Социология как наука об обществе





Скачать 323.84 Kb.
НазваниеСоциология как наука об обществе
страница1/3
Дата публикации25.01.2015
Размер323.84 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3


Бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Воронежской области

Воронежский базовый медицинский колледж

Модуль № 1 Тема: Социология как наука об обществе

Предмет: Основы социологии и и политологии


Модуль № 1

(6 часов на изучение модуля)

Тема: Социология как наука об обществе.
Содержание теоретического модуля № 1:

Введение.

Алгоритм действий студентов при изучении данного модуля.

Обоснование изучения данного раздела.

Компетенции, которыми должен овладеть обучающийся.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

Ресурсы необходимые для освоения модуля.

Информационный блок № 1.

Практический блок № 2.

Блок самостоятельной работы № 3.

Приложение №1. Методические рекомендации по выполнению учебных докладов в виде презентации.

Приложение 2. Критерии оценивания качества подготовки обучающихся при проведении контроля в тестовой форме. Эталоны ответов на тест.

Введение.

Модуль – это современный вид контролируемого и управляемого самообучения. Его использование позволяет студенту самостоятельно изучить тему, работая по специально разработанной программе.

Работа с модулем направлена на активизацию самостоятельной работы студентов с литературой и другими источниками информации и на раскрытие творческого потенциала личности студентов.

В целях самопроверки усвоенных знаний студенты самостоятельно готовят ответы на контрольные вопросы и выполняют задания, приведенные в данном модуле.

Наиболее эффективно использование модулей в учебном процессе при отработке занятий студентами, пропущенных ими по какой – либо причине. При этом деятельность преподавателя сводится на консультативно – координирующую и контролирующую функции управления познавательной деятельности студента.

При таком подходе преподавателем меньше затрачивается времени на работу с отстающими студентами и это, ни каким образом не влияет на качество результатов самостоятельного изучения темы студентами.

АЛГОРИТМ действий студентов при изучении данного модуля.

1. Ознакомиться с обоснованием изучения данной темы.

2. Ознакомиться с компетенциями, которыми должен овладеть обучающийся и требованиями к знаниям и умениям по данной теме.

3. Ознакомиться с информационным блоком №1 модуля.

4. Ознакомиться с ресурсами, необходимыми для освоения модуля.

3. Выполнить задания для самопроверки из практического блока № 2.

4. Самостоятельно выявить правильность ответов, сопоставляя их с информационным блоком № 1. Проверить ответы в приложениях.

5. Выбрать любые два задания из блока самостоятельной работы №3, выполнить их в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.

6. Подготовиться к перекрестной дискуссии по пройденному материалу.

Обоснование изучения данной темы.

Социология как наука помогает студентам понять окружающие их социальные явления и процессы, исследует вопросы социального неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов, болезненных процессов, происходящих во всех институтах российского общества, формируя активную жизненную и гражданскую позицию студенчества, их ценностные ориентации, в том числе и профессиональные.

Познания в области социологии необходимы студентам всех специальностей для формирования комплекса знаний о системном характере общества и социальных отношениях человека в нём, как связующего звена различных сфер общественной жизни.

Знание социологической теории необходимо для определения своего социального и профессионального статуса в обществе, особенно в период его постоянной трансформации.

Изучение социологии позволяет понять общество как противоречивый и целостный организм, законы взаимодействия личности, коллектива, общества согласно требованиям Государственного образовательного стандарта к этой дисциплине.

Данный модуль содержит материалы для самостоятельного изучения темы «Социология как наука об обществе» и состоит из 3-х блоков: Информационный блок №1, Практический блок №2, Блок самостоятельной работы №3. Также модуль содержит различные Приложения.

Компетенции, которыми должен овладеть обучающийся.

В результате изучения данной темы студент должен овладевать:

Общими компетенциями, включающими в себя способность

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

  • ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

  • ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Требования к знаниям и умениям обучающихся.

По итогам изучения модуля студенты должны знать:

  • основные научные понятия социологии;

  • структуру социологического знания,

  • особенности социологической информации;

  • методы социологических исследований;

  • историю и этапы становления и развития социологии как науки.

По итогам изучения модуля студенты должны уметь:

  • работать с дополнительной литературой, использовать источники, выделять главное и второстепенное;

  • эффективно использовать методический инструментарий и данные социологических исследований в собственной профессиональной деятельности.


По итогам изучения модуля студенты должны владеть:

  • основами современных технологий сбора, обработки и анализа информации;

  • коммуникативными навыками для успешной работы в коллективе.


Ресурсы необходимые для освоения модуля.

Информационные:

Основные источники:

  1. Г. И. Козырев. Основы социологии и политологии. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.

  2. Р. Ф. Матвеев. Основы социологии и политологии. М. 2010. – 256 с.

  3. С. И. Самыгин, А. В. Верещагина, И. Ф. Денисенко, И. М. Самниев. Основы социологии и политологии. Для гуманитарных и медицинских специальностей. Ростов – на – Дону. 2009. – 480 с.

  4. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Курс лекций. М.2008. – 223 с.

Дополнительные источники:

  1. В. С. Боровик, Б. И. Кретов. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. М. «Высшая школа». 2001. – 328 с.

  2. В. В. Касьянов. Основы социологии и политологии. Издание 5-е. Ростов н/Д. 2009. – 380 с.

  3. Д. В. Кукарчук. Социология. Краткий курс лекций. М. , 2002.

  4. И. В. Мирошниченко. Социология. Конспект лекций. М. 2009. – 128 с.

  5. А. А. Радугин, К. А. Радугин. Социология. Курс лекций. М. 2008. – 223 с.

  6. Ю.Н. Таросов, В. В. Чучупал, А. В. Мирошникова. Социология Политология. Воронеж. 2004. – 208 с.


Информационные электронные ресурсы:

Электронное учебное пособие по теме.

Интернет – ресурсы:

  • http://socioline.ru

  • http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов.

  • http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей.



Информационный блок № 1.

Тема: Социология как наука об обществе.

План рассмотрения теоретических вопросов:

  1. История развития социологии.

  2. Социология как наука, ее предмет и объект.

  3. Структура социологического знания.

  4. Социология в системе гуманитарных наук.

  5. Методы социологических исследований. Наблюдение. Опрос. Анкетирование. Интервью. Анализ документов.

Понятийный аппарат темы.

Объект социологии – это всё общество, его целостность и системность. Это социальные связи, взаимоотношения, взаимо-действия и способы их организации.

Общество – совокупность людей, объединённая исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей и характеризующаяся саморегулируемостью и наличием системы норм и ценностей.

Объект науки – то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

Предмет науки (предметная область) – те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Предмет социологии – результат длительного исторического развития, логическое описание объекта, формирование человеческой жизнедеятельности или социальной организации.

Социология – это наука изучающая общество как явление, законы построения общества, закономерности существования общества и его развития, принципы жизнеустройства отдельных социальных групп и общностей, личностей и общества, закономерности массового поведения людей.

Социальные законыобъективные правила, регулирующие поведение людей исходя из: природы человека, традиций общества, особенностей конкретной исторической эпохи.

Методы социологии – это совокупность основных познавательных приёмов, с помощью которых определяются научные исследования.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологически, методических и организационно технических процедур с целью получений точной и объективной информации об изучаемом социальном явлении.

Программа социологического исследованияосновной документ, в котором сформулирована задача исследования проблемы, содержится теоретическое обоснование методологических подходов изучения определенного явления или процесса в соответствии с целью исследования, для проверки высказанных предположений.

Выборка – это метод исследования, когда из общей изучаемой (генеральной) совокупности однородных единиц отбирается некоторая ее часть (выборочная совокупность) и только эта часть подвергается обследованию.

Наблюдение это метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного восприятия и регистрации с точки зрения целей и задач исследования.

Опрос (письменный - анкета, устный - интервью) – это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части.

Респонденты лица, отвечающие на вопросы, называются.

Анкетирование – метод опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющимся источником желательной информации, опосредуется анкетой.

Анкета – упорядоченный по последовательности, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа.

Анализ документа – это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Документ – специально созданный предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.


  1. История развития социологии.

Социологическая мысль уходит своими корнями в древние времена. С возникновением государства человечество пыталась дать общественным отношениям более систематизированное толкование.

Ответом на этот интерес к познанию социального мира послужили работы французского социолога Огюста Конта, который является основоположником социологии как

Огюст Конт самостоятельной науки об обществе.

(1798—1851)

Термин «социология» ввел в научный оборот французский ученый Огюст Конт (1798–1857) в работе «Курс позитивной философии» в 1842 г. Чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных.

Становление социологии как науки об обществе начинается с середины ХIХ в. и связывается с именами Карла Маркса (1818–1883), Макса Вебера (1864–1920) и французского ученого Эмиля Дюркгейма (1858–1917). С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений современной социологии.

Многие идеи К. Маркса являются в социологии основополагающими. Как экономист и социолог Маркс, изучив современное ему общество периода промышленной революции в Западной Европе, сделал действительно блестящий и пока не превзойденный социологический анализ. Достаточно верны и его прогнозы о преодолении отчуждения человека от общества, природы, результатов своего труда, о роли науки как непосредственной производительной силы общества и некоторые другие. Основной целью общественного прогресса, по мнению К. Маркса, является создание условий для становления «многомерного» человека, богатой личности, т. е. производство самого человека.

Одним из основных положений теории М. Вебера является выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Отдельные люди кооперируются на основе интересов, так образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются в совместном труде.

По его мнению, организованное поведение людей, создание и функционирование любых социальных институтов невозможны без эффективного социального контроля и управления. Идеальным механизмом реализации отношений власти он считал бюрократию – специально созданный аппарат управления.

Эмиль Дюркгейм – основатель французской социологической школы. В отличие от своих современников он считал, что существование и закономерности развития общества не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в социальные группы, люди подчиняются правилам и нормам, которые он называл коллективным сознанием. Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого.


  1. Социология как наука, ее предмет и объект.

Социология – это наука изучающая общество как явление, законы построения общества, закономерности существования общества и его развития, принципы жизнеустройства отдельных социальных групп и общностей, личностей и общества, закономерности массового поведения людей.

Социология – это наука об обществе как о социальной системе в целом, функционировании и развитии этой системы через её составные элементы: личность, социальная общность, социальные институты.

Социология изучает общество и общественные отношения, статус личности, социальные группы и социальные организации через знания, оценки конкрет-

ного индивида.

В широком смысле слова – наука об обществе.

В обществе рассматривают:

  • сферы жизни общества;

  • глобальное мировое сообщество;

  • национальное общество;

  • традиционное общество;

  • микросообщества (группы, семья, общественные организации и т.д.).

В узком смысле слова:

Личность в социальном взаимодействии, социальная жизнь людей.

Любое исследование общества начинается с анализа личности, её роли в исторической практике, её социальные отношения, место в социальной структуре общества, социальные потребности, ценностные ориентации.

Объект социологии – это всё общество, его целостность и системность. Это социальные связи, взаимоотношения, взаимодействия и способы их организации.

Объект науки – то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество).

Предмет науки (предметная область) – те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Предмет социологии – результат длительного исторического развития, логическое описание объекта, формирование человеческой жизнедеятельности или социальной организации.

Предмет социологии в мировом смысле – законы и закономерности функционирования и развития личности, социальных групп, общности и общества в целом.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Социология как наука об обществе iconТема Социология как наука. Основные этапы становления и развития...
Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении,...
Социология как наука об обществе icon1. Социология наука об обществе
Социология. Учебно-методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям – Пятигорск: рио кмвис, 2010 – 56с
Социология как наука об обществе iconКонтрольная работа по «Социологии и политологии»
Социология (лат. Socio обществао; logos учение, слово) (учение об обществе) это наука об обществе как социальной системе в целом...
Социология как наука об обществе iconТема Социология наука об обществе
В связи с этим социологическое образование выступает как мощный фактор формирования ответственной личности с высокими гражданскими...
Социология как наука об обществе iconРеферат по социологии Социология и её роль в познании и преобразовании общества
Она возникла лишь в первой половине ХIХ века. Ее основатель французский ученый Огюст Конт (1798 1857), который ввел и сам термин...
Социология как наука об обществе iconПрограмма курса по истории социологии для аспирантов тема Предмет...
Социология как совокупность различных социальных теорий, стратегий и техник исследования общества. Основные подходы, ис­пользуемые...
Социология как наука об обществе iconТестовые задания по теме «Социология как наука» Когда впервые появился термин «социология»
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"
Социология как наука об обществе iconПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Социология как наука об обществе iconПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Социология как наука об обществе iconПол Фейерабенд наука в свободном обществе «Наука в свободном обществе»
Аспирантура – самостоятельный уровень высшего образования, нацеленный на подготовку специалистов высшей квалификации. К поступлению...
Социология как наука об обществе icon«Наука в современном информационном обществе» Оргкомитет международной...
Фгос спо по специальности 080014 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденный Министерством образования и науки РФ...
Социология как наука об обществе iconКурс лекций по дисциплине «Социология» Тема Социология как наука Предмет познания в социологии
Прокариоты и эукариоты. Основные различия между прокариотами и эукариотами: размеры клеток, форма, генетический материал, синтез...
Социология как наука об обществе iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социология журналистики»...
Цель освоения дисциплины Социология журналистики достижение синтеза теоретических знаний о журналистике и журналистской деятельности...
Социология как наука об обществе iconПравовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию...
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Социология как наука об обществе iconImprovement of
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Социология как наука об обществе iconТема 1 Социология как наука
Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск