Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта





Скачать 89.47 Kb.
НазваниеУдк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта
Дата публикации17.07.2013
Размер89.47 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Спорт > Документы
УДК 796.077.5
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Н.В. Мезенцева, Д.А. Шубин

Сибирский федеральный университет

М.И. Махмутов таким образом раскрывает смысл понятия педагогической технологии: “Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели” [2]. В данном определении педагогической технологии внимание обращается на структуру взаимодействия учителя и учащихся - этим определяются, собственно, и способы воздействия на учащихся, и результаты этого воздействия. Без педагогически развитого мышления, без учета многих факторов педагогического процесса и возрастных и индивидуальных особенностей учащихся любая технология не выполнит своего назначения и не даст должного результата. Недаром говорят: учитель, освоивший педагогическую технологию, - это человек, владеющий педагогическим мастерством.

В настоящее время разработка научных основ подготовки спортивного резерва является одной из ключевых проблем спорта высших достижений. Актуальность данной проблемы обусловлена следующими основными факторами:

- организация системы отбора юных спортсменов и учебно-тренировочного процесса практически не учитывает достижения спортивной науки и новейших информационных технологий;

-    построение программ многолетней спортивной подготовки до настоящего времени лишено персонифицированного подхода, учитывающего генетические психофизические особенности юных спортсменов;

-    недостаточен по качеству и оперативности контроль за психофизическим состоянием юных спортсменов, что является причиной большого процента отчислений по состоянию здоровья и прекращению роста спортивных результатов.

Вышеуказанные факторы, снижающие качество подготовки спортивного резерва и негативно влияющие на здоровье и результативность юных спортсменов, могут быть во многом преодолены за счёт применения современных компьютерных технологий [5].

Целью разработки инновационных технологий спортивной подготовки является обоснование такой стратегии развития спорта высших достижений, которая позволит на ближайшие годы и отдалённую перспективу обеспечить лидерство нашей страны в мировом спорте на основе реализации принципиально новых подходов к формированию системы многолетней спортивной подготовки элитных спортсменов, способной обеспечить:

- непрерывный контроль состояния кинезиологических систем спортсмена в процессе выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок;

- оптимизацию объемов, интенсивностей тренирующих нагрузок и динамики их ритмов в процессе осуществления этапов, периодов спортивной подготовки и проведения отдельных тренировочных занятий;

- профилактику срыва адаптации на этапах интенсивной подготовки и участия в соревнованиях;

- поиск нетрадиционных технологий и альтернативных подходов к совершенствованию структуры и повышению эффективности спортивной подготовки;

- формирование эффективной системы информационно-аналитического обеспечения процессов развития спорта высших достижений;

- создание инфраструктуры научно-технологического обеспечения подготовки сборных команд и их резерва на базе многоцелевых и специализированных по видам спорта центров и мобильных групп НТО.

В настоящее время для специалистов, работающих в сфере физической культуры, спорта, туризма и физической реабилитации актуальность приобретают знания и умения  по вопросам обучения и реабилитации, занимающихся и спортсменов от самых азов до высших ступеней мастерства, а также целостный процесс оздоровительной тренировки с лицами разного уровня подготовленности, возраста и состояния здоровья [14]. В основе технологии обучения лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, воспроизводимость обучающего цикла. Педагогическая деятельность связана с постоянным творческим поиском новых средств и методов оптимизации процесса обучения. Особенно значимо данное обстоятельство в сфере физической культуры и спорта, т.к. область спортивной деятельности развивается очень динамично. Появляются все новые виды спорта,  которые ранее не  входили в Олимпийскую систему соревнований, новые оздоровительные технологии.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И. П. Подласый, профессор, доктор педагогических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В. Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие [7,12].

Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике физической культуры и спорта являются [5]:

- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;

- обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;

- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;

- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;

- проектирование новых моделей образовательного процесса;

- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;

- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;

- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.

Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему [10].

При организации инновационной деятельности следует помнить, что:

  1. в педагогике, по мысли К.Д. Ушинского, передается не опыт (технология), а мысль, выведенная из опыта;

  2. "чужой" опыт педагог должен "пропускать через себя" (через свою психику, сложившиеся взгляды, способы деятельности и т. д.) и вырабатывать свой метод, в наибольшей степени соответствующий уровню своего личностного и профессионального развития;

  3. инновационные идеи должны быть четкими, убедительными и адекватными реальным образовательным потребностям человека и общества, они должны быть трансформированы в конкретные цели, задачи и технологии;

  4. инновация должна овладеть умами и средствами всех (или большинства) членов педагогического коллектива;

  5. инновационная деятельность должна морально и материально стимулироваться, необходимо правовое обеспечение инновационной деятельности;

  6. в педагогической деятельности важны не только результаты, но и способы, средства, методы их достижения.

Несмотря на очевидную необходимость инноваций в области физической культуры и спорта, тем не менее, существует ряд причин препятствующих их внедрению в образовательный процесс, что, несомненно, в определенной степени тормозит развитие педагогики физической культуры и спорта.

Продукт образования – человек образованный – неизбежно вносит в свою деятельность ограничительный предел освоенного им кванта образования. В силу инерции научно-практического мышления этот предел приобретает форму познавательно-психологического барьера и становится препятствием для дальнейшего развития науки и культуры. В связи с этим в системе отношений «практика – культура – наука – образование» возникает напряжение. Отсюда вытекает естественная потребность в его периодическом обновлении. И здесь физическая культура и физическое воспитание не исключение. Они также нуждаются в качественном обновлении. В условиях модернизации и гуманизации образования необходимы новые подходы к осмыслению сущности физической культуры, ее влияния на образ жизни и поведение детей, подростков и молодежи.

Физическое воспитание является органической частью системы комплексного формирования личности. При этом оно должно выступать как «воспитание через физическое, а не как часто воспринимаемое «воспитание физического» [4,5]. Это означает, что физическое воспитание нельзя ограничивать лишь его двигательным компонентом, влияющим на формирование физических качеств и оптимизацию физического состояния. Создавшиеся противоречия между пониманием необходимости формирования физической культуры личности и недостаточно разработанной педагогической системой реализации этого процесса во многом предопределили критическую ситуацию, сложившуюся в современной системе физического воспитания.

Наши и другие исследования показали, что восприятие традиционных учебных занятий по физическому воспитанию оценивается как «социальная обязанность», а не воспринимается как естественная потребность [5,9]. Однако известно, что любой человек избегает принуждения, сопротивляется ему. Принуждение к любому виду деятельности, в том числе и к «физкультурной», воспитывает нежелание следовать ни советам, ни требованиям педагога. Если игнорировать эту педагогическую аксиому, положительного эффекта в формировании культурной потребности добиться нельзя.

Рассматривая физическую культуру как важнейший элемент социальной культуры, мы считаем, что основные направления его модернизации должны строиться на воздействии на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферу детей, подростков и молодежи, а также через освоение ими всего многообразия ценностей физической и спортивной культуры.

Оценивая возможности физической культуры в общеобразовательной школе, необходимо учитывать, что конкретный эффект, достигаемый посредством ее использования в собственно воспитательных целях, зависит не столько от специфических свойств, сколько от социальной направленности педагогической системы воспитания школьников во время обучения. С этих позиций возникает потребность в коренном обновлении физического воспитания в общеобразовательной школе, поиске и внедрении в практику более эффективных образовательных инновационных технологий.

Начавшийся процесс модернизации системы образования требует опережающей разработки прогрессивных и методически оправданных концепций, педагогических технологий и овладения ими учителями и преподавателями физической культуры.

Существенные изменения должны произойти и в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре, которые завтра будут проводниками нового знания в физкультурном образовании. Основная идея модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту состоит в том, чтобы как минимум создать условия, позволяющие студентам в учебно-воспитательном процессе вуза развивать креативное мышление, творчески осмысливать и осваивать инновационные технологии физического воспитания, а как максимум создать жизнеспособную развивающуюся педагогическую систему, основанную на инновационных технологиях научно-педагогического образования, которая позволит добиться современного качества подготовки специалиста нового типа, обладающего знаниями, умениями и навыками педагога-новатора, педагога-ученого [14].

Существенной чертой высшего профессионального образования является органическое сочетание учебной и научно-исследовательской работы студентов, что создает благоприятные условия для подготовки специалиста, способного творчески решать сложные задачи в будущей профессиональной деятельности. Разработка данной проблемы создаст возможность в перспективе внести существенные коррективы как в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре, так и в процесс физкультурного образования детей, подростков и молодежи.

Литература

  1. Бальсевич В.К. Актовая речь. Перспективы модернизации современных образовательных систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры. - М.: Теория и практика физической культуры, 2002.

  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1995.

  3. Левина М.С. Технологии профессионального педагогического образования, 2002.

  4. Педагогика физической культуры и спорта: учебник/ под.ред. С.Д. Неверковича.- М.: Физическая культура.-2005.

  5. Педагогика №4, 2004: Периодическое издание / В.С Лазарев, Б.П Мартиросян. - Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия - С. 12-14.

  6. Пидкасистый И.И. Педагогика: Учебное пособие / И.И. Пидкасистый. - Москва: Российское педагогическое агенство, 1995 - С. 49-54.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс / И.П. Подласый. – Москва.- 2000. - книга 1. - С. 210-212.

  8. Профессиональное образование №4 2004: Периодическое издание / Н.И. Костюк - Новые принципы организации начального профессионального образования - С.30.

  9. Профессиональное образование №1 2006: Периодическое издание / В.Г. Казаков - Новое время - новые технологии профессиональной подготовки - С.12.

  10. Профессиональное образование №7 2006: Периодическое издание / В.Д. Ларина - Модель инновационной деятельности учреждения профобразования - С.5.

  11. Роботова А.С., Леонтьева Т.В. Введение в педагогическую деятельность, 2002.

  12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика, 2005.

  13. Соловьев Г.М. Педагогическая технология в формировании физической культуры личности студента: Автореф. докт. дис. М, 1999.

  14. Феоктистова, А.И. Модель оптимального управления процессом обучения в ввузе // Российский научный журнал. - 2008. - № 6/7. - С. 167-172.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconУдк 796. 015. 28 Практический опыт использования циклических и силовых...
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (Москва)
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconКафедра управления физической культуры и спортом
«Физическая культура», профили подготовки «Подготовка высококвалифицированных спортсменов в избранном виде спорта», «Физкультурно-оздоровительные...
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconУчебного курса «Социология физической культуры и спорта». Содержание...
Тема Социология физической культуры и спорта: методология, проблематика, история становления и развития
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconФедеральное агентство по физической культуре и спорту сибирский государственный...
Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред профессора Г. Д. Бабушкина,...
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconСреднее специальное учебное заведение «Минусинский педагогический...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconМельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта. Учебник. М.:...
Особенности физической культуры в странах древнего Востока (Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Персия Индия, Китай, Япония)
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы и тенденции...
Контрольный экземпляр находится на кафедре теории, методики и практики физической культуры и спорта
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconПлан и темы семинарских занятий по дисциплине «история физической...
Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе. Физическая культура и спорт в древнем...
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconУчебная программа по курсу «Социология физической культуры и спорта» Очное отделение
«Социология физической культуры и спорта» имеет важное значение для подготовки будущих учителей физкультуры
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconКурсовая работа на тему: «Источники финансирования физической культуры и спорта»
Основные направления государственного финансирования физической культуры и спорта 8
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconИстория физической культуры и спорта
Столбов В. В., Финогенова Л. А., Мельникова Н. Ю. История физической культуры и спорта: Учебник. М.: ФиС, 2000
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconРазвитие физической культуры и спорта
Научная сессия по итогам работы университета в 2011 году состоялась со 20 по 30 марта 2012 года на базе Сибирского государственного...
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconПсихология физической культуры и спорта
Рабочая учебная программа по психологии физической культуры и спорта составлена с учетом государственного образовательного стандарта...
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconРазвитии физической культуры и спорта в городе Югорске
Федерации, Управление по физической культуре, спорту, работе с детьми и молодёжью обеспечивает условия для развития на территории...
Удк 796. 077. 5 Инновационные технологии в педагогике физической культуры и спорта iconУчебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры и спорта
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100. 65 Физическая культура (от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск