Скачать 85.87 Kb.
|
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме « Сохранить бы душу живу» (по рассказу Б.П.Екимова «Живая душа») Цели: (слайд 1) - знакомство с автором и рассказом, его героями, анализ рассказа; - понимание истинного значения фразеологизма «живая душа», наблюдение за проявлением духовных качеств личности, таких, как сострадание, доброта, человечность, любовь к живому и память об ушедших, несущих даже после смерти свет и тепло народной нравственности; - развитие речи учащихся в ходе рассуждения на высокую морально-нравственную тему. Оборудование: - оформленная доска (плакат и эпиграфы к уроку, тема на доске на весь урок). - презентация урока Э.Н. Эпиграфы: «Доброе – это прекрасное в действии» (Ж.Ж.Руссо), «Добро не наука, оно – действие» (Ромен Роллан); Ход урока.
Биография автора (слайд 4,5)
«Сохранить бы душу живу….», - с этими словами обратился к своему современнику, человеку XX века Василий Макарович Шукшин. Что вложил он в эти слова? Почему они имеют такое великое, необыкновенно актуальное значение в наши дни? Я думаю, что в этих словах заключено не только жизненное кредо писателя, убеждение, не требующее доказательства, но и основной закон народной нравственности, который мы, люди XXI-го века должны взять в наше, надеюсь, прекрасное завтра и передать нашим потомкам.
Обратимся к этиологии этого слова (слайд 6): Живой – общеслав. индоевропейского характера. Сравним: vivus - живой (лат.) bios - жизнь (греч). В «Толковом словаре (современная версия)» В.И. Даля, издательства ЭКСМО читаем (слайд 7): Душа – I. бессмертное духовное существо, озаренное разумом и волей; II. душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр. Живая душа – одаренная духовной, бесплотной жизнью или же не погибшая во зле и лжи, спасенная. А теперь обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, изданному в Москве издательством ОНИКС в 2010 году: Душа – внутренний психологический мир человека, его сознание. (Живой души нет – никого нет). *Обязательно в конце урока о мальчике!!!! Дух – психологические особенности (сознание, мышление), то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действие. (слайд 8) Живой – деятельный, полный жизненной энергии. Живой темперамент.
I группа (ряд) – подберите синонимы к прилагательному «живая» во фразеологизме; II группа (ряд) – с какими существительными и в каких значениях можно употребить прилагательное «живой»; III группа (ряд) – найдите и выпишите фразеологизмы со словом «душа».
Словарная работа.
Здорово живёте! Спасибо. Живы – здоровы. Слава богу – главное это здоровье, жизнь.
- по законам доброты, гостеприимства, открытости, радушия….
Кулугур (дед) – старовер, живущий по строгим правилам веры, суровый, неприветливый с виду. Быча (внук) – делучий, кулугуристый, прям старичок, натурный.
Умерла баба Маня, которая согревала их теплом своей души.
Свет! Тепло! Доброта! Забота! Любовь!
(проблемный вопрос) * А люди, нарушающие чужое уединение, связанное с болью, разве правы?
Заметил, позвал, погладил, подтолкнул, почуял хрупкую плоть, повёл, довёл, отпустил… (определите вид глаголов – почему это глаголы совершенного вида?) забота, доброта – это действие, которое необходимо завершить, не останавливаясь на полдороге. Совершенное уже действие!
Вспомним и сравним (зачитываем) (слайд 12) (слайд 13)
В заботе! В любви! В человеческой доброте! У одного ее не было никогда, а другой – помнит, что это такое!
Найдите, зачитайте, что скрывается за поведением этих людей?
стр. 55 Мальчик пытается кормить бычка!
жалость и доброта, любовь ко всему живому, забота
бабы Мани Любовь, забота, жалость, доброта!!!! Мальчик живет ,как жила бабушка Маня.
читаем стр. 55-56
Чего хочется мальчику, почему? Что окончательно и бесповоротно понял он в эту ночь?
вцепился, впился (совершенный вид и крайняя степень напряжения) ждал, стоял, видел (несовершенный вид – действие продолжалось долго)
смерти? Думайте! (стр. 57)
А кто может решить: кому – жить, кому – умереть? Может ли кто-то взять на себя ответственность за чью-то жизнь?
Для Алёши и бычков (кроме бабы Мани и крас. Телка).
Что рождается в его душе после раздумий? Протестует добрая, живая душа против смерти!
совершенное действие
решил, возьмёт, привезёт, поселит (совершенный вид, будущее время) – обещание жизни живой душе; пусть не умирает (будущее время) – решение принятое окончательно!
Один малыш и другой малыш?
– он – живая душа!
зачитываем стр. 59 Почему она явилась ему с телком?
Обратимся к эпиграфам к уроку. Читаем эпиграфы. (слайд 17) Ребята, что вы поняли сегодня? Прочитайте высказывания о доброте. Какое из них вам ближе? (слайд 18) На дом: 1) Мой друг Алеша Тебякин (сочинение-рассказ) 2) Каким предстал передо мной герой рассказа Б. Екимова «Живая душа» Алёша Тебякин? (сочинение-рассуждение) Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. (Виктор Гюго) Живут лишь те, кто творит добро. (Л. Толстой) Добро, приносимое людям, радует душу. (Томас Джефферсон) |
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32» | Методическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе... Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы | ||
Конспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей" Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей | Методическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе... Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii» | ||
Разработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other" | Конкурсная методическая разработка конспект урока информатики по... Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен... | ||
Методическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы» | Методическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)» Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут... | ||
Методическая разработка открытого урока по теме «Циклические алгоритмы» Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка открытого урока музыки во 2 классе с применением информационных технологий | ||
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9 Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории... | Методическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе... | ||
Урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты.... Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе | Методическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»... Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35 | ||
Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу» Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для... |