Наиболее эффективные педагогические приёмы работы





НазваниеНаиболее эффективные педагогические приёмы работы
Дата публикации15.08.2014
Размер57.5 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы

с одарёнными детьми в средней школе.

Cкребнева Светлана Вячеславовна

(учитель русского языка и литературы

МКОУ «Пойменская СОШ им. Героя РФ Кадырбулатова Р.В.»

Приволжского района Астраханской области).

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Какие наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми можно и нужно использовать в средней школе?

Моя задача: обосновать, в отношении каких педагогических приёмов можно ожидать наибольшую эффективность в работе с одарёнными детьми.

Ход рассуждения:

1. Перечислить приёмы работы с одарёнными детьми.

2. Объяснить, по каким критериям я буду определять эффективность приёмов.

3. Сформулировать преимущества отдельных педагогических приёмов; дать общую оценку эффективности.

4. Вывод.

Яркие детские таланты встречаются довольно редко. В сельских общеобразовательных школах в основном учатся дети, при  благоприятных условиях обучения способные достичь хороших результатов в видах деятельности, соответствующих их склонностям и интересам. Но бывают и счастливые исключения, когда в классах встречаются ученики с высокими по сравнению с большинством интеллектуальными возможностями, с активной познавательной потребностью, с восприимчивостью к учению.

         Задача учителя – вовремя заметить одаренного ребенка. Однако трудность сельского учителя в том, что порой нет возможности обратиться за помощью к квалифицированной психолого-педагогической службе.  Приходится опираться  только на свой педагогический опыт, на научно-популярные публикации, на свои интеллектуальные возможности, потому как работать с одаренными детьми, я считаю, должны  педагоги, постоянно пополняющие свои учительские знания, имеющие высокую педагогическую компетенцию, определенные личностные качества, умеющие строить межличностные отношения с учеником.

Для успешной работы с одарёнными детьми также необходимы эффективные педагогические приёмы.

Работу с одаренными детьми мы выстраиваем, исходя из следующих принципов:

– дифференцированный и индивидуальный подход в обучении;

– обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества разноплановых кружков, через работу в научном обществе учащихся,

– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях и т. д.).

Работа с одаренными детьми на уроках. Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение, проектная деятельность, развитие критического мышления через чтение и письмо. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придавая ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения.

Внеурочная работа с одаренными детьми. В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса.

Виды одарённости бывают разные, и мы учитываем это в своей работе. Группа учеников занимается исследовательской деятельностью с помощью GlobLab. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация специальных наблюдений развивает мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Другим направлением внеурочной работы с одарёнными детьми является организация занятий в «Школе юного филолога». Регулярные занятия с одарёнными детьми в области филологии позволяют стимулировать познавательную деятельность и коммуникативные навыки обучающихся. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Создание портфолио учащегося. Создание "портфеля" индивидуальных достижений учащихся (портфолио) представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, прохождение элективных или факультативных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Направленность создания портфолио, на наш взгляд, это уже формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции, в самореализации и самоопределении, в учебной и воспитательной деятельности. А основной смысл создания портфолио ученика в том, чтобы показать все, на что способен каждый конкретный ученик.

 Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в нашей школе осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы:

 - ролевые тренинги, 

 - предметные викторины, 

 - творческие и интеллектуальные конкурсы, 

 - интеллектуальные марафоны и т.д. 

Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми в нашей школе показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.

Говоря в целом о работе с одаренными детьми, мы должны еще отметить три основных момента, которые нам кажутся очень важными.

Во-первых, эта работа внутренне крайне противоречива. Что такое одаренный ребенок? Прежде всего, это ребенок не такой, как все. Его проблемы - результат богатства и сложности интеллектуальной жизни, для презентации которой другим у него не хватает средств выражения. Какова задача учителя в этом случае? Научить его общаться с себе подобными, научить внятно излагать свои мысли и идеи, т.е. сделать его в каком-то смысле таким "как все". Но при этом самое главное - не задавить в ребенке те черты и особенности, которые, собственно говоря, и делают его одаренным.

Второе. Педагоги, работающие с детьми, особо одаренными в области интеллектуальной деятельности, должны не только обладать высочайшей профессиональной и педагогической квалификацией, но должны обладать еще одним ключевым свойством. Они не должны бояться работать с детьми, уровень способностей которых выше, чем у учителя. И должны научиться эту ситуацию принимать без внутреннего протеста.

И третье. Наша главная цель работы с одаренными детьми - воспитание честного, образованного, порядочного и здорового человека, готового самостоятельно выбирать свой жизненный путь, ставить перед собой цели и трудиться для их достижения.

Школа - достаточно консервативное учреждение. И мы тоже ничего особенно нового не придумали. Мы просто постарались еще раз воплотить в жизнь классические принципы педагогики, сформулированные еще Яном Коменским: индивидуальный подход к каждому ученику при групповом обучении, высокие требования как к профессиональной подготовке, так и к педагогическим способностям преподавателей, формирование высокой мотивации ученика в изучении любимого предмета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconВнедрение фгос ноо в мбоу «Гимназия №2»
Рабочая программа. Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, с помощью которого он определяет оптимальные и наиболее...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приёмы письменной...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconПедсовет «Качества знаний – главная миссия учителя». Дата: 25. 03....
Цель: определить наиболее эффективные компоненты работы учителя по повышению качества знаний учащихся; изучить опыт наиболее успешных...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconТаблица расчета баллов по выполнению практических заданий
Выявить наиболее эффективные критерии начального спортивного отбора (на примере «своего» вида спорта)
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconПедагогические приемы это основа успешного обучения и способность...
Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы icon«Социология массовых коммуникаций»
Это позволит будущим выпускникам оценивать социальный смысл и следствия конкретного вида коммуникации, находить наиболее эффективные...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconТема 21. Авторские педагогические технологии, приемы и средства обучения химии в школе
Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; экран; мультимедиапроектор, периодическая система
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconУвр, нмр, вр, ахр, охране труда Педагогический коллектив
А цель любой школы обеспечить психолого-педагогические, организационно-педагогические, социально-педагогические и правовые гарантии...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогические приемы активизации самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по Дальтон-технологии 5
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconМбдоу «Детский сад №4 «Ивушка»
Обратиться к данной теме: «Эффективные методы и приёмы развития связной речи дошкольников», меня побудило, то, что в настоящее время...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconНа уроках английского языка
В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться....
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconВажнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей,...
Фгос нового поколения в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать деятельностные педагогические технологии, современные...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconАнализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Все используемые учителем на уроке технологии и педагогические приемы могут быть оценены (количественно и качественно) по критерию...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconУроки алгебры Кирилла и Мефодия 7-8 кл
В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона...
Наиболее эффективные педагогические приёмы работы iconЭлектронные образовательные ресурсы для учащихся
В самом общем случае к эор относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск