Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу»





Скачать 85.87 Kb.
НазваниеМетодическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу»
Дата публикации02.07.2013
Размер85.87 Kb.
ТипМетодическая разработка
100-bal.ru > Психология > Методическая разработка
Методическая разработка

открытого урока по литературе в 6 классе

по теме

« Сохранить бы душу живу»

(по рассказу Б.П.Екимова «Живая душа»)

Цели: (слайд 1)

- знакомство с автором и рассказом, его героями, анализ рассказа;

- понимание истинного значения фразеологизма «живая душа», наблюдение за проявлением духовных качеств личности, таких, как сострадание, доброта, человечность, любовь к живому и память об ушедших, несущих даже после смерти свет и тепло народной нравственности;

- развитие речи учащихся в ходе рассуждения на высокую морально-нравственную тему.
Оборудование:

- оформленная доска (плакат и эпиграфы к уроку, тема на доске на весь урок).

- презентация урока Э.Н.
Эпиграфы:

«Доброе – это прекрасное в действии» (Ж.Ж.Руссо),

«Добро не наука, оно – действие» (Ромен Роллан);

Ход урока.

  1. Организационный момент и постановка целей (слайд 2)


Биография автора (слайд 4,5)


  1. Вступительное слово учителя (слайд 3)


«Сохранить бы душу живу….», - с этими словами обратился к своему современнику, человеку XX века Василий Макарович Шукшин.

Что вложил он в эти слова? Почему они имеют такое великое, необыкновенно актуальное значение в наши дни?

Я думаю, что в этих словах заключено не только жизненное кредо писателя, убеждение, не требующее доказательства, но и основной закон народной нравственности, который мы, люди XXI-го века должны взять в наше, надеюсь, прекрасное завтра и передать нашим потомкам.


  1. Живая душа…

Обратимся к этиологии этого слова (слайд 6):
Живой – общеслав. индоевропейского характера.

Сравним: vivus - живой (лат.)

bios - жизнь (греч).

В «Толковом словаре (современная версия)» В.И. Даля, издательства ЭКСМО читаем (слайд 7):

Душа – I. бессмертное духовное существо, озаренное разумом и волей;

II. душевные и духовные качества человека, совесть, внутреннее чувство и пр.

Живая душа – одаренная духовной, бесплотной жизнью или же не погибшая во зле и лжи, спасенная.

А теперь обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, изданному в Москве издательством ОНИКС в 2010 году:

Душа – внутренний психологический мир человека, его сознание.

(Живой души нет – никого нет).

*Обязательно в конце урока о мальчике!!!!

Дух – психологические особенности (сознание, мышление), то, что побуждает к действиям, к деятельности, начало, определяющее поведение, действие. (слайд 8)

Живой – деятельный, полный жизненной энергии. Живой темперамент.


  1. Выход на уровень восприятия:

  1. Какое толкование кажется вам наиболее полным?

  2. Как бы вы, ребята, сами объяснили значение этих слов «Живая душа»?




  1. Работа в группах по подбору лексики, фразеологизмов по теме. (слайд 9)

I группа (ряд) – подберите синонимы к прилагательному «живая» во фразеологизме;

II группа (ряд) – с какими существительными и в каких значениях можно употребить прилагательное «живой»;

III группа (ряд) – найдите и выпишите фразеологизмы со словом «душа».


Живая душа

Живой

Душа

Чистая

Светлая

Добрая

Отзывчивая

Непорочная

Взгляд

На нитку

Характер

Дитя, ребенок

Речь

Жизнь

Слово

Разговор

Пример

Существо

Природа

Всей душой

Вытянуть душу

До глубины души

Душа вон

Душа болит

Жить душа в душу

Душа нараспашку

Душа не лежит

Душа не на месте

Душа в пятки

Душа радуется

Душой и телом

Души не чаять

Какое ближе смыслу

рассказа?

Какое используется в рассказе? Почему?

Какие из них можно отнести к героям рассказа?




  1. Анализ рассказа (слайд 10)

Словарная работа.

  1. Что, по мнению народа, самое главное в жизни человека, о чём мы никогда не должны забывать? Какие слова сопровождают нас ежедневно?


Здорово живёте!

Спасибо.

Живы – здоровы.

Слава богу – главное это здоровье, жизнь.


  1. По каким законам живет семья Тебякиных?


- по законам доброты, гостеприимства, открытости, радушия….


  1. Чья жизнь идет несколько вразрез с жизнью семьи? Кто держится в ней особняком? (слайд 11)


Кулугур (дед) – старовер, живущий по строгим правилам веры, суровый, неприветливый с виду.

Быча (внук) – делучий, кулугуристый, прям старичок, натурный.


  1. Почему они себя так ведут?


Умерла баба Маня, которая согревала их теплом своей души.


  1. Почему её смерть так тяготит их?


Свет! Тепло! Доброта! Забота! Любовь!


  1. Можно ли ставить свою боль выше гостеприимства?

(проблемный вопрос) *

А люди, нарушающие чужое уединение, связанное с болью, разве правы?


  1. Как ведет себя мальчик с приезжим и с бычком? Почему? (слайд 12)



Суров со взрослым, недоверчив,

не подпускает к душе (взрослому не нужна помощь, защита…)

Малышу нужна забота, защита, доброта, любовь матери (а, этого-то и нет!!!)




  1. В чем же проявилась забота? Какие слова это подчеркивают?


Заметил, позвал, погладил, подтолкнул, почуял хрупкую плоть, повёл, довёл, отпустил…

(определите вид глаголов – почему это глаголы совершенного вида?)
забота, доброта – это действие, которое необходимо завершить, не останавливаясь на полдороге. Совершенное уже действие!


  1. Что общего между ребенком и бычком?

Вспомним и сравним (зачитываем) (слайд 12)

(слайд 13)


Мальчик

Телок

пухлая розовая губёнка

крупная лобастая голова

взгляд исподлобья

маленький, взъерошенный,

в сосулях, ноги врастопырку,

всё в нём детское: мягкая плоть, белые копытца, тонкие в камышинку ноги, большие, синие, словно сливины, глаза, хрупкая плоть

Они воплощают собой детство




  1. В чём больше всего нуждаются и телок, и мальчик? Кулугуристый быча Алешка?


В заботе! В любви! В человеческой доброте! У одного ее не было никогда, а другой – помнит, что это такое!



  1. Как к этому бычку относятся остальные? (слайд 14)


Найдите, зачитайте, что скрывается за поведением этих людей?



Скотник

Управляющий

Приезжий

Чего нет в душах взрослых?

А душа-то есть?




  1. Как автор проводит для нас линию доброты, как совершаемого действия, которое не могут или не хотят, не смеют совершить взрослые?


стр. 55 Мальчик пытается кормить бычка!


  1. Какое значение вкладывает он в слова «Живая душа»? Почему оно у него шире, объемнее?


жалость и доброта, любовь ко всему живому, забота


  1. По каким же законам строит свою жизнь мальчик? (сравните с семьей)


бабы Мани

Любовь, забота, жалость, доброта!!!!

Мальчик живет ,как жила бабушка Маня.


  1. Почему по дороге домой и дома вечером он вспоминает только о бабушке?


читаем стр. 55-56


  1. Как мальчик относится к смерти? Почему?


Чего хочется мальчику, почему?

Что окончательно и бесповоротно понял он в эту ночь?


  1. Какие глаголы передают внутреннее душевное состояние, напряжение мальчика?


вцепился, впился (совершенный вид и крайняя степень напряжения)
ждал, стоял, видел (несовершенный вид – действие продолжалось долго)


  1. Что произошло в душе мальчика?




  1. Смирился ли после этого он с неизбежностью, почти обыденностью

смерти?

Думайте! (стр. 57)


  1. Ребята, мир должен существовать для всех?

А кто может решить: кому – жить, кому – умереть?

Может ли кто-то взять на себя ответственность за чью-то жизнь?


  1. Для кого будет существовать эта жизнь, а для кого – нет?



Для Алёши и бычков (кроме бабы Мани и крас. Телка).


  1. Как этот вопрос решает для себя Алёша?

Что рождается в его душе после раздумий?
Протестует добрая, живая душа против смерти!


  1. Ребята, давайте еще раз вспомним - что такое доброта?



совершенное действие


  1. Как в действии показана автором решимость Алёши? (слайд 15)


решил, возьмёт, привезёт, поселит (совершенный вид, будущее время) – обещание жизни живой душе;

пусть не умирает (будущее время) – решение принятое окончательно!


  1. Как ведёт себя кулугуристый, неприветливый мальчик с бычком?

Один малыш и другой малыш?


  1. Какой аргумент в разговоре с дедом самый главный для Алёши?


он – живая душа!


  1. Кто мог бы еще произнести те же слова?




  1. Почему мальчику приснилась баба Маня? (слайд 16)



зачитываем стр. 59

Почему она явилась ему с телком?

  1. Как относится к своему герою Б. Екимов?




  1. Каким увидели его мы?




  1. Почему рассказ называется «Живая душа»?



  1. Эпилог урока.


Обратимся к эпиграфам к уроку.

Читаем эпиграфы. (слайд 17)

Ребята, что вы поняли сегодня?

Прочитайте высказывания о доброте.

Какое из них вам ближе? (слайд 18)

На дом:

1) Мой друг Алеша Тебякин (сочинение-рассказ)

2) Каким предстал передо мной герой рассказа Б. Екимова «Живая душа»

Алёша Тебякин? (сочинение-рассуждение)
Во внутреннем мире человека доброта – это солнце. (Виктор Гюго)

Живут лишь те, кто творит добро. (Л. Толстой)

Добро, приносимое людям, радует душу. (Томас Джефферсон)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги»
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Книги» учителя немецкого языка моу «сош №32»
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка урока изобразительного искусства в 1 классе...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconКонспект открытого урока по математике в 6-м классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей"
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка открытого урока по литературе в 7-б классе...
Ксоу «Орловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат i-ii»
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconРазработка урока английского языка в 5 классе по теме present Simple
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5-м классе по теме: " learning more about each other"
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconКонкурсная методическая разработка конспект урока информатики по...
Конкурсная методическая разработка – конспект урока информатики по теме: «Перевод чисел из одной системы счисления в другую», предназначен...
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка конспекта урока математики в 1 классе по теме: «Составляем суммы»

Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка открытого урока по дисциплине «иностранный язык (английский)»
Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних специальных учебных заведений и могут...
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка открытого урока по теме «Циклические алгоритмы»
Данный урок предлагается студентам, обучающимся на всех специальностях учебных заведений среднего профессионального образования
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка открытого урока музыки во 2 классе с применением информационных технологий
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" 9
Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Конституция России" (9 класс ) Абдуллин Васил Минемуллович, учитель истории...
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconУрока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты....
Методическая разработка интегрированного урока повторения и закрепления по химии в 8 классе
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка урока по теме «поиск информации в сети интернет»...
Ли-ю-кун Н. В. Методическая разработка урока по теме «Поиск информации в сети интернет» Улан-Удэ: Изд-во брктиП, 2010г стр. 35
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconМетодическая разработка урока математики в 5 классе по теме «Задачи на совместную работу»
Тип урока: закрепление ранее изученного материала с элементами открытия новых знаний
Методическая разработка открытого урока по литературе в 6 классе по теме «Сохранить бы душу живу» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка урока английского языка по теме " Начальная школа в Великобритании и России " в 5 классе предназначена для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск