Скачать 57.5 Kb.
|
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в средней школе. Cкребнева Светлана Вячеславовна (учитель русского языка и литературы МКОУ «Пойменская СОШ им. Героя РФ Кадырбулатова Р.В.» Приволжского района Астраханской области). Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Какие наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми можно и нужно использовать в средней школе? Моя задача: обосновать, в отношении каких педагогических приёмов можно ожидать наибольшую эффективность в работе с одарёнными детьми. Ход рассуждения: 1. Перечислить приёмы работы с одарёнными детьми. 2. Объяснить, по каким критериям я буду определять эффективность приёмов. 3. Сформулировать преимущества отдельных педагогических приёмов; дать общую оценку эффективности. 4. Вывод. Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению. Задача учителя – вовремя заметить одаренного ребенка. Однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе. Приходится опираться только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником. Для успешной работы с одарёнными детьми также необходимы эффективные педагогические приёмы. Работу с одаренными детьми мы выстраиваем, исходя из следующих принципов: – дифференцированный и индивидуальный подход в обучении; – обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества разноплановых кружков, через работу в научном обществе учащихся, – усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.). Работа с одаренными детьми на уроках. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, проектная деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придавая ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения. Внеурочная работа с одаренными детьми. В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса. Виды одарённости бывают разные, и мы учитываем это в своей работе. Группа учеников занимается исследовательской деятельностью с помощью GlobLab. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация специальных наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Другим направлением внеурочной работы с одарёнными детьми является организация занятий в «Школе юного филолога». Регулярные занятия с одарёнными детьми в области филологии позволяют стимулировать познавательную деятельность и коммуникативные навыки обучающихся. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Создание портфолио учащегося. Создание "портфеля" индивидуальных достижений учащихся (портфолио) представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, прохождение элективных или факультативных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Направленность создания портфолио, на наш взгляд, это уже формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции, в самореализации и самоопределении, в учебной и воспитательной деятельности. А основной смысл создания портфолио ученика в том, чтобы показать все, на что способен каждый конкретный ученик. Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в нашей школе осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы: - ролевые тренинги, - предметные викторины, - творческие и интеллектуальные конкурсы, - интеллектуальные марафоны и т.д. Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми в нашей школе показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Говоря в целом о работе с одаренными детьми, мы должны еще отметить три основных момента, которые нам кажутся очень важными. Во-первых, эта работа внутренне крайне противоречива. Что такое одаренный ребенок? Прежде всего, это ребенок не такой, как все. Его проблемы - результат богатства и сложности интеллектуальной жизни, для презентации которой другим у него не хватает средств выражения. Какова задача учителя в этом случае? Научить его общаться с себе подобными, научить внятно излагать свои мысли и идеи, т.е. сделать его в каком-то смысле таким "как все". Но при этом самое главное - не задавить в ребенке те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его одаренным. Второе. Педагоги, работающие с детьми, особо одаренными в области интеллектуальной деятельности, должны не только обладать высочайшей профессиональной и педагогической квалификацией, но должны обладать еще одним ключевым свойством. Они не должны бояться работать с детьми, уровень способностей которых выше, чем у учителя. И должны научиться эту ситуацию принимать без внутреннего протеста. И третье. Наша главная цель работы с одаренными детьми - воспитание честного, образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и трудиться для их достижения. Школа - достаточно консервативное учреждение. И мы тоже ничего особенно нового не придумали. Мы просто постарались еще раз воплотить в жизнь классические принципы педагогики, сформулированные еще Яном Коменским: индивидуальный подход к каждому ученику при групповом обучении, высокие требования как к профессиональной подготовке, так и к педагогическим способностям преподавателей, формирование высокой мотивации ученика в изучении любимого предмета. |
Внедрение фгос ноо в мбоу «Гимназия №2» Рабочая программа. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной... | ||
Педсовет «Качества знаний – главная миссия учителя». Дата: 25. 03.... Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся; изучить опыт наиболее успешных... | Таблица расчета баллов по выполнению практических заданий Выявить наиболее эффективные критерии начального спортивного отбора (на примере «своего» вида спорта) | ||
Педагогические приемы это основа успешного обучения и способность... Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить... | «Социология массовых коммуникаций» Это позволит будущим выпускникам оценивать социальный смысл и следствия конкретного вида коммуникации, находить наиболее эффективные... | ||
Тема 21. Авторские педагогические технологии, приемы и средства обучения химии в школе Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; экран; мультимедиапроектор, периодическая система | Увр, нмр, вр, ахр, охране труда Педагогический коллектив А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии 5 | Уроках математики Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали... | ||
Мбдоу «Детский сад №4 «Ивушка» Обратиться к данной теме: «Эффективные методы и приёмы развития связной речи дошкольников», меня побудило, то, что в настоящее время... | На уроках английского языка В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться.... | ||
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей,... Фгос нового поколения в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать деятельностные педагогические технологии, современные... | Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения Все используемые учителем на уроке технологии и педагогические приемы могут быть оценены (количественно и качественно) по критерию... | ||
Уроки алгебры Кирилла и Мефодия 7-8 кл В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона... | Электронные образовательные ресурсы для учащихся В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона... |