Скачать 2.68 Mb.
|
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с. (Серия «Психологи Отечества»)ОглавлениеПРЕДИСЛОВИЕ Глава I. Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности 1. Проблема активности личности: методология и стратегия исследования Литература 2. Особенности типологического подхода и метода исследования личности Литература 3. Активность и сознание личности как субъекта деятельности Литература 4. Проблема личностной организации времени Литература Глава II. Ценностно-гуманистический подход к личности 1. Гуманистический подход и типология личностей Литература 2. Акмеологическое понимание субъекта 3. К проблемам экологии личности — ее регресса и жизненно-психологических утрат и возможности психологической поддержки Литература Глава III. Психосоциальный подход к особенностям сознания, социального мышления личности и российского менталитета 1. Социальное мышление личности Литература 2. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы Литература 3. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта Литература В данной книге избранных трудов видного психолога представлена развитая в русле рубинштейновской школы концепция личности как субъекта жизненного пути, субъекта деятельности и сознания, раскрыты некоторые структуры и механизмы ее высших жизненных функциональных способностей — активности, сознания и временной организации, их типологические особенности, определяющие меру и характер становления личности. Показаны возможности и стратегия типологического исследования, давшего картину разнообразия реальных типов личности. Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности. ПРЕДИСЛОВИЕСовокупность представленных в данном труде работ, написанных в разные годы и опубликованных в малотиражных и потому малодоступных изданиях, воссоздает основные звенья нашей концепции личности и особенности способа ее исследования. Благодаря определению личности как субъекта жизненного пути, преодолевая ограниченности обособленного изучения последнего, мы постарались достичь нового уровня конкретности в раскрытии сущности самой личности. Насколько это удалось, судить вам, дорогой читатель. Активность и сознание личности, часто рассматривавшиеся достаточно абстрактно, мы определили как ее жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) ее возможность быть субъектом. Это позволило раскрыть механизм активности как интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности и понять саму активность не только как производную потребностно-мотивационных «движущих сил», но и как способность и способ самовыражения, самореализации личности — инициативно проектирующий и ответственно организующий деятельность в субъективном и объективном пространстве — времени. Способность к организации времени мы впервые «подняли» в ранг высших жизненных способностей личности, исследовав ее типологические архитектоники, определяющие приоритеты тех или иных типов в разных режимах времени деятельности. Функциональные механизмы этой способности у разных типов, в свою очередь, вскрыли разные реальные регуляторные возможности сознания по отношению к деятельности, что позволило конкретизировать рубинштейновскую формулу единства сознания и деятельности. Сознание было впервые определено как социальное мышление личности (отличающееся от социальной перцепции и познания). Эмпирические исследования его составляющих — проблематизации, репрезентации и интерпретации — коллективом нашей лаборатории в сотрудничестве с психологами Франции, Польши, Финляндии, США позволили разработать и реализовать особый психосоциальный способ изучения реальной российской личности, ее психологии, сознания и активности, выявить имплицитные концепции интеллекта, ответственности, специфику политических, правовых, моральных и др. представлений. Способ их связи в сознании личности позволил подойти к выявлению особенностей российского менталитета в целом, в его интегральности и изменениях. Благодаря этому подходу мы видим не одну абстрактно-идеальную личность, а множество различных личностей — одних — самодостаточно успешно справляющихся со своими жизненными задачами в кризисном социуме и других — нуждающихся в психологической поддержке. Мы осознаем свою научную и человеческую ответственность за их судьбу. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит... | Организация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания... Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагается... | ||
Решение кафедры ... | Очерк Краеугольные камни этнической культурологии 4 Белорус как реальность: константный самообраз и менталитет белоруса-крестьянина 97 | ||
Секция чувашский язык и литература. Топонимика ойконимы моей малой родины Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) | Левченко григорий александрович словарь-разговорник в россии: типологический... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Семантико-типологический аспект метафоризации в философском дискурсе... Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило | Содержание Введение с. 3 Глава Понятие «менталитет народа» Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понимать смысл основных понятий темы: нация, национализм, нацизм, сепаратизм, менталитет, самосознание | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Гринберг Д. Квантитативный подход к морфологической классификации... Введение. Предмет и задачи курса. История разработки типологических исследований. Фонетический ярус. Сравнительно-типологический... | Российский государственный гуманитарный университет философский факультет... Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные... | ||
Актуальность исследования. За последнее десятилетие в России произошли... Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры фхтзб, протокол №2 от 01. 10. 08 г | Проект программы «внутришкольная система оценки качества образования» В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению... | ||
Литература: Ботякова О. А. «Российский Этнографический музей» Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных... | Литература по психологии,классичес Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:... |