Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа № 2 города Смоленска Адаптированная учебная программа спортивной подготовки по гиревому спорту (с 12 лет и старше) Срок реализации: Спортивно-оздоровительная группа – до 3 лет Тренер – преподаватель Парфенов Н.И. г. Смоленск 2013 год Пояснительная записка. Программа для ДЮСШ по гиревому спорту составлена на основе нормативных документов Министерства просвещения РФ, Министерства финансов РФ, Министерства здравоохранения РФ и Росспорта, регламентирующих работу спортивных школ с учетом многолетнего передового опыта работы по подготовки квалифицированных спортсменов и результатов научных исследований. Данная программа предназначена для всех видов спортивных школ. Весь учебный материал в ней излагается по группам: спортивно-оздоровительные группы (СОГ), группы начальной подготовки (ГНП), учебно-тренировочным группам (УТГ), что дает возможность тренерам всех спортивных школ пользоваться единой программой. Это также позволяет тренерам проводить единое направление в учебно-тренировочном процессе по мере роста мастерства спортсменов – от спортивно-оздоровительных групп до учебно-тренировочных. Задачи ДЮСШ определены соответствующими положениями о них. Основными задачами ДЮСШ являются: - вовлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом, выявление их склонности и пригодности для дальнейших занятий спортом, воспитание устойчивого интереса к ним; - формирование у детей потребности в здоровом образе жизни, осуществление гармоничного развития личности, воспитание ответственности и профессионального самоопределения в соответствии с индивидуальными способностями обучающихся; - подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту; - методическая работа по развитию юношеского спорта; - оказание помощи общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по установленным в них видам спорта; - обеспечение повышения уровня общей и специальной физической подготовки в соответствии с требованиями программ по видам спорта. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Любой образовательный процесс строится на основе общеизвестных дидактических педагогических принципов, в соответствии с нормативными требованиями к учебно-тренировочной нагрузке и предполагает строгое регламентирование соотношения тренерско-преподавательского состава и численности занимающихся в группе на том или ином этапе подготовки. В настоящей программе выделен спортивно – оздоровительный этап подготовки. Основными задачами спортивно-оздоровительного этапа являются: - укрепление здоровья и развитие основных функциональных возможностей организма; - формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом; - овладение основами техники выполнения отдельных физических упражнений; - развитие и совершенствование общих физических качеств, необходимых в дальнейшем для успешного освоения техники гиревого спорта; - предварительный отбор детей для занятий гиревым спортом; - качественный выбор специализации в дальнейшем занятии спортом; - социализация детей и подростков; - воспитание трудолюбия; - ознакомление с требованиями личной гигиены и принципами здорового образа жизни; - привитие общечеловеческих норм морали и нравственности. Таблица 1 Минимальная численность занимающихся по этапам подготовки
Максимальный же численный состав спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки определяется полезной площадью спортивного сооружения, общепринятыми санитарно-гигиеническими нормами и требованиями техники безопасности, однако не может превышать двукратного минимального количества занимающихся. Возраст занимающихся в СО группах составляет 10-17 лет. На этап НП зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, достигшие 12-летнего возраста, желающие заниматься гиревым спортом и имеющие письменное разрешение от врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, овладение основами техники гиревого спорта, выполнение контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке для перевода на следующие этапы обучения. В учебно-тренировочных группах, при соблюдении правил техники безопасности на тренировочных занятиях, численный состав занимающихся может быть увеличен на 3 человека. Группы УТ этапа подготовки формируются на конкурсной основе из здоровых детей, прошедших необходимую начальную подготовку не менее 1 года и выполнившие нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на УТ этапе осуществляется на основании выполнения контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке. Допускается объединение в группу спортсменов, разных по возрасту и спортивной подготовленности. При этом уровень их спортивного мастерства не должен превышать двух разрядов, а их количественный состав на этапе высшего спортивного мастерства – 8 человек, спортивного совершенствования – 12 человек, учебно-тренировочном – 16 человек (для обучающихся свыше 2-х лет) и 20 человек (для обучающихся до 2-х лет) с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Данное правило справедливо и для групп НП первого года обучения. Рекомендации по дифференцированному дозированию физической нагрузки в таких группах будут даны в методологической части программы. Комплектование групп должно происходить на основе научно обоснованной системы многолетней подготовки с учётом возрастных особенностей и сенситивных периодов развития спортсменов. Увеличение недельной учебно-тренировочной нагрузки и перевод учащихся на следующие этапы обучения должно быть обусловлено стажем занятий, выполнением контрольно-переводных нормативов по общефизической и специальной подготовке, а также спортивной результативностью. Минимальный возраст зачисления в учебные группы 10 лет. Допускается зачисление в группы и более младших по возрасту детей при индивидуальном разрешении органов здравоохранения. Рекомендации для работы с детьми данного возраста будут даны в методической части программы. Превышение рекомендуемой недельной учебно-тренировочной нагрузки не допускается (табл. 2). Таблица 2 Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.
На период учебно-тренировочных сборов, в спортивно-оздоровительных лагерях численность обучаемых в учебных группах и режим учебно-тренировочной работы устанавливается в соответствии с режимом работы специализированных классов. К проведению учебно-тренировочных сборов и в спортивно-оздоровительные лагеря в обязательном порядке, помимо тренера-преподавателя, привлекаются воспитатель (1 воспитатель на 12-15 человек) и врач. В зависимости от уровня спортивной подготовленности учащихся разрешается снижение недельной нагрузки на 25%. При составлении учебного плана режим учебно-тренировочной работы устанавливается из расчёта 52-х недель: 47 недель занятий в условиях школы и 5 недель в условиях летнего спортивно-оздоровительного лагеря или по индивидуальной программе (допускается снижение объёма тренировочной нагрузки). Таблица 3 Примерный учебный план на 46 недели учебно-тренировочных занятий для ДЮСШ
Следует принять во внимание тот факт, что в гиревом спорте спортсмены могут принимать участие как минимум в двух дисциплинах: двоеборье (толчок + рывок) и толчок по длинному циклу (ДЦ). Исходя из этого, определяют распределение тренировочной нагрузки между данными дисциплинами, а также соревновательную нагрузку спортсмена. Однако, если спортсмен с тренером выбирают только один вид состязаний (например, классическое двоеборье), то в этом случае можно говорить о снижении нагрузки. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. 2.1 Основные принципы построения учебно-тренировочного процесса. Предлагаемая программа по гиревому спорту является основой, обеспечивающей научно обоснованную методическую базу для работы с детьми в рамках тренировочного процесса, и может дополняться и детализироваться для достижения конкретной цели. Программа основана на общепринятых методических положениях спортивной подготовки, к которым относятся: - строгая преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юниоров и взрослых спортсменов; - возрастание объёма средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяются: из года в год удельный вес ОФП сокращается по отношению к СФП; - непрерывное совершенствование качества технических действий; - соблюдения принципа постепенности применения тренировочных и соревновательных нагрузок в тренировочном процессе; - учёт возрастных особенностей занимающихся в планировании тренировочных и соревновательных нагрузок; - развитие основных физических качеств на всех этапах подготовки спортсменов в сочетании с преимущественным развитием отдельных физических качеств в наиболее благоприятный возрастной период; - многолетняя подготовка спортсмена – единый процесс, подчиняющийся определённым закономерностям; сложная специфическая система с множеством переменных и динамикой возрастных особенностей спортсмена (таблица 6). Таблица 6 Основные сенситивные периоды развития двигательных качеств
|