Скачать 0.5 Mb.
|
Программа представляет собой систему обучения здоровому жизненному стилю, направленную на сохранение физического здоровья, а также на развитие эмоциональной сферы, развитие рефлексии чувств, на формирование у детей стремления преодолевать жизненные трудности, справляться со стрессом без использования отклоняющихся форм поведения. Структура программы разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Программа рассчитана на 4 года обучения (270 часов): 1 класс – 66 часов (2 раза в неделю продолжительностью по 35 минут), 2,3,4 классы – по 68 часов (2 раза в неделю продолжительностью по 40 минут). Занятия проводятся в форме факультатива в течение учебного года, с перерывами на время каникул. Формирование групп проходит по возрастным критериям. Программа реализуется в г. Краснодаре на базе МБОУ СОШ №76. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие. Одна из самых болезненных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и драматической статистикой, сигнализирующей, что фактические показатели здоровья россиян находятся на угрожающе низком уровне. Поскольку будущее страны зависит от здоровья подрастающего поколения, то его формирование и профилактику необходимо воспринимать как социальный заказ общества институтам воспитания (семье, дошкольным учреждениям, школам). Приходится констатировать, что они не справляются с этим заказом. Только 8% юношей и девушек, получающих аттестат о среднем образовании, здоровы. Растёт число детей, употребляющих алкоголь, наркотики, токсические и психотропные вещества, а также число детей-инвалидов. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта. Ученные отмечают, что первый скачок в увеличении количества детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. Кроме того, следует помнить, что в возрасте от 6 до 7 лет идет становление сердечно-сосудистой системы, на этот же период приходится большее число простудных и инфекционных заболеваний. Сбережение и укрепление здоровья детей – одна из острых проблем современной жизни. Она многогранна и требует усилий со стороны многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов, через внедрение системы знаний о человеке, о его здоровье, способов его формирования и сохранения. Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной жизни. Всю информацию, которую дети этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки. Кроме того, дети этого возраста наиболее восприимчивы к тому, что им говорят взрослые. Поэтому профилактику отклоняющегося поведения и злоупотребления психоактивными веществами необходимо проводить уже в младшем школьном возрасте, еще до того как дети приобретут дезадаптивные формы поведения и начнут употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом фактов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
Наиболее эффективным путем формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребёнка в семье и образовательном учреждении. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем дошкольном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания. Цели и задачи Главная цель работы по здоровьесбережению детей – воспитать потребность вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья: содержать в чистоте свое тело, одежду и жилище, правильно питаться, сочетать труд и отдых, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек. Задачи программы:
Базовая модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Первый этап- анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:
Второй этап – организация просветительской работы образовательного учреждения. 1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:
2. Просветительская и методическая работа с педагогами, социалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышения уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и здоровья детей, включает:
Структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков – по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры, рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся, эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации образовательной программы и просвитительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся ценности здоровья, сохранению и укреплению у них здоровья. 1 блок. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения. 2 блок. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога. 3 блок. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов. 4 блок. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:
Программа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, реализуется в возрастных группах и предусматривает формы факультативных занятий. Параллельно с этим организуется проведение часов здоровья, классных часов, проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий, дней здоровья. |
План летней оздоровительной работы Цель: Сохранение и укрепление... Реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание детей, развитие самостоятельности, инициативности,... | Методические рекомендации к проведению тематических педагогических... Сохранение психического и физического здоровья детей в оу: педсоветы, круглые столы, семинары | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебник разбит на 68 уроков, каждый урок представляет собой систему упражнений на развитие всех видов речевой деятельности | Результат практической деятельности в рамках проекта «Школа территория здоровья» ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Развитие и амплификация эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» для студентов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное... | ||
Реферат на тему «Физиология нервной системы» Организм человека представляет собой сложную высокоорганизованную систему, состоящую из функционально связанных между собой клеток,... | Развитие социальной поддержки и защиты детей, сохранение и укрепление... Цель : Определение общей концепции развития школы и основных направлений ее деятельности, определение роли и места школы в образовательной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие полноценной личности немыслимо без сохранения и поддержания здоровья. Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения,... | Пояснительная записка Акробатика является одним из средств физического... Общее количество детей в спортивной секции зависит от ставки педагога, от количества групп. Количество занимающихся в группе зависит... | ||
Пояснительная записка Аквариум представляет собой биологическую систему,... «Березовская специальная (коррекционная) школа интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными... | Основная цель коллектива школы-интерната это сохранение и укрепление... Занятия ведутся в одну смену, начало учебных занятий 30., до уроков проводится утренняя зарядка. В расписании предусмотрено чередование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Охрана труда в мбдоу «Дуслык» представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности ложится, помимо прочих,... | ||
Использование знаний о механизме следообразования при раскрытии преступлений Трассология является отраслью криминалистической техники и представляет собой систему научных положений, а также соответствующих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание и развитие художественного вкуса обучающегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала |