МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХУЛИМСУНТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
__________________________________________________________
628156 Ханты-Мансийский автономный округ E-mail: 86sch-khulimsunt@mail.ru
Тюменская область Березовский район www.xylimsynt-school.ru
с.п.Хулимсунт д.34 МКР 4 www. 86sch-khulimsunt.edusite.ru
Телефон: 8 (34674) 33514
Факс: 8 (34674) 33514
«Принято»
Руководитель МО
_____/Мирошниченко И.А.
Протокол №
от «… » августа 2011г.
| «Согласовано»
Протокол педсовета
№ 1
от «31» августа 2011г.
| «Утверждаю»
Директор МОУ СОШ
_________ /Третьякова Г. В.
Приказ № …
от «…» сентября 2011г.
| РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«Уроки психологического развития. 1- 4 классы».
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ШКОЛЬНИКА «ШКОЛА 2 100»
Психолог:
Второй квалификационной категории
Сафронова Полина Михайловна
Хулимсунт
2011 – 2012 учебный год
Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая учебная программа «Психологическая азбука школьника» разработана в соответствии ст. 14. п.5. ст. 15. ст 32. Закона «Об образовании РФ», Уставом школы, Положением об организации образовательного процесса на ступени начального общего образования, Положением о психологической службе в системе образования Российской Федерации. Для разработки рабочей учебной программы по курсу «Психологическая азбука школьника» были использованы следующие материалы:
Примерная основная образовательная программа. Книга 2. М.: Баласс, 2011 г.
С.И. Коноваленко «Как научиться думать быстрее и запоминать лучше». М.: Эксо,2004г.
В.И. Дубровина Психология: Учебное пособие для начальной школы. – М.: Гардарика, 1998.
УМК О.Л. Романовой «Полезные привычки». Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. М.: 2000г.
М.Р. Битянова «Организация психологической работы в школе».М.: Совершенство, 1997 г.
Н.П. Локалова «Уроки психологического развития в начальной школе» М.:«Академа»,2002
Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе». -М.: Сфера, М. 1993
2 класс.
В.И. Дубровина Психология: Учебное пособие для начальной школы. – М.: Гардарика, 1998.
УМК О.Л. Романовой «Полезные привычки». Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. М.: 2000г.
М. Битянова «Профессия – школьник».М.: НПЦ «Коррекция»,1999г
Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».-М.: Сфера,1998 г.
3 класс.
1. В.И. Дубровина Психология: Учебное пособие для начальной школы. – М.: Гардарика, 1998 г.
2. УМК О.Л. Романовой «Полезные привычки». Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. М.: 2000г.
Н.П. Локалова «Уроки психологического развития в начальной школе» М.:«Академа»,2002 г.
4 класс
Н.П. Локалова «Уроки психологического развития в начальной школе» М.:«Академа»,2002 г.
УМК О.Л. Романовой «Полезные привычки». Учебное пособие по предупреждению употребления табака и алкоголя детьми начальной школы. М.: 2000г.
М. Битянова «Профессия – школьник».М.: НПЦ «Коррекция»,1999г
Татьяна Аржакаева, Игорь Вачков, Алиса Попова «Психологическая азбука», 1-4 год обучения. http://psy.1september.ru/articles/2010/12/10
Курсы «Психологическая азбука школьника» (младшее звено) предназначены для теоретической ориентировки, методологического осмысления ребёнком, своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, для создания теоретического и практического фундамента их саморазвития. Курс представляет собой самостоятельный учебный предмет, который преподаётся с II по IV классы. В нём в систематизированном виде излагаются знания о человеке, психических процессах, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности, о многом, что необходимо развивающемуся человеку, но отсутствует в учебном плане и программах массовых школ.
Основной целью курса является формирование человека, способного к самовоспитанию и саморазвитию, человека самосовершенствующегося.
Основные задачи курса:
Сформировать системообразующую теоретическую базу для сознательного управления учащимися своим развитием;
Помочь школьникам осознать и принять цели и содержание школьного обучении, воспитания;
Направить процесс самовоспитания, саморазвития;
Ознакомить с практическими приёмами и методами своего духовного и физического развития, самосовершенствования.
Организовать рефлексивную деятельность ребёнка, приводящую к появлению программ работы над собой.
Данный курс состоит из трёх разделов, которые дополняя друг друга имеют одну концептуальную основу-становление саморазвитие и социальная адаптация личности.
I модуль – «Психология учебной деятельности»;
II модуль– «Психология личности и межличностного общения»;
III модуль– «Формирование здорового образа жизни». В модули включены психокоррекционные занятия, тесты, психологические практикумы, тренинги, которые помогут ознакомиться с практическими приёмами и методами духовного и физического развития, а также направить процесс самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования.
Уроки психологического развития могут быть эффективны только при условии организации работы методом погружения, либо неглубокого погружения ( 2-4 раза в неделю), либо блоками. I модуль – «Психология учебной деятельности»;
По структуре урок делится на вводную, основную и заключительные части. Задачей вводной части является создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона. Важным моментом вводной части является выполнение физических упражнений для улучшения мозговой деятельности. Их стимулирующее воздействие известно давно: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, психомоторные процессы.
Задания для основной части урока с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных процессов. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение задания. Однако, для предотвращения снижения интереса учащихся из-за повтора выполнения одного и того же задания необходимо разнообразить внешнее оформление задания, сохранив единство внутренней психологической направленности. В системе ряда заданий реализован принцип «Спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне. Задача заключительной части состоит в подведении итогов, рефлексии.
Косвенным показателем эффективности уроков психологии может быть повышение успеваемости по различным школьным дисциплинам, а так же отзывы учителей о работе учащихся на других уроках. II модуль– «Психология личности и межличностного общения»;
Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умении пойти на компромисс в нужной ситуации. Когда люди счастливы и находятся в мире с самим собой, они переносят эти чувства на партнёров общения. Смотрясь в других как, в зеркало дети больше узнают о себе. III модуль – «Полезные привычки»
Хорошо известно, насколько вредным и опасным для растущего организма является употребление табака, алкоголя и наркотиков. За последние годы рост употребления ПАВ происходит очень интенсивно. Этот модуль поможет лучше понимать самих себя, критически относиться к собственному поведению, будет способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними. Специфика содержания курса 1. Учащиеся начальной школы обучаются по образовательной программе «Школа 2 100» 2. В программе за основу взят тематический принцип распределения материала.
2 класс
Программа «Психологическая азбука» в первую очередь нацелена на развитие самосознания и рефлексивных способностей детей.
I модуль «Психология учебной деятельности»;
Ожидания: раскрытие внутренних потенциальных возможностей учащихся, овладение технологиями использования психических познавательных процессов для организации продуктивной учебной деятельности.
Задачи:
- дать представления о психических познавательных процессах («восприятие», «память», «воображение», «внимание») и основных механизмах их действия;
- Исследовать индивидуальные качества каждого учащегося в плане возможностей их эффективного использования.
II модуль– «Психология личности и межличностного общения (Психокоррекционные занятия «Вместе весело играть»).
Ожидания: Обеспечение успешной адаптации к школьному обучению, преодоление школьной тревожности;
Задачи:
- воспитывать правильное отношение к результатам своей деятельности, не бояться ошибок;
- формировать правильное отношение к результатам деятельности других детей.
- расширять и обогащать навыки общения со взрослыми и сверстниками;
После реализации двух первых модулей проводится работа с III модулем « Полезные привычки».
Ожидания: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями.
Задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе;
- усваивает нормы поведения.
3 класс
I модуль «Психология учебной деятельности».
Ожидание: развитие и коррекция познавательных процессов.
Задачи:
- дать представления о психических познавательных процессах (эмоции, память, воля, речь, внимание) и основных механизмах их действия;
II модуль– «Психология личности и межличностного общения. Психокоррекционные занятия «Вместе весело играть»
Ожидания: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
III модуль - « Полезные привычки».
Ожидания: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
4 класс
I модуль «Психология учебной деятельности».
Ожидания: развитие и коррекция познавательных процессов.
Задачи:
- тренировка основных свойств внимания: объём, распределение, концентрация, устойчивость, переключение;
- тренировка основных видов памяти: кратковременной и долговременной, зрительной, слуховой,
- развитие способности устанавливать связи между элементами материала;
- преодоление трудностей в обучении пересказу в устной и письменной форме.
- II модуль– «Психология личности и межличностного общения. Психокоррекционные занятия «Вместе весело играть»
Ожидание: Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения.
III модуль - « Полезные привычки».
Ожидание: формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
- Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком алкоголем и наркотиками.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом общий объём учебного времени предмета «Психология» в начальной школе составляет 51 час.
2 класс: обучение по предмету «Психологическая азбука» ведется с сентября по декабрь методом погружения, либо неглубокого погружения ( 2-4 раза в неделю), либо блоками. Всего 17 часов;
3 класс: методом погружения, либо неглубокого погружения ( 2-4 раза в неделю), либо блоками. Всего 17 часов;
4 класс:, в методом погружения, либо неглубокого погружения ( 2-4 раза в неделю), либо блоками. Всего 17 часов.
класс
| учебник
| модуль
| всего часов
| уроков
| тренингов
| рефлексий
| 2
| Психология
| I модуль
«Психология учебной деятельности»
| 7
| 5
| -
| 1
| Практическая психология в начальной школе
| II модуль
«Психология личности и межличностного общения»
| 5
| 2
| 2
| 1
| Полезные привычки
| III модуль « Полезные привычки»
| 5
| 3
| 1
| 1
| итого
| 17
| 8
| 6
| 3
| класс
| учебник
| модуль
| всего часов
| уроков
| тренингов
| рефлексий
| 3
| Психология
| I модуль
«Психология учебной деятельности»
| 7
| 4
| 2
| 1
| Практическая психология в начальной школе
| II модуль
«Психология личности и межличностного общения»
| 5
| 3
| 1
| 1
| Полезные привычки
| III модуль « Полезные привычки»
| 5
| 2
| 4
| 3
| итого
| 17
| 10
| 7
| 5
| класс
| учебник
| модуль
| всего часов
| уроков
| тренингов
| рефлексий
| 4
| Как преодолеть трудности в обучении
| I модуль
«Психология учебной деятельности»
| 7
| 3
| 3
| 1
| Практическая психология в начальной школе
| II модуль
«Психология личности и межличностного общения»
| 5
| 2
| 2
| 1
| Полезные привычки
| III модуль « Полезные привычки»
| 5
| 2
| 2
| 1
| итого
| 17
| 7
| 7
| 3
|
класс
| Результаты обучения по предмету «Психология». 2 класс
| предметные
| метапредметные
| личностные
| регулятивные
| познавательные
| коммуникативные
| 2
необходимый уровень
| -воспринимать на слух учебный текст (о человеке, психических процессах, свойствах и видах) в исполнении учителя;
- самоузнавание
-взаимоузнавание
- формирование социального доверия
- развитие коммуникативных навыков
Формирование адекватной самооценки
| -определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы с помощью учителя -учиться работать по предложенному плану с помощью учителя -учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, тренинге - делать выводы относительно своих возможностей, -анализировать свои сильные и слабые стороны, - находить средства для использования новых знаний о себе в реальной жизни и учёбе.
| -Знакомство со своим «Я», его узнавание и выражение -переработка информации для получения необходимого результата - подбор моральных качества личности на основе парности этих качеств -делать выводы в результате совместной работы пары, группы, класса.
| – оформлять свои мысли в устной (на уровне небольшого текста) и письменной форме (на уровне предложения) – слушать и понимать речь других -активизировать речь за счет слов, обозначающих различные качества -не бояться сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянными – учиться работать в паре, группе
| Оценивать простые ситуации как «хорошие» или «плохие» с позиции: – общепринятых нравственных правил (ценностей); -выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения – сопереживания в радостях и в бедах за «своих» (близких, друзей, одноклассников) и других не похожих на тебя людей; - чувствовать настроение, внутренний мир другого человека, понимать его отношение к себе; -признавать свои плохие поступки
| Средство достижения результатов
| - Игры
-Этюды
-Сказкотерапия
| -технология продуктивного чтения художественного произведения ; -беседы
| -тексты подобранных литературных произведений - упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера -выполнение индивидуальных и групповых заданий
| - психогимнастические упражнения (этюды); - игры-драматизации; - игры по сюжетам литературных произведений; -ролевые игры - организация работы в парах и малых группах
| -тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним
| класс
| Результаты обучения по предмету «Психология». 3 класс
| предметные
| метапредметные
| личностные
| регулятивные
| познавательные
| коммуникативные
| 3 класс
необходимый уровень
для 2 класса –
повышенный уровень
| -сознательное овладение речевыми средствами общения
- заучивать наизусть стихотворения с использованием различных приёмов, облегчающих человеку процесс запоминания
-повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения
-формирование терпимости к мнению собеседника
| - определять конкретные цели своих поступков - искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей -высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки -работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, энциклопедию, ресурсы библиотеки) -определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем
| -разгадывать психологические загадки - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя - подробно пересказывать небольшие по объему тексты. - рефлексия способов и условий общения
| –улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния - отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявлять такие чувства, которые принесут удовольствие участникам общения) - учиться интегрироваться в группу сверстников. -строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
| объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции известных и общепринятых правил. -объяснять самому себе: – какие собственные привычки нравятся и не нравятся (личные качества) – что делаю с удовольствием, а что нет (мотивы) – что получается хорошо, а что нет (результаты) - выбирать поступок в однозначно оцениваемых ситуациях на основе: – известных и простых общепринятых правил – сопереживания в радостях и в бедах за «своих» ( близких, друзей, одноклассников) и других не похожих на тебя людей - признавать свои плохие поступки
| Средство достижения результатов
|
| -Игры с правилами:сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные
| тексты учебника
| организация работы в парах и малых группах
| тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев)
| 4 класс
| Результаты обучения по предмету «Психология». 4 класс
|
| предметные
| метапредметные
| личностные
| регулятивные
| познавательные
| коммуникативные
| необходимый уровень
| -практическое владение выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой)
- адекватно оценивать деятельность, анализировать собственное поведение и поступки окружающих людей -развивать творческие способности и выражать их в процессе коммуникативной деятельности
| -проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств или прошлых аналогичных ситуаций -учиться предвидеть конечный результат - делать выводы относительно своих возможностей, анализировать свои сильные и слабые стороны -регулировать различные сферы психической жизни, складывающиеся из конкретных контролируемых умений -находить средства для использования новых знаний о себе в реальной жизни и учёбе
| -Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, тренинге -перерабатывать информацию для получения необходимого результата - подбирать моральные качества личности на основе парности этих качеств -делать выводы в результате совместной работы пары, группы, класса
| – уважительно относиться к себе и окружающим, проявлять терпимость к мнению собеседника, уметь пойти на компромисс в нужной ситуации - научиться владеть собой, уметь анализировать общение в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями ) с ориентацией на ненасильственную модель поведения - развивать умение слушать и вступать в диалог. -не бояться сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянными. - умение выделить проблему и участвовать в коллективном обсуждении проблемы
| - сопереживать (т.е. принимать позицию партнёра по общению и полноценно проживать –прочувствовать его эмоциональное состояние) , т. е. ориентироваться в межличностных отношениях - обогащать личностное развитие через самовыражение и творчество - формировать рефлексивную адекватную самооценку - формировать адекватную школьную мотивацию: зачем учусь
| Средство достижения результатов
|
| - Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера
| -тексты подобранных литературных произведений -моделирование и анализ заданных ситуаций
| - психогимнастические упражнения (этюды); -игры-драматизации; - игры по сюжетам литературных произведений; -ролевые игры - организация работы в парах и малых группах
| -тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, - тесты
|
|