Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы





НазваниеЛитература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы
страница1/15
Дата публикации02.09.2013
Размер2.68 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Психология > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 224 с. (Серия «Психологи Отечества»)

Оглавление


ПРЕДИСЛОВИЕ

Глава I. Исследовательский подход к психологии личности. Высшие жизненные способности

1. Проблема активности личности: методология и стратегия исследования

Литература

2. Особенности типологического подхода и метода исследования личности

Литература

3. Активность и сознание личности как субъекта деятельности

Литература

4. Проблема личностной организации времени

Литература

Глава II. Ценностно-гуманистический подход к личности

1. Гуманистический подход и типология личностей

Литература

2. Акмеологическое понимание субъекта

3. К проблемам экологии личности — ее регресса и жизненно-психологических утрат и возможности психологической поддержки

Литература

Глава III. Психосоциальный подход к особенностям сознания, социального мышления личности и российского менталитета

1. Социальное мышление личности

Литература

2. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы

Литература

3. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта

Литература

В данной книге избранных трудов видного психолога представлена развитая в русле рубинштейновской школы концепция личности как субъекта жизненного пути, субъекта деятельности и сознания, раскрыты некоторые структуры и механизмы ее высших жизненных функциональных способностей — активности, сознания и временной организации, их типологические особенности, определяющие меру и характер становления личности. Показаны возможности и стратегия типологического исследования, давшего картину разнообразия реальных типов личности.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Совокупность представленных в данном труде работ, написанных в разные годы и опубликованных в малотиражных и потому малодоступных изданиях, воссоздает основные звенья нашей концепции личности и особенности способа ее исследования.

Благодаря определению личности как субъекта жизненного пути, преодолевая ограниченности обособленного изучения последнего, мы постарались достичь нового уровня конкретности в раскрытии сущности самой личности. Насколько это удалось, судить вам, дорогой читатель.

Активность и сознание личности, часто рассматривавшиеся достаточно абстрактно, мы определили как ее жизненно-функциональные высшие способности, обеспечивающие (или нет) ее возможность быть субъектом. Это позволило раскрыть механизм активности как интеграл притязаний, саморегуляции и удовлетворенности и понять саму активность не только как производную потребностно-мотивационных «движущих сил», но и как способность и способ самовыражения, самореализации личности — инициативно проектирующий и ответственно организующий деятельность в субъективном и объективном пространстве — времени. Способность к организации времени мы впервые «подняли» в ранг высших жизненных способностей личности, исследовав ее типологические архитектоники, определяющие приоритеты тех или иных типов в разных режимах времени деятельности. Функциональные механизмы этой способности у разных типов, в свою очередь, вскрыли разные реальные регуляторные возможности сознания по отношению к деятельности, что позволило конкретизировать рубинштейновскую формулу единства сознания и деятельности.

Сознание было впервые определено как социальное мышление личности (отличающееся от социальной перцепции и познания). Эмпирические исследования его составляющих — проблематизации, репрезентации и интерпретации — коллективом нашей лаборатории в сотрудничестве с психологами Франции, Польши, Финляндии, США позволили разработать и реализовать особый психосоциальный способ изучения реальной российской личности, ее психологии, сознания и активности, выявить имплицитные концепции интеллекта, ответственности, специфику политических, правовых, моральных и др. представлений. Способ их связи в сознании личности позволил подойти к выявлению особенностей российского менталитета в целом, в его интегральности и изменениях.

Благодаря этому подходу мы видим не одну абстрактно-идеальную личность, а множество различных личностей — одних — самодостаточно успешно справляющихся со своими жизненными задачами в кризисном социуме и других — нуждающихся в психологической поддержке. Мы осознаем свою научную и человеческую ответственность за их судьбу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит...
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconОрганизация преемственности в развивающем обучении в процессе преподавания...
Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Предлагается...
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconРешение кафедры
...
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconОчерк Краеугольные камни этнической культурологии 4
Белорус как реальность: константный самообраз и менталитет белоруса-крестьянина 97
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconСекция чувашский язык и литература. Топонимика ойконимы моей малой родины
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconЛевченко григорий александрович словарь-разговорник в россии: типологический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconСемантико-типологический аспект метафоризации в философском дискурсе...
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconСодержание Введение с. 3 Глава Понятие «менталитет народа»
Методические рекомендации по формированию прогноза объемов продукции (товаров, работ, услуг) закупаемых для государственных
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понимать смысл основных понятий темы: нация, национализм, нацизм, сепаратизм, менталитет, самосознание
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconГринберг Д. Квантитативный подход к морфологической классификации...
Введение. Предмет и задачи курса. История разработки типологических исследований. Фонетический ярус. Сравнительно-типологический...
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconРоссийский государственный гуманитарный университет философский факультет...
Каждая программа снабжена необходимым пояснением, в котором раскрываются цели, задачи и особенности курса, даны литература и контрольные...
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconАктуальность исследования. За последнее десятилетие в России произошли...
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры фхтзб, протокол №2 от 01. 10. 08 г
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconПроект программы «внутришкольная система оценки качества образования»
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению...
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconЛитература: Ботякова О. А. «Российский Этнографический музей»
Цель определяется овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных...
Литература Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы iconЛитература по психологии,классичес
Альдебаран-крупнейшая электронная библиотека on-line- художественная, учебная и техническая литература и книги различных жанров:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск