Скачать 272.62 Kb.
|
НОУ «НОГИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ» Ногинск – ноябрь 2011 года Учитель-логопед высшей квалификационной категории Головкина Лидия Петровна Доклад «СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЯМИ, ПСИХОЛОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ» СОТРУДНИЧЕСТВО ЛОГОПЕДА С УЧИТЕЛЯМИ, ПСИХОЛОГОМ И РОДИТЕЛЯМИ На современном этапе развития общества особо актуальным являются поиски путей формирования технологий, способствующих решению проблем, связанных с изучением и реабилитацией в формирующейся и в уже сформированной речевой системе. Среди учащихся общеобразовательных школ увеличивается число детей с недоразвитием письменной речи. Недоразвитие речи и других психических функций вызывают трудности не только в обучении, но и сопровождаются более или менее выраженными нарушениями в формировании когнитивных, коммуникативных навыков. Успешное осуществление коррекционной работы зависит от контакта логопеда с учителями начальных классов, психологом, от сотрудничества с родителями. Сотрудничество с учителями Основная задача логопеда – профилактика и коррекция речевого недоразвития. Учитель-логопед не имеет целью повторения изученного в классе, а восполняет проблемы в развитии средств языка и функции речи.
Рассмотрим эти проявления. Следствия недостаточной сформированности звуковой стороны речи приводят к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слов, нарушению успешного овладения грамотой, письмом и чтением. Несформированность лексико-грамматических средств языкаприволит к недостаточному пониманию учебных заданий, инструкций учителя, к трудностям формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы, к недоразвитию связной речи. В своем сообщении логопед должен рассказать о содержании коррекционной работы
Одно их важных условий коррекционной работы – выработка единства требований со стороны учителя и логопеда. Целесообразно изготовить и раздать учителям памятку, выделив типы специфических ошибок при письме и чтении. Л.Н. Ефименкова определила следующие группы специфических ошибок при письме :
● пропуск букв и слогов – трва (трава), кродил (крокодил); ● перестановка букв и слогов – онко (окно), звял (взял); ● недописание букв и слогов - красны (красный), лопат (лопата); ● наращивание слов лишними буквами и слогами – тарава (трава); ● искажение слова – наотух (на охоту), хабаб (храбрый); ● слитное написание слов и их произвольное деление – на ступила, и дёт; ● неумение определять границы предложений в тексте, смешанное написание предложений: «Мой отец шофёр. Работа шофёра трудная шофёру надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофёром»; ● замена одной буквы на другую – зуки (жуки), панки (банки); ●нарушение смягчения согласных – васелки (васильки), кон (конь). II. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи: ● аграмматизм – «Саша, Лена собирает цветы. Дети сизели на большими стульями. Пять жёлтеньки сипленачка» (пять жёлтеньких цыплят); ● слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – вкарман, при летели. III.Графические ошибки. ● изменение количества элементов: ш – и; ● нарушения расположения в пространстве: б – д; ● недописка элемента: ш – щ, ашу – ащу; ● зеркальное отражение; ● искажение буквы. IV. Правила правописания (по программе). ● жи – ши, точка в конце предложения и т.п. Специфические нарушения чтения следующие:
В этом случае ребёнок слово «шуба» прочитывает как «суба», «цыплёнок» - как «сыплёнок» и т.п. Аналогичные ошибки и на письме. Такие ошибки вызваны затруднением в слуховой дифференциации соответствия звуков (ш-с, ц-с, б-п, д-т…) именно поэтому ребёнку [ш] и [с] при их восприятии кажутся ему одинаковыми.
Отмечаются затруднения в синтезе (слиянии) звуков в слоги, т.е.: Го-ло-ва – «г-о-л-о-в-а» Стра-на – «с-т-р-а-н-а» Между буквами, которыми к тому же вставляются и какие-то неопределённые призвуки (сэ-тэ-рэ-нэ-а). На письме – сплошной речевой поток, слияние предлогов, отрыв глагольных приставок (у пал, настоле).
Например, почему вместо ясно написанного словосочетания «много зеркал» он прочитывает «много зеркалов». Овладевая чтением, ребёнок всё чаще и чаще начинает узнавать слова в лицо, и уже не вчитываясь при этом в каждую составляющую их букву. По этой причине он уже «не дочитывает», а как бы «домысливает» окончание слов. Если у ребёнка имеются аграмматизмы в устной речи (он привык так говорить), то это неизбежно проявится и при чтении, и при самом письме (изложении, сочинении, и пр.) В этих случаях:
Этот вид нарушений встречается чаще всего у тех детей, у которых к началу обучения грамоте недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления. Дети затрудняются в различных сходных по начертанию букв, как бы, не замечая «мелких» различий между ними. Например, «цавель» Щ-Ц. Единственный путь устранения таких смешений – это работа над усовершенствованием зрительно-пространственных представлений ребёнка.
Важно не прерывать установленные равноправные отношения с учителями начальной школы. При выборе путей решения проблем надо опираться на мнение учителя. Хороший результат дает применении различных упражнений помогающих улучшению психологической атмосферы: а) Элементарные упражнения гимнастики мозга Деннинсона: ● «думающий колпак»; ● «ленивая восьмерка»; ● «перекрест» и др. б) Релаксационные упражнения: ● правое (левое) плечо к правому (левому) уху медленно поднять, резко бросить; ● оба плеча …; ● вращение головы с поднятыми и опущенными плечами; ● голова падает на грудь, затем медленно поднимается; ● игра с песком; ● «Олени» – руки над головой, пальцы напряжены: Посмотрите, мы олени! Ветер рвется к нам в рога. Ветер стих. Расправьте плечи. Руки снова на колени. Они не напряжены и расслаблены. ● «Пружинки» – сидя упираться носками в пол; Что за странные пружинки Упираются в ботинки? ● «Мотоциклисты» – переносить тяжесть тела с одной ягодицы на другую; ● имитировать движения раскачивания ветвей деревьев от ветра, при полоскании белья, поднятии штанги; ● «Свеча» – руки вверх, расслабить кисти, предплечья, бросить руки; ● «Сосулька» – руки вверх, в стороны, вниз: У нас под крышей Белый гвоздь висит. Солнце взойдет, Гвоздь упадет. ● «Шалтай-болтай» : Шалтай-болтай танцевальные движения Висел на стене. Шалтай-болтай Свалился во сне. сесть, расслабиться Тренируя воображение, внимание, скорость реакции, мыслительный настрой личности, творческие упражнения становятся одним из любимых видов занятий в группе детей: ● эстафета; ● одновременный поклон, хлопок; ● слушай звуки за окном, за дверью и т.п.; ● испорченный телефон; ● «Раз, два, три – замри!»; ● «Живой алфавит»; ● ходьба «след в след»; ● «Хоровод» – сцепившись за руки, пишут заданную учителем букву; ● «Волшебная палочка» – передача палочки сопровождается речью; ● «Что мы делаем, покажем». Для более подробного ознакомления учителей начальных классов со спецификой логопедической работы логопед даёт открытые занятия. Конспект логопедического занятия для группы учащихся с нарушениями чтения и письма (2 кл.) Тема: Дифференциация «Ч – Ш» Цель: 1. Развитие фонематического восприятия. 2. Повторить правописание сочетаний: ча – ща, чу – щу. 3. Развитие познавательной активности, внимания. Оборудование: набор картинок, карточек для индивидуальной работы, цифры, зеркала, элементы букв. Ход занятия
б) Записать их. 2. Сравнить звуки: [Ч']- согласный, шипящий, мягкий, слитный, краткий [Щ']- согласный, шипящий, мягкий, щелевой, долгий
Звук «Ч» - это «чайник» и «чашки» Со звуком тем пьется чай, А «Щ» - то «щелчки» и «ящик», Тот звук из слова «прощай» Со звуком «Ч» скучают и молчат, А поскучав, бывает, что и плачут, Со звуком «Щ» то щелкают, пищат, А то трещат, но никогда не скачут. 4. Назвать слова с [Щ'], потом с[Ч'] - в начале слова; - в конце слова; - в середине слова. 5. Определить место звука в словах (по цифровому ряду) Ч: ветчина, кирпич, частично. Щ: чудовище, защищать
а) Вышел ёжик с сапожной ……. (щеткой) Занялся работой ……….. (четкой) б)Найди пару (по картинкам): - плач – плащ - чёлка - ……. - печать - …… - замечать - …….. в) Составить с каждым словом предложение или словосочетание. 7. Изменить слово так, чтобы появились звуки [Ч] и [Щ] (с движениями рук ←→, ↓↓, ↑↑) Мужик – мужичок – мужичище чердак - … - … черпак – кулак – чеснок - чулан – комок – 8. Игра «Шифровальщики». Составить предложение из набора слогов. а) Хо (-д,чу); чи (-сто, -тать); ча (-ще, - сы) б) Записать предложение «Хочу читать чаще». 10. а) Чтение слоговой таблицы б) Выделить и записать слоги: ча – чу, ща – щу 11. Изменить слова по образцу: молчать – я молчу кричать - … трещать - … звучать - … навещать - … ворчать - … 12. а) Записать под диктовку слова с буквами Ч, Щ, выделить слоги ча – ща, чу – щу: - чужие, товарищ, горячая - пища, точить, вещи б)составить с этими словами словосочетания ( устно ) чужие вещи, горячая пища. 13.а)Записать второе слово из словосочетаний: - церковная свеча - горит тускло - луна освещает - чердачное помещение б) Что получилось? (предложение «Свеча тускло освещает помещение»). 14. а) Вставить буквы Ч,Щ в карточку с текстом по сюжетной картинке. Тачка Вова решил сделать себе та_ку. Он принес до_атый я_ик. Мальчик взял кле_и, выта_щил из я_ика гвозди. Полу_илось много до_е_ек. Из них он сделал _удесную та_ку. б) Проверить. 15. Итог. - Какие звуки сравнивали? - Чем они похожи? Чем отличаются? - Правописание каких слогов нужно запомнить? Сотрудничество с педагогом-психологом. Стойкие нарушения письменной речи могут возникнуть у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, но имеющих несформированность некоторых частных психологических процессов, которые могут почти совсем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают серьёзное препятствия при овладении чтением и письмом. По данным англо-американской литературы подобные состояния встречаются у 15-20% детей школьного возраста. Анализ этиологии и патогенеза расстройств письменной речи затрагивает 3 группы вопросов:
Формирование полноценной речевой деятельности тесно увязывается с развитием у детей внимания к языковым явлениям слуховой и зрительной памяти, навыков организации и подготовки к занятиям и правильного распределения времени, планирования и самоконтроля, т.е. на формирование базовых предпосылок психической деятельности. Для коррекции в одних случаях бывает достаточно медицинской помощи, в других случаях необходима комплексная поддержка. Концептуальной основой коррекционной программы является педагогика успеха. В программе психологом определены следующие модули: Модуль А: Умение правильно воспринимать словесную или письменную инструкцию. Модуль В: Умение планировать действия по выполнению задания. Модуль С: Умение осуществлять итоговый самоконтроль; Модуль D: Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Модуль Е: Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности. Модуль F: Умение общаться в учебной ситуации. Логопед выделяет частные или неспецифические случаи недоразвития письма и чтения. Представляю выступление на районном семинаре психологов (диагностика по материалам Грибовой О.Е.) |
Кривоногов Константин Юрьевич, учитель информатики высшей квалификационной... Дробно – рациональных функций и построение их графиков с использованием прикладных и инструментальных программных средств | Рабочая программа по «Окружающему миру» для 1 класса на 2011-2012... Составитель Васильева О. Н. – учитель начальных классов высшей квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мо «абвгдейка» состоит из 15 человек: 9 учителей начальных классов, 4 воспитателя гпд, 1 учитель татарского языка и 1 логопед. В... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Автор: Кондакова Ирина Петровна, учитель математики высшей квалификационной категории | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ланщикова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы боу г. Омска «Лицей №25» высшей квалификационной категории, Кучукова... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Авторы: Зазуляк Оксана Викторовна учитель истории и обществознания высшей категории моу сош №16, Владимирова Светлана Петровна учитель... | ||
Формирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:... Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов | План работы методического объединения учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год Состав методического объединения- 9 учителей. 4учителя высшей квалификационной категории, 4 учителя – первой квалификационной категории,... | ||
Информация о разработчике Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного... | Конспект внеклассного мероприятия Тлиф Наталья Александровна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного образовательного... | ||
Анализ методической работы за 2011-2012 уч год Юбилейная медаль «За добросовестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина»- мальсагова Р. М., награжденных... | Буинский районный отдел образования Районный конкурс «Учитель года 2008» Подготовила и провела учитель математики I квалификационной категории Кошки-Шемякинской основной общеобразовательной школы Буинского... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, коу «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Карташова Вера Петровна, учитель высшей квалификационной категории, коу «Осташковская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»... | ||
Пояснительная записка Данная программа написана на основе федерального... Автор программы: Литвинова Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В состав шмо естественно-математического цикла входят учителя: Кондратьева Р. Р. – учитель математики 1 квалификационной категории,... |