Принята Согласовано Утверждаю
на заседании Председатель управляющего совета Директор школы
педагогического совета ___________________С. В. Ситников __________В. И. Бердникова
№ 1 от 10 января 2012 г. Протокол № 1 от 12.01.2012 г. Приказ № 10/14-од от 12 января 2012 г.
ПРОГРАММА
«ЗДОРОВЕЙКА»
(основы здорового образа жизни)
c. Борское, 2012
Автор – составитель Чуваткина Тамара Анатольевна
Место работы ГБО СОШ №1 «ОЦ» с. Борское
Должность заместитель директора по воспитательной работе
Адрес ул. Ленина, 76
Название учреждения государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» с. Борское
муниципального района Борский Самарской области
телефон (84667)21230
Пояснительная записка.
Общие положения.
Программа «Здоровейка» разработана на основе документов Программа по здоровьесбережению составлена на основании следующих нормативных документов: Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка; закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”; закона РФ “Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан”; закона РФ “Об образовании”; письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2010 №06-501; решения коллегии Минобрнауки России от 11 февраля 2009 года в рамках реализации проекта «Совершенствование деятельности образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и развитию физической культуры» Федеральной целевой программы развития образования; Федеральная целевая программа развития образования 2011 - 2015 гг.".
Структура программы «Здоровейка» включает в себя совокупность программ разного уровня обучения (начальное общее, основное общее, среднее общее образование).
Программа рассчитана на 3 года.
Актуальность программы:
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.
4. Цель программы «Здоровейка»: формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни посредством возрождения семейных и духовных традиций традиций.
5. Задачи:
создать информационный банк о состоянии здоровья учащихся;
организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ;
вести просветительскую работу с обучающимися, родителями и педагогами;
формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность посредством возрождения традиций русского народа;
развивать навыки правильного и рационального питания;
осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за
состоянием здоровья учащихся.
Сроки реализации программы: 2012-2014 г.г.
Ожидаемые результаты:
Будет создан информационный банк о состоянии здоровья учащихся 1-11 классов.
Будет сформирована система профилактической работы по формированию ЗОЖ.
Увеличится число детей, подростков, родителей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни.
Увеличится количество детей, занятых в детских и юношеских объединениях дополнительного образования.
Учащиеся и их родители будут стремиться к возрождению и сохранению семейных и духовных традиций
У учащихся будут развиты навыки правильного и рационального питания.
Система работы школы по формированию основ здорового образа жизни.
Патриотическое и гражданское
воспитание
Санитарно-просветительская
работа Мониторинг состояния здоровья (нравственное, психическое, физическое)
ЗДОРОВЕЙКА Оптимизация учебного процесса посредством использования здоровьесберегающих технологий
Физкультурно-оздоровительная работа
Спортивно-массовая работа
Программа
«Разговор о правильном питании» Досуговая деятельность
I раздел.
Создание условий для формирования основ здорового образа жизни.
Работа с педагогами
-
№
| Название дела
| Дата
| Аудитория
| Ответственный
| 1
| Проведение мониторинга здоровья педагогов «Определение эмоционального состояния» (тест К. Шрайнера)
| Ежегодно,
сентябрь
| педагоги
| психолог
| 2
| Семинар для педагогов «Естественные и искусственные способы эмоциональной саморегуляции»
| март
2012 г.
| педагоги
| психолог
| 3
| Проведение семинара для классных руководителей по использованию здоровье сберегающих технологий в воспитательной работе
| январь 2012г.
| классные руководители
| руководитель ПО классных руководителей
| 4
| Заседание ПО классных руководителей «Организация правильного питания учащихся»
| сентябрь 2012г.
| классные руководители
| руководитель ПО классных руководителей
| 5
| Создание единой системы профилактической работы по формированию основ ЗОЖ
| январь-март
2012 г.
| классные руководители
| заместитель директора по ВР
| 6
| Педагогический совет «Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся»
| ноябрь 2012г.
| педагоги
| заместители директора по УР, ВР
| 7
| Педагогический совет «Питание и здоровье»
| март
2012г.
| педагоги
| заместитель директора по ВР
| 8
| Работа педагогов по организации занятости учащихся во внеурочное время
| 2012-
2014 г.г.
| педагоги
| заместитель директора по ВР
|
Работа с родителями
-
№
| Название дела
| Дата
| Аудитория
| Ответственный
| 1
| Проведение родительских собраний на тему сохранения и укрепления здоровья, ЗОЖ:
- «Аспект нравственности как залог здоровья человека. Зависимость физического состояния человека от его нравственного настроя».
- «Влияние телевидения на душу и физическое здоровье».
- «Подростковый алкоголизм»
- «Истоки и лечение «алкогольной личности».
- «О наркомании и наркоманах».
- «О вреде курения для здоровья».
- «Как избавиться от курения?».
- «Наука о душевном здоровье» (серия лекций, встреч, консультаций для субъектов воспитания)
- «Питание здорового и больного ребенка»
- «Гигиенические основы питания»
| 2012-
2014 г.г.
| родители
| заместитель директора по ВР
| 2
| Индивидуальные консультации для родителей
| 2012-
2014 г.г.
| родители
| классные руководители
| 3
| Создание системы профилактической работы по формированию основ ЗОЖ
| январь-март
2012 г
| родители
| классные руководители
| 4
| Участие родителей в формировании у учащихся основ ЗОЖ:
-контроль организации горячего питания в школе, работы мед. пункта, оснащение медицинского кабинета медикаментами, санитарное состояние туалетов.
-участие родителей в спортивной жизни школы
-участие в классных делах
-организация семейных праздников
| 2012-
2014 г.г.
| родители
| классные руководители
|
Работа с активом.
-
№
| Название дела
| Дата
| Аудитория
| Ответственный
| 1
| Участие членов БУСа в составлении системы профилактической работы по формированию основ ЗОЖ
| январь-март
2012 г
| члены БУСа
| педагог-организатор
| 2
| Создание в БУСе комиссий «Здоровье», «Спорт»
| январь 2012г.
| члены БУСа
| председатель БУСа
| 3
| Составление плана работы комиссий «Здоровье», «Спорт»
| 2012-
2014 г.г.
| члены БУСа
| классные руководители
| 4
| Работа комиссий «Здоровье», «Спорт»
| 2012-
2014 г.г.
| члены БУСа
| председатель БУСа
|
Оформление школы согласно идеям программы.
-
№
| Название дела
| Дата
| Аудитория
| Ответственный
| 1
| Создание игровой площадки «Наш игромир»
| январь-май
2012 г
| уч-ся, родители
педагоги
| кл. руководители
3 классов
| 2
| Создание рубрики «ЗОЖ» в школьной газете «Простые истины»
| январь 2012г.
| члены БУСа
| редактор
| 3
| Выпуск санбюллетеней
| 2012-2014г.г.
| члены БУСа
| БУС
| 4
| Пополнение музея природы экспонатами
| 2012-
2014 г.г.
| Служба заботы о родной природе
| председатель БУСа
| 5
| Пополнение музея семьи экспонатами
| 2012-
2014 г.г.
| учащиеся
родители
педагоги
| классные руководители
9 классов
| 6
| Пополнение музея сказки экспонатами
| 2012-
2014 г.г.
| учащиеся
родители
педагоги
| классные руководители
2 классов
| III раздел
Система работы по формированию основ ЗОЖ.
№
| Название дел
| Цель
| Сроки проведения
| Участники
|
| Физкультурно-оздоровительная работа:
|
| 1
| Гимнастика до занятий.
| Подготовить организм к учебному дню.
| Ежедневно 8.20 – 8.30
| Учащиеся 1 – 11 кл, педагоги
|
| 2
| Физкультурная пауза.
| Снять начинающееся утомление, поддерживать высокую работоспособность
| Ежедневно перед
4 уроком
| Учащиеся 1 – 11 кл, педагоги
|
| 3
| Часы здоровья в группе продленного дня.
| Оздоровление детей
|
|
|
| 4
| Подвижные перемены
| Снять утомление, разучить народные игры
| После второго, третьего, четвертого уроков
| Учащиеся 1-6 классов
|
| 5
| Физкультминутки на уроках
| Снять утомление
| Ежедневно, на каждом уроке
| Учащиеся 1-8 классов
|
| 6
| Неделя здоровья.
| Пропагандировать здоровый образ жизни, рациональное питание.
| 1 -7 апреля
| Учащиеся 1 – 11 кл, педагоги, родители, врачи, специалисты центра « Семья»
|
| 7
| Дни здоровья.
| Оздоровлять учащихся, повышать интерес к спорту и занятиям физической культурой, разучивать забытые игры.
| Сентябрь
Январь
Март
Май
| Учащиеся 1 – 11 кл, Педагоги, родители.
|
|
| Спортивно-массовая работа:
|
| 6
| Спортивные соревнования (школьные, районные, областные)
Футбол
Волейбол
Лыжи
Баскетбол
Пионербол
ОФП
Настольный теннис
Богатырские потешки
| Совершенствовать игровые навыки, выявлять сильнейшие команды и сильнейших игроков, прививать интерес к различным видам спорта.
| В течение учебного года по плану школы
| 4 – 11 кл
|
| 7
| Участие в олимпиаде по физической культуре, ОБЖ (школьной, районной, областной)
| Выявить сильнейших спортсменов
| Декабрь
| 9 -11 кл
|
| 8
| Эстафета, посвященная «Дню Победы»
| Учить чтить традиции и уважать старшее поколение
| 8 мая
| 6 -11 кл
|
| 9
| Занятия в детских объединениях дополниельного образования спортивной направленности:
в ОЦ:
«Волейбол»
«ОФП»
«Веселые старты»
«Настольный теннис»
в ДЮСШ:
«Футбол»
«Баскетбол»
«Рукопашный бой»
| Совершенствовать физические навыки и подготовить учащихся к соревнованиям
| В течение года
| 2 – 11 кл
|
| 10
| Конкурс «Спортсмен года»
| Выявление лучших спортсменов
| май
| 4-11 классы
|
| Санитарно-просветительская работа.
|
| 11
| Классные часы:
.-«В здоровом теле – здоровый дух (народное и святоотеческое учение о духовном и душевном здоровье)».
-«Святые отцы и подвижники благочестия о страстях и добродетелях», «Учение о борьбе со страстями».
-«О грехе пьянства».
-«О грехе курения».
-«О наркомании и наркоманах».
-.«Берегите душевный мир».
-«О вкусной и здоровой пище»
- «Кухня народов Поволжья»
- «Секреты семейных блюд»
-«О пользе и вреде компьютера»
-«Компьютеры и здоровье: анализ совместимости»
| Пропагандировать здоровый образ жизни, формировать у детей и подростков полезные привычки и предпочтения, поведенческие навыки в области питания и ценностного отношения к собственному здоровью, повышать интерес к урокам физической культуры, духовно обогащать школьников.
| 1 раз в полугодие
| 1 – 11 кл
|
| 12
| Всемирный день борьбы со СПИДом. Беседы врачей.
.
| Познакомить старшеклассников с информацией о болезни СПИД, ее последствиях.
| 1 декабря
| 8-11 кл
|
| 13
| Участие в конкурсах рисунков, плакатов, рефератов на тему ЗОЖ.
| Пропагандировать здоровый образ жизни
| Ноябрь
| 1 -11 кл
|
| 14
| Беседа врачей нарколога, онколога, фтизиатра, педиатра о вреде курения и алкоголя.
| Познакомить учащихся с последствиями курения, приема алкоголя.
| Октябрь
| 1 – 11 кл
|
| 15
| Работа медицинского кабинета:
-проведение прививок;
-консультативная и неотложная помощь;
-санитарно-гигиеническое просвещение;
-профилактические мероприятия.
| Проводить профилактическую и санитарно - просветительскую работу по предупреждению заболеваний, соблюдению гигиены, оказывать неотложную помощь.
| Ежедневно
| 1 -11 кл, педагоги, родители
|
| 16
| Участие в окружном слете «XXI век без наркотиков».
| Пропагандировать здоровый образ жизни
| Ноябрь
| 10 кл
|
| 17
| Акция «Мы- за здоровый образ жизни!»
| Пропагандировать здоровый образ жизни
| 1 декабря
| 9-11 кл
|
| 18
| Конкурс «Спортсмен года»
| Выявить лучшего спортсмена школы
|
| 4-11 кл.
|
| Здоровье и безопасность детей.
|
| 19
| Классный час «Обучение детей безопасному поведению»
| Научить детей ценить свою жизнь, быть бдительными
| 2012-2014 г.г.
| 1-11
|
| 20
| Изучение памяток для учащихся:
-Как не стать жертвой преступления
-Правила безопасного обращения с электроприборами, газом, огнем
-Правила личной безопасности в доме
-Правила личной безопасности на улице
- Гигиена питания
|
|
|
|
| 21
| Изучение правил дорожного движения
|
| Гражданское воспитание.
|
| 22
| День пожилого человека – «Мы юности нашей как прежде верны» (праздник для бабушек, дедушек и ветеранов).
| Развивать чувства уважения к старшим, сохранять семейные и школьные традиции.
| Октябрь
| 1-11 классы
|
| 23
| Коллективно-творческое дело «Весенняя карусель».
| Учить видеть истинную красоту, ценить здоровье.
| Март
| 1-11 классы
|
| 24
| Декады, посвященные Дню призывника, Дню защитника Отечества.
| Воспитывать чувства патриотизма, долга, уважения к воинам, ветеранам, готовить юношей к службе в армии.
| Ноябрь, февраль
| 1-11 классы, ветераны, воины-интернационалисты.
|
| 25
| Участие в конкурсе социально значимых проектов
«Гражданин»
| Способствовать формированию гражданского долга, любви к малой родине.
| В течение года
| 7-11 классы
|
| 26
| Месячник «Дорога и дети». Тематические классные часы по ПДД.
Участие в конкурсах «Безопасное колесо», агтибригад ЮИД.
| Проводить работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий, изучить с детьми правила дорожного движения.
| В течение года
| 7-11 классы
|
| 27
| Экологический праздник «Сбережем планету!»
| Прививать экологическую культуру.
| Апрель
| 1-4 классы
|
| 28
| Работа объединений:
- «Служба спасения природы»
«Люблю тебя, мой край родной!»
| Учить беречь природу
| По плану работы объединений
| Члены объединений
|
| 29
| Работа музея Природы
|
| 30
| Классный час «В гармонии с природой»
| Учить беречь природу
| Май
| 1-11 классы
|
| Патриотическое воспитание.
|
|
| В течение года
| 31
| Встреча с ветеранами войны, воинами - афганцами, участниками боевых действий в Чечне.
| Воспитывать чувство патриотизма, сохранять традиции государства.
| Февраль
| 9-11 классы
|
| 32
| День памяти выпускника школы, героя России Павла Немцова
| Воспитывать чувство патриотизма
| 13-15 января
| 1-11 классы
|
| 33
| Фестиваль народов Поволжья:
Кухня народов Поволжья
Игры народов Поволжья
Национальные костюмы народов Поволжья
Обычаи Народов Поволжья
| Познакомить с историей своей губернии, сохранять традиции родного края
| март 2012 год
| 1-11 классы
|
| 34
| Работа объединений:
-«В стране забытых игр и развлечений»
- «Служба спасения сказки»
-«Хоровод круглый год»
-«Союз творческих сил «Соседи»
- «Родительский дом-начало начал»
| Воспитывать чувства патриотизма, уважения, развивать творческие способности, укреплять здоровье, формировать основы ЗОЖ
| 2012-2014 г. г.
| 1-11 классы
|
| 35
| Работа музеев:
Семьи
Сказки
| Воспитывать чувства патриотизма, уважения, развивать творческие способности, формировать основы ЗОЖ
| 2012-2014 г. г.
| 1-11 классы
|
| 36
| Классный час «Народная кухня»
|
|
|
|
| Образовательный процесс.
|
| 37
| Организация индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
| Создать детям комфортные условия для коррекции нарушений развития
| В течение года
|
|
| 38
| Организация интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья..
| Составить специальное расписание, реализовывать комплексную реабилитацию детей с проблемами в развитии
| Сентябрь
|
|
| 39
| Работа с инвалидами
| Создать детям комфортные условия, проводить коррекционные занятия с детьми родителями по возникающим проблемам
| В течение года
|
|
| 40
| Утверждение расписания занятий в СЭС.
| Соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
| Сентябрь
| администрация
|
| 41
| Контроль дозировки домашних заданий.
| Контролировать объём домашних заданий.
| 4 раза в год.
| Зам. Директора по УВР
|
| 42
| Смотр санитарного состояния учебных кабинетов.
| Контролировать санитарное состояние кабинетов.
| 1 раз в месяц
| Администрация, медсестра, родители
|
| Работа детских и юношеских объединений дополнительного образования:
|
| 43
| Клубы: «Патриот»
«Авторская песня»
«Родники»
«Истоки»
«Каблучок»
Художественная студия
Фото – и видеостудия
Волшебный клубок
Графика и чтение чертежей
Школьное лесничество «Борок»
Проба пера
Обучение методу слепого печатания
Юный корреспондент
Краеведение
Веселая нотка
Хор
Мастерок
Театральная студия
Алиса
Умелые руки
Молодежь на перепутье
| Развивать творческие способности учащихся, пропагандировать ЗОЖ
| По плану работы клубов
| Руководители объединений
|
| |