Пояснительная записка
В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному развитию детей. Одна из мер, обеспечивающих более успешное их развитие, - предоставление государством возможности воспитания детей раннего возраста.
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функций мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не только фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.
Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Таким образом, у современных родителей детей раннего возраста в их воспитательной практике возникает существенное противоречие: с одной стороны, они понимают, что ребёнка необходимо обучать, а не только присматривать и ухаживать за ним, а с другой стороны – отсутствие у родителей информативных представлений и достоверных знаний о возрастных возможностях и потребностях ребёнка, педагогически и психологически оправданных методах его воспитания и обучения, организации повседневного общения с ним приводит к тому, что их попытки взаимодействовать с ребёнком, придать этому взаимодействию развивающий характер сводятся к дрессуре, механическому приобретению знаний и умений, зачастую непригодных для усвоения ребёнком раннего возраста. Между тем уникальность раннего возраста определяется совсем другими основаниями. Это период формирования доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром, в том числе со взрослыми. На решение обозначенного противоречия и направлена данная программа.
С 2012 года в МАДОУ ЦРР – детский сад №12 «Родничок» начинает работать Центр игровой поддержки ребенка детей раннего возраста далее (ЦИПР). ЦИПР – Центр Игровой Поддержки Ребенка, который является первой ступенью дошкольного образования. Именно здесь малыш приобретает первые социальные навыки, развивает свою познавательную деятельность, учится общению. ЦИПР - это новая форма дошкольного образования не так давно появилась в детских садах России.
Особенностью ЦИПР является то, что ребенок на занятиях находится вместе с родителями, то есть мама или папа непосредственный участник процесса. Это позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания.
Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 года до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
В ДОУ созданы необходимые условия для организации ЦИПР:
Наличие помещений – имеется групповое помещение для организации совместных игровых сеансов, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога и помещение «Русской горницы» для проведения индивидуальной работы с детьми и консультативной работы с родителями.
Создана материально-техническая база:
-ИСО для развития общих движений;
-ИСО для развития движений рук и ручных навыков;
-ИСО для развития сенсорного восприятия;
-ИСО для развития мышления;
-ИСО для развития речи и языка;
-ИСО для социально-эмоционального развития;
-ИСО для творческого развития;
-ИСО для развития представлений об окружающем мире;
-Материалы для изобразительного творчества;
-Средства для музыкального развития;
-Книги для детей;
-Медиатека.
Подобран квалифицированный кадровый состав: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель.
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о ДОУ, Положением о ЦИПР, Конвенцией о правах ребенка, Программой воспитания, обучения и развития детей до 3 лет «Кроха» Г.Г. Григорьевой, ООП ДОУ.
Центральным моментом для разработки программы послужили идеи Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, которые показали: задачи воспитания и развития ребёнка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть.
Цель программы: создание условий для обеспечения психофизического благополучия детей раннего возраста на основе оптимизации детско-родительских отношений путем использования игровых технологий и методов.
Задачи программы:
Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе со взрослым и самостоятельно.
Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки, формы игрового взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными видами игрушек.
Обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей.
Создать условия для развития детско-родительских отношений на основе их содержательного игрового взаимодействия посредством психолого-педагогического просвещения, социально-психологического обучения и консультирования родителей.
Ожидаемый результат: социализация ребёнка раннего возраста на основе оптимизации семейной микросреды, детско-родительских отношений в процессе продуктивного игрового взаимодействия родителей с детьми.
В результате освоения программы родители должны знать:
особенности и факторы риска психофизического развития детей раннего возраста;
эффективные способы и формы игрового взаимодействия с детьми;
виды игрушек и игр, их развивающий, обучающий и воспитательный потенциал.
Родители должны уметь:
создавать игровую среду в соответствии с возрастом и интересами ребёнка;
эффективно организовывать игровое взаимодействие с ребёнком;
руководить развитием самостоятельной игры и игр со сверстниками;
использовать игровые ситуации в целях развития, обучения и воспитания ребёнка.
Дети должны знать:
названия образных, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;
особенности использования разных видов игрушек;
правила бережного отношения к игрушкам и правила организации игр;
названия некоторых любимых игр.
Дети должны уметь:
эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;
соблюдать несложные правила игрового взаимодействия (не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);
использовать в игре игрушки в соответствии с их назначением;
поддерживать игровую инициативу взрослого и сверстника;
подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого;
играть рядом и вместе с другими детьми;
самостоятельно инициировать игру;
выражать свои игровые предпочтения;
использовать в игровых целях разнообразные предметы, природный и бросовый материал;
действовать, соблюдая игровые правила;
делиться игрушками, не мешать, ждать своей очереди.
Программа включает следующие разделы:
Адаптационные игры.
Игры, направленные на сенсорное развитие.
Игры, направленные на развитие предметно-манипулятивной деятельности.
Игры, направленные на развитие речи и профилактику речевых нарушений.
Игры, направленные на ознакомление с окружающим.
Игры, направленные на физическое развитие.
Сюжетные игры.
Игры, направленные на социальное развитие.
Игры-развлечения, музыкальные игры.
Содержание разделов дифференцируется в соответствии с возрастом детей при составлении комплексно-тематического планирования, в подборке игр и игрушек. Комплексно-тематическое планирование предполагает обеспечение на основе использования игр и игрушек, создания игровых ситуаций, интегрирование как детских видов деятельности, так и задач работы специалистов с детьми и родителями.
Для освоения программного содержания в работе с детьми используются приемы показа, проговаривания, сопряженных и отраженных действий, создания сюрпризных моментов, проблемных предметно-практических и игровых ситуаций, художественное слово в процессе как организованных взрослым (индивидуальных и подгрупповых), так и самостоятельных игр детей.
Программа носит ориентировочный характер. В ней отмечается необходимость учета индивидуальных темпов, уровня и направленности развития ребёнка. С учетом адресата программы (родители и другие члены его семьи, не имеющие педагогического образования) научное содержание материала изложено в доступной, популярной форме, близкой к живому диалогу.
Принципы построения программы
Программа представляет собой систематизированное, структуированное изложение методического материала по работе с детьми раннего возраста (от 1 года до 3 лет) и их родителями в форме групповых занятий. В основу систематизации материала положены идеи развития интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.
Принцип личностного подхода.
Развитие личности как основная идея рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим, психическим, психологическим развитием ребенка, что отражено в задачах и содержании программы. Воспитание опирается на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности ребенка, признания ценности личности, ее уникальности права на уважение. Такое развитие личности маленького человека возможно при создании позитивных эмоциональных отношений между всеми участниками педагогического процесса.
Принцип этнопедагогического подхода.
Ребенок растет и развивается в конкретной социокультурной среде. Воспитание должно строиться с опорой на народные традиции в широком смысле, культуру, включающую богатейший опыт обрядов и обычаев. В соответствии с этим основным содержанием программы является фольклорный материал – потешки, прибаутки, сказки, песенки.
Принцип деятельностного подхода.
Предметная деятельность и общение являются ведущими в раннем возрасте. Взаимодействие ребенка со взрослым по поводу предмета или игрушки невозможно без теплого эмоционального общения. Это реализуется в играх с сюжетными игрушками (куклами, машинками, зверюшками и т.д.), природным материалом (камешками, шишками, песком и т.д.); в занятиях продуктивными видами деятельности.
Принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов.
Раннее обучение и развитие во взаимодействии ребенка со взрослым направлено на достижение двух целей:
создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность, уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к окружающим.
Программно-методическое сопровождение программы
Название раздела
| Программы, пособия, технологии
| Предметно – развивающая среда
| Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно – развивающая среда в группах раннего возраста: Методические рекомендации. – М.: Айрис – Пресс, 2008.
Полякова М.Н. Создание моделей предметно – развивающей среды в ДОУ: Методические рекомендации. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей. – М.: МГППУ, 2001.
Михайлова З.А., Гогоберидзе А.Г., Полякова М.Н. Перечень оборудования, учебно – методических и игровых материалов для ДОУ. 1 и 2 группы раннего возраста. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
| Игры – занятия для детей раннего возраста
| Веселые уроки для самых маленьких: Хорошие манеры, вежливые слова. Аудиокнига, год выпуска – 2009.
Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2008.
Нефедова К. Хорошие манеры для самых маленьких. – М.: Эксмо, 2007.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду (2 – 7 лет): программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Шалаева Г.П. Школа этикета для самых маленьких. – М.: Эксмо, 2007.
| Свободная игровая деятельность
| Балобанова В.П., Пасторова А.Ю. Групповая работа с детьми раннего возраста. Учебно – методическое пособие для специалистов, работающих с маленькими детьми. – СПб.: ИРАВ, 2000.
Галигузова Л.Н. Первые шаги: Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1 – 3 года. Методическое пособие для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: Игры и упражнения для детей раннего возраста. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей /Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
Литвинова М.Ф. Подвижные игры для детей раннего возраста. – М.: Линка – Пресс, 2005.
Смирнова Е.О., Ульянова И.В. Организация игры для детей раннего возраста: Программа дисциплины. Методическое пособие. – М.: МГППУ, 2007.
| Пальчиковые игры
| Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры для самых маленьких. – М.: Карапуз, 2005.
Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. – М.: Рипол Классик, 2007.
Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры – потешки для детей от 1 года до 4 лет. – М.: Генезис, 2009.
Пименова Е.П. Пальчиковые игры для самых маленьких. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Шмелева Е.Б. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2 – 4 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
| Сенсорное развитие
| Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 2002.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2004.
Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. – М.: Сфера, 2003.
Соколова Ю. Сенсорика. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Широкова Е.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
| Расширение ориентировки в окружающем /развитие речи
| Алиева Т.И., Парамонова Л.А., Арушанова А.Г. Развивающие занятия с детьми 2 – 3 лет. – М.: Олма Пресс, 2008.
Гербова В. Развитие речи детей 2 – 4 лет. Учебно – методическое пособие. – М.: Владос, 2003.
Демина Г.С. Развитие и обучение детей раннего возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации /О.Б. Дыбина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю., Смирнова Е.О. Первые шаги: Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Методическое пособие для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Иванова В. Познаем мир, играя. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис – Дидактика, 2005.
Монтиссори М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Сфера, 2000.
| Продуктивная деятельность
| Кихтева Е.Ю. Рисуют малыши: Игровые занятия с детьми 1 – 3 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации /Т.С. Комарова. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: Карапуз – Дидактика, 2008.
Лыкова И.А. Каляки – маляки /Обруч. – 2007, №6. – 5 п.л.
Хамезова – Зацепина М.В., Грибовская А.А. Лепка в детском саду. Для детей 2 – 4 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
| Музыкально – ритмическое развитие
| Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки»: 1 младшая группа. Праздник каждый день: конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. – М.: Композитор, 2009.
Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ – хлоп малыш! Программа музыкально – ритмического воспитания детей 2 – 3 лет (с аудиоприложением). – СПб.: Музыкальная палитра, 2001.
Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста. . Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Дидактика, 2008.
Зарецкая Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис – Дидактика, 2008.
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации /М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
| Развитие движений
| Галигузова Л., Мещерякова С. Физкультурные развивающие игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 2007.
Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги: Физическое развитие в раннем возрасте. Методическое пособие для родителей и воспитателей. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
Костыркина Р.Ю., Рыкова О.Г., Корнилова Т.Г. Малыш, физкульт – привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Скрипторий, 2006.
Кочетова Н.П. Физическое воспитание детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 2008.
Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
| Чтение сказок, театрализация
| Елисеева Л.Н. Хрестоматия для маленьких. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2 – 4 года /В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс – ХХI век, 2005.
Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2004.
| Работа с родителями
| Ариаутова Е.П., Белая К.Ю. Беседы психолога о возрастных особенностях детей. Выпуск 1. – М.: Школьная пресса, 2008.
Ариаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Карапуз, 2007.
Воронина С., Кухаренко С. Тренинг раннего развития в паре мама – ребенок (от 1 года до 3 лет).
Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И. Вместе с семьей. Пособие по взаимодействию ДОУ и родителей. – М.: Просвещение, 2005.
Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жичкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников ДОУ. – М.: Линка – Пресс, 2006.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2006.
Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. – СПб.: Речь, 2008.
Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога – психолога в ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис – Пресс, 2006.
Монакова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль: Академия развития, 2007.
Монина Г.Б. Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка. – СПб.: Речь, 2009.
Рогалева Н.А. Психологический клуб для родителей в детском саду. – М.: Скрипторий, 2010.
Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей в ДОУ: Модель организации клуба «Молодая семья», план – программа, занятия /М.В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Хухлаева О.В. В каждом ребенке солнце? Родителям о детской психологии. – М.: Генезис, 2009.
Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Первая младшая группа. – М.: ВАКО, 2011.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
| Диагностический инструментарий
| Афонькина Ю.А. Психолого – педагогическая оценка развития детей раннего возраста. Методическое пособие. – Мурманск, 2005.
Афонькина Ю.А. Психолого – педагогическое сопровождение в ДОУ. Развитие ребенкараннего возраста. Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010.
|
|