Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад





Скачать 272.62 Kb.
НазваниеНоу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад
страница1/3
Дата публикации17.09.2013
Размер272.62 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Психология > Доклад
  1   2   3


НОУ «НОГИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

c:\documents and settings\user\рабочий стол\рисунок2.jpg

Ногинск – ноябрь 2011 года

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Головкина Лидия Петровна

c:\documents and settings\user\рабочий стол\рисунок1.jpg

Доклад

«СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЯМИ, ПСИХОЛОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ»

СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЯМИ, ПСИХОЛОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ
На современном этапе развития общества особо актуальным являются поиски путей формирования технологий, способствующих решению проблем, связанных с изучением и реабилитацией в формирующейся и в уже сформированной речевой системе.

Среди учащихся общеобразовательных школ увеличивается число детей с недоразвитием письменной речи. Недоразвитие речи и других психических функций вызывают трудности не только в обучении, но и сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, коммуникативных навыков.

Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта логопеда с учителями начальных классов, психологом, от сотрудничества с родителями. d:\documents and settings\admin\рабочий стол\таблица.jpg

Сотрудничество с учителями

Основная задача логопеда – профилактика и коррекция речевого недоразвития. Учитель-логопед не имеет целью повторения изученного в классе, а восполняет проблемы в развитии средств языка и функции речи.

Средства языка

Звуковая сторона речи

Словарь

Грамматический

строй

Несформированные

средства языка

произношение

фонетические

процессы

+

+

+



+

+





+





+

Фонем.недоразв.

ФФН

ОНР

Рассмотрим эти проявления. Следствия недостаточной сформированности звуковой стороны речи приводят к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов, нарушению успешного овладения грамотой, письмом и чтением. Несформированность лексико-грамматических средств языкаприволит к недостаточному пониманию учебных заданий, инструкций учителя, к трудностям формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы, к недоразвитию связной речи. В своем сообщении логопед должен рассказать о содержании коррекционной работы

Этапы коррекционной работы

I

II

III

Работа над звуковой стороной речи

Лексико-грамматический

строй

Связная речь

Произношение (постановка звуков)

Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков, звуковой анализ и синтез, воспроизведение слоговой структуры)

Морфологический состав слов

Работа над предложением




Работа над словом, предложением и связной речью (метод опережения)

Работа над связной речью




Одно их важных условий коррекционной работы – выработка единства требований со стороны учителя и логопеда. Целесообразно изготовить и раздать учителям памятку, выделив типы специфических ошибок при письме и чтении.

Л.Н. Ефименкова определила следующие группы специфических ошибок при письме :

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия:

● пропуск букв и слогов – трва (трава), кродил (крокодил);

● перестановка букв и слогов – онко (окно), звял (взял);

● недописание букв и слогов - красны (красный), лопат (лопата);

● наращивание слов лишними буквами и слогами – тарава (трава);

● искажение слова – наотух (на охоту), хабаб (храбрый);

● слитное написание слов и их произвольное деление – на ступила, и

дёт;

● неумение определять границы предложений в тексте, смешанное написание предложений: «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»;

● замена одной буквы на другую – зуки (жуки), панки (банки);

●нарушение смягчения согласных – васелки (васильки), кон (конь).

II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической

стороны речи:

● аграмматизм – «Саша, Лена собирает цветы. Дети сизели на

большими стульями. Пять жёлтеньки сипленачка» (пять

жёлтеньких цыплят);

● слитное написание предлогов и раздельное написание приставок –

вкарман, при летели.
III.Графические ошибки.

● изменение количества элементов: ш – и;

● нарушения расположения в пространстве: б – д;

● недописка элемента: ш – щ, ашу – ащу;

● зеркальное отражение;

● искажение буквы.

IV. Правила правописания (по программе).

жи – ши, точка в конце предложения и т.п.
Специфические нарушения чтения следующие:

  1. Неправильное прочитывание (замены) букв.

В этом случае ребёнок слово «шуба» прочитывает как «суба», «цыплёнок» - как «сыплёнок» и т.п. Аналогичные ошибки и на письме. Такие ошибки вызваны затруднением в слуховой дифференциации соответствия звуков (ш-с, ц-с, б-п, д-т…) именно поэтому ребёнку [ш] и [с] при их восприятии кажутся ему одинаковыми.

  1. Грубое искажение при чтении звукослоговой структуры слов, иногда до полной их неузнаваемости. Ребёнок в процессе чтения пропускает буквы или даже целые слоги, меняет их местами, добавляет лишние буквы и слоги, что резко затрудняет понимание прочитанного. Например, «карандаш» - «кададаш», не удивительно, что он не может узнать этого «слова».

Отмечаются затруднения в синтезе (слиянии) звуков в слоги, т.е.:

Го-ло-ва – «г-о-л-о-в-а»

Стра-на – «с-т-р-а-н-а»

Между буквами, которыми к тому же вставляются и какие-то неопределённые призвуки (сэ-тэ-рэ-нэ-а). На письме – сплошной речевой поток, слияние предлогов, отрыв глагольных приставок (у пал, настоле).

  1. Аграмматизмы при чтении, выражающиеся в неправильном согласовании слов между собой, в искажении или полном отсутствии окончаний в этих словах и пр.

Например, почему вместо ясно написанного словосочетания «много зеркал» он прочитывает «много зеркалов».

Овладевая чтением, ребёнок всё чаще и чаще начинает узнавать слова в лицо, и уже не вчитываясь при этом в каждую составляющую их букву. По этой причине он уже «не дочитывает», а как бы «домысливает» окончание слов. Если у ребёнка имеются аграмматизмы в устной речи (он привык так говорить), то это неизбежно проявится и при чтении, и при самом письме (изложении, сочинении, и пр.)

В этих случаях:

  • Надо проводить корригирование недостатков устной речи – это главное.

  • Приучать ребенка к дочитыванию слова до конца.

  1. Неправильное прочитывание букв (замена) по принципу их оптического сходства.

Этот вид нарушений встречается чаще всего у тех детей, у которых к началу обучения грамоте недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления. Дети затрудняются в различных сходных по начертанию букв, как бы, не замечая «мелких» различий между ними.

Например, «цавель» Щ-Ц.

Единственный путь устранения таких смешений – это работа над усовершенствованием зрительно-пространственных представлений ребёнка.

  1. Своеобразная трудность при чтении может также заключаться в непонимании ребёнком смысла прочитанного.

Важно не прерывать установленные равноправные отношения с учителями начальной школы. При выборе путей решения проблем надо опираться на мнение учителя.

Хороший результат дает применении различных упражнений помогающих улучшению психологической атмосферы:

а) Элементарные упражнения гимнастики мозга Деннинсона:

● «думающий колпак»;

● «ленивая восьмерка»;

● «перекрест» и др.

б) Релаксационные упражнения:

● правое (левое) плечо к правому (левому) уху медленно поднять, резко

бросить;

● оба плеча …;

● вращение головы с поднятыми и опущенными плечами;

● голова падает на грудь, затем медленно поднимается;

● игра с песком;

● «Олени» – руки над головой, пальцы напряжены:

Посмотрите, мы олени!

Ветер рвется к нам в рога.

Ветер стих. Расправьте плечи.

Руки снова на колени.

Они не напряжены и расслаблены.

● «Пружинки» – сидя упираться носками в пол;

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

● «Мотоциклисты» – переносить тяжесть тела с одной ягодицы на другую;

● имитировать движения раскачивания ветвей деревьев от ветра, при

полоскании белья, поднятии штанги;

● «Свеча» – руки вверх, расслабить кисти, предплечья, бросить руки;

● «Сосулька» – руки вверх, в стороны, вниз:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит.

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

● «Шалтай-болтай» :

Шалтай-болтай танцевальные движения

Висел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне. сесть, расслабиться

c:\documents and settings\user\рабочий стол\рисунок12.jpg


Тренируя воображение, внимание, скорость реакции, мыслительный настрой личности, творческие упражнения становятся одним из любимых видов занятий в группе детей:

● эстафета;

● одновременный поклон, хлопок;

● слушай звуки за окном, за дверью и т.п.;

● испорченный телефон;

● «Раз, два, три – замри!»;

● «Живой алфавит»;

● ходьба «след в след»;

● «Хоровод» – сцепившись за руки, пишут заданную учителем букву;

● «Волшебная палочка» – передача палочки сопровождается речью;

● «Что мы делаем, покажем».
Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед даёт открытые занятия.

Конспект логопедического занятия для группы учащихся

с нарушениями чтения и письма (2 кл.)

Тема: Дифференциация «Ч – Ш»

Цель: 1. Развитие фонематического восприятия.

2. Повторить правописание сочетаний: ча – ща, чу – щу.

3. Развитие познавательной активности, внимания.
Оборудование: набор картинок, карточек для индивидуальной работы, цифры, зеркала, элементы букв.

Ход занятия

  1. а) Сложить буквы из элементов письменных букв.

б) Записать их.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\sdc12493.jpg

2. Сравнить звуки:

[Ч']- согласный, шипящий, мягкий, слитный, краткий

[Щ']- согласный, шипящий, мягкий, щелевой, долгий



  1. Дети читают стихи.

Звук «Ч» - это «чайник» и «чашки»

Со звуком тем пьется чай,

А «Щ» - то «щелчки» и «ящик»,

Тот звук из слова «прощай»

Со звуком «Ч» скучают и молчат,

А поскучав, бывает, что и плачут,

Со звуком «Щ» то щелкают, пищат,

А то трещат, но никогда не скачут.
4. Назвать слова с [Щ'], потом с[Ч']

- в начале слова;

- в конце слова;

- в середине слова.
5. Определить место звука в словах (по цифровому ряду)

Ч: ветчина, кирпич, частично.

Щ: чудовище, защищать


  1. Добавить слово ( по картинке):


а) Вышел ёжик с сапожной ……. (щеткой)

Занялся работой ……….. (четкой)
б)Найди пару (по картинкам):

- плач – плащ

- чёлка - …….

- печать - ……

- замечать - ……..
в) Составить с каждым словом предложение или словосочетание.
7. Изменить слово так, чтобы появились звуки [Ч] и [Щ]

(с движениями рук ←→, ↓↓, ↑↑)

Мужик – мужичок – мужичище

чердак - … - …

черпак –

кулак –

чеснок -

чулан –

комок –
8. Игра «Шифровальщики». Составить предложение из набора слогов.
а) Хо (-д,чу); чи (-сто, -тать); ча (-ще, - сы)
б) Записать предложение «Хочу читать чаще».
10. а) Чтение слоговой таблицы
c:\documents and settings\user\рабочий стол\рисунок1.jpg
б) Выделить и записать слоги:

ча – чу, ща – щу
11. Изменить слова по образцу:

молчать – я молчу

кричать - …

трещать - …

звучать - …

навещать - …

ворчать - …
12. а) Записать под диктовку слова с буквами Ч, Щ,

выделить слоги ча – ща, чу – щу:

- чужие, товарищ, горячая

- пища, точить, вещи

б)составить с этими словами словосочетания ( устно )

чужие вещи, горячая пища.
13.а)Записать второе слово из словосочетаний:

- церковная свеча

- горит тускло

- луна освещает

- чердачное помещение
б) Что получилось? (предложение «Свеча тускло освещает помещение»).
14. а) Вставить буквы Ч,Щ в карточку с текстом по сюжетной картинке.
Тачка

Вова решил сделать себе та_ку.

Он принес до_атый я_ик. Мальчик взял кле_и, выта_щил из я_ика гвозди. Полу_илось много до_е_ек. Из них он сделал _удесную та_ку.

б) Проверить.

15. Итог.

- Какие звуки сравнивали?

- Чем они похожи? Чем отличаются?

- Правописание каких слогов нужно запомнить?

c:\documents and settings\user\рабочий стол\рисунок21.jpg

Сотрудничество с педагогом-психологом.

Стойкие нарушения письменной речи могут возникнуть у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но имеющих несформированность некоторых частных психологических процессов, которые могут почти совсем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьёзное препятствия при овладении чтением и письмом.

По данным англо-американской литературы подобные состояния встречаются у 15-20% детей школьного возраста.

Анализ этиологии и патогенеза расстройств письменной речи затрагивает 3 группы вопросов:

  1. конституционные предпосылки;

  2. экзогенные повреждающие воздействия;

  3. условия обучения и лингвистическая особенность письменной речи.

Формирование полноценной речевой деятельности тесно увязывается с развитием у детей внимания к языковым явлениям слуховой и зрительной памяти, навыков организации и подготовки к занятиям и правильного распределения времени, планирования и самоконтроля, т.е. на формирование базовых предпосылок психической деятельности.

Для коррекции в одних случаях бывает достаточно медицинской помощи, в других случаях необходима комплексная поддержка.

Концептуальной основой коррекционной программы является педагогика успеха. В программе психологом определены следующие модули:

Модуль А: Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию.

Модуль В: Умение планировать действия по выполнению задания.

Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконтроль;

Модуль D: Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.

Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации.

Логопед выделяет частные или неспецифические случаи недоразвития письма и чтения.

Представляю выступление на районном семинаре психологов (диагностика по материалам Грибовой О.Е.)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconКривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной...
Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconРабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012...
Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мо «абвгдейка» состоит из 15 человек: 9 учителей начальных классов, 4 воспитателя гпд, 1 учитель татарского языка и 1 логопед. В...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Кондакова Ирина Петровна, учитель математики высшей квалификационной категории
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПлан работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconИнформация о разработчике
Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconКонспект внеклассного мероприятия
Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconАнализ методической работы за 2011-2012 уч год
Юбилейная медаль «За добросовестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»- мальсагова Р. М., награжденных...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconБуинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008»
Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, коу «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, коу «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»...
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПояснительная записка Данная программа написана на основе федерального...
Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Ноу «ногинская гимназия» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск