Скачать 4.99 Mb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО ВОЛЕЙБОЛУ «С А М О Т Л О Р» ПРОГРАММА ВОЛЕЙБОЛ Программа разработана на основе «Примерной программы для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва» Авторы: Ю.Д. Железняк, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России и СССР по волейболу, заведующий кафедрой; А.В. Чачин, канд. пед. наук, мастер спорта СССР по волейболу, доцент кафедры; Ю.П. Сыромятников, доктор мед. наук, профессор кафедры. Составитель: начальник учебно-спортивного отдела МАОУДОД СДЮСШОР ПО ВОЛЕЙБОЛУ «Самотлор» Фролова С. В. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ. В ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по волейболу. Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля. Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технико-тактической и интегральной подготовленности. Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. На основании нормативно-правовых документов, определяющих функционирование спортивных школ, основополагающих принципов построения спортивной тренировки и анализа, ранее изданных программ по волейболу определены следующие разделы учебной программы: объяснительная записка; организационно-методические указания; учебный план; план-схема годичного цикла; контрольно-нормативные требования; программный материал для практических и теоретических занятий; воспитательная работа; психологическая подготовка; восстановительные мероприятия; педагогический и врачебный контроль; инструкторская и судейская практика. В программе эти разделы объединены в две части - нормативную и методическую. Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе представлено содержание работы в ДЮСШ и СДЮШОР на пяти этапах: 1 - спортивно-оздоровительном, 2- начальной подготовки, 3 -учебно-тренировочном, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства. Для всех этапов программный материал для практических занятий по физической подготовке не дифференцирован по годам многолетней подготовки; по технической и тактической подготовке он представлен по каждому году отдельно, даны примеры объединения упражнений в тренировочные задания, занятия и микроциклы по принципу их преимущественной направленности на развитие, как отдельных физических качеств, так и комплекса качеств, на обучение технике и тактике, совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства. В отдельных случаях изложение программного материала для практических занятий носит характер последовательного описания перечня основных средств подготовки для решения задач соответствующего года подготовки. Главная задача спортивной школы заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием выполнения этой задачи является многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает: -содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
Основной показатель работы спортивных школ по волейболу - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований, по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и юношеских сборных команд страны, республик, команд высших разрядов, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда - основное условие пребывания занимающихся в спортивной школе. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других). Высокие результаты в мировом волейболе существенно зависят от качества подготовки спортивного резерва, особенно в специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР), училищах олимпийского резерва (УОР) и школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ). Настоящая программа предназначена для работы с этой категорией волейболистов. В ней отражены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ и основополагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, обобщена передовая спортивная практика, проанализированы ранее изданные программы по волейболу. В программе представлены задачи работы и содержание материала по основным компонентам тренировки: технической, тактической, физической, теоретической, интегральной, морально-волевой (психологической), инструкторской и судейской подготовке, раскрыто содержание восстановительных мероприятий. Приводится распределение времени на перечисленные компоненты по периодам, этапам и неделям годовых микроциклов, количество тренировочных занятий и соревнований, понедельное распределение программного материала, модельные недельные циклы для отдельных этапов тренировки, модельные занятия различной направленности, нормативные требования, приемные (отбор), переводные (после первого и второго годов обучения) и выпускные (после третьего года обучения). Таким образом, программа детализирует содержание работы последовательно по трем годам обучения вплоть до примерных тренировочных занятий. Основной принцип учебно-тренировочной работы в группах спортивного совершенствования и ШВСМ - специализированная подготовка, в основе которой лежит учет игровой функции (амплуа), индивидуальных особенностей и склонностей обучающихся, специализация осуществляется на основе универсальности процесса подготовки на предшествующих этапах. Задачи подготовки: дальнейшее повышение разносторонней и специальной физической подготовленности; достижение высокого уровня технической, тактической и интегральной подготовленности, высокого мастерства выполнения игровой функции (амплуа) в команде; достижение стабильности игры (надежности игровых навыков) в сложной соревновательной обстановке и должной психической подготовленности; приобретение навыков проведения учебно-тренировочных занятий и соревнований по волейболу, получение званий инструктора по спорту, судьи по спорту; выполнение нормативов по физической и технико-тактической подготовке, подтверждение норматива I спортивного разряда и выполнение норматива кандидата в мастера спорта, включение в тренировочный состав команд высших разрядов. По своему характеру, средствам, методам и организации занятий работа с этим контингентом волейболистов отражает характер работы в командах высших разрядов.
1.1. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Нормативная часть программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, объему учебно-тренировочной работы, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке. Спортивно-оздоровительный этап (СО). Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача - укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранного вида спорта в процессе регулярных многолетних физкультурно-спортивных занятий. Этап начальной подготовки (НП). На этапе начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься волейболом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе начальной подготовки осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки. Учебно-тренировочный этап (УТ). Этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке. Численный состав занимающихся, максимальный объем учебно-тренировочной работы и требования по технико-тактической, физической и спортивной подготовке
|
Образовательная программа по спортивной аэробике Для спортивно-оздоровительных групп Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная... | Сопряженное развитие скоростно-силовых способностей и формирование... Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей спортивная детско-юношеская... | ||
Программа по греко-римской борьбе составлена на основе типового плана-... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского... | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | ||
Методические рекомендации. Тюмень: Областная специализированная детско-юношеская... Квитова А. Н нормативно-правовое и методическое обеспечение деятельности спортивных школ: охрана труда и безопасность занятий физической... | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» имеет высшую... | ||
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования... Дзюдо моу дод «Борисовская детско – юношеская спортивная школа» Зозули Анатолия Васильевича для учебно-тренировочной группы 2 года... | Доклад муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного... Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа «Виктория»... | ||
Публичный доклад Удмуртской Республики «Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва» за 2012-2013 учебный... | Отчет о результатах самообследования за 2013-2014 уч год Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №5 имеет свою спортивную базу | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Москвы «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №44» | Реферат старшего инструктора-методиста, отличника физической культуры и спорта т. Н. Яковлевой «Областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по шахматам» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Устав регламентирует деятельность Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей спортивной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Москвы «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №9 «Шаболовка» | ||
Программа Государственного Образовательного Учреждения Дополнительного... В сравнительный экономический анализ и методические рекомендации по оценке эффективности управленческих решений | Доклад муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного... Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» городского... |