Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №2"
ПРИНЯТА:
на заседании педагогического совета
МОБУ СОШ №2
Протокол № 5 от «24» 04 2013г.
| УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОБУ СОШ №2
__________ И.Г. Кирпач
«24» апреля 2013г.
| Программа
подготовки учащихся
МОБУ СОШ №2
к олимпиадам и конкурсам
г.Тында,
2013г.
Пояснительная записка
Актуальность программы
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:
имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
испытывают радость от умственного труда
для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады и конкурсы.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад и конкурсов по всем учебным предметам. Цель состязаний этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:
дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок», «Мульти-тест» и др.) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Траектория подготовки к олимпиадам и конкурсам
Система подготовки участников олимпиад и конкурсов:
базовая школьная подготовка по предмету;
подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).
Подготовка школьников к олимпиадам и конкурсам.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года и до его окончания. Для этого важно:
курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
разрабатывать индивидуальные программы подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающие его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
использовать диагностический инструмент (например, интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету);
уделять внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мыслительный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.
Поэтому мы:
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:
наблюдения в ходе уроков;
организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
3.Планируем работу:
при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
основной формой работы на занятиях - различные формы индивидуальной и парной работы.
4.Расширяем кругозор:
читаем книги, журналы;
работаем в Интернете;
общаемся дистанционно;
участвуем в интенсивных школах и т.д.
5. Работаем руками.
развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
6. И не останавливаемся. Условия успешной работы с одаренными учащимися:
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся. План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам и конкурсам
№
| Планируемое мероприятие
| Срок
| Ответственный
|
| Выявление особо одаренных детей, диагностика типа одаренности. Привлечение их к работе в НОУ, творчеству, научно-исследовательской работе.
| В течение предыдущего учебного года
| Педагог-психолог
|
| Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми
| апрель 2013-сентябрь 2013
| заместитель директора по УВР, руководитель НОУ, директор школы
|
| Подбор факультативных, индивидуальных и групповых занятий по предметам с целью развития и подготовки одаренных детей.
| август
| Зам.директора по УВР, учителя-предметники
|
| Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам
| Август- сентябрь
| Руководители ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники
|
| Работа с учащимися. Проведение диагностики учащихся.
| Сентябрь.
| Педагог-психолог
|
| Создание индивидуального графика работы с одаренными детьми.
| сентябрь
| Зам.директора по УВР
|
| Дополнительное образование. Организация работы системы дополнительного образования по выявлению одаренных детей. Проанализировать создание условий тесных взаимосвязей учебного процесса с системой дополнительного образования через предметы по выбору, кружки, секции.
| В течение года
| Учителя-предметники
|
| Внедрение, координация, апробирование инноваций. (Новых эффективных методик обучения).
| постоянно
| Все учителя
|
| Проведение предметных недель, смотров знаний
| В течение года
| Зам.директора по УВР
|
| Вовлечение одаренных учащихся в работу школьного научного общества
| В течение года
| Руководитель НОУ
|
| Реализация программы одаренные дети
| постоянно
| Зам.директора по УВР, руководитель НОУ, учителя-предметники
|
| Мотивация учащихся, имеющих повышенный уровень знаний. Контроль за работой учителей-предметников с одаренными детьми
| В течение года
| Зам.директора по УВР
|
| Поддержка талантливых детей и молодежи. Анализ создания условий тесной взаимосвязи учебного процесса с системой дополнительного образования через предметы по выбору
| В течение года
| Зам.директора по УВР
|
| Проведение интеллектуальных игр в рамках предметных декад
| В течение года
| Рук-ли ШМО
|
| Проведение школьного интеллектуального марафона
| В течение года
| Руководитель НОУ, зам.директора по УВР
|
| Работа с учащимися. Анкетирование одаренных детей с целью выявления склонностей и интересов, областей знаний.
| В течение года
| Зам.директора по УВР
|
| Работа с родителями. Собеседование психолога с родителями с целью оказания помощи в сопровождении одаренных детей.
| В течение года.
| Педагог-психолог
|
| Проведение конкурсов, выставок, праздников.
| В течение года
| Зам.директора по ВР
|
| Организация участия одаренных детей в школьном и других этапах Всероссийской олимпиады школьников.
| согласно плану работы ОУ
| Заместитель директора по УВР, учителя-предметники
|
| Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах
http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.
| в течение года
| Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики
|
| Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет
| в течение года
| Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики
|
| Развитие логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html)
| в течение года
| Школьный библиотекарь, учитель информатики
|
| Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения» и др.
| По плану ОУ
| Зам.директора по ВР, классные руководители, педагог-психолог
|
| Награждение, поощрение победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, конференций и т.д.
| постоянно
| Зам.директора по УВР
|
| Организация взаимодействия с общественными организациями и объединениями по вопросам работы с одаренными детьми
| В течение года
| администрация
|
| Анализ уровня успеваемости и учебной мотивации у учащихся с целью коррекции банка данных учащихся, имеющих высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности
| 1 раз в четверть
| Учителя-предметники, педагог-психолог., администрация
|
| Организация и проведение семинаров для учителей по вопросам организации научно-исследовательской работы с учащимися, консультирование учителей
| Сентябрь, ноябрь, февраль, апрель
| Руководитель НОУ
|
| Методический семинар «Направления работы с одаренными детьми»
| сентябрь
| Зам.директора по УВР
|
| Административное совещание. Анализ создания условий для индивидуальной работы с одаренными учащимися.
| октябрь
| Зам.директора по УВР
|
| Создание творческих групп одаренных детей
| октябрь
| Все учителя-предметники
|
| Школьный тур предметных олимпиад
| Октябрь-ноябрь
| Зам.директора по УВР
|
| Оформление стенда «Победители олимпиад»
| Октябрь-ноябрь
| Зам.директора по УВР
|
| Формирование банка творческих идей
| ноябрь
| Зам.директора по УВР
|
| Участие в муниципальном туре предметных олимпиад
| декабрь
| Учителя-предметники
|
| Проанализировать методики организации учебной деятельности учителей на уроках по отработке форм и методов, способствующих развитию интеллектуальных и исследовательских умений учащихся, формированию творческого мышления
| декабрь
| Зам.директора по УВР
|
| Контроль реализации программы «Одаренные дети» Административное совещание
| декабрь
| директор
|
| Контроль реализации программы «Одаренные дети». Административное совещание
| декабрь
| директор
|
| Подготовка, подбор материала, консультации, оформление работ на научно-практическую конференцию учащихся.
| Декабрь-февраль
| Руководитель НОУ
|
| Организация и проведение ярмарки новых педагогических технологий, способствующих интенсивному развитию творческих способностей учащихся
| Январь-февраль
| Зам.директора по УВР
|
| Участие в научно-исследовательской конференции учащихся «Первые шаги в науку» начальная школа, основная и старшая школа
| Февраль-март
| Зам.директора по УВР, руководитель НОУ
|
| Проведение «Проектной недели» для учащихся 5-9-х классов
| март
| Зам.директора по УВР
|
| Анализ итогов школьного этапа проектной недели для учащихся 5-9-х классов на заседании МС.
| апрель
| Зам.директора по УВР
|
| Анализ уровня физической, психологической подготовленности и здоровья мотивированных учащихся для обучения в рамках разработанных программ
| апрель
| Педагог-психолог, учитель физкультуры
|
| Творческие отчеты МО по работе с одаренными детьми
| апрель
| Рук-ли ШМО
|
| Выработка психологических рекомендаций, тестов для педагогов при работе с одаренными детьми в следующем учебном году
| май
| Педагог-психолог
|
| Анализ результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня
| Май-июнь
| Зам.директора по УВР, руководитель НОУ
| |