МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ЧАЙКА»
г.Юбилейный, ул.Тихонравова, д.15а
Тел/факс: 8-(498)715-61-61
«Согласовано» «Утверждаю»
Педагогический совет Директор МБОУ ДОД «ДЮСШ Чайка»
Протокол № от « »__________ 2014г. И.С. Михайлова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»
Срок реализации
Возраст обучающихся 7 – 15 лет
Составитель: тренер-преподаватель
Мевш Л.В
Московская область, г.Юбилейный
2014 г. Нет сомнений в том, что все мы искренне желаем здоровья нашим детям. Мы хотим их видеть жизнерадостными и увлеченными, умными и способными решить любую задачу. Один из путей, который ведет к этому – физическая культура и спорт. ДВИЖЕНИЕ – путь не только к здоровью и красоте, но и к развитию интеллекта.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Для человека было всегда естественным бегать, прыгать и метать, защищаясь или добывая себе пищу. Ещё много веков до нашей эры некоторые народы Южной Америки, Африки и Азии проводили специальные соревнования в прыжках и беге. Однако, подлинный расцвет лёгкой атлетики, как вида спорта, наступил в Древней Греции. Именно там тренировку и состязания в беге, прыжках и метании назвали лёгкой атлетикой.
Этот замечательный вид спорта дает возможность человеку проявить самые разные качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость.
Легкая атлетика для детей – самый естественный вид спорта. Едва научившись ходить, кроха сразу стремится освоить бег и различные виды прыжков, и все эти занятия помогают не только выплеснуть лишнюю энергию, но развить тело. Для организма человека бег обладает общеукрепляющим свойством, способствующим гармоничному развитию всего тела целиком, а не какой-то отдельной его части. Кроме этого, закаляется выносливость, что является очень важным для любого человека свойством.
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания.
Благодаря занятиям легкой атлетики человек учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений.
Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Формы занятий
- учебно-тренировочные занятия ( групповые)
- теоретические занятия
-участие в спортивных соревнованиях
-просмотр и анализ учебных кинофильмов и видеофильмов
- комплекс восстановительных мероприятий
1.ОБОСНОВАНИЕМ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММЫ И ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Можно считать, что ПРОГРАММА по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности человека, утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей личности в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.
Актуальность и социальная значимость программы
Основная идея программы - реализация тренировочного процесса на этапах многолетней спортивной подготовки, конечной целью которой является включение выпускников спортивных школ в составы команд мастеров первенств и чемпионатов России. Программа обеспечивает развитие нравственных качеств, способствующих дальнейшему развитию личности. Актуальность занятий по легкой атлетике со школьниками обусловлена общественной потребностью развития здорового поколения. Занятие легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем детского организма. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы. Постоянно растет число детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Характерной особенностью является рост социально обусловленных заболеваний (наркология, туберкулез).
Данная программа является АКТУАЛЬНОЙ и востребованной для детей и их родителей, поскольку занятия легкой атлетикой являются общедоступным видом спорта, раскрывающим себя для занимающихся в разнообразие дисциплин, т.е. видов спортивных упражнений: бега, прыжков, метания, и вовлекающего детей в соревновательную деятельность., которыми можно заниматься повсюду и в любое время года, требует только желание бегать. Занятия легкой атлетикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышению социального статуса ребенка.
Можно считать, что программа по легкой атлетике является одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности человека, утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей личности в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности. 1.2 Практическая значимость программы.
Подготовка легкоатлетов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности.
Группа начальной подготовки. К занятиям на этом этапе допускаются дети, желающие заниматься легкой атлетикой и имеющие письменное разрешение врача-педиатра, а также заявление родителей о приеме в МБОУ ДОД «ДЮСШ «Чайка» и договор о сотрудничестве.
Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей. Они проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. Подготовка легкоатлетов строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе. Учет особенностей физических качеств и уровня физической подготовленности позволит правильно решать вопросы выбора средств и методов тренировки.
Учебно-тренировочный этап.
К занятиям на этом этапе допускаются обучающиеся, выполнившие нормативы тестов по общей физической и специальной подготовленности.
Этап спортивного совершенствования
К занятиям на этом этапе допускаются обучающиеся, выполнившие нормативы тестов по специальной подготовки. 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоническому физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетикой. Данная программа разработана для работы отделения легкой атлетики ДЮСШ г.Юбилейного в которой развиты такие виды легкой атлетики как спортивная ходьба, бег на короткие и длинные дистанции, метание, прыжки.
2.2. Задачи программы
Обучающие (ознакомить с техникой), воспитательные (привить удовольствие к двигательной активности, выявление детей талантливых), развивающие (укрепление здоровья, гармоничное и всестороннее развитие двигательных качеств и способностей, гибкости, формирование у детей стойкого интереса к легкой атлетике).
Обучающие:
• ознакомить с правилами
Воспитательные:
• привить удовольствие к двигательной активности
• выявление талантливых детей
• опережающее воспитание координационных качеств и скоростных способностей
Развивающие:
• укрепление здоровья
• формирование у детей стойкого интереса к легкой атлетике и спорту
• гармоничное и всестороннее развитие двигательных качеств и способностей, гибкости
На этом этапе юные спортсмены знакомятся с значением техники в достижении высоких спортивных результатов, правилами, гигиеническими требованиями и первой доврачебной помощью.
2.3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:
- Теоретические занятия;
-Практические занятия (техническая подготовка, физическая подготовка и специальная подготовка).
Программа обеспечивает:
- строгую последовательность и непрерывность всего процесса подготовки юных легкоатлетов,
- преемственность в решении задач укрепления здоровья и гармоничного развития юных спортсменов,
- воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям спортом, трудолюбия в овладении техникой легкоатлетических упражнений и видов лёгкой атлетики, развитием физических качеств,
- создание предпосылок для достижения лучших результатов
НОВИЗНА данной программы заключается в организации взаимовыгодного сотрудничества детской спортивной школы в рамках межсетевого взаимодействия, которое заключается в том, что часть занятий проходит в школьном спортивном зале и стадионе, где есть специальный инвентарь и оборудование. Правила организации и гигиены занятий легкой атлетикой включают в себя прежде всего здоровый образ жизни, рациональный режим дня, соблюдение личной гигиены, меры профилактики спортивного травматизма и закаливания, кроме того, необходимо поддерживать хорошее санитарное состояние мест занятий, спортивной одежды и обуви, а также знать основной характер воздействия применяемых упражнений на организм человека.
Легкая атлетика включает ходьбу, бег, прыжки и метания, проводимые по особым правилам в форме спортивных упражнений. Основное из них — бег — воздействует на организм наиболее разносторонне, способствуя развитию скелетной мускулатуры (главным образом нижних конечностей), дыхательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Характер воздействия на организм различных видов бега как физического упражнения зависит от размера дистанции, темпа бега и продолжительности; он может быть типичным упражнением на скорость (бег на короткие дистанции — 60— 200 м, при котором мышечная работа максимальна), упражнением на скоростную выносливость (бег на средние дистанции — 400—1500 м) или развивать выносливость — способность организма к продолжительной работе небольшой интенсивности (длинные и сверхдлинные дистанции). Ходьба — тоже упражнение на выносливость. Прыжки и метания — скоростно-силовые упражнения, хорошо развивают быстроту, силу и координацию движений, но по сравнению с бегом и ходьбой меньше воздействуют на дыхание и кровообращение. Для разностороннего физического развития, особенно детей, важны занятия различными видами легкой атлетики. Специальные занятия детей по легкой атлетике можно начинать с 10—12 лет, причем бег — только на небольшие дистанции.
Учебная программа для отделения легкой атлетики составлена на основе нормативных документов, передового опыта по подготовке легкоатлетов и результатов научных исследований. Составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Регулярные занятия детей и подростков легкой атлетикой – активная форма подготовки к требованиям социально-трудовой жизни, современного общества.В учебной программе затронуты вопросы: перспективного и текущего планирования учебно-тренировочного процесса, воспитательной работы, организации и методики проведения соревнований, обеспечения безопасности на занятиях. В программе отражены основные задачи годичного цикла тренировки и построение учебно-тренировочного процесса на этапах начальной подготовки, учебно-тренировочного. Программный материал объединен в целостную систему и предполагает решение следующих основных задач:
- содействие гармоническому физическому развитию, разносторонней физической и технической подготовленности и укрепление здоровья учащихся;
- подготовку волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих бойцовскими качествами спортсменов;
Перед учебными группами ставятся следующие задачи: 1.ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, обеспечение разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание общей выносливости, ловкости, развитие быстроты, гибкости и подвижности в суставах, обучение умению расслаблять мышцы, обучение основам техники бега, спортивной ходьбы, изучение правил соревнований, овладение навыками проведения занятий и соревнований по отдельным видам легкой атлетики, обучение самостоятельному ведению спортивной борьбы, выполнение юношеских разрядов в легкой атлетике. Определение дальнейшей специализации в легкой атлетике.
На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастические упражнения на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений. В зависимости от задачи занятий, которую ставит тренер, спортсмен выполняет ту или иную работу. В процессе тренировки спортсмены близко знакомятся с технической стороной видов легкой атлетики. Тренировочные нагрузки на этапе начальной подготовки у девочек такие же, как у мальчиков.
Двигательные качества группируются по преимущественному проявлению силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости движений
Выделяют также скоростно-силовые качества, скоростную и скоростно-силовую выносливость. В основе двигательной активности является биологическая потребность организма в движении. Давно известно, при недостатке двигательной активности начинается атрофия мышечной и костной ткани, нарушаются функции сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, ухудшается осанка, повышается восприимчивость к простудным заболеваниям. 2.УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП В учебно-тренировочных группах проходят этапы начальной спортивной специализации и углубленной тренировки, поэтому следует разделить специализацию спортсменов:
- бег на короткие дистанции
- бег на средние дистанции.
Задачами учебно-тренировочного этапа являются:
- дальнейшее укрепление здоровья,
- гармоничное физическое развитие,
- укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами ОФП и СФП физической подготовки,
- повышение уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств,
- обучение основам техники бега,
- приобретение соревновательного опыта,
- приобретение теоретических знаний.
3.ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕОСОБЕННОСТИ:
Строить подготовку юных спортсменов необходимо с учетом неравномерного нарастания в процессе развития их физических способностей. И тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузки специальной направленности.
В спортивно-оздоровительные группы принимаются все желающие, прошедшие медицинский осмотр и, не имеющиепротивопоказаний для занятия физической культурой. В спортивно-оздоровительных группах проводится физкультурно-оздоровительная работа, направленная на укрепление здоровья и разностороннюю физическую подготовку. Обучающиеся в СО группах в начале учебного года сдают тесты по ФП, по окончанию учебного года сдают тесты по ФП и оцениваются знания теории физкультуры.
3.1.ВИД ДЕТСКОЙ ГРУППЫ: группа профильная, набор в МБДОУ ДОД «ДЮСШ Чайка» осуществляется круглогодично.
3.2.ОСОБЕННОСТИ НАБОРА детей в группу: для зачисления в группу необходимо подать заявление о приеме в МБДОУ ДОД «ДЮСШ «Чайка» с отметкой педиатра о здоровье ребенка и возможности занятий в группе легкой атлетики (отметки на заявлении может быть заменена отдельно предъявленной медицинской справкой с аналогичной отметкой врача).
3.3.Программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет.
3.4.Время отведенное на обучение, составляет 276 часов в год – начального обучения.
3.5. Количество часов в неделю - 6
3.6. Количество занятий в неделю – 2. При наборе обучающихся первого года обучения следует комплектовать группу с превышением состава, т.к. существует естественный отсев членов объединения в период обучения и, кроме того, не все дети по тем или иным причинам могут посещать тренировки.
3.7. Количество детей в группах - 20 человек |