Скачать 325.27 Kb.
|
Анализ работы за первое полугодие 2012/2013 учебного года педагога-психолога ГБОУ СОШ № 473 Мычковой Натальи Анатольевны
В сентябре-октябре, ноябрь 2012 г. были проведены следующие психологические диагностики по определению адаптации учеников 5 класса « А» Применяемые методики: 1. Изучение эмоционального состояния, психологического климата на уроках. 2.Методика изучения школьной тревожности. 3. Изучение уровня воспитанности. 4. Анкета для пятиклассников. 5. Социометрическое исследование. 10 класс « А» Применяемые методики: 1.Самооценка Тест «Отношение к себе» Тест «Как у тебя с самооценкой?» 2. Характер Психогеометрический тест 3.Оценка уровня тревожности у старшеклассников 4.Тест «Какое у тебя здоровье?» 5. Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» 6. Тест «Насколько ты эмоционален?» 7. Тест на самооценку стрессоустойчивости личности Диагностика проводилась индивидуально и в группах При изучении эмоционального состояния методом анкетирования на уроках, использовалась специальная диагностика, цель которой состоит в исследовании психологического климата на уроках, эмоционального комфорта. Дети хорошо себя чувствуют на следующих уроках: физической культуры, изобразительного искусства, спецкурс (Ласкевич И.В) благоприятный эмоциональный фон на математике, истории, ИКТ, МХК. Дискомфорт в эмоциональном плане прослеживается на уроках литературы, русского языка, технологии, музыки, природоведении. Анализируя данные анкеты «удовлетворенности учащихся школьной жизнью А.А. Андреева» были получены следующие результаты. Детям в средней школе нравятся учителя, гулять на переменах, свой классный руководитель, большие классы, бегать по этажам, широкие коридоры, нравится учиться. (Высокая степень удовлетворенности) Любимые уроки отмечали те же, что были получены в предыдущем исследовании. На вопрос «необходима ли помощь в выполнении домашнего задания», почти все ответили единодушно «ДА» Это говорит о том, что пятиклассники нуждаются в дополнительной помощи педагогов, есть необходимость в посещении группы продлённого дня. ГПД посещают 90% пятиклассников. На вопрос «Моя учительница часто говорит, что я …» небольшой процент детей получают позитивную оценку своей деятельности во время урока и во внеурочной деятельности. В основном звучит похвала: молодец, умница, способный. Родители же больше хвалят своих детей: молодец, продолжай учиться так же, старайся, учись лучше… Родители учащихся больше проявляют заинтересованности успехами своих детей, переживают за их адаптацию к новой школе. Продолжая предложение «Когда я думаю о пятом классе….» у детей прослеживаются разные мысли и впечатления, как положительного, так и отрицательного характера. Дети начинают чувствовать себя уже взрослыми, осознают, что учиться стало сложнее и проявляют по этому поводу беспокойство и волнение. По изучению общей тревожности у детей были получены следующие данные: хороший уровень склонности к тревожности нет. По всем параметрам и результатам исследований дети чувствуют себя хорошо. Хочется отметить, что учащиеся 5 «а» класса не испытывают межличностной тревожности, что говорит о благоприятном климате в данном коллективе. Информация о детях, которые остро нуждаются в психологической поддержке учителей, доведена до сведения классного руководителя. Были проведены консультации с родителями учащихся и предложена помощь, для решения проблем в обучении и поведении детей. Социометрическое исследование показывает, что класс дружный. уровень сплоченности класса средний степень взаимности контактов 68% Вывод: таким образом, анализируя все данные психологического исследования, можно сделать вывод, что адаптация проходит благополучно. Психологическая служба по результатам психологического исследования рекомендует следующее: 1. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное и психическое развитие каждого ребенка. Поэтому каждый педагог на уроке должен создать благоприятные психологические условия, способствующие личностному и интеллектуальному росту ребенка. 2. На уроках создавать ситуацию успеха, используя индивидуальный и личностный подход к каждому ученику. 3. Использовать на уроках здоровье сберегающие технологии, способствующие поддержке физиологического и психического здоровья детей. 4. Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающимся в методической помощи. 5. Обратить внимание на детей, которые имеют высокий уровень тревожности, и оказывать им психологическую поддержку. Психологам организовать групповые сеансы релаксации с детьми, имеющими высокий уровень тревожности. 6. На уроках использовать различные методические приемы и разнообразные формы работы, учитывая специфику класса и его общее интеллектуальное развитие. 7. Провести круглые столы с педагогами и родительские собрания, с целью ознакомления и дальнейшей коррекционной работы с детьми и их родителями. 8. Порекомендовать учителям для обмена опытом, посещать уроки у коллег, у которых более благоприятный психологический климат на уроках. Результаты анализа диагностики 10 «А»
На основании исследований, проведенных психологической службой, можно говорить о том, что в целом адаптация десятиклассников проходит успешно. Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 9 классе Б. Цель исследования: диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в обследуемом классе. Решения следующих задач: измерение степени сплоченности-разобщенности в классе; выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, отвергнутые); обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами; Объект психологического анализа: учащиеся девятого класса. Всего в исследовании приняло участие 15 учащихся. Предметом психологического анализа являются некоторые психологические особенности взаимоотношений в системе "ученик-ученик", складывающиеся в связи с учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу. Диагностические методики: социометрические исследования. Материал: бланк социометрического опроса, список членов группы. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, которая представлена более или менее устойчивыми соединениями, называемыми группами. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека является семья, школьный класс, трудовой коллектив. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально - психологического развития. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, эффективности и информированности. Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слабо развитой группой и коллективом. Проведенные исследования различных детских групп показывают, что сильными их сторонами, приближающими такие группы к высокоразвитому коллективу, являются неплохие личные взаимоотношения, коллективизм, информированность, а слабыми – замкнутость, низкие организованность, ответственность и эффективность. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития. Анализ психометрических данных позволяет констатировать: В психологическом исследовании межличностных отношений в классном коллективе по поводу учебной деятельности приняли участие 15 учащихся 9 класса «Б» ГБОУ СОШ №473. Результаты исследования показали: 1.Социальный статус по отношению к учебе в (%)
0%- учащихся, занимающих лидирующее положение в структуре межличностного общения по поводу учебной деятельности. 3% - учащихся, занимающих устойчивое положение в структуре общения 6,7% - учащихся, имеют ограниченный круг общения 90% - учащихся, выпавших из сферы межличностного общения в классе по поводу учебной деятельности Анализ общей структуры отношений по поводу учебной деятельности показывает степень сплоченности классного коллектива, имеет маленький процент учащихся 3. Из сферы общения выпало 90% имеют ограниченный круг общения, что указывает на значительные резервы в повышении эффективности воспитательной работы в классных коллективах. Уровень сплоченности класса высокий Степень взаимности контактов 49 % Рекомендации классному руководителю по результатам социометрии: Вовлечь изолированных учащихся в интересную деятельность. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.) Постараться преодолеть эффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции. У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми. Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники. Избегайте неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу. Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу. 29.11.12. Справка по результатам проведенного психологического исследования межличностных отношений (социометрии) в 9 классе В. Цель исследования: диагностика социометрического статуса каждого ученика в классе, выявление референтных групп общения, изучение эмоциональной атмосферы в обследуемом классе. Решения следующих задач: измерение степени сплоченности-разобщенности в классе; выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, отвергнутые); обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами; Объект психологического анализа: учащиеся девятого класса. Всего в исследовании приняло участие 13 учащихся. Предметом психологического анализа являются некоторые психологические особенности взаимоотношений в системе "ученик-ученик", складывающиеся в связи с учебной работой, и личные взаимоотношения, возникающие под влиянием симпатий и антипатий учащихся друг к другу. Диагностические методики: социометрические исследования. Материал: бланк социометрического опроса, список членов группы. Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, которая представлена более или менее устойчивыми соединениями, называемыми группами. Непосредственным проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Примерами малых групп, наиболее значимых для человека является семья, школьный класс, трудовой коллектив. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально – психологическим образованием. Мера психологической общности определяет сплоченность группы – одну из основных характеристик уровня ее социально - психологического развития. Для того чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, эффективности и информированности. Таких малых групп, которые полностью бы отвечали всем перечисленным требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих малых групп занимает промежуточное положение между слабо развитой группой и коллективом. Проведенные исследования различных детских групп показывают, что сильными их сторонами, приближающими такие группы к высокоразвитому коллективу, являются неплохие личные взаимоотношения, коллективизм, информированность, а слабыми – замкнутость, низкие организованность, ответственность и эффективность. Представленную модель надо рассматривать скорее как идеал, к которому должен стремиться коллектив в процессе своего развития. Анализ психометрических данных позволяет констатировать: В психологическом исследовании межличностных отношений в классном коллективе по поводу учебной деятельности приняли участие 13 учащихся 9 класса «В» ГБОУ СОШ №473. |