БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТВыпускная работа по
«Основам информационных технологий»Магистрант кафедры теории и практики переводаБразевич Елена Валерьевна Руководители: Доцент Шешко Сергей Михайлович,Старший преподаватель Кожич Павел Павлович Минск – 2010 г. Оглавление
Оглавление 5
Список обозначений ко всей выпускной работе 6
Реферат на тему «Применение ИТ в обучении иностранным языкам» 7
Введение 7
Глава 1.Обзор литературы. 10
Глава 2. Методика исследования. 11
Глава 3. Использование компьютерных обучающих программ в процессе преподавания иностранных языков. 12
Глава 4. Применение Интернет-технологий при обучении иностранным языкам. 15
Глава 5. Дистанционное обучение иностранным языкам. 19
Заключение. 21
Список литературы к реферату. 23
Предметный указатель к реферату. 24
Интернет ресурсы в предметной области исследования. 25
Действующий личный сайт в WWW. 27
Граф научных интересов 28
Тестовые вопросы по курсу «Основы информационных технологий» 31
Список литературы к выпускной работе. 32
Приложение 1 34
Презентация магистерской диссертации 34
Список обозначений ко всей выпускной работе
ИТ – информационные технологии
ИТО - информационные технологии обучения
ДО – дистанционное обучение
КТО - компьютерная технология обучения
ИЯ – иностранный язык
ПК - персональный компьютер
Реферат на тему «Применение ИТ в обучении иностранным языкам»
Введение
В настоящее время в нашем обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно важна, они занимают сегодня центральное место в процессе развития общества, его системы образования и культуры. Широкое использование информационных технологий в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность скорейшего ознакомления с ними.
Система образования и науки являются одним из объектов процесса информатизации общества. Информатизация образования требует теоретического обоснования и выбора использования ИТ.
Рассматривая вопрос о компьютерной технологии обучения (КТО), можно отметить, что она представляет собой технологию обучения, основанную на принципах информатики и реализуемую с помощью компьютеров. Главной отличительной особенностью КТО, в сравнении с традиционной, является применение компьютера и ИТ в качестве нового и динамично развивающегося средства обучения, использование которого кардинально меняет систему форм и методов преподавания.
Во многих работах исследователи отмечают ряд преимуществ организации учебного процесса с использованием современных ИТ (Красильникова В.А., Роберт И.В.):
-организация активной познавательной деятельности обучающихся,
-интенсификация учебного процесса,
-увеличение объема информации, сообщаемой на занятии,
-стимулирование творческих способностей обучающихся,
-возможность индивидуального обучения.
Потенциал ИТ в системе образования проявляется в следующем:
-совершенствование методологии и стратегии отбора содержания образования, внесение изменений в обучение традиционным дисциплинам, в частности ИЯ;
-повышение эффективности обучения, организация новых форм взаимодействия в процессе обучения, изменение содержания и характера деятельности обучающего и обучающегося;
-модернизация механизмов управления системой образования, учебным процессом, его планирования, организации, контроля.
Неудивительно, что в современном обществе все более возрастает роль иностранных языков (ИЯ). Знание иностранных языков дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.
Цель обучения ИЯ – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое овладение ИЯ. Задачи учителя (преподавателя) – активизировать деятельность каждого учащихся в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности.
Внедрение персонального компьютера (ПК), ИТ, технологий мультимедиа и глобальной информационной сети Интернет повлияло и продолжает оказывать свое влияние на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения ИЯ. Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. Очевидным является тот факт, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся ИТ, можно использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках ИЯ. Роль преподавателя здесь не менее важна. Он подбирает компьютерные программы к уроку, дидактический материал и индивидуальные задания, помогает учащимся в процессе работы, оценивает их знание и развитие. Применение ИТ делает и позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.
Ведущим компонентом содержания обучения ИЯ является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. Обучающая компьютерная программа представляет собой тренажер, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания.
Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности и склонностей.
Существующие сегодня записывающие устройства позволяют выводить на экран информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Обучение с помощью ИТ дает возможность организовать самостоятельную работу каждого учащегося. Интегрирование традиционных форм обучения с ИТ позволяет преподавателю переложить часть своей работы на техническое оснащение, делая при этом процесс обучения более интересным и интенсивным. При этом ИТ не заменяют личность самого преподавателя, а всего лишь дополняют его. Подбор обучающих программ зависит, прежде всего, от текущего учебного материала, уровня подготовки обучаемых и их способностей.
Применение ИТ в обучении ИЯ не только способствует повышению интереса к учебной деятельности, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, ИТ позволяют полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ.
Таким образом, актуальность данной темы очевидна и подтверждается процессами глобализации и информатизации современного общества. Знание хотя бы одного ИЯ является необходимостью в настоящее время. Применение ИТ при обучении ИЯ позволяет решить ряд конкретных проблем и задач, изрядно разнообразить процесс обучения и улучшить его качество. В этом и заключается необходимость в проведении соответствующих исследований по данному вопросу, в разработке новых и усовершенствовании уже существующих форм использования ИТ в обучении ИЯ.
Задача настоящей работы – исследовать перспективы применения ИТ как относительно нового средства при обучения ИЯ, изучить преимущества и недостатки (если таковые существуют) при практическом использовании данного новшества.