Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 343.35 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации11.04.2014
Размер343.35 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХУЛИМСУНТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

__________________________________________________________

628156 Ханты-Мансийский автономный округ E-mail: 86sch-khulimsunt@mail.ru

Тюменская область Березовский район www.xylimsynt-school.ru

с.п.Хулимсунт д.34 МКР 4 www. 86sch-khulimsunt.edusite.ru

Телефон: 8 (34674) 33514

Факс: 8 (34674) 33514

«Принято»

Руководитель МО

_____/Мирошниченко И.А.

Протокол №

от «… » августа 2011г.

«Согласовано»

Протокол педсовета

№ 1

от «31» августа 2011г.


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ

_________ /Третьякова Г. В.

Приказ № …

от «…» сентября 2011г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Уроки психологического развития. 1- 4 классы».

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ШКОЛЬНИКА «ШКОЛА 2 100»

Психолог:

Второй квалификационной категории

Сафронова Полина Михайловна

Хулимсунт

2011 – 2012 учебный год

Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа «Психологическая азбука школьника» разработана в соответствии ст. 14. п.5. ст. 15. ст 32. Закона «Об образовании РФ», Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на ступени начального общего образования, Положением о психологической службе в системе образования Российской Федерации. Для разработки рабочей учебной программы по курсу «Психологическая азбука школьника» были использованы следующие материалы:

  1. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. М.: Баласс, 2011 г.

  2. С.И. Коноваленко «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше». М.: Эксо,2004г.

  3. В.И. Дубровина Психология: Учебное пособие для начальной школы. – М.: Гардарика, 1998.

  4. УМК О.Л. Романовой «Полезные привычки». Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. М.: 2000г.

  5. М.Р. Битянова «Организация психологической работы в школе».М.: Совершенство, 1997 г.

  6. Н.П. Локалова «Уроки психологического развития в начальной школе» М.:«Академа»,2002

  7. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе». -М.: Сфера, М. 1993



2 класс.


  1. В.И. Дубровина Психология: Учебное пособие для начальной школы. – М.: Гардарика, 1998.

  2. УМК О.Л. Романовой «Полезные привычки». Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. М.: 2000г.

  3. М. Битянова «Профессия – школьник».М.: НПЦ «Коррекция»,1999г

  4. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».-М.: Сфера,1998 г.


3 класс.

1. В.И. Дубровина Психология: Учебное пособие для начальной школы. – М.: Гардарика, 1998 г.

2. УМК О.Л. Романовой «Полезные привычки». Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. М.: 2000г.

  1. Н.П. Локалова «Уроки психологического развития в начальной школе» М.:«Академа»,2002 г.


4 класс

  1. Н.П. Локалова «Уроки психологического развития в начальной школе» М.:«Академа»,2002 г.

  2. УМК О.Л. Романовой «Полезные привычки». Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. М.: 2000г.

  3. М. Битянова «Профессия – школьник».М.: НПЦ «Коррекция»,1999г

  4. Татьяна Аржакаева, Игорь Вачков, Алиса Попова «Психологическая азбука», 1-4 год обучения. http://psy.1september.ru/articles/2010/12/10

Курсы «Психологическая азбука школьника» (младшее звено) предназначены для теоретической ориентировки, методологического осмысления ребёнком, своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, для создания теоретического и практического фундамента их саморазвития. Курс представляет собой самостоятельный учебный предмет, который преподаётся с II по IV классы. В нём в систематизированном виде излагаются знания о человеке, психических процессах, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности, о многом, что необходимо развивающемуся человеку, но отсутствует в учебном плане и программах массовых школ.

Основной целью курса является формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося.

Основные задачи курса:

  • Сформировать системообразующую теоретическую базу для сознательного управления учащимися своим развитием;

  • Помочь школьникам осознать и принять цели и содержание школьного обучении, воспитания;

  • Направить процесс самовоспитания, саморазвития;

  • Ознакомить с практическими приёмами и методами своего духовного и физического развития, самосовершенствования.

  • Организовать рефлексивную деятельность ребёнка, приводящую к появлению программ работы над собой.


Данный курс состоит из трёх разделов, которые дополняя друг друга имеют одну концептуальную основу-становление саморазвитие и социальная адаптация личности.

I модуль – «Психология учебной деятельности»;

II модуль– «Психология личности и межличностного общения»;

III модуль– «Формирование здорового образа жизни».
В модули включены психокоррекционные занятия, тесты, психологические практикумы, тренинги, которые помогут ознакомиться с практическими приёмами и методами духовного и физического развития, а также направить процесс самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования.

Уроки психологического развития могут быть эффективны только при условии организации работы методом погружения, либо неглубокого погружения ( 2-4 раза в неделю), либо блоками.
I модуль – «Психология учебной деятельности»;

По структуре урок делится на вводную, основную и заключительные части. Задачей вводной части является создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона. Важным моментом вводной части является выполнение физических упражнений для улучшения мозговой деятельности. Их стимулирующее воздействие известно давно: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, психомоторные процессы.

Задания для основной части урока с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных процессов. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение задания. Однако, для предотвращения снижения интереса учащихся из-за повтора выполнения одного и того же задания необходимо разнообразить внешнее оформление задания, сохранив единство внутренней психологической направленности. В системе ряда заданий реализован принцип «Спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне. Задача заключительной части состоит в подведении итогов, рефлексии.

Косвенным показателем эффективности уроков психологии может быть повышение успеваемости по различным школьным дисциплинам, а так же отзывы учителей о работе учащихся на других уроках.
II модуль– «Психология личности и межличностного общения»;

Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умении пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на партнёров общения. Смотрясь в других как, в зеркало дети больше узнают о себе.
III модуль – «Полезные привычки»

Хорошо известно, насколько вредным и опасным для растущего организма является употребление табака, алкоголя и наркотиков. За последние годы рост употребления ПАВ происходит очень интенсивно. Этот модуль поможет лучше понимать самих себя, критически относиться к собственному поведению, будет способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Специфика содержания курса
1. Учащиеся начальной школы обучаются по образовательной программе «Школа 2 100»
2. В программе за основу взят тематический принцип распределения материала.

2 класс

Программа «Психологическая азбука» в первую очередь нацелена на развитие самосознания и рефлексивных способностей детей.

I модуль «Психология учебной деятельности»;

Ожидания: раскрытие внутренних потенциальных возможностей учащихся, овладение технологиями использования психических познавательных процессов для организации продуктивной учебной деятельности.

Задачи:

- дать представления о психических познавательных процессах («восприятие», «память», «воображение», «внимание») и основных механизмах их действия;

- Исследовать индивидуальные качества каждого учащегося в плане возможностей их эффективного использования.

II модуль– «Психология личности и межличностного общения (Психокоррекционные занятия «Вместе весело играть»).

Ожидания: Обеспечение успешной адаптации к школьному обучению, преодоление школьной тревожности;

Задачи:

- воспитывать правильное отношение к результатам своей деятельности, не бояться ошибок;

- формировать правильное отношение к результатам деятельности других детей.

- расширять и обогащать навыки общения со взрослыми и сверстниками;

После реализации двух первых модулей проводится работа с III модулем « Полезные привычки».

Ожидания: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями.

Задачи:

- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;

- усваивает нормы поведения.

3 класс

I модуль «Психология учебной деятельности».

Ожидание: развитие и коррекция познавательных процессов.

Задачи:

- дать представления о психических познавательных процессах (эмоции, память, воля, речь, внимание) и основных механизмах их действия;

II модуль– «Психология личности и межличностного общения. Психокоррекционные занятия «Вместе весело играть»

Ожидания: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.

III модуль - « Полезные привычки».

Ожидания: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

4 класс

I модуль «Психология учебной деятельности».

Ожидания: развитие и коррекция познавательных процессов.

Задачи:

- тренировка основных свойств внимания: объём, распределение, концентрация, устойчивость, переключение;

- тренировка основных видов памяти: кратковременной и долговременной, зрительной, слуховой,

- развитие способности устанавливать связи между элементами материала;

- преодоление трудностей в обучении пересказу в устной и письменной форме.

- II модуль– «Психология личности и межличностного общения. Психокоррекционные занятия «Вместе весело играть»

Ожидание: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.

III модуль - « Полезные привычки».

Ожидание: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком алкоголем и наркотиками.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом общий объём учебного времени предмета «Психология» в начальной школе составляет 51 час.

2 класс: обучение по предмету «Психологическая азбука» ведется с сентября по декабрь методом погружения, либо неглубокого погружения ( 2-4 раза в неделю), либо блоками. Всего 17 часов;

3 класс: методом погружения, либо неглубокого погружения ( 2-4 раза в неделю), либо блоками. Всего 17 часов;

4 класс:, в методом погружения, либо неглубокого погружения ( 2-4 раза в неделю), либо блоками. Всего 17 часов.

класс

учебник

модуль

всего часов

уроков

тренингов

рефлексий

2

Психология

I модуль

«Психология учебной деятельности»


7

5

-

1

Практическая психология в начальной школе

II модуль

«Психология личности и межличностного общения»

5

2

2

1

Полезные привычки

III модуль
« Полезные привычки»


5

3

1

1

итого

17

8

6

3

класс

учебник

модуль

всего часов

уроков

тренингов

рефлексий

3

Психология

I модуль

«Психология учебной деятельности»


7

4

2

1

Практическая психология в начальной школе

II модуль

«Психология личности и межличностного общения»

5

3

1

1

Полезные привычки

III модуль
« Полезные привычки»


5

2

4

3

итого

17

10

7

5

класс

учебник

модуль

всего часов

уроков

тренингов

рефлексий

4

Как преодолеть трудности в обучении

I модуль

«Психология учебной деятельности»


7

3

3

1

Практическая психология в начальной школе

II модуль

«Психология личности и межличностного общения»

5

2

2

1

Полезные привычки

III модуль
« Полезные привычки»


5

2

2

1

итого

17

7

7

3



класс

Результаты обучения по предмету «Психология». 2 класс

предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

2

необходимый уровень

-воспринимать на слух учебный текст (о человеке, психических процессах, свойствах и видах) в исполнении учителя;

- самоузнавание

-взаимоузнавание

- формирование социального доверия

- развитие коммуникативных навыков

Формирование адекватной самооценки

-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы с помощью учителя -учиться работать по предложенному плану с помощью учителя -учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке, тренинге - делать выводы относительно своих возможностей, -анализировать свои сильные и слабые стороны, - находить средства для использования новых знаний о себе в реальной жизни и учёбе.

-Знакомство со своим «Я», его узнавание и выражение -переработка информации  для получения необходимого результата - подбор моральных качества личности на основе парности этих качеств -делать выводы в результате  совместной  работы пары, группы, класса.


оформлять свои мысли в устной (на уровне небольшого текста) и письменной форме (на уровне предложения) – слушать и понимать речь других -активизировать речь за счет слов, обозначающих различные качества -не бояться сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянными – учиться работать в паре, группе




Оценивать простые ситуации как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил (ценностей); -выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения – сопереживания в радостях и в бедах за «своих» (близких, друзей, одноклассников) и других не похожих на тебя людей; - чувствовать настроение, внутренний мир другого человека, понимать его отношение к себе; -признавать свои плохие поступки

Средство достижения результатов

- Игры

-Этюды

-Сказкотерапия

-технология продуктивного чтения художественного произведения ; -беседы


-тексты подобранных литературных произведений - упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера -выполнение индивидуальных и групповых заданий

- психогимнастические упражнения (этюды); - игры-драматизации; - игры по сюжетам литературных произведений; -ролевые игры - организация работы в парах и малых группах


-тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним


класс

Результаты обучения по предмету «Психология». 3 класс

предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

3 класс

необходимый уровень

для 2 класса –

повышенный уровень


-сознательное овладение речевыми средствами общения

- заучивать наизусть стихотворения с использованием различных приёмов, облегчающих человеку процесс запоминания

-повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения

-формирование терпимости к мнению собеседника

- определять конкретные цели своих поступков - искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей -высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки -работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, энциклопедию, ресурсы библиотеки) -определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

-разгадывать психологические загадки - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - подробно пересказывать небольшие по объему тексты. - рефлексия способов и условий общения

улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния - отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявлять такие чувства, которые принесут удовольствие участникам общения) - учиться интегрироваться в группу сверстников. -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил.  -объяснять самому себе: какие собственные привычки нравятся и не нравятся (личные качества) – что делаю с удовольствием, а что нет (мотивы) – что получается хорошо, а что нет (результаты) - выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правилсопереживания в радостях и в бедах за «своих» ( близких, друзей, одноклассников) и других не похожих на тебя людей - признавать свои плохие поступки

Средство достижения результатов




-Игры с правилами:сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные

тексты учебника


организация работы в парах и малых группах

тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев)


4 класс

Результаты обучения по предмету «Психология». 4 класс




предметные

метапредметные

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

необходимый уровень

-практическое владение выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)

- адекватно оценивать деятельность, анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей -развивать творческие способности и выражать их в процессе коммуникативной деятельности




-проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций -учиться предвидеть конечный результат - делать выводы относительно своих возможностей, анализировать свои сильные и слабые стороны -регулировать различные сферы психической жизни, складывающиеся из конкретных контролируемых умений -находить средства для использования новых знаний о себе в реальной жизни и учёбе

-Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, тренинге -перерабатывать информацию  для получения необходимого результата - подбирать моральные качества личности на основе парности этих качеств -делать выводы в результате  совместной  работы пары, группы, класса


уважительно относиться к себе и окружающим, проявлять терпимость к мнению собеседника, уметь пойти на компромисс в нужной ситуации - научиться владеть собой, уметь анализировать общение в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями ) с ориентацией на ненасильственную модель поведения - развивать умение слушать и вступать в диалог. -не бояться сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянными. - умение выделить проблему и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

- сопереживать (т.е. принимать позицию партнёра по общению и полноценно проживать –прочувствовать его эмоциональное состояние) , т. е. ориентироваться в межличностных отношениях - обогащать личностное развитие через самовыражение и творчество - формировать рефлексивную адекватную самооценку - формировать адекватную школьную мотивацию: зачем учусь



Средство достижения результатов




- Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера


-тексты подобранных литературных произведений -моделирование и анализ заданных ситуаций


- психогимнастические упражнения (этюды); -игры-драматизации; - игры по сюжетам литературных произведений; -ролевые игры - организация работы в парах и малых группах

-тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, - тесты

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск