СПбГПМА
| Минздравсоцразвития России
| Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Санкт-Петербургская государственная
педиатрическая медицинская академия
| Факультет клинической психологии
|
А.А. ФЕДЯЕВ Конспект ответов
на экзаменационные вопросы
Государственного междисциплинарного экзамена по специальности
«Клиническая психология
Часть 1
учебное пособие
Санкт-Петербург
2012
Федяев А.А.
Конспект ответов на экзаменационные вопросы Государственного междисциплинарного экзамена по специальности «Клиническая психология». Часть 1: Учебное пособие для студентов. – СПб., 2012. – 71 с.
Данное пособие предлагает краткое освещеие наиболее сложных экзаменационных вопросов Государственного междисциплинарного экзамена по специальности «Клиническая психология» в разделе «Общая психология».
© Федяев А.А., 2011
© СПбГПМА, 2011 СОДЕРЖАНИЕ
(номер раздела соответствует номеру вопроса в перечне) (АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ)
1. Структура психологического знания. Основные психологические дисциплины. 4
2. Методологические принципы научного знания. 5
3. Психология как естественная наука. 7
4. Психология как гуманитарная наука. 8
5. Психология как практическая наука. 10
6. Психофизика Фехнера. Вклад Вундта. 11
7. Когнитивная психология. (Миллер и др.). 16
8. Бихевиоризм и необиохевиоризм. (Уотсон, Скиннер и др.) 17
9. Физиологический подход к объяснению психических феноменов. (Роль идей И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии отечественной психологии). 18
10. Культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). 24
11. Гуманистическая психология. (К. Роджерс, А. Маслоу). 28
12. Гештальт-психология. (Келер, Левин, Вертгеймер). 31
13. Теория психоанализа. (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни). 35
14. Современные взгляды на основной психофизический закон. 39
15. Иллюзии восприятия и их психологическая интерпретация. 42
16. Основной психофизический закон. История открытия. Другие виды психофизических законов – Стивенс. 44
17. Проблема сознания в психологии. Сознание и неосознаваемое в психологии. 46
18. Пороги чувствительности. Виды порогов. Примеры характеристик порогов в разных модальностях. 50
19. Эмпирические характеристики психического (по Л.М. Веккеру). 51
20. Методы исследования в психологии и их классификация (по Б.Г. Ананьеву). 54
21. Специфика психического отражения. 56
22. Психофизический и психофизиологический парадоксы в психологии. 57
55. Личность в системе отношений и структура отношений личности. Взгляды А.Ф. Лазурского и В.Н. Мясищева. 62
56. Социально-когнитивные теории личности (А. Бандура, Д. Роттер). 63
57. Диспозиционная теория личности Г. Олпорта. 68
58. Факторно-аналитические теории личности (Р. Кеттелл, Г. Айзенк). 70
литература 72
1. Структура психологического знания. Основные психологические дисциплины.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т.д.).
|