Методические рекомендации по организации изучен





НазваниеМетодические рекомендации по организации изучен
страница1/5
Дата публикации15.11.2014
Размер0.49 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Спорт > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Б.3 В.17.6 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНЫХ ИГР

050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Физическая культура»

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Б.3 В.17.6 «Теория и методика спортивных игр» являются:

  1. формирование физической культуры личности;

  2. содействие формированию у студентов навыков и компетенций профессиональной деятельности педагога по физической культуре на предметной основе включенных в программу спортивных игр.


В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • историю возникновения спортивных игр;

  • санитарно-гигиенические и психолого-педагогические основы в работе по спортивным играм;

  • характеристику спортивных игр, их специфические признаки;

  • основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр;

  • основы обучения, технике, тактике игровой и соревновательной деятельности;

  • структуру соревновательной деятельности в спортивных играх и систему соревнований;

  • структуру системного характера подготовки спортсменов в спортивных играх;

  • организацию и методы комплексного контроля в спортивных играх;

  • факторы риска, нормы и правила техники безопасности организации и проведения занятий (уроков) по спортивным играм.

уметь:

  • формулировать конкретные задачи физического воспитания, спортивной тренировки с использованием спортивных игр (с учетом состояния здоровья, возраста, физического развития и физической подготовленности занимающихся, условий для занятий, уроков);

  • подбирать адекватные средства для решения поставленных задач;

  • использовать разнообразные методы формирования двигательного действия в спортивных играх;

  • определять причину ошибок в процессе обучения двигательным действиям, находить способы их устранения;

  • оценить эффективность проводимых уроков (занятий);

  • планировать и проводить мероприятия по профилактике несчастных случаев, оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.

владеть:

  • профессиональной речью и специальными жестами;

  • методикой обучения спортивным играм;

  • методикой проведения спортивных соревнований;

  • навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств и тренажерных устройств.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
Планы занятий
Раздел I. «Теоретико-методические основы спортивных игр»

Тема 1.1. Спортивные игры в системе физического воспитания и спорта
Занятие №1 – лекция – Общая характеристика спортивных игр

План:

  1. Основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр.

  2. Характеристика спортивных игр, их классификация.

  3. Основные направления в развитии спорта.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какова роль спортивных игр в ФВ различных категорий населения?

  2. Дайте классификацию спортивных игр В.

  3. Назовите основные понятия и термины в теории и методике спортивных игр.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовка мультимедийной презентации по теме

Литература: основная: 5,6,7,8

дополнительная: 2, 5
Тема 1.2. Соревновательная деятельность в спортивных играх
Занятие №2 – лекция - Соревновательная деятельность в спортивных играх

План:

  1. Структура соревновательной деятельности в спортивных играх.

  2. Управление соревновательной деятельностью в спортивных играх.

  3. Факторы эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх.

  4. Компоненты построение и проведения соревнований в спортивных играх.

  5. Способы проведения соревнований в спортивных играх.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какова специфика соревновательной деятельности в спортивных играх.

  2. Какова структура соревновательной деятельности в спортивных играх.

  3. Назовите факторы, определяющие эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх.

  4. Каково положение о соревнованиях в спортивных играх.

  5. Назовите способы проведения соревнований в спортивных играх.

  6. Как составить календарь для проведения соревнований в спортивных играх.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовка мультимедийной презентации по теме.

  2. Составление списка литературы по разделу.

Литература: основная: 5,6,7,8

дополнительная: 2, 5
Тема 1.3. Основы построения занятий по спортивным играм
Занятие №3 – лекция - Основы построения занятий в спортивных играх

План:

  1. Цель, задачи, содержание тренировки в спортивных играх.

  2. Средства спортивной тренировки в спортивных играх.

  3. Методы спортивной тренировки в спортивных играх.

  4. Принципы спортивной тренировки в спортивных играх.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Назовите задачи тренировки в спортивных играх.

  2. Перечислите методы спортивной тренировки в спортивных играх.

  3. Назовите принципы спортивной тренировки в спортивных играх.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Конспект вопроса «Средства спортивной тренировки в спортивных играх».

Литература: основная: 5,6,7,8

дополнительная: 2, 5
Тема 1.4. Основы обучения навыкам игры в спортивных играх
Занятие №4 – лекция - Основы теории обучения двигательным умениям и навыкам

План:

  1. Характеристика, задачи, принципы обучения в спортивных играх.

  2. Двигательные умения и навыки в процессе обучения.

  3. Структура обучения двигательным умениям и навыкам в спортивных играх.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Дайте характеристику обучения в спортивных играх.

  2. Какова структура обучения технике и тактике в спортивных играх.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составление конспекта вопроса «методика обучения технике своего вида спорта»

Литература: основная: 5,6,7,8

дополнительная: 2, 5
Тема 1.5. Интеграция результатов обучения в целостную соревновательную деятельность
Занятие №5 – лекция - Интеграция результатов обучения в соревновательную деятельность

План:

  1. Реализация в тренировке целостного характера соревновательной деятельности.

  2. Взаимосвязь физической и технико- тактической подготовки.

  3. Взаимосвязь технической и тактической подготовки.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Дайте характеристику интегральной подготовки в спортивных играх.

    2. Какова взаимосвязь физической и технико- тактической подготовки.

    3. Какова взаимосвязь технической и тактической подготовки.

    4. Почему соревновательная подготовка и соревнования есть высшая форма интегральной подготовки в спортивных играх.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовка мультимедийной презентации по теме

Литература: основная: 5,6,7,8

дополнительная: 2, 5
Тема 1.6. Подготовка спортсменов в игровых видах спорта как система
Занятие №6 – лекция - Подготовка спортсменов в спортивных играх как система

План:

  1. Системный характер подготовки спортсменов в спортивных играх.

  2. Спортивная подготовка как многолетний процесс.

  3. Структура системы подготовки в спортивных играх.

  4. Цель, модельные характеристики и нормативы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Опишите системный характер подготовки спортсменов в спортивных играх.

  2. Опишите многолетнюю подготовку спортсменов-игровиков.

  3. Назовите модельные характеристики уровня подготовленности спортсменов (на примере своего вида спорта).

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составление списка литературы по разделу.

Литература: основная: 5,6,7,8

дополнительная: 2, 5
Раздел II. «Теория и методика волейбола»

Тема 2.1. Волейбол как вид спорта. Правила игры, методика судейства.
Занятие №1 – лекция – Волейбол как вид спорта. Правила игры, методика судейства.

План:

  1. Краткая характеристика игры.

  2. История волейбола.

  3. Правила игры в волейбол.

  4. Техника игры.

  5. Тактика игры.

Вопросы для коллективного обсуждения:

Дайте определение игре.

Кто дал название игре?

В чем суть игры в волейбол.

Игровой формат – это…..

Перечислите основные технические приемы волейбола.

Перечислите основные тактические схемы игры в нападении и защите.

Задания для самостоятельной работы:

Составление списка литературы по разделу.

Литература:

Основная: 3,4,5,6.

Дополнительная: 2,4,9,10.
Тема 2.2. Техника игры

Занятие № 2 – Стойки и перемещения.

План:

  1. Стойки волейболиста.

  2. Перемещения волейболиста.

  3. Упражнения для развития быстроты и ловкости.

  4. Игры, подготовительные к волейболу.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Из какой стойки выполняется:

а) атакующий удар;

б) прием подачи;

в) прием нападающего удара.

2. Чем характеризуются устойчивая и неустойчивая стойки?

3. Чем характеризуются перемещения бегом и шагом?

4. Назовите известные Вам упражнения для развития быстроты.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подбор и выполнение упражнений для развития быстроты, ловкости.

  2. Тестовое задание: бег 6 X 5 – определение быстроты передвижения.

Литература:

Основная: 3,4,5,6.

Дополнительная: 2,4,9,10.
Занятие № 3 – Передачи мяча сверху двумя руками

План:

  1. Перемещения двойным и приставным шагом в чередовании с остановками и принятием стойки.

  2. Упражнения для развития силы мышц плечевого пояса и кистей рук для выполнения передач сверху.

  3. Имитация передачи на месте и после передвижения.

  4. Расположение кистей и пальцев рук на мяче.

  5. Передачи с собственного набрасывания и набрасывания партнера.

  6. Передачи над собой.

  7. Передачи в стену.

  8. Передачи в парах.

  9. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

От чего зависит скорость и траектория полета мяча?

Чем характеризуется ударное движение при передаче?

Почему большие пальцы рук при выполнении передач сверху должны быть направлены назад?

Где происходит встреча рук с мячом?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Принятие И.П. для выполнения передачи сверху.

  2. Имитация встречного движения рук к мячу (многократно)

  3. Выполнение упражнений для развития силы мышц плечевого пояса.

  4. Просмотр видеофильма «Техника игры в волейбол».

Литература:

Основная: 1,2,3,4.

Дополнительная: 2,3,9,10
Занятие № 4 – Передачи мяча снизу двумя руками

План:

  1. Перемещения: сочетание приставных шагов боком, спиной и лицом вперед.

  2. Упражнения для развития силы мышц плечевого пояса.

  3. Передачи сверху в тройках.

  4. И.П. для выполнения передач снизу.

  5. Имитация передач снизу на месте и после передвижения.

  6. Передачи с набрасывания партнера.

  7. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Из какой стойки удобнее выполнять передачу снизу двумя руками?

  2. Отчего зависит траектория полета мяча при передаче снизу?



Задания для самостоятельной работы:

1. Принятие И.П. для передачи снизу двумя руками (многократно)

2. Имитация передачи снизу двумя руками (многократно)

Литература:

Основная: 1,7,11.

Дополнительная: 11,15.
Занятие № 5 – Передачи мяча снизу двумя руками

План:

  1. Перемещения: сочетание перемещений и передач сверху и снизу.

  2. Передачи сверху во встречных колоннах.

  3. Передачи снизу в парах.

  4. Передачи снизу в стену.

  5. Сочетание передач сверху и снизу.

  6. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Чем характеризуется техника выполнения передач снизу двумя руками?

  2. Какой частью рук отбивается мяч при передаче снизу двумя руками?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Чередование передач снизу двумя руками в стену и над собой.

  2. Тестовое задание: 8-10 передач снизу двумя руками над собой.

Литература:

Основная: 1,7,11.

Дополнительная: 11,15,!3.
Занятие № 6 – Прием мяча

План:

  1. Перемещения: сочетание перемещений и передач сверху и снизу.

  2. Передачи сверху через сетку.

  3. Передачи снизу через сетку.

  4. Прием мяча через сетку с набрасывания партнера.

  5. Прием мяча после удара в стену 1 рукой.

  6. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. От чего зависит точность доводки при приеме мяча?

  2. В какой стойке выполняется прием мяча?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Отработать прием мяча после удара в стену с собственного набрасывания.

  2. Просмотр к/ф «Прием подачи в волейболе».

Литература:

Основная: 4,6,10.

Дополнительная: 1,4,5,13.
Занятие № 7 – Подачи мяча (нижние)

План:

  1. Перемещения: скрестные шаги с остановкой и движением в обратном направлении «челнок».

  2. Упражнения для развития силы мышц рук.

  3. Передачи в зонах 6-3-4, 6-3-2, 5-3-4, 5-3-2, 1-3-4, 1-3-2 сверху и снизу.

  4. Нижняя прямая подача.

  5. Нижняя боковая подача.

  6. Прием мяча с подачи.

7. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Чем обусловлена точность подачи?

2. На каком уровне должна быть точка удара по мячу?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подбор и выполнение упражнений для развития силы мышц плеча и спины.

  2. Имитация удара по мячу.

  3. Подачи в стену (постепенно увеличивая расстояние до 10 м).

Литература:

Основная: 2,3,10..

Дополнительная: 1,4,8.
Занятие № 8 – Подачи мяча (верхние)

План:

  1. Перемещения: сочетание перемещений с передачей мяча двумя руками сверху и приемом двумя руками снизу.

  2. Упражнения для развития мышц плечевого пояса и спины.

  3. Передачи сверху и снизу в чередовании на месте и после перемещений.

  4. Верхняя прямая подача.

  5. Верхняя боковая подача.

  6. Прием мяча после верхних подач.

  7. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какая нога должна быть впереди при выполнении подачи(для правши и левши)?

  2. На какую высоту должен быть подброшен мяч?

  3. Как определить правильность подброса мяча при подаче?

Задания для самостоятельной работы:

Подбор и выполнение упражнений с резиновым амортизатором для развития скоростно-силовых качеств.

Имитация верхней прямой подачи.

Подачи в стену (постепенно увеличивая расстояние до 10 м).

Литература:

Основная: 1,5,10.

Дополнительная: 2,4,9.
Занятие № 9 – Прямой нападающий удар

План:

  1. Перемещения: сочетание способов, ускорения, эстафеты.

  2. Упражнения для развития прыгучести.

  3. Передачи сверху и снизу во встречных колоннах с чередованием передач.

  4. Верхняя прямая подача:

    1. в стену;

    2. через сетку с укороченного расстояния;

    3. соревнование на большее количество подач.

    4. чередование нижних и верхних подач.

    5. подачи в левую и правую часть площадки

  5. Нападающий удар:

    1. замах и удар по мячу;

    2. прыжок вверх с места;

    3. прыжок вверх с разбега в 1,2,3 шага;

    4. удар с собственного набрасывания.

    5. с набрасывания партнера;

    6. с передачи из № 3;

    7. в зонах 4,2 , различные по высоте.

  6. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие физические качества необходимы при выполнении нападающего удара?

  2. Назовите упражнения для развития прыгучести?

  3. Какая нога ставится первой при выполнении «стопорящего шага»?

  4. Как достичь наибольшей высоты прыжка?

  5. Как определить правильность положения руки при выполнении нападающего удара?

  6. Как определить правильность выполнения нападающего удара игроком задней зоны?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подбор и выполнение упражнений для развития прыгучести.

  2. Имитация прямого нападающего удара в прыжке с места и разбега.

  3. Многократные удары по мячу, стоя у стены.

  4. Броски теннисных мячей в цель на полу в прыжке с места и разбега.

  5. Удар через сетку с собственного набрасывания.

Литература:

Основная: 1,2,11.

Дополнительная: 5,10.
Занятие № 10 – Прямой нападающий удар

План:

  1. Прыжки на месте, у сетки, после перемещении и остановки.

  2. Сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими приемами.

  3. Чередование передач, различных по высоте и расстоянию.

  4. Подачи в дальнюю и ближнюю от сетки часть площадки.

  5. Нападающий удар:

    1. с передач, различных по высоте;

    2. в правую и левую часть площадки;

    3. «обманный удар»;

    4. нападающие удары против одного блокирующего.

  6. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите момент прыжка для выполнения нападающего удара после передач, различных по высоте.

  2. Назовите правила выполнения «обманного удара».

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выполнение «обманного удара» с собственного набрасывания.

  2. Подбор и выполнение упражнений для развития прыжковой выносливости.

Литература:

Основная: 1,2,11.

Дополнительная: 5,10.
Занятие № 11 – Блокирование

План:

  1. Перемещения: смена способа перемещения по звуковому (зрительному) сигналу.

  2. Упражнения на развитие прыгучести и координации движений в безопорном положении.

  3. Передачи сверху, стоя спиной в направлении передачи.

  4. Приём нижней подачи, первая передача на точность.

  5. Прием нападающего удара через сетку.

  6. Нападающий удар с переводом.

  7. Блокирование:

    1. прыжок у сетки;

    2. вынос и постановка рук;

    3. блокирование подвешенных мячей;

    4. блокирование мячей наброшенных партнером.

  8. Учебная игра.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Как определить своевременность прыжка при блокировании?

  2. Как определить место для выполнения прыжка?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подбор и выполнение упражнений на развитие координации движений в безопорном положении.

  2. Подбор и выполнение упражнений, связанных с дифференцированной работой кистей рук.

Литература:

Основная: 1,2,5,11.

Дополнительная: 12,13,14,15.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации и проведению государственного...
Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами гпн при организации и проведении плановых и внеплановых...
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации включают рекомендации по организации самостоятельной...
Методические рекомендации предназначено для студентов, обучающихся на курсе психологии и педагогики
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации и проведению II (зонального) и III
Методические рекомендации по организации и проведению 2 (зонального) этапа областного конкурса «Лидер в образовании Оренбуржья –...
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации в общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации разработаны на кафедре гуманитарных дисциплин скиро пк и про
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной
Методические рекомендации рассмотрены методическим советом колледжа и рекомендованы для использования в учебном процессе протокол...
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по преподаванию изо в начальной малокомплектной...
Методические рекомендации по организации образовательного процесса в малокомплектных общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов учебной дисциплины
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности (050709) «Преподавание в начальных классах» инаправлены на оказание...
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации образовательного процесса...
...
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации и проведению информационных часов Пойковский
Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов / бунр «Межпоселенческая библиотека», Метод отд.; сост....
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по освоению учебной дисциплины «планирование...
Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк...
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы по...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по политической психологии
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические...
Программа курса предназначена для студентов 3-го курса (5-й семестр) отделения логопедии
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические...
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...
Методические рекомендации по организации изучен iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины Социально-экономическое...
Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск