Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения





Скачать 63.08 Kb.
НазваниеАнализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Дата публикации06.10.2014
Размер63.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Все используемые учителем на уроке технологии и педагогические приемы могут быть оценены (количественно и качественно) по критерию их влияния на здоровье учащихся.

Одна из форм контролирующей деятельности - посещение уроков учителей. Большинство позиций, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических критериев проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителя. Напомним, что состояния, опосредующие эту связь, - утомление и стресс. Учитывая их особую патогенность для растущего организма, можно рассматривать профилактику утомления и стресса как одну из наиболее реальных возможностей здоровьесбережения в школе.

Перечислим кратко, на что следует обращать внимание в ходе урока в указанном аспекте.

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.

2. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение - более творческая задача, и коэффициент утомления при этом несколько ниже. Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма - 7 - 10 минут. Комментарии здесь аналогичные.

4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

5. Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.

6. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

7. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

8. Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

9. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек; соответствуют ли условия в классе для проведения таких форм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15 - 20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

10. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

11. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.

12. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность - пассивность).

13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

В конце урока обратите внимание на следующее.

14. Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75-80%.

15. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 25-30 минут в 1 классе, 35-40 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе, 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения.

16.Темп окончания урока:

- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

- спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются;

- задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене). Поскольку посещение урока, особенно руководством, стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения - ведь впереди следующий урок. Лучший способ - сразу после урока поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализировать урок сразу после его окончания нецелесообразно, лучше посвятить этому время после окончания всех уроков, когда и проверявший, и педагог успеют освободиться от занятий и немного отдохнуть. Но надолго откладывать получение учителем обратной связи тоже не следует - человек все же волнуется (особенно с учетом повышенного у всех учителей чувства ответственности).

При анализе урока, который лучше проводить, оставшись наедине с педагогом так, чтобы никто не мешал, лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов на личность учителя. Важно не затормозить проявлений инициативной, творческой тенденции в работе учителя, поскольку именно она способна уменьшить переутомление, как у учителя, так и у его учеников. Проведение анализа урока в форме доверительной беседы, обсуждения, гораздо более продуктивно, чем директивные, безапелляционные суждения. От профессионального умения проверяющего будет зависеть, как воспримет учитель полученные рекомендации и отразиться ли это в конечном итоге на уровне его мастерства.

Дополнительные рекомендации на случай,

если проверку урока проводит «высокое начальство».

Руководителю любого уровня - тем более самого высокого - необходимо располагать инструментами простой, оперативной и объективной оценки того, насколько созданное в проверяемой школе образовательное пространство и используемые педагогами технологии являются здоровьесберегающими. И хотя многолетний опыт любого руководителя стоит больше сотни томов специальных книг, предложим несколько рекомендаций, которые позволят взглянуть на очевидные ситуации под другим углом зрения, не забывая и о том, что чувство юмора руководителя одаривает здоровьем и его самого, и тех, кто его окружает...

1. Присутствие на уроке незнакомого взрослого, тем более с инспекционной целью, настолько меняет всю ситуацию (атмосферу, поведение детей и учителей), что сделанные заключения могут корректно касаться только одного вопроса - психологической готовности класса к предстоящим (вскоре или когда-нибудь) экзаменам. Не стройте иллюзий: превратиться в Человека-невидимку не удавалось еще никому из начальников. Грамотные психологи смогут провести анкетно-тестовые исследования учителей, учащихся, желательно - их родителей, и получить данные со всеми необходимыми показателями и тенденциями относительно здоровьесберегающих технологий, уровня культуры здоровья, эффективности проводимой в этом направлении работы. А если к работе подключатся физиологи - в достоверности картины можно не сомневаться. Доверьтесь специалистам - они зачем-то получают зарплату!

2. Вопрос, который можно задать после завершения урока учителю - в чем он видит творческий элемент проведенного урока. Характер ответа позволит сделать заключение, равноценное посещению дюжины уроков. Экономьте свое время - оно нужно людям!

3. Атмосфера в классе сразу после окончания урока - особенно последнего - также простой и сильный индикатор (и по температуре, и по свежести, и по энергетике). Проанализируйте первое впечатление от последнего урока!

4. На урок физкультуры - наиболее близкий тематике здоровья - можно заглянуть «краем глаза». В спортзале вас могут и не заметить, а вы заметите сидящих на скамейке «штрафников» (без формы), почувствуете эмоциональный фон, увидите, для чего проводится урок - для здоровья или для умения прыгать через козла. При том, что значимость последнего, для успеха в жизни трудно переоценить, спросите о цели занятия учителя и нескольких учащихся. Задайте «открытый» вопрос («зачем?», «почему?») и несколько «открытий» вам обеспечено!

5. Попросите составить перечень 10 главных дел, которые совершила администрация школы для сохранения и укрепления здоровья учащихся (в перечислении по степени значимости) - это покажет и реальную картину сделанного, и приоритеты директора школы, и его умение считать до 10 в присутствии начальства. Подвергните педагогов испытанию, которому они каждодневно подвергают школьников!

И не забывайте о собственном здоровье!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconАнализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconУрок с позиций здоровьесбережения
Кафедра здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconАнализ урока с позиций здоровьесбережения
Обстановка и гигиенические условия в классе или кабинете, такие как температура и свежесть воздуха, рациональность освещения помещения...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconМетодические рекомендации к самоанализу урока с позиций системно деятельностного подхода
Основой любого анализа урока может служить структурный анализ. Структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconРекомендации учителю «Урок с позиций здоровьесбережения» Критерии
Температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconАнализ урока с физиолого-гигиенических, санитарных, экологических позиций
Возможности мобилизации учащихся данного возраста на восприятие мотивационно-целевой направленности урока и их переход в состояние...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconВведение 2
Проблемно – ориентированный анализ условий, показателей, факторов здоровьесбережения в мбоу сош №82 4
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconМетодические рекомендации по проектированию урока (Приложение 4) Приложение 1
Оценка успешности освоения программы курса «Введение фгос ООО в деятельность образовательного учреждения» осуществляется в виде зачетной...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оценка успешности освоения программы курса «Введение фгос ООО в деятельность образовательного учреждения» осуществляется в виде зачетной...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconАстрофизика и частотное измерение
В настоящей статье проводиться "широкий" анализ астрофизики, как с позиций классической физики, так и "частотного измерения"
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconУрок русского языка. Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова
...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconКонспект урока по физической культуре в 6- 7 классах Дата проведения:...

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconБюллетень новых поступлений
Осознанный анализ конфликтов и поиск путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconЗадание №4. Закончите разделительные вопросы
Осознанный анализ конфликтов и поиск путей их разрешения посредством взаимоприемлемого согласования позиций конфликтующих сторон...
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconКонспект урока профессия: «Закройщик», срок обучения 4 года, 3 курс...
Тип урока: Совершенствование знаний по теме «Снятие измерений, анализ измерений»
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения iconПримерный план проведения Интернет-урока в образовательном учреждении...
Ведущий Интернет-урока: школьный учитель информатики, гость представитель администрации оу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск