Скачать 311.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ЗДОРОВЬЯ Кафедра теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности Учебно-методический комплекс дисциплины ПСИХОДИАГНОСТИКА Специальность: «032102.65 – Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Форма обучения – очная (5курс). Общая трудоемкость дисциплины – 70 часов Форма аттестации – зачет. КРАСНОЯРСК 2012 1.1 Назначение дисциплины, ее место в системе подготовки специалистов В научно-психологическом подходе к активизации человеческого фактора всё очевиднее становится значимость психологии. Переход к новым рубежам экономического развития, к более полному воплощению гуманистических принципов требует и перехода к более широкому и всестороннему использованию данных психологической науки. Необходимым условием этого является целенаправленное развертывание психологических исследований, проведение психологического диагностирования. Главная цель данных мероприятий – обеспечение решения практических задач во всех сферах жизни и деятельности людей. Обеспечение решения практических задач осуществляется в рамках психодиагностики в следующих формах: первая – собственно исследование с выдачей практических рекомендаций; вторая – применение активных психологических методов; третья – построение и проверка конкретных психодиагностических методик. Особое внимание к психодиагностике вызвано и тем, что современное развитие общества потребовало не только улучшения подготовки молодых педагогов-психологов, но и ускорения подготовки психологов-практиков. Курс «Психодиагностика» имеет целью сформировать прочные умения и навыки проведения психологических экспериментов, анализа их результатов, с применением готовых психодиагностических методик, а также умения разрабатывать диагностические контексты и психометрическое сопровождение готовых методик. 1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого
1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины. Изучение психодиагностики предполагает теоретическую и методологическую подготовку в форме лекций (20 часов) и практических занятий (14 часов). Учебная дисциплина предполагает форму контроля знаний – зачет . На лекционных занятиях формируется культура психологического исследования, развивается способность конструирования форм и методов диагностического исследования. Практические занятия рассчитаны на приобретение опыта
1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий. Программа курса содержит 9 тем, каждая из которых сопровождается контрольными вопросами для самопроверки и списком рекомендуемой литературы. Усвоение программы предполагает проведение лекционных, так и семинарских занятий. Она не только поможет студентам усвоить предполагаемый курс, но и послужит своего рода справочником по основным подходам и методам психодиагностики, которые можно использовать в практической работе. В программу включен также перечень тем контрольных работ для студентов-заочников. Программа сопровождается методическими рекомендациями по изучению курса. Предусмотренные программой виды занятий, а также формы контроля знаний обучающихся, подробно описаны в соответствующих разделах программы. Предполагается самостоятельная работа студентов. Вопросы, вынесенные для самостоятельного изучения, характеризуются отсутствием разногласий в трактовках и подробно изложены в рекомендуемой для изучения литературе. 1.5. Методические рекомендации преподавателю. При изучении тем, обеспечивающих знакомство с основными психодиагностическими методиками, имеющимися в распоряжении отечественных специалистов, основное внимание следует уделить правильной, научнообоснованной интерпретации их результатов. Как правило, процедура эксперимента и обработка показателей методик не представляют особой сложности. Все необходимые сведения для этого имеются в руководстве к каждой методике. Наибольшие трудности связаны с анализом и интерпретацией результатов, так как они обеспечиваются широкими знаниями смежных отраслей психологии и пониманием основных тенденций их развития, а также развития психологической диагностики как важнейшей прикладной психологической науки. Поэтому особое внимание в курсе уделено теоретическому анализу диагностируемых феноменов и качеств. 1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения. При преподавании курса «Психодиагностика» преподаватель должен использовать информационные технологии обучения для активизации усвоения материала, увеличения его объема и улучшения подготовки студентов. В библиотеке есть обзоры литературы по основным разделам психодиагностики, которыми может воспользоваться студент при подготовке к семинарским занятиям, к зачету. Разработан тест компьютерного контроля оценки уровня знаний студентов, в котором содержится около 90 вопросов, затрагивающих основные разделы курса. Составлена компьютерная программа тестирования. На каждый вопрос отводится определенное нормативное время ответа в зависимости от уровня его сложности таким образом, чтобы студент не успел воспользоваться конспектом или учебником. Тестовые вопросы представлены в нескольких видах: на выбор, на соответствие, на последовательность. Вопросы задаются студенту в разнобой по разным темам и в разной очередности, чтобы можно было в одной аудитории тестировать одновременно большую группу студентов. Программа может оценивать даже частично правильные ответы. Данный тест может использоваться самими студентами для самостоятельной оценки знаний по отдельным разделам и темам курса и закрепления пройденного материала. Тематическое планирование
3.1. Содержание учебного материала. Раздел 1. Диагностика психического развития на ранних этапах онтогенеза Тема 1. Диагностика младенцев и детей раннего возраста. Основные подходы и типичные методики. Принципы. Оценочные шкалы развития в западной психодиагностики. Таблицы развития Гезелла, шкала развития Лешли, шкала развития Бейли, шкала интеллекта ребенка Ж. Пиаже. Модификация шкалы Бейли. Система оценки возрастного развития младенцев и детей раннего возраста. Оценочные шкалы развития в отечественной психодиагностике, разработанные Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой. Тема 2. Диагностика психической готовности к школе. Понятие и структура психологической готовности. Организация диагностики психологической готовности. Диагностика личностной готовности. Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности. Программы диагностики психологической готовности детей к обучению в школе: тест Керна-Йирасека, программа Г. Витцлака, программа Н. И. Гуткиной. Тема 3. Диагностика детей младшего школьного возраста. Сущность и методы диагностики учащихся. Методы психологии. Методы педагогики. Диагностика познавательной сферы. Диагностика эмоционально-волевой сферы. Диагностика особенностей межличностного общения учащихся. Изучение Я-концепции. Изучение мотивационной сферы учащихся. Раздел 2. Современные проблемы психологической диагностики Тема 4. Социокультурные аспекты психодиагностики. Влияние культуры на личность и познавательные функции человека. Диагностическая процедура и влияние культуры. Содержание методик как фактор, опосредующий влияние культуры. Тема 5. Коррекционные возможности психодиагностики. Коррекционность психодиагностических методик умственного развития. Признаки коррекционности психодиагностических методик: релевантность, ориентированность методики на критерий развития, способы качественного анализа результатов. Основные принципы построения коррекционно-развивающих программ. Экспериментальная проверка эффективности коррекционно-развивающих программ. Тема 6. Компьютеризация психологической диагностики. Концептуальный подход к автоматизации психологических исследований. Компьютеры в функции разработки тестов и предъявления тестовых заданий. Компьютер в функции обработки результатов психологического тестирования. Правила и ограничения применения компьютеров в психологической диагностике. Перспективы компьютеризации диагностических испытаний Раздел 3. Профессиональная психодиагностика Тема 7. Индивидуальная психодиагностика. Цель, задачи, принципы проведения индивидуальной психодиагностики. Индивидуальная карта психологического сопровождения. Причины психологического изучения. Определение уровня интеллекта. Оценка характерологических особенностей психографическим методом. Исследование личностных особенностей. Исследование индивидуального сознания. Тема 8. Психодиагностика группы. Социально-психологическая диагностика группы. Содержание и методы социально-психологической диагностики персонала. Соотношение индивидуальной и групповой диагностики в практике психологического исследования. Особенности психологического исследования межличностных отношений в системе «горизонтальной» и «вертикальной» коммуникации. Технология выработки достоверного психологического диагноза в условиях применения различных психологических инструментов и методик. Тема 9. Процедура психологической диагностики. Организация психологического изучения испытуемого. Этапы психологического обследования. Этапы знакомства с испытуемым. Основные элементы целенаправленного наблюдения за поведением испытуемых в ходе психологического обследования и собеседования. Методика регуляции психологического состояния по Р. Бэндлеру. Психологический анализ метода самонастроя Г.Н. Сытина. 3.2. Содержание практических и семинарских занятий. Практическое занятие № 1. Тема: Диагностика психологической готовности к школе. Цель:
Основные термины: интеллектуальная готовность к школе, социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе, волевая готовность ребенка к школе. Теоретическая часть:
Контрольные вопросы:
Литература:
Практическое занятие № 2. |