ИНФОРМАЦИОННЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы безопасности жизнедеятельности»
Руководителя-организатора ОБЖ Недоборова Бориса Николаевича
Программа по предмету «ОБЖ»;
Самостоятельная работа студентов;
Требования к рефератам студентов;
Контрольные работы.
Государственное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение среднего профессионального образования САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности
2012 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
150415 «Сварочное производство»,
151901 «Технология машиностроения»,
Организация-разработчик: Саратовский техникум промышленных технологий и автомобильного сервиса»
Авторы: Руководитель – организатор ОБЖ Борис Николаевич Недоборов
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
| ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………..
| 4
| СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………….
| 5
| условия реализации программы учебной дисциплины……...
| 11
| Контроль и оценка результатов Усвоения учебной дисциплины …………………………………………………………………….
| 12
|
паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):
190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
150415 «Сварочное производство»,
151901 «Технология машиностроения»,
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Профессиональный цикл. Обще профессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам усвоения дисциплины: В результате усвоения дисциплины обучающийся должен уметь: - организовать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе выполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим В результате усвоения дисциплины обучающийся должен знать: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 104 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки 66 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 38 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 104
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 66
| в том числе:
|
| практические занятия
| 33
| Дифференцированный зачёт
| 2
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 38
| В том числе: изучение пройденного материала, написание докладов и рефератов
|
|
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Введение
2
| Основные понятия, термины и определения
| 2
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: «подготовка и написание докладов:
- Перспективы развития безопасности жизнедеятельности.
- Понятие об устойчивом развитии.
- Концепция устойчивого развития России.
- Всемирная программа действий «Повестка на ХХI век ».
| 2
|
| Раздел 1.
| Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
|
| Тема 1.1.
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
6
| Содержание
| 6
| 1
| Среда обитания.
| 4
| 2
| 2
| Опасность.
| 2
| 3
| Классификация опасностей
| 2
| 4
| Источники опасностей, номенклатура опасностей
| 2
| 5
| Квантификация опасностей
| 2
| 6
| Природные и производственные опасности
| 2
| 7
| Опасные и вредные факторы
| 2
| 8
| Идентификация опасностей
| 2
| 9
| Пороговый уровень воздействия опасности
| 2
| 10
| Показатели безопасности технических систем
| 2
| 11
| Принципы снижения реализации опасности
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: «подготовка и написание докладов на темы:
- Оценка риска и безопасность технических систем.
- Количественные показатели риска.
- Приемлемый риск».
| 2
|
| Тема 1.2.
Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики
8
| Содержание
| 4
| 1
| Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов.
| 2
|
| 2
| Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики
|
|
| 3
| Системы непрерывного контроля
|
|
| 4
| Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся: Составить реферативное сообщение по теме «Протекание чрезвычайной ситуации, на транспорте»
| 2
| Раздел 2.
| Защита населения и территорий от опасностей в чрезвычайных ситуациях
| 24
|
| Тема 2.1.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени
12
| Содержание
| 6
| 1
| Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности
| 4
| 2
| 2
| Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
| 2
| 3
| Характеристика поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного характера
| 2
| 4
| Методика расчета возможных разрушений зданий и сооружений при чрезвычайных ситуациях природного характера
| 2
| 5
| Защита от терроризма на объектах экономики. Источники, виды и масштабы терроризма
| 2
| 6
| Методы и способы защиты от террористических актов в условиях производства, в быту и в городских условиях.
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: «подготовка и написание рефератов на темы:
- Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций военного времени.
- Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения».
| 2
|
| Тема 2.2.
Прогнозирование и оценка обстановки
при чрезвычайных ситуациях
14
| Содержание
| 4
| 1
| Расчет режимов радиационной защиты населения и производственной деятельности объекта.
| 2
| 2
| 2
| Прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций на химически опасных объектах.
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся «подготовка и написание докладов на темы:
- Нормы радиационной безопасности военного времени.
- Защита от ионизирующих излучений.
- Защитные свойства материалов».
| 2
|
| Тема 2.3.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях
18
| Содержание
| 6
| 1
| Гражданская оборона, ее место в системе общегосударственных мероприятий гражданской защиты.
| 4
| 2
| 2
| Задачи ГО, руководство ГО, органы управления ГО, силы ГО, гражданские организации ГО.
| 2
| 3
| Планирование мероприятий по гражданской обороне на объектах.
| 2
| 4
| Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся «подготовка и написание доклада на тему: Особенности и организация эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций».
| 2
|
| Тема 2.4.
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.
20
| Содержание
| 4
| 1
| Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.
|
| 2
| Практическое занятие
Эвакуация при пожаре
| 2
|
| Самостоятельная работа обучающихся «подготовка и написание докладов на темы:
- тушение пожаров, принципы прекращения горения.
- огнетушащие вещества, технические средства пожаротушения».
| 2
| Раздел 3.
| Основы военной службы
| 48
| Тема 3.1.
Организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке
24
| Содержание
| 6
| 1
| Основные понятия о воинской обязанности
| 4
| 2
| 2
| Призыв на военную службу
| 2
| 3
| Основные условия прохождения службы по контракту
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся «подготовка и написание реферата на тему:
53-ФЗ О воинской обязанности и военной службе (с изм. на 28.12.2010 г) о правах и обязанностях военнослужащих»
| 2
|
| Тема 3.2.
Структура, вооружение, военная техника и специальное снаряжение ВС РФ.
28
| Содержание
| 6
| 1
| Виды вооружённых сил и рода войск. Функции и задачи ВС РФ.
| 4
| 2
| 2
| Вооружение, военная техника и специальное снаряжение ВС РФ.
| 2
| 3
| Военно-учётные специальности
| 2
| Самостоятельная работа обучающихся: «изучение темы Ритуалы ВС России»
| 2
|
| Тема 3.3.
Основы обеспечения безопасности военной службы
30
| Содержание
| 4
| 1
| Мероприятия по обеспечению безопасности военной службы.
| 2
| 2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
| 2
|
| Тема 3.4.
Общевоинские уставы
36
| Содержание
| 12
|
| Практическое занятие
Размещение военнослужащих
Порядок хранения оружия
Обязанности лиц суточного наряда
Действия личного состава при подъёме по тревоге
| 6
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся:
| 4
|
| Тема 3.5.
Строевая подготовка
40
| Содержание
| 4
|
| 1
| Строевые приёмы без оружия
|
| 2
| 2
| Строевые движения без оружия
| 2
| 3
| Строевые приёмы и движения с оружием
| 2
| 4
| Построения, перестроения
| 2
| Практическое занятие «Выполнение строевых приёмов с оружием и без оружия на строевом плацу»
| 2
|
|
| Самостоятельная работа «Повтор упражнений»
| 2
| Тема 3.6.
Физическая подготовка
44
| Содержание
| 4
| 1
| Тренировка в беге на 3 км
|
| 2
| 2
| Тренировка на гимнастических снарядах
| 2
| 3
| Тренировка бега на 100 м
| 2
| 4
| Совершенствование физических упражнений, выполняемых на утренней физической зарядке.
| 2
| Практическое занятие «Выполнение нормативов бег 100 и 3000 м, упражнений на гимнастических снарядах для военнослужащих ВС РФ на спортивном городке »
| 4
|
|
| Самостоятельная работа «Повтор упражнений
| 2
|
| Тема 3.7.
Огневая подготовка
52
| Содержание
| 13
|
| 1
| Назначение и устройство автомата АК 74.
| 4
| 2
| 2
| Уход за оружием
| 2
| 3
| Правила стрельбы из стрелкового оружия
| 2
| 4
| Нормативы учебных стрельб
|
| 2
| Практическое занятие «Стрелковые тренировки в пневматическом и лазерном тире»
| 4
|
| Самостоятельная работа обучающихся: «Изучение назначения и устройства ручных осколочных гранат »
| 5
| Тема 3.8.
Тактическая подготовка
56
| Содержание
| 5
| 1
| Движение солдата в бою
|
| 2
| 2
| Обязанности наблюдателя
| 2
| Практическое занятие «практическое выполнение приёмов передвижение на поле боя и маскировки на полосе препятствий»
| 4
|
| Самостоятельная работа «изучение боевого устава сухопутных войск – тему действие солдата по сигналам оповещения»
| 1
| Тема 3.9.
Радиационная, химическая и биологическая защита
58
| Содержание
| 2
| 1
| Средства индивидуальной защиты и пользование ими
|
| 2
| Практическое занятие «Действие личного состава в условиях РХБ заражения »
| 2
|
|
| Самостоятельная работа обучающихся
| 1
| Тема 3.10.
Инженерная подготовка
60
| Содержание
| 3
|
| 1
Инженерное обеспечение боя
|
| 2
| Практическое занятие «Оборудование района обороны»
| 2
|
| Самостоятельная работа «Маскировка войск и объектов»
| 1
| Раздел 4.
| Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
| 5
|
| Тема 4.1. Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях
64
| Содержание
| 5
| 1
| Общие правила оказания первой медицинской помощи, само - и взаимопомощи
|
| 2
| 2
| Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации
| 2
| Практическое занятие
Выполнение приёмов реанимации на манекене
Способы временной остановки кровотечения и обработки ран.
| 4
|
| Самостоятельная работа: Изучить правила наложения повязок
| 1
| Дифференцированный зачёт
66
| Содержание
| 3
|
| Письменный опрос по пройденному материалу
| 2
| 3
|
| Самостоятельная работа: Работа над ошибками
| 1
|
|
| Всего:
| 66
|
|
| Внеаудиторная самостоятельная работа
| 38
|
| Максимальная учебная нагрузка
| 104
|
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. условия реализации программы учебной дисциплины 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета экологических основ природопользования, безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Оборудование учебного кабинета:
Комплект принадлежностей для оказания первой медицинской помощи - 5
Носилки санитарные - 1
Противогаз - 25
Обще защитный комплект - 1
Тренажер сердечно-легочной реанимации - 1
Прибор радиационной разведки - 1
Прибор химической разведки -1
Комплекты таблиц демонстрационных по ОБЖ - 1
Видеофильмы по разделам курса БЖД - 7 Технические средства обучения:
Мультимедиапроектор
Экран (на штативе или навесной)
Средства телекоммуникации (Интернет)
Интерактивная доска
Ноутбук 3.2. Информационное обеспечение обучения а.) Основная литература:
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. учеб. заведений/С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общей ред. С.В. Белова – 5-е изд., испр. И доп.-М.:Высш. Шк., 2006. – 423 с.: ил.
Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебно-практическое пособие/ Ю. Н. Сычев. - М.: МЭСИ, 2006. - 226 с.
Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территории. М.: КноРус. 2008.
Зазулинский В.Д. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. М.: Экзамен. 2006.
Лобачев А.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. М.: Юрайт – Издат. 2006.
Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. Ростов на Дону: «Феникс». 2006.
Под. ред. Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности. М.: «Дашков и Ко». 2006.
Под. ред. Акимова В.А., Воробьева Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие. М.: «Высшая школа». 2006.
Кунин П.П., Шлыков В.Н., Пономарев Н.Л.. Анализ и оценка риска производительной деятельности: Учебное пособие. М.: Высшая школа. 2007.
Поленов Б.В. Защита жизни и здоровья человека в XXI веке. Восемь основных источников опасности для человечества. М.: Группа ИДТ. 2008.
Вишняков Я.Д. Безопасность жизнедеятельности: Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие: 2-е изд., стер. М.: Академия. 2008.
Под. ред. Арустамова Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник: 14-е изд., перераб. и доп. М.: «Дашков и Ко». 2008.
Акимов В.А., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие. М.: Высшая школа. 2007.
Маринченко А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие: 2-е изд., доп. и перераб. М.: «Дашков и Ко». 2008.
Наставления по физической подготовке в ВС РФ (НФП-2009)
Дополнительная литература:
В.Г. Атаманюк / Гражданская оборона / М. Высшая школа, 2003 / Стр. 1-218.
В.С. Сергеев / Безопасность жизнедеятельности / Издательский дом «Городец», Москва, 2004 / Стр. 1-410.
С.К. Шойгу / Чрезвычайные ситуации / М. «Весть», 2004 / стр. 1-211.
А.Т. Смирнов, Б.И. Минин, В.А. Васнецов / Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. / М «Просвещение», 2007 / Стр. 1-224.
М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов, З.А. Бадирова, В.А. Девисилов, В.П. Конюмко, С.В. Петров, Ф.А. Семенов, И.И. Соковно / Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. / М. Астрель АСТ, 2003 / Стр. 1-315.
В.В. Смирнов / Армия государства Российского и защита Отечества / М. Просвещение, 2004 / Стр. 1-94.
А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян / Безопасность жизнедеятельности / М. Изд. Центр «Академия», 2001 / Стр. 1-320.
П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарёв/ Безопасность жизнедеятельности / Москва: Высшая школа, 2001 / Стр. 1-431.
Сан Пин 2.2.2. / 2.4.1340-03 / Госкоммэп иднадзор, 2003 / Стр. 1-52.
Л.А.Муравей, Безопасность жизнедеятельности, ЮНИТИ Москва,2000 / стр.1-150.
Ю.Г. Сапронов, А.Б. Сыса, В.В. Шахбазян / Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В.А. Васнецов / Основы военной службы для студентов среднего профессионального образования / М. Академия, 2004 / Стр. 1-239.
|