Скачать 206.38 Kb.
|
Итоговая зачетная работа Оценка успешности освоения программы курса «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» осуществляется в виде зачетной работы – составление конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО и его анализ с позиций системно-деятельностного подхода. Для успешного выполнения итоговой зачетной работы Вы можете воспользоваться публикациями, презентациями, материалами выполненных практических заданий по разным темам курса, а также обратиться к соответствующему разделу методических рекомендаций к программе (Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников / Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н.; [под ред. Н.В. Афанасьевой]; Департамент образования Вологод. Обл., Вологод. Ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2012) Итоговая зачетная работа включает:
Зачетная работа должна быть написана с соблюдением правил и норм русского языка. Специальные термины должны использоваться в соответствии с установленными в нормативных документах нормами. Ссылки на литературные источники оформляются в соответствии с правилами библиографического описания и с требованиями к научным публикациям. В тексте ссылки оформляются в квадратных скобках, с указанием порядкового номера источника и страницы. Для использования в подготовке итоговой работы прилагаются: Методическим рекомендациям по самоанализу конспекта урока(Приложение 3). Методические рекомендации по проектированию урока (Приложение 4) Приложение 1 Департамент образования Вологодской области Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по курсу«Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» Исполнитель:Ф. И.О., должность, образовательное учреждение 2013 Приложение 2 Технологическая карта урока Предмет ________________________________________________________ Класс _________________________ Базовый учебник ______________________________________________________________________________ Тема урока __________________________________________________________________________________ Цель урока ___________________________________________________________________________________ Задачи урока: ________________________________________________________________________________ Тип урока ____________________________________________________________________________________ Необходимое оборудование ______________________________________________________________________ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Приложение 3 Методические рекомендации по самоанализу конспекта урока(итоговая зачетная работа слушателей по программе дополнительного профессионального образования «Введение ФГОС в деятельность образовательного учреждения») Приступая к анализу конспекта урока (технологической карты), обратитесь к материалам зачетного задания, а также к соответствующему разделу методических рекомендаций к программе (Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н. Введение ФГОС основного общего образования в деятельность образовательного учреждения: методические рекомендации к программе повышения квалификации педагогических работников / Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Коптяева О.Н.; [под ред. Н.В. Афанасьевой]; Департамент образования Вологод. Обл., Вологод. Ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2012) Самоанализ конспекта (технологической карты) урока проводится по следующим критериям:
Итоги самооценки конспекта урока представляются в виде количественного балла (от 1 – минимальная оценка - до 5 – максимальная оценка), проставляется знак «+» в столбце выбираемого балла в таблице данных самооценки конспекта (технологической карты) урока напротив соответствующего критерия. 5 – очень высокая степень выраженности указанного критерия, в конспекте отражены основные его показатели. 4 – высокая степень выраженности указанного критерия, в конспекте отражены в целом основные показатели, есть единичные пробелы. 3 – средняя степень выраженности указанного критерия.Конспект (технологическая карта) отражает значимые показатели выбранного критерия, вместе с тем они отражены не в полном объеме. Либо, наряду с верно выделенными в соответствии с принципами сисиемно-деятельностного подхода особенностями деятельности учителя и ученика, отмечаются ошибочные или недостаточно развернутые (не в полном объеме прописанные) и недостаточно представленные в конспекте. 2 – слабая степень выраженности указанного критерия. Конспект (технологическая карта) отражает некоторые показатели, соответствующие критерию, но есть пропуск существенных признаков проявления данного критерия, либо однозначный вывод об их наличии по описанию сделать затруднительно. 1 – конспект (технологическая карта урока) не содержит показателей, соответствующих данному критерию. Таблица данных самооценки конспекта (технологической карты) урока
К заполненной таблице данных самооценки слушатель прилагает краткую качественную интерпретация количественных данных (обоснование выбранного количественного балла). Приложение 4 Методические рекомендации по проектированию урока Основой процесса обучения как системы являются цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и планируемый результат. Переменными составляющими выступают методы обучения, средства обучения и организационные формы. Эффективным признается процесс обучения, представляющий собой систему и обладающий целостностью. В процессе проектирования урока выделяются следующие этапы:
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
Цель урока – главный системообразующий элемент урока. Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся. Цель должна быть: а) четко сформулированной; б) понятной; в) достижимой; г) диагностичной; д) конкретной. С точки зрения управления образовательным процессом предпочтительнее определять одну цель урока или, по крайней мере, одну главную цель урока, реализация которой может привести к достижению различных видов результатов, представляющих педагогическую ценность. Исходя из места урока в образовательном процессе, можно определить, какой вид результатов образовательной деятельности учащихся будет наиболее соответствовать данному месту. Определив приоритетный результат образовательной деятельности учащихся, можно ответить на вопрос о том, к чему, прежде всего, надо стремиться учителю на данном уроке – информировать, инструктировать, научить, проблематизировать, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся и т.д. Для формулировки цели важно выбрать глагол, наиболее точно отражающего смысл планируемой деятельности учителя. В сравнительной таблице приведём слова-ориентиры, которые, естественно, не исчерпывают всех возможных вариантов целевых установок урока. Слова — ориентиры для определения целей урока
Принципиальная разница между двумя группами формулировок заключается в том, что в первом случае цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет, а во втором случае цели урока формулируются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. При постановке целей урока учителю также следует ориентироваться на используемую технологию, учитывать ее специфику. Например, в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон(«Школа 2000») учителю предлагается формулировать деятельностные и образовательные цели урока, учитывая тип урока. 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Примеры формулировок целей смотрите по ссылке: http://www.sch2000.ru/employees/metodicheskaya-kopilka/osnovnaya-shkola/ В проблемно-диалоговой технологии («Школа 2100») целевые ориентации урока предлагается определять через формулирование предметных и метапредметных результатов, на достижение которых направлен урок. Примеры формулировок смотрите по ссылке: http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general.php?SECTION_ID=1601 Цель урока разбивается на задачи. Задачи - это шаги по достижению поставленной цели, в них раскрыта последовательность ее достижения. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока. Пример: Предмет: физика Класс: 7 Тема урока: Энергия. Виды энергий. Тип урока: урок открытия новых знаний УМК: Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений Цель:Сформировать понятие «энергия» и ее видов. Задачи: 1. Актуализировать знания по теме: «Механическая работа».
Организовать осознание обучающимися основных понятий урока посредством выполнения тестовой работы с последующей взаимопроверкой. Пример: Предмет: литература Класс: 5 Тема урока: Образ собаки в рассказе В.П. Астафьева «Жизнь Трезора» Тип рока: урок анализа художественного произведения УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. Цель урока: научить характеризовать образ литературного героя Задачи урока: - самостоятельно формулировать тему, цель и задачи урока; - освоить алгоритм анализа образа литературного героя; - извлекать информацию, представленную в художественном тексте для характеристики образа литературного героя; - осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - в диалоге с учителем выбирать критерии оценки своей работы. Предмет: английский язык Класс: 5 Учебно-методический комплект: EnjoyEnglish 5 класс М.З._Биболетовой. Темаурока Discovering new places. Тип урока: урок открытия нового знания (Л. Г. Петерсон). Цель урока 1. Расширить понятийную базу обучающихся в области времени PresentPerfect; 2. Научить самостоятельно задавать вопросы в PresentPerfect. Задачи урока: 1. Включить обучающихся в учебную деятельность по изучению времени PresentPerfect на личностно значимом уровне; 2. Подвести обучающихся к пониманию необходимости изучения грамматической формы PresentPerfect; 3. Выявить неумение обучающихся задавать вопросы в PresentPerfect; 4. Подвести обучающихся к формулированию цели урока, выбору способа и средств ее реализации; 5. Подвести обучающихся к формулированию нового правила образования вопросительной конструкции в PresentPerfect . 6. Организовать первичное закрепление умения задавать вопросы в PresentPerfect; 7. Организовать самостоятельную работу обучающихся по проверке умения задавать вопросы в PresentPerfect; 8. Включить новые знания о PresentPerfect в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное (Iwouldlike, begoingto). 9. Организовать рефлексию учебной деятельности на уроке. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например:
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Структура технологической карты включает:
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности. Формулировки деятельности учителя и обучающихся
|
Реферат 2 определения 4 введение 5 приложение а 14 приложение б 14... Ключевые слова: жилой комплекс, потребности человека, инфраструктура, социальный сервис | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мультимедийная наглядность учебного материала «см. Диск – «Лаптева Н. И.» «Уход за грудным ребёнком» Приложение 1, Приложение 2,... | ||
Урока: образовательный аспект Приложение 2), карточки с текстом (Приложение 3), карточки-открытки (Приложение 4); листы цветной бумаги | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Приложение 1, карточки с задачами – Приложение 2, справочный материал – Приложение 3, материал для тестирования – Приложение 4 | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Методические рекомендации по подготовке и проведению дискуссии Методические... Приложение Рейтинг популярных профессий за последние 5-ть лет | Методические рекомендации по проектированию разработки нефтяных и... Об утверждении Методических рекомендаций по проектированию разработки нефтяных и газонефтяных месторождений | ||
Учебно-методического комплекса производственной практики рабочая... Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в... | Методические рекомендации по организации месячникамедиабезопасности... Мешиона от 24. 10. 13 №397-у «О проведении Интрнет-уроков «Имею право знать!», в целях обеспечения информационной безопасности обучающихся,... | ||
Методические указания по дипломному проектированию для студентов... Приложение Пример справки о внедрении результатов дипломного проектирования. 106 | Методические рекомендации по диагностике, экспертизе, проектированию... Я 804 Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с | ||
Тема урока: «Носители информации» Цели урока Оборудование: компьютеры для просмотра презентации (Приложение 1), внешние носители информации, стенд «Техника безопасности в кабинете... | Урока Организационный момент Оборудование: презентация «Берлин» (приложение №1); фильм «Берлин» (приложение №2) | ||
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов... Требования государственного образовательного стандарта и квалификационные требования 5 | Социология как наука об обществе Приложение №1. Методические рекомендации по выполнению учебных докладов в виде презентации |