Скачать 82.07 Kb.
|
Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей спортивная детско-юношеская специализированная школа Олимпийского резерва №1 Сопряженное развитие скоростно-силовых способностей и формирование навыка отталкивания ногами у гимнасток 6-7 лет, с использованием наклонной акробатической дорожки Тренер – преподаватель отделения спортивной гимнастики Улинская Ольга Юрьевна 2012 год Введение
Цель: формировать навык отталкивания ногами на основе развития скоростно-силовых способностей, применяя наклонную акробатическую дорожку, в ходе учебно-тренировочных занятий с гимнастками 6-7 лет. Задачи:
Методы исследования: Для решения поставленных задач применялись следующие методы: - теоретический анализ и обобщение данных литературы - анкетирование - педагогические наблюдения
В спортивной гимнастике, как и во многих видах спорта, очень важна начальная базовая подготовка. От того насколько технично сформированы базовые навыки общего назначения, зависит успех в обучении профилирующих элементов, а от них к модальным элементам и комбинациям. Неумение выполнять хотя бы один из таких навыков, означает крупный пробел в технической подготовке и как следствие ведет к появлению трудностей в освоении соответствующих движений. Двигательный навык - это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до известной степени совершенства, выполняемое точно, экономно, с высоким качественным и количественным результатом. Овладеть навыками, техникой физических упражнений - значит научиться управлять двигательными действиями, регулировать их по параметрам пространства, времени и интенсивности прилагаемых усилий (В.М. Дьячков, 1959). Формирование навыка отталкивания ногами является одним из важных компонентов этапа подготовки гимнасток. Отталкивание – это сложное, тонкокоординированное действие, требующее специально направленной работы, учитывающей адекватность условий и особенностей двигательного аппарата детского организма. Необходимым условием для успешного формирования данного навыка является наличие определенного уровня развития скоростно-силовых способностей, без которого процесс будет осуществляться в достаточно длительное время и сопровождаться появлением ошибок. Поэтому юных гимнасток нужно умело подвести к формированию навыка отталкивания ногами, создать такие условия, в которых упор бы делался и на развитие необходимых качеств и на формирование навыка. Благоприятным для развития скоростно-силовых способностей является период от 6-9 до 15-16 лет, особенно 12-15лет (Ю.Ф. Курамшин, 1999). Скоростно-силовые способности являются одним из видов силовых способностей. Они проявляются в движениях, в которых наряду со значительной силой требуется и существенная скорость движения (Ю.Ф. Курамшин, 1999). Таким образом, скоростно-силовые способности – это способность проявлять значительную силу в короткий промежуток времени (Л.П. Матвеев, 19991). Скоростно-силовые способности проявляются при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера или быстром переключении от уступающей к преодолевающей работе. Одним из проявлений скоростно-силовых способностей является прыгучесть, от которой зависит успешность выполнения сложных опорных и акробатических прыжков. В.М. Дьячков, (1959) выявили прямую зависимость между техникой прыжка и уровнем развития прыгучести. Техника отталкивания ногами зависит от направления движения гимнаста (либо лицом, либо спиной вперед), а также от упругости опоры: мостика, гимнастического ковра, бревна. В связи с этим уже на начальном этапе необходимо заложить правильную технику. Наклонная дорожка служит самостоятельным средством специальной подготовки для развития скоростно-силовых способностей. Она является тем компенсаторным звеном, которое восполняет недостаточную скоростно-силовую подготовленность при освоении сложных опорных прыжков, дает возможность овладеть их техникой и параллельно увеличить количество попыток, облегчить фазу разбега и, экономя силы, уделить большее внимание корректировке технике (Н.В. Коньков, 1983). Использование наклонной дорожки увеличивает упругость опорной поверхности и снижает нагрузку на опорные звенья тела гимнаста. Высота и длина наклонной дорожки зависит от степени подготовленности занимающихся. Таким образом, применение наклонной дорожки в тренировке с гимнастками не только позволяют варьировать сложность выполнения упражнений, но и вносят разнообразие в учебно-тренировочный процесс. На занятиях с юными гимнастками, используется наклонная дорожка в игровых и соревновательных методах тренировки. На мой взгляд, эффективным механизмом в решении данного вопроса может стать сопряженный метод развития скоростно-силовых способностей и формирования навыка отталкивания ногами с применением наклонной акробатической дорожки.
Прыжковые нагрузки, задействуя большое количество мышечных групп (примерно 80 процентов) оказывает тренирующее воздействие на различные системы организма. Однако при выполнении прыжков увеличивается ударная нагрузка на опорно-двигательный аппарат, которая может привести к ряду травм и заболеваний (Е.Б. Брянчина, 1996). Учитывая возрастные особенности детей младшего возраста, не следует нагружать их упражнениями ударного характера (Ю.В. Менхин, 1989). Предварительно перед их выполнением необходимо тщательно готовить гимнасток к выполнению таких упражнений (В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980). При выполнении прыжков для гашения ударной нагрузки предлагается использовать не жесткую опору, а мягкую, поскольку в этом случае силы реакции опоры распределены наиболее оптимально в соответствии с функциональными особенностями мышечно-связочного аппарата нижних конечностей. Тогда как при плоской жесткой опоре мышечная часть аппарата систематически нагружается (Е.Б. Брянчина, 1996).
Анкета была разработана для тренеров-преподавателей по спортивной гимнастике и акробатике, с целью выявления значимости исследуемого вопроса о формировании навыка отталкивания ногами и развитии скоростно-силовых способностей в многолетнем процессе подготовки гимнасток. Всего было опрошено 25 респондентов с различным стажем работы и различной квалификацией. Анкетный вопрос показал, что формирование навыка отталкивания ногами и развитие скоростно-силовых способностей имеет очень большое значение в подготовке гимнасток. Специальные упражнения можно применять в различных частях тренировочного занятия, все зависит от их сложности и уровня подготовки гимнасток. Также анкетный опрос показал, что использование наклонной акробатической дорожки целесообразно для развития скоростно-силовых способностей и формирования навыка отталкивания ногами, и подходит для детей 6-7 лет.
а) Прыжковые упражнения: - прыжки на 2-х (вперед, спиной вперед, правым (левым) боком) - прыжки, сгибая ноги - прыжки на правой (левой) - прыжки из упора присев - прыжки в длину с места б) Беговые упражнения: - бег с высоким подниманием бедра (в различных направлениях) - бег, сгибая голень назад (в различных направлениях) - шаги галопа правым (левым) боком - «скрестные шаги» правым (левым) боком - «олений шаг» - бег спиной вперед Беговые упражнения выполняются в различных направлениях и сочетаниях. В беговых упражнениях имеет место эстафетный вариант, но он используется больше, как поднятие эмоционального интереса. Что имеет важное значение на начальных этапах подготовки гимнасток, так как им еще трудно сосредотачивать свое внимание достаточно долгое время.
В формировании навыка отталкивания и развития скоростно-силовых способностей имеют широкое применение следующие методические приемы: а) Образные сравнения, что облегчает понимание в выполнении упражнений и это имеет большое значение для детей 6-7 лет, так как у них больше развито образное мышление. б) Показ с объяснением, также позволяет добиться наилучшего понимания и представления о способе выполнения упражнения. в) Подсчет (хлопки) помогают гимнасткам «поймать» ритм и темп выполнения упражнения. г) Указания по исправления индивидуальных ошибок – идет попутное исправление ошибок, во время выполнения упражнения отдельной гимнасткой. д) Устная оценка – очень помогает в понимании качества выполнения самими гимнастками, так как они сами не всегда могут адекватно оценить свое исполнение, в связи с тем, что у них еще очень маленький опыт. Выводы:
Список используемой литературы
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гигиенические навыки. Ору. Игры «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей | Перечен ь методических разработок, рефератов, пособий для обеспечения... Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста | ||
Структура урока ... | План-конспект урока ... | ||
Урок № Тема: лёгкая атлетика ... | План-конспект урока 49 Темы ... | ||
Конспект урока физического воспитания для учащихся 3 класса ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Подвижные игры: «Белые медведи». «Космонавты». Эстафеты. Развитие скоростно – силовых качеств | ||
Расписание мероприятий в рамках методического семинара конкурса «Учитель... Урок физкультуры «Развитие скоростно-силовых качеств учащихся, применяемых в лыжной подготовке» 6а класс | Тематическое планирование 10 класс Низкий старт (до 40 м). Стартовый разгон. Бег по дистанции (70-80 м). Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых... | ||
Урок русского языка в 5 классе Тема: «Правописание -тся и -ться в глаголах» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Бег по пересеченной местности в равномерном темпе с преодолением естественных препятствий. Развитие: скоростно-силовых качеств,... | ||
Ускоренного обучения плаванию, спортивной тренировки и оздоровления... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: развитие интереса к школе, развитие творческих способностей детей, развитие навыка общения, воспитание уважения к школьному... | ||
Урок-соревнование по физической культуре для учащихся 4 класса (всероссийский... Цель урока: развитие скоростно-силовых качеств учащихся в игровой и соревновательной деятельности | Конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе Тема урока:... Спортивное оборудование: ракетка, волан, воздушные шарики, подвесной волан, сетка, маты, скакалка |