитие навыков понимания развернутых лекций и публичных выступлений, критическое осмысление их содержания и умение многоуровневой аналитической обработки услышанного формируют ряд ключевых компетенций современного выпускника университета. Мотивацию повышают целый ряд факторов, а именно: сложное сочетание мотивировок самого студента, личность и профессионализм преподавателя, актуальные методы и активное использование современных технологий. Не менее важным аспектом повышения мотивации к изучению иностранного языка является выход за рамки установленной программы, привлечение дополнительных ресурсов, что позволит студентам использовать язык в большем количестве ситуаций, тем самым повышая их интерес к изучению английского языка.

Литература


  1. Володарская Е.А. Динамика имиджа науки в процессе развития исследовательских умений студентов // Психологический журнал, 2009. – №1.– С 14 – 31.

  2. Дубовицкая Т.Д. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вопросы психологии, 2005. – №1. – С. 73 – 78.

  3. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В. Образование и конкурентоспособность нации // Психологический журнал, 2009. – №1. – С. 5 – 13.

  4. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании. Статистический обзор // Вопросы образования, 2010. – №3. – С. 152 – 194.

  5. Концепция преподавания английского языка в Государственном университете – Высшей школе экономики (I ступень – бакалавриат). Утверждена Ученым Советом ГУ-ВШЭ 02.07.2010 г. Протокол № 15. Москва, 2010. – с. 1– 21.

  6. Лытаева М.А., Талалакина Е.В. Academic skills: сущность, модель, практика // Вопросы образования, 2011. – №4. – С.178 – 201.

  7. Мамаева Н.А., Агапова Ю.Б. Формирование учебной мотивации студентов технических ВУЗов // Вестник АГТУ, 2008. – №1. – С. 207 – 209.

  8. English as a First Foreign Language for Young Learners –Sweden // Marianne Nikolov, Helena Curtain: An Early Start:Young Learners and Modern Languages in Europe and Beyond Strasbourg, Council of Europe. European Centre for Modern Languages, 2000. С. 151 – 157

  9. [Электронный ресурс] R. A. Brown // Motivation for Learning English among Japanese University Students. c. 1 -12. Режим доступа: http://www.bunkyo.ac.jp/faculty/lib/klib/ Время обращения: 09.03.13

  10. [Электронный ресурс] Kaylene C. Williams California State University, Stanislaus, Caroline C. Williams University of Wisconsin, Five key ingredients for improving student motivation Madison. Режим доступа: http://www.aabri.com/rhej.html. Время обращения: 09.03.13

  11. [Электронный ресурс] Rosario Nuchnoi A SURVEY OF THE MOTIVATION OF THE RANGSIT UNIVERSITY ENGLISH MAJOR STUDENTS TOWARDS LEARNING ENGLISH // A Journal of the Humanities and Social Sciences Vol. 5 No.9 Режим доступа: Режим доступа: http://www.rsu.ac.th/libarts/new/humanity/paper/5/4.pdf. Время обращения: 09.03.13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconПлан классификация современных средств обучения. Новые технологии в обучении иностранным языкам
Тема: Мультимедийные средства и новые телекоммуникационные технологии в обучении иностранным языкам
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconО месте мультимедийных программ в обучении лингвострановедению на факультете мэо
Поэтому при обучении иностранным языкам необходимым элементом является обучение культурологическому аспекту
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconВопросы к государственному экзамену по дисциплине: Методика преподавания иностранных языков
Методика обучения иностранным языкам как наука. Связь методики с другими науками. Лингводидактика как общая теория обучения иностранным...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconПрограмма дисциплины Английский язык для специальных академических...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 521500....
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconПланирование работы
Ра­бо­та по ап­ро­ба­ции учеб­но-ме­то­ди­че­ских и ди­дак­ти­че­ских ма­те­риа­лов по иностранным языкам, мультимедийных и интерактивных...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconПрименение ит в обучении иностранным языкам
Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранных языков. 12
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconПрименение ит в обучении иностранным языкам
Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранных языков. 10
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconКреативный подход при обучении чтению на иностранном языке в старших классах
Современный учитель должен учитывать влияние креативности на факторы становления личности старшеклассника, повышения мотивации обучения...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconЗначимость социокультурного подхода при обучении иностранным языкам
России в европейское экономическое, образовательное и социокультурное пространство повышается спрос на высококвалифицированных специалистов,...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа создана на основе Примерных программ по иностранным языкам с учётом требований Федерального компонента государственного...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconВведение Дисциплина «Теория обучения иностранным языкам» принадлежит...
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconОпределение конструкта при составлении тестов по чтению для академических целей
Специальность 13. 00. 02 — Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Обеспечение компетентностного подхода через обновление содержания образования и использование современных педагогических технологий...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconРабочая программа Изгородина Татьяна Владимировна
Новые политические, социально-экономические и социокультурные условия развития общества поставили перед школой необходимость достижения...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconПрограмма дисциплины «Английский язык» для студентов бакалавриата
Гоу впо «ргу» 16 июня 2006 г. (протокол №10) и на заседании Северо-Кавказского регионального отделения Научно-методического совета...
Факторы мотивации студентов при обучении иностранным языкам для профессиональных и академических целей iconРабочая программа по английскому языку для 9 класса составлена на...
Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык), составители Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск