Скачать 89.23 Kb.
|
УДК ВЛИЯНИЕ СЛАБОАЛКОГОЛЬНЫХ НАПИТКОВ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ Иванова А.Н., Научный руководитель учитель физкультуры МБОУ «ОУ Гимназия № 9» Егорова Л.В, доктор сельскохозяйственных наук, профессор ФГАОУ ВПО «СФУ» Торгово- экономический институт Иванова Г.В. По оценке ВОЗ, Россия занимает первое место в мире по числу курящих детей и подростков. В России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. Антитабачная воспитательная работа в школах не оказывает действенных результатов, т.к. за пределами учебного заведения ребята встречают курящих людей, испытывают подсознательное давление рекламы, видят торговлю сигаретами в несанкционированных местах продажи и по доступным ценам. При этом у многих из них нет возможности посещать спортивные объекты, центры детского творчества, художественные студии по причине их малого числа, высокой платы за занятия и дороговизны экипировки. Мы попытались собрать информацию о распространенности курения в подростковой аудитории, о влиянии вредных привычек (табакокурения и употребления слабоалкогольных напитков) на разные стороны жизнедеятельности подростков, в том числе на спортивные результаты, узнать их взгляд на проблему в целом, а также их отношение к собственному здоровью. Цель работы: исследовать физиологическое состояние подростков, подверженных влиянию вредных привычек (курение, употребление слабоалкогольных напитков) (на примере учащихся 8-х классов гимназии № 9) В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
В качестве контрольного теста был выбран показатель «выносливость», т.к. выносливость является показателем работоспособности и качеством, противостоящим утомлению. Различают общую и специальную выносливость, которая, в свою очередь, подразделяется на силовую и статическую. К физической нагрузке на выносливость быстрее адаптируются дети со средним уровнем развития. В работе использовался анкетно-опросный метод В анкетировании принимали участие учащиеся 8-х классов гимназии №9, которые согласились ответить на вопросы анкеты, разработанной нами специально для этой работы. Анкета включала 25 вопросов с предлагаемыми примерными ответами Результаты ответов были проанализированы и представлены в виде диаграмм. Оказалось, что большее количество девочек, чем мальчиков курят. Но мальчики больше чем девочки курят с друзьями «за компанию». Много девочек пробовали, но им это не понравилось и они не курят. При ответе на 11 вопрос, оказалось, что все опрошенные твердо убеждены, что настоящие спортсмены не курят никогда (причем с этим были согласны практически равное количество опрошенных девочек и мальчиков). Но тревогу вызывает тот факт, что достаточно много девочек твердо убеждены, что многие спортсмены курят и показывают высокие результаты в спорте. Возраст начала курения (вопрос 12): один мальчик начал курить с 5-ти лет! В 9 лет начали курить девочки, и их число активно возросло к 13 годам, в чем они даже опередили мальчиков. К 15 годам число закуривших девочек превысило мужскую часть в 4 раза. А количество впервые закуривших мальчиков уменьшилось в 3 раза по сравнению с 13-ти летними. ВЫВОД 1:
Утверждения подростков и их реальное поведение противоречивы. Они знают, что на здоровье влияет физическая активность, а ведут пассивный образ жизни; знают, что курение вредит здоровью, а курят. 13,7% респондентов отрицают взаимосвязь курения и здоровья, а 26,3% – сомневаются в том, что курение является фактором риска для здоровья. Понимание значимости здоровья как непременного условия успехов в жизни не подкрепляется адекватным здоровому образу жизни поведением. Напротив, большинство подростков имеют факторы риска: 80% – низкую двигательную активность, 47,6% – курят, 26,2% старшеклассников имеют оба фактора риска. Во втором разделе целью нашей работы стало исследование физиологического состояния подростков, подверженных влиянию вредных привычек (курение, употребление слабых алкогольных напитков) (на примере учащихся 8-х классов гимназии № 9). В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:
Провести пробы на физическую выносливость среди групп учащихся ведущих здоровый образ жизни и подверженных воздействию вредных привычек.
В качестве контрольного теста был выбран показатель «выносливость», т.к. выносливость является показателем работоспособности и качеством, противостоящим утомлению. Различают общую и специальную выносливость, которая, в свою очередь, подразделяется на силовую и статическую. К физической нагрузке на выносливость быстрее адаптируются дети со средним уровнем развития. Результаты исследования представлены в таблице 1. Респонденты, принимавшие участие в опросе были разделены на 2 группы: 1 группа: учащиеся, профессионально занимающиеся спортом(30%); 2 группа: учащиеся, не занимающиеся в спортивных секциях (не спортсмены)(70%) Они приняли участие в тесте на выносливость(6 минутный бег (м.)). Результаты сравнивались с нормативами. Как показали исследования, лучшие результаты были в 1 группе (у ребят профессионально занимающихся спортом), но среди них были выявлены учащиеся, которые курят, несмотря на спортивный режим. Таких учащихся было 5 % от числа участников-спортсменов (см. табл. 1 позиция 2) Они приняли участие в тесте на выносливость(6 минутный бег (м.)). Результаты сравнивались с нормативами. Как показали исследования, лучшие результаты были в 1 группе (у ребят профессионально занимающихся спортом), но среди них были выявлены учащиеся, которые курят, несмотря на спортивный режим. Таких учащихся было 5 % от числа участников-спортсменов (см. табл. 1 позиция 2). При выполнении теста на выносливость учитывался факт курения учащихся. 95% ребят, занимающихся профессионально спортом, ведут спортивный образ жизни и поддерживают строгий спортивный режим (не курят и не употребляют слабые алкогольные напитки). В 1 группе некурящие ребята показали только высокий уровень выносливости: 100% (1470-1500 м. за 6 мин.). Курильщики показали средние (14%) и высокие (76%) результаты. Среди девочек исследования не проводились из-за очень маленького количества учащихся, занимающихся в спортивных секциях. Во 2 группе курильщики, не занимающиеся в спортивных секциях, составили 82%, а учащиеся, ведущие здоровый образ жизни-18%. Из числа курильщиков 27% показали низкие результаты, 60%- средние и всего лишь 13%- высокие. А из числа ребят, ведущих здоровый образ жизни, всего 5% показали низкие результаты, 76%- средние и 19%- высокие. Среди девочек, не занимающихся спортом профессионально, наблюдался стабильно средний уровень показателей, а 4 % «не курящих» девочек, принимавших участие в тестировании, показали высокий уровень выносливости. Тогда как среди «курильщиц» только 2% смогли показать высокий уровень выносливости, а 87% показали только низкий уровень. Это еще раз подтверждает тот факт, что уровень физической подготовленности подростков напрямую зависит от увлечения вредными привычками. На основании проведенных исследований нами были сделаны следующие выводы: ВЫВОД 2:
ВЫВОД 3:
Таблица 1.-Уровень физической подготовленности учащихся 11–15 лет
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Абзалов Р.А. Движение и развивающееся сердце. М., 1985. - 90 с. 2. Абзалов Р.А. Регуляция функции сердца неполовозрелого организма при различных двигательных режимах: Автореф. докт. дис. Казань, 1986. - 34 с. 3. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. - М.: ФиС., 1977.- 254 с. 4. Карпман В.Л., Любина Б.Г. Динамика кровообращения у спортсменов. - М.: ФиС, 1982. - 135 с. 5. Лалаков Г.С. Исследование срочных тренировочных эффектов после применения нагрузок, направленных на развитие различных видов выносливости, при подготовке молодых футболистов //Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 5-6, с. 49-51. 6. Муравьев И.В. Возрастные изменения двигательной деятельности //Возрастная физиология. - Л.: Наука, 1975, c. 408-442. 7. Скоморохов Е.В., Ковалев В.В. Особенности индивидуального развития юных футболистов //Футбол. 1984, c. 23-26. 8. Торевский В.И. Функции сердца при мышечной деятельности.- М.: ФиС, 1991.- 39 с. 9. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: ФиС, 1991.- 224 с. 10. Фомин Н.А. Физиология человека. - М.: Просвещение, 1992.- 351 с. 11. Физиология подростка /Под ред. Д.А. Фарбер.- М.: Педагогика,1988. - 204 с. |
Здоровый образ жизни Влияние вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека | Здоровый образ жизни Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ния Дня города Москвы в мвц «МосЭкспо», павильон 75 на территории ввц, пройдет III международная специализированная выставка «Москвичам... | Анализ медицинского обеспечения Перед педагогическим коллективом школы стоит одна из главных задач – формировать у учащихся мотивацию на здоровый образ жизни, т... | ||
Конспект урока по физкультуре в 11 классе Тема : Здоровый образ жизни.... Обсудить проблему укрепления здоровья людей и продления их активной жизнедеятельности | «Организация профилактических мероприятий, направленных на укрепление... ... | ||
Внеклассное мероприятие «Мы за здоровый образ жизни!» Умение вести здоровый образ жизни Годовой план можно использовать в виде памятки, содержащей основные данные о различных мероприятиях. Ответственность за описание... | Положение о проведении республиканской акции «Молодежь за здоровый... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района... | ||
«Роль спорта в предотвращении формирования вредных привычек у школьников» Актуальность работы. Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако, ряд привычек которые человек может начать приобретать... | 3. Здоровый образ жизни и физическая культура Следим за меняющимися тенденциями, покупаем модные журналы. Мода капризна и быстротечна, не всегда уместна в нашей жизни. Как говориться,... | ||
Положение об открытом конкурсе рефератов Фонда развития науки и поддержки молодых ученых в рамках подготовки I общероссийского Конгресса «Здоровый образ жизни как условие... | Информационная справка о проведении межведомственной акции «За здоровый образ жизни», Распоряжением главы администрации Центрального района от 23. 03. 2012г. №257-р «О проведении межведомственной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На сегодняшнем занятии мы поговорим о привычках. Мы будем беседовать, рассматривать картинки, будем учиться определять понятия аккуратности... | Проект на тему «Здоровый образ жизни» Задачи: Донести до учащихся важность и значимость здорового образа жизни для человека | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Сформировать понятие о разнообразии привычек, их роли и влиянии в повседневной жизни, знать «пути» избавления от вредных привычек,... | Конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и... План-конспект открытого урока по английскому языку на тему «Здоровье и здоровый образ жизни» |