Скачать 0.71 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Спартак» Утверждено Приказ МБОУ ДОД СДЮСШОР «Спартак» От «____»_____________2011 года №____ Директор____________________ Чупин А.В. Протокол заседания тренерского совета От «____»______________2011 года №____ Образовательная программа по спортивной аэробике Для спортивно-оздоровительных групп Групп начальной подготовки 1-3 года обучения Учебно-тренировочных групп 1-5 года обучения Групп спортивного совершенствования 1-3 года обучения Срок реализации программы: до 11 лет Возраст детей 6-17 лет, учащаяся молодёжь от 18-21 года Программу разработали Инструктор-методист: Иткин А.Г. Тренер-преподаватель: Кудряшова Л.Н. 2011 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по спортивной аэробике для СДЮШОР «Спартак» составлена на основе программы, рекомендованной Министерством Российской Федерации (2000), научных и методических разработок собственных, отечественных и зарубежных авторов, а также правил спортивной аэробики (версия ФИЖ, 2005), с учётом четырёх обязательных групп элементов. Она содержит научно обоснованные рекомендации по структуре и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных её этапах, отбору, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития физических качеств и от особенностей занимающихся. Цель программы состоит в том, чтобы на основе интересов и способностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спортивных занятий, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить ребят к регулярным тренировкам, развить индивидуальные творческие способности. Программный материал объединён в целостную систему поэтапной спортивной подготовки и воспитательной работы, предполагая решение следующих задач:
- профессиональная подготовка инструкторов и судей по аэробике. Программа предназначена для тренеров - преподавателей СДЮШОР Программа дополнительного образования имеет физкультурно – спортивную направленность, рассчитана на учеников от 6-23 лет. Содержание образовательной программы направлено на укрепление психического и физического здоровья ребенка, создание условий для развития личности ребенка. В настоящее время гиподинамия – одна из основных проблем современных детей, в период компьютеризации детям не достаёт двигательной активности, что приводит к ослаблению здоровья. По данным медицинских обследований значительная часть детей страдает различными видами заболеваний. Уроков физкультуры – недостаточно для формирования здорового образа жизни, развития двигательной активности, воспитания активной творческой личности. Дополнительное образование поможет решить эти проблемы. В спортивной аэробике сливаются музыка, танец, гимнастические упражнения, используются всевозможные элементы художественной гимнастики, хореографии, современных танцев, которые объединены в спортивно-танцевальные композиции. Это позволяет развивать общую культуру движений, их выразительность, экспрессию мимики, свободу ориентации в музыкальных ритмах. Спортивная аэробика даёт положительный оздоровительный эффект. Коллективный характер занятий позволяет сопереживать радость движения, общения. Соревновательные и показательные выступления способствуют возможности эмоционального самовыражения, творческого развития, повышение культуры движений. В результате занятий ученики укрепят здоровье, расширят двигательные возможности и повысят культуру движений, разовьют силу, выносливость, гибкость. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ Многолетняя подготовка спортсменов делится на три этапа: I этап: начальной подготовки. На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап. II этап: учебно-тренировочный формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приёмные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. III этап: спортивного совершенствования формируется из спортсменов, выполнивших разряд кандидата в мастера спорта. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. Предусмотрено 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы и дополнительные 6 недель в спортивно-оздоровительном лагере и для самостоятельной работы. Режим учебно-тренировочной работы и требования по физической и технической подготовке
Теоретические занятия для всех групп Тема 1 Введение. Техника безопасности. Цели и задачи курса дополнительного образования. Значение, средства, методы. Место курса в системе физического воспитания и его особое значение в физическом, эстетическом, нравственном воспитании школьников. Знакомство с правилами поведения в зале во время занятий «Спортивной аэробикой» для предотвращения травматизма. Меры предупреждения травматизма, врачебный контроль и самоконтроль. Тема 2 Спортивная аэробика и здоровый образ жизни. Влияние занятий спортивной аэробикой на организм человека. Сведения о строении и функциях организма человека, влияние физических упражнений на организм человека. Адаптивная гимнастика как система занятий по реабилитации и восстановлению здоровья человека. Тема 3 Аэробные упражнения в оздоровительной системе физического воспитания. Аэробный обмен веществ. Активный образ жизни и здоровье школьника. Гигиена, закаливание, режим дня и питание. Профилактика различных заболеваний. Тема 4 Ритмическая гимнастика как система знаний Ритмическая гимнастика как система знаний по формированию правильной осанки и стройной фигуры, крепкого здоровья, улучшения настроения и внешнего вида человека. Тема 5 Танцевальная аэробика Танцевальная аэробика в формировании музыкально-ритмической координации, пластичности, гибкости. Развитие общей культуры движений. Связь физических упражнений с музыкой, с мелодией и эстетическое влияние на детей. Тема 6 Подготовительные занятия, строевая подготовка. Стартовый контроль Дать понятие о занятиях по спортивной аэробике. Строевые упражнения. Понятия «строй», «шеренга», «колонна» «ряд», «направляющий», «замыкающий», «интервал», «дистанция». Предварительная и исполнительная команды. Повороты направо, налево, кругом, полповорота. Расчет. Построение в одну шеренгу и перестроение в две шеренги; построение в колонну по одному и перестроение в колонну по два. Движение строевым и походным шагом. Остановка. Движение бегом. Переходы с бега на шаг, с шага на бег. Повороты в движении (налево, направо). Движение в обход. Противоходом налево, направо. Движение по диагонали, змейкой. Перестроение из колонны по одному в несколько колонн поворотом в движении. Размыкание шагами (приставные, шаги галопа), прыжками. Тема 7 Комплексы упражнений с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьников. Выявление индивидуальных особенностей и подбор упражнений с учетом возрастной физиологии школьников Индивидуальные комплексы упражнений для развития мышщ рук, ног, спины, брюшного пресса. Упражнения для развития гибкости, подвижности суставов, силы, выносливости. Тема 8 Общеразвивающие упражнения. Упражнения для развития мышщ всего тела. Упражнения в равновесии, с мячом, лазания по канату, скамейкам, перелезания через гимнастические снаряды. Упражнения со скакалкой. Оздоровительные упражнения. Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой. Подвижные игры: «Белки, жёлуди, орехи», «Запрещённое движение», «Два мороза», «Через кочки и пенёчки», «Змейки музыкальные», «Фантики» «Волк и цыплята, «Удочка», «Третий лишний», «Кошки мышки», «Пионербол». Тема 9 Танцевальная аэробика Основы танцевальной аэробики: дать понятие о темпе, ритме, динамических оттенках, связь упражнений с содержанием музыки, с ритмом и размером музыкального произведения, с темпом и динамическими оттенками. Основные позиции, простые танцевальные движения, шаги, переходы, приставки, притопы, упражнения для корпуса, ритмические упражнения. Ходьба, при которой вес тела переносится с одной ноги на другую; -подъем колена: движение выполняется стоя, при этом одна нога сгибается в колене и поднимается, а другая остается на полу. -выпад: перенос тяжести тела на ногу, широко выставленную вперед и согнутую в колене, другая нога прямая, стопа на полу. -бег: движение, при котором вес тела переносится с одной ноги на другую попеременно скачками. Выполняется на месте или с продвижением; прыжки ноги врозь - вместе; из основной стойки толчком двумя, прыжок ноги врозь с приземлением в и. п. -из исходного положения основная стойка толчком двумя прыжок ноги врозь с приземлением в полуприсед ноги врозь. Толчком двумя вернуться в и. п. Тема 10 Хореография. Базовые шаги. Хореографические упражнения: позиции рук, ног, комплексы упражнений боком и лицом к опоре. Ходьба и бег, сочетание видов шага и бега с другими видами движений в различном темпе. Пружинные движения руками и ногами из различных и.п., полуприсед в стойке на носках с плавными и пружинными движениями рук. Волнообразные движения: плавные движения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Прыжки: выпрямившись с поворотом на 360°, скачка, открытого - закрытого, со сменой ног. Равновесия в стойке на носке в сочетании с поворотами, прыжками. Повороты переступанием на носках и скрестно на различное количество градусов, одноименный поворот на 180° и 360°, сочетание поворотов с прыжками, равновесиями, танцевальными шагами. Базовые шаги (для всех групп): -«скип»: движение начинается с прыжка на одной ноге с последующим скачком на этой же ноге, в то время как свободная нога сгибается и выпрямляется вперед; махи ногами выполняются поочередно. -ту-степ: шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед. Следующий шаг начинать с левой ноги (ритм 1 и 2 - раз и два) -полька: шаг правой вперед, приставить левую, шаг правой вперед, поскок на правой. Следующей шаг начинать с левой ноги (ритм - раз и два и) -подскок: шаг правой вперед, подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги ( ритм - раз и); -скольжение: шаг правой в сторону, приставить левую. Следующий шаг начинать с левой ноги (ритм - раз и); -галоп: шагом правой, толчком правой прыжок с приземлением на левую, выполняется вперед и в сторону (ритм - раз и ); -пони: шаг правой вперед или в сторону, оттолкнуться носком левой ноги и в шаге приставить ее к правой. Следующий шаг - с левой ноги (ритм - раз и) -ча-ча-ча: шаг правой вперед, шаг левой назад, шаг правой ногой на месте, шаг левой на месте, шаг правой на месте. Следующий шаг с левой ноги (ритм - раз два, три и четыре); -чарльстон: шаг правой вперед, приставить левую вперед, шаг левой назад, приставить правую назад. Следующий шаг с левой ноги (ритм - раз, два. три, четыре); -скрестный шаг: шаг правой в сторону, левую ставить за правую, шаг правой в сторону, приставить левую к правой (ритм - раз, два, три, четыре); -прыжки на месте и с продвижением в различных направлениях на одной ноге, сгибая другую назад и разгибая вперед- вниз или в сторону- вниз. Тема 11 Русский народный танец. Танцевальные шаги. Составление комбинации русского народного танца. Танцевальные шаги: мягкий шаг, высокий, острый, перекатный, переменный, приставной, подскок, галоп, полька, скользящий. Подача команд для начала и остановки движения в соответствии с настроением музыки, хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом, переменный шаг вперед и назад. Различные варианты притопов и дробей. Припадание, ковырялочка. Гармошка. Веревочка. Разнообразные положения рук в русской пляске. Тема 12 Танец «Полька». Танцевальные шаги. Составление комбинации танца «Полька» на основе изученных шагов. Танцевальные шаги: мягкий шаг, высокий, острый, перекатный, переменный, приставной, поскок, галоп, полька, скользящий. . Элементы украинской пляски: бегунец, голубцы па-де-баск. Элементы белорусской пляски: шаг-польки, боковой галоп. Тема 13 Танец «Сиртаки». Танцевальные шаги. Составление комбинации танца «Сиртаки». Взаимодействия партнёров в танце «Сиртаки». Тема 14 Ритмическая гимнастика. Основы аэробики и ритмической гимнастики. Упражнения ритмической гимнастики в подготовительной (разминка, ходьба, бег, прыжки, ОРУ,), основной (в танцевальном стиле), заключительной (упражнения на растягивание, восстановление дыхания) частей урока. Комплексы упражнений ритмической гимнастики. Тема 15 Взаимосвязь упражнений и музыки. Основные движения. Прямая и стройная осанка. Усвоение основных видов ходьбы, бега, поскоков в соответствии с характером музыкального произведения (бодрым, энергичным, плавным, отрывистым и т. д.). Виды ходьбы: лёгкая, естественная, бодрая, спокойная, быстрый шаг, ходьба на носках; правильная координация движений рук и ног при ходьбе. Виды бега: легкий, стремительный, широкий, высокий. Виды поскоков: легкие и сильные, энергичные поскоки с ноги на ногу. Подпрыгивания на двух ногах. Умение эластично отталкиваться и приземляться при поскоках и прыжках делать пружинные движения ног. Выполнение упражнений в музыкальном сопровождении. Тема 16 Тактика выполнения комплексов упражнений ритмической гимнастики. Тактика выполнения комплексов упражнений танцевальной аэробики. Подготовка к тестированию и контрольным испытаниям, спортивным соревнованиям. Тема 17 Тест – контроль. После первого года обучения учащиеся выполняют нормативы по общей специальной подготовке , контроль изученных танцев и движений. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Содержание практических занятий: ОФП, СФП, акробатическая подготовка, хореографическая подготовка, техническая подготовка, контрольно-переводные нормативы, инструкторская и судейская практика. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ОФП - это педагогический процесс, направленный на воспитание основных физических качеств и развитие функциональных возможностей организма, создающих нормальные условия для совершенствования основных физических качеств человека. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий период времени. Выносливость - способность противостоять утомлению. Общая выносливость - способность к длительному выполнению (более 20 минут) физической нагрузки субмаксимальной мощности, не превышающий аэробно-анаэробный порог. Специальная выносливость - способность к длительному выполнению специальных упражнений без снижения эффективности деятельности. Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, нервно-мышечной координации. Координационные способности (ловкость) - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Тесты на координацию движений оцениваются сложностью задания, точностью и скоростью его выполнения. Общая физическая подготовка осуществляется в тесной связи с овладением техники выполнения каждого упражнения. Основные задачи ОФП:
СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СФП - педагогический процесс, направленный на развитие специальных физических качеств для данного вида спорта. Выделяют СФП-1, СФП-2. Задачи СФП-1:
8. Овладеть свободным выполнением движений и действий без напряжения. Задачи СФП-2:
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА Техника - наиболее рациональное выполнение двигательного действия. Задачи технической подготовки:
Техническая подготовка включает в себя разучивание, закрепление и совершенствование элементов спортивной аэробики, базовых шагов, спортивной комбинации в целом. Работа над спортивной комбинацией включает в себя: а) работу по элементам; б) работа по четвертушкам упражнения; в) работа по частям; с) выполнение комбинации в целом, сдвоенные подходы и т.д. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЁТ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Организация учебно-тренировочного процесса начинается с комплектации групп в сентябре месяце. Однако это не исключает возможности приёма в группу на протяжении всего учебного года. Приём детей ведётся с допуском от врача, а в течение года дважды проводится диспансеризация. Поступающие сдают приёмные тесты для создания однородных по физическому развитию и уровню подготовки учебных групп. В конце учебного года занимающиеся сдают контрольные нормативы по общефизической и технической подготовке для перевода в следующую группу. Учебно-тренировочные занятия проводятся в форме урока по общепринятой схеме, согласно расписанию, которое составляется с учётом занятий в общеобразовательной школе, наличия тренировочной базы, учебного плана. ДОКУМЕНТАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ:
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Для достижения высоких результатов на любом уровне подготовки спортсменов, тренер, планируя свою работу, должен:
ЭТАПЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ I этап: начальной подготовки. Группа начальной подготовки до 1 года (дети 6-7 лет). Группы свыше года (7-8 лет).
физических качеств.
II учебно-тренировочный этап. Группы до двух лет обучения (9-11). Группы свыше двух лет обучения (11-15 лет). 1-2 то же, что и в предыдущем этапе.
10. Начальная теоретическая подготовка .и регулярное участие в соревнованиях. III этап: спортивного совершенствования. Группа до 1 года. Группы свыше 1 года (15-18 лет). 1. Совершенствование специальной физической подготовленности, особенно активной гибкости и скоростно-силовых качеств.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ Весь учебный материал разделён на теорию, практику (физическая, техническая, психологическая, профессиональная подготовка) и контрольные переводные нормативы. Продолжение занятий в школе и перевод учащихся на следующий этап обучения осуществляется по решению педагогического (тренерского) совета и оформляется приказом директора. Основные формы учебно-тренировочной работы: |
Учебная программа по оздоровительной аэробике Возраст 5-8 класс, 9-11 класс Программа предназначена для подготовки спортсменов по фитнес-аэробике в спортивно-оздоровительных группах, в группах начальной подготовки... | Программа по дисциплине «Сервис в спортивно-оздоровительных центрах» Теория организации обслуживания. Разновидность услуг и их характеристика. Теория и практика сервиса в спортивно-оздоровительных центрах.... | ||
Детско- юношеская спортивная школа хоккея с шайбой и фигурного катания на коньках №8 Методическое объединение на отделении хоккея с шайбой по теме: использование тестов ледовой подготовки для юных хоккеистов спортивно... | Программа по спортивной аэробике составлена на основе программы,... Министерством Российской Федерации (2000), научных методических разработок собственных, отечественных и зарубежных авторов, а также... | ||
Технологии спортивно-оздоровительного сервиса «Социально-культурный сервис и туризм» и «Спортивно-оздоровительный сервис». В ней сформулированы требования к уровню подготовленности... | Программа по дисциплине «Оборудование комплексов спортивно-оздоровительного сервиса» Предназначена студентам направления 100400. 62 «Туризм», профиль «Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг» всех... | ||
Анализ работы летнего оздоровительного Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного... | Программа по дисциплине «Медико-реабилитационное обеспечение спортивно-оздоровительных услуг» Предназначена студентам специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм, специализация «Спортивно-оздоровительный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тренировочным группам (утг), что дает возможность тренерам всех спортивных школ пользоваться единой программой. Это также позволяет... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Изучение основ проектирования, строительства и эксплуатации спортивно-оздоровительных сооружений и комплексов для проведения занятий... | ||
Программа по гиревому спорту для спортивных секций предусматривает... Программа предназначена для всех видов спортивных школ. Весь учебный материал в ней излагается по группам: группы начальной подготовки... | Цели и задачи работы проблемной группы «Взаимодействие участников... Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация спортивно-оздоровительных соревнований учащихся: «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игр» | Пояснительная записка программа для детско-юношеских спортивных школ... Программа предназначена для подготовки полиатлонистов в спортивно-оздоровительных группах (соз), группах начальной подготовки (НП)... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята с интересом приняли участие в спортивно-оздоровительных и развлекательных досуговых мероприятиях, проведенных в дни зимних... | Образовательная программа спортивно-технической направленности «Взлет» Образовательная программа спортивно-технической направленности «Авиамоделирование» |