Скачать 1.02 Mb.
|
Лекция № 1 1. Транспортный процесс. Виды перевозок Известно, что на каждый гектар возделывания зерновых приходится в среднем перевозить около 25 т грузов. А при возделывании картофеля, свеклы и овощей на каждый гектар приходится перевозить органических удобрений 30-40 т, продуктов урожая 20-40т, семян и минеральных удобрений 1-3т. С ростом интенсификации с.х. производства объем транспортных и погрузочно-разгрузочных работ увеличивается. Основным видом транспорта в АПК является автомобильный, на его долю приходится до 80% объема перевозок грузов. Тракторным транспортом перевозится 16% грузов. Кроме того, значительный объем перевозок выполняется транспортно-технологическими машинами (разбрасыватели удобрений, опрыскиватели, кормораздатчики, автопогрузчики и т.д.) От правильной организации перевозок и оснащенности хозяйств современными транспортными средствами (ТС) и их производительного использования в большой степени зависит своевременное и качественное выполнение с.х. работ, а так же себестоимость продукции. Термин "транспорт" происходит от латинского слова transportare – "переносить", "перевозить". А вообще принято определять транспорт как изменение местоположения людей, товаров и грузов, результатом, которого является их новое пространственное существование, т.е. под транспортным процессом понимается комплекс операций, связанных с выполнением перевозок, включающем погрузочно-разгрузочные операции и перемещение груза из пункта отправления в пункт назначения. В зависимости от расстояния и технологии перемещения различают следующие виды перевозок: внутрихозяйственные и внехозяйственные. Внутрихозяйственные перевозки: перевозка семян, удобрений, зерна, свеклы, силосной масса из под комбайнов и др. с.х. продуктов, а также людей к месту полевых работ и обратно на расстояние 3-20 км. Эти перевозки в основном осуществляется по полевым дорогам, часто по вспаханному полю или стерне, для чего целесообразно принять тракторы со специальными прицепами или кузовами. Из них можно выделить в особую группу перевозки, связанные с обслуживанием уборочных, посевных и посадочных агрегатов, а также машин по внесению удобрений и другой с.х. техники, выполняющей технологические процессы, составной частью которых являются транспортные операции. Эти перевозки по объему составляют 69%, а по грузообороту 27% от общего объема перевозок. В том числе 45% грузов и 16% транспортной работы приходится на технологические перевозки. Внехозяйственные перевозки в большинстве случаев связаны с перевозкой готовой продукции или завозом в хозяйство удобрений, нефтепродуктов, оборудования, строительных материалов и т.д. Сельскохозяйственные грузы. Грузами называют все предметы с момента приема их к перевозке до момента сдачи грузополучателю. Груз состоит из товара и тары. Нетто, тара, брутто. Грузы, не имеющие тары называются бестарными. Если груз задан в других единицах измерения, то их переводят в тонны. Классификация грузов. С.х. грузы классифицируются по следующим признакам: физико-механическим и биохимическим свойствам; степени использования грузоподъемности транспортных средств; способу механизированной погрузки-разгрузки; срочности и периодичности перевозок; массовости перевозок и условиям перевозок. По физико-механическим свойствам различают грузы: а. Твердые: загружаемые без упаковки, т.е. овощи, дрова, уголь и т.д.; сыпучие, или насыпные – зерно, строительные материалы и др. б. Жидкие: молоко, жидкое топливо и др., требующие для перевозки тары или цистерны. в. Газообразные - кислород. По размерам – габаритные и негабаритные (машины, станки, строительные конструкции) шириной свыше 2м, высотой более 2,5м и длиной более 3м и длинномерные, превышающие длину стандартного кузова более, чем на одну треть (трубы, балки). Для их перевозки применяют одно- и двухосные прицепы – роспуски или специализированный подвижный состав. По массе грузы разделяются на обыкновенные, тяжеловесные и легкие. Обыкновенные – штучные грузы массой до 250кг и грузы, которые нагружаются накатом (бочки, катки с кабелем массой до 400кг). Для перевозки этих грузов используют стандартные бортовые автомобили. К тяжеловесным относятся штучные грузы, масса отдельного места которого более 250кг (для катаных грузов – 400кг), погрузка и разгрузка их производится механизированным способом, а перевозятся они специальными автомобилями большой или особо большой грузоподъемности или низкорамными прицепами – тяжеловозами. К легким грузам относятся: солома, сено, хлопок, пустая тара и др. К физико-механическим свойствам с.х. грузов относятся также углы естественного откоса, коэффициенты трения и др. Грузы при организации и нормировании транспортных работ классифицируют по степени использования номинальной грузоподъемности, характеризуемой коэффициентом использования грузоподъемности делятся на 5 классов. 1-й класс – 100% использование грузоподъемности с коэффициентом 1,0. 2-й класс – коэффициент 0,99÷0,71, в среднем для расчетов 0,85. 3-й класс – коэффициент 0,70÷0,51, среднее 0,6. 4-й класс – коэффициент 0,50÷0,41, среднее 0,45. 5-й класс – коэффициент 0,4÷0,3, среднее 0,35. В зависимости от класса установлены тарифы на их перевозку. Основные виды с.х. грузов (зерно, сахарная свекла, овощи, силос комбикорма, сено прессованное) относятся ко второму классу. Возможны случаи, когда грузы одного наименования в зависимости от их физического состояния и упаковки можно отнести к разным классам. Например, непрессованное сено (солома) относится к четвертому классу, так как плотность материала учитывается в первую очередь. При данной плотности груза коэффициент использования грузоподъемности зависит от габаритов грузовой платформы или бункера, вида тары где F – площадь грузовой платформы, м2; h – высота укладки груза, м; - плотность груза т/м3 ; Q н – номинальная грузоподъемность транспортного средства, т. По способу механизированной погрузки – разгрузки различают грузы: насыпные, навалочные (без тары), погрузки – разгрузки – выбросом; наливные, штучные, тарные и бестарные. Около 70 % с.х. грузов относятся к насыпным и навалочным. По срочности и периодичности перевозок различают две группы грузов: грузы, подлежащие перевозке в жатые сроки, лимитируемые агротехническими требованиями (урожай в период уборки) либо скоропортящиеся грузы (молоко) и грузы, перевозки которых могут растянуты на более длительный срок. По количеству одновременно перевозимых грузов они подразделяются на массовые и мелкопартионные. Массовые грузы перевозят крупными партиями (вывозка сахарной свеклы). Мелкопартионные грузы транспортируют небольшими партиями (вывозки молока). По условиям перевозки грузы делят на обычные, не требующие специального приспособленного транспорта; скоропортящиеся – требующие соблюдения санитарных и температурных режимов; с резким и неприятным запахом – перевозят в специально приспособленных кузовах; антисанитарные – мусор; живность – для перевозки необходимы скотовозы, птицевозы и т.д. Тара для с.х. грузов. Для с.х. ненавалочных грузов применяется тара жесткая (ящики, клетки, бочки, картонные ящики и др.), полужесткая (корзины), мягкая (мешки, эластичные оболочки). Тара бывает для однократного и многократного обращения. контейнеры являются наиболее распространенным типом многократной (многооборотной) тары. Маркировка грузов. Маркировку согласно ГОСТ наносят краской, наклеивают бумажные ярлыки, прикрепляют деревянные бирки. Маркировки подразделяются на товарную, транспортную и специальную. При товарной маркировке указывается род груза, масса и наименование предприятия-изготовителя. В грузовой маркировке – номер товарно-транспортного – документа и количество мест в данной партии груза. Например, на грузе нанесен №1425-4. это означает, что груз отправлен по накладной №1425 и имеет 4 места. Специальная маркировка наносится на грузы, перевозка и хранение которых требуют особых условий. Грузовая и специальная маркировка наносится грузоотправителями, а транспортная – предприятием, принявшим груз к перевозке. Грузооборот и объем перевозок с.х. грузов. Суммы всех перевозимых грузов составляет объем перевозок QГ. Произведение объема перевозок грузов в тоннах на средневзвешенное расстояние перевозки одной тонны представляет грузооборот QГО в тонно-километрах. Грузооборот может относится к отдельному транспортному пункту, к хозяйству, участку дороги, экономическому или административному району и всей стране. Различают грузооборот часовой, суточный, месячный, квартальный и годовой. В сельском хозяйстве грузооборот характеризуется отчетливо выраженной сезонностью перевозок. Грузопотоком называется движение грузов в одном направлении за определенный период. В структуре объема перевозок с.х. грузов превалирующее место занимают: зерно – 9,5%, картофель – 7,3%, корни -34,5% и удобрения – 35%. Коэффициент неравномерности объема перевозок Iн и коэффициент неравномерности грузооборота IIн определяются по формулам: Дорожные условия и особенности вождения транспортных и технологических машин и поездов при с.х. перевозках. Согласно государственной классификации, все дороги подразделяются на общегосударственные, республиканские и областные, районные, курортные и ведомственные. Кроме того, в зависимости от назначения и интенсивности движения дороги подразделяются на пять технических категорий. I и II – автомобильные дороги государственного значения, основные магистральные дороги республиканского значения при интенсивности движения: на дорогах I категории - свыше 6 тыс. автомобилей; на дорогах II категории – от 3 до 6 тыс. автомобилей в сутки. III – дороги республиканского и областного значения при интенсивности от 1 до 3 тыс. автомобилей в сутки; IV и V – местная дорожная сеть при интенсивности движения;IV – 0,2-1,0 тыс. автомобилей; V – менее 0,2 тыс. автомобилей в сутки. Внешнехозяйственные и внутрихозяйственные дороги. Тормозной путь где t1 – время реакции водителя, с; t2 – время срабатывания тормозов, с; - скорость движения автомобиля в начале торможения, км/ч; - коэффициент сцепления шин с дорогой; - продольный наклон дороги ; - коэффициент эксплуатационных условий торможения, зависящий от скорости, износа и регулировки тор мозов и т.д. Для легковых автомобилей при = 90…100 км/ч =2,3; для грузовых автомобилей =2,0. Безопасная дистанция. S+SБЕЗ летом должна быть 1 м на 1 км/ч; при движении по мокрой асфальтированной дороге дистанцию нужно увеличить на 30%, а на обледененной – в 4 раза по сравнению с сухим шоссе. Безопасная толщина льда при переправе транспорта. где - опытный коэффициент (для колесных тракторов =11, для гусеничных =9); Gтр – масса транспортного средства, Gтр= 2…10 т требует толщины льда 15…40 см. Лекция №2 2. Технико-эксплуатационные и экономические показатели использования транспорта в АПК. Суммарный тоннаж автопарка хозяйства. Средняя грузоподъемность единицы подвижного состава Использование грузоподъемности. где - количество рейсов, шт.; - число тонн груза, которое могло быть вывезено, если бы полностью использовали номинальную грузо- подъемность. Для определенного вида груза где h – допустимая погрузочная высота груза в кузове, м. Коэффициент динамического использования грузоподъемности. где – расстояние ездки с грузом, км. Для всего подвижного состава. здесь m – инвентарное число автомобилей данной модели. Таким образом зависит от расстояния перевозок. в том случае, когда в каждой ездке будет одинаковое расстояние или одинаковое количество перевозимого груза. Между этими коэффициентами существует зависимость , где - среднее расстояние груженной ездки, км; - среднее расстояние перевозки 1т груза, км. Пробеговые показатели. Среднее расстояние груженной ездки. Нулевой пробег: гараж – пункт погрузки ; пункт разгрузки – гараж. Негруженный пробег: пункт разгрузки – пункт следующей погрузки в течение смены. т.е. . Среднее расстояние груженой ездки . здесь nГ – количество груженых ездок. Среднее расстояние перевозки тонны груза где – грузооборот, т·км; - объем перевозок, т. Коэффициент использования пробега. . Он определяется как для одного транспортного средства, так и для всего парка за любой период времени. в том случае, когда грузы перевозятся в обоих направлениях. В среднем . Использование подвижного состава по времени. Подолжительность работы подвижного состава на линии определяют временем в наряде , где - время движения за один рабочий день; -время простоя при погрузке и выгрузке за рабочий день; - время простоя по техническим и организационным при- чинам за один рабочий день и других простоях по техни- ческим и организационным причинам за один рабочий день. Коэффициент выпуска подвижного состава на линию . Причины неполного использования технически исправного подвижного состава: распутица; снежные заносы; отсутствие грузов; шоферов; эксплуатационных деталей и материалов. . здесь Дэ – количество дней в эксплуатации; Дк – количество календарных дней; Дпр – количество дней простоев по разным причинам при- веденным выше. Для парка автомобилей. |