Скачать 263.11 Kb.
|
Дистанционная Обучающая Олимпиада для учащихся начальных классов «Нескучная зима». 2008-2009 учебный год _____________________________________________________________________________________________ Задание обучающего тура по математикеВыполнение заданий обучающего тура происходит в период с 5 марта по 19 марта 2009 года. Уважаемые участники олимпиады! Мы рады новой встрече с вами в математическом этапе олимпиады. Первый тур обучающий. Мы предлагаем вам рассмотреть некоторые приемы работы с текстовыми и логическими задачами. В приложении представлен материал для подготовки к конкурсному этапу олимпиады. Это материал для учителя, который можно использовать для подготовки детей к решению задач и тренировочные задачи. Надеемся, что знакомство с ним и решение некоторого количества задач помогут команде стать победителем. Форма проведения обучающего тура может быть любой, учитель сам выбирает тот вариант, который наиболее подходит для его класса. Это может быть турнир внутри команды (класса, школы), мини-олимпиада и др. Учитель может сформировать по своему усмотрению мини-команды (например, поделить класс на группы или работать с классами одной параллели). В ходе выполнения заданий члены мини-команды обмениваются между собой результатами своей деятельности и производят сравнительную проверку. По итогам можно провести мини-конференцию, круглый стол, открытый урок, нечто вроде защиты творческих работ, где ребята обменяются мнениями, обсудят работу и получат комментарии учителя (по содержанию и организации). Внимание! Ответы на обучающий тур присылать координатору олимпиады не надо. Но нам интересно узнать, понравились ли вам задания, трудно ли вам было, какие задания вызвали самый оживленный интерес, поэтому мы ждем от вас отчеты по итогам обучающего тура. Оценки за обучающий тур будут выставляться по тем же критериям, что и по русскому языку. До 19 марта ОТЧЕТ о том, как проходило у вас в команде обсуждение вопросов обучающего тура по математике:
*Свои отчеты на странице в ТолВики (http://tgl.net.ru/wiki/index.php/Обучающий_тур_ДООнк_Нескучная_зима_(математика)) вы можете проиллюстрировать фотографиями, помещенными в специализированный служебный тег Приложение Материал для учителя Решение любой задачи – процесс сложной умственной деятельности. Реальные объекты и процессы в задаче бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование модели как мощного орудия познания. Текстовая задача – это словесная модель некоторого явления (ситуации, процесса). Чтобы решить такую задачу, надо перевести её на язык математических действий, то есть построить её математическую модель. Математическая модель – это описание какого–либо реального процесса на математическом языке. В процессе решения задачи чётко выделяются три этапа математического моделирования: 1 этап – это перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяются необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описываются связи между ними; 2 этап – внутримодельное решение (то есть нахождение значения выражения, выполнение действий, решение уравнения); 3 этап – интерпретация, то есть перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача. Наибольшую сложность в процессе решения текстовой задачи представляет перевод текста с естественного языка на математический, то есть 1 этап математического моделирования. Чтобы облегчить эту процедуру, строят вспомогательные модели – схемы, таблицы и другие. Тогда процесс решения задачи можно рассматривать как переход от одной модели к другой: от словесной модели реальной ситуации, представленной в задаче, к вспомогательной (схемы, таблицы, рисунки и так далее); от неё – к математической, на которой и происходит решение задачи. Приём моделирования заключается в том, что для исследования какого-либо объекта (в нашем случае текстовой задачи) выбирают (или строят) другой объект, в каком-то отношении подобный тому, который исследуют. Построенный новый объект изучают, с его помощью решают исследовательские задачи, а затем результат переносят на первоначальный объект. Модели бывают разные, и поскольку в литературе нет единообразия в их названиях. Уточним терминологию, которую будем использовать в дальнейшем. Все модели можно разделить на схематизированные и знаковые по видам средств, используемых для их построения. Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на вещественные и графические в зависимости от того, какое действие они обеспечивают. Вещественные (или предметные) модели текстовых задач обеспечивают физическое действие с предметами. Они могут строиться из каких-либо предметов (пуговиц, спичек, бумажных полосок и так далее), они могут быть представлены разного рола инсценировками сюжета задач. К этому виду моделей причисляют и мысленное воссоздание реальной ситуации, описанной в задаче, в виде представлений. Графические модели используются, как правило, для обобщенного схематического воссоздания ситуации задачи. К графическим следует отнести следующие виды моделей:
Разъясним суть этих моделей на примере задачи: «Даша нарисовала 4 круга, а Паша на 3 круга больше. Сколько кругов нарисовал Паша?» Рисунок в качестве графической модели этой задачи имеет вид: Д. П. ? Условный рисунок может быть и таким: Д. В. ? Чертёж как графическая модель выполняется при помощи чертёжных инструментов с соблюдением заданных отношений: 1к. Д. П. Схематический чертёж (схема) может выполняться от руки, на нём указываются все данные и искомые: 4к. Д. 3к. П. ? Знаковые модели могут быть выполнены как на естественном, так и на математическом языке. К знаковым моделям, выполненном на естественном языке, можно отнести краткую запись задачи, таблицы. Например: Д. - 4к. П. - ?, на 3к. > Таблица как вид знаковой модели используется главным образом тогда, когда в задаче имеется несколько взаимосвязанных величин, каждая из которых задана одним или несколькими значениями. Например, «Петя купил 5 марок по 10 рублей каждая и 3 открытки по 5 рублей каждая. Сколько всего денег он потратил на свою покупку?» ? Знаковыми моделями текстовых задач, выполненными на математическом языке, являются: выражение, уравнение, система уравнений, запись решения задачи по действиям. Поскольку на этих моделях происходит решение задачи, их называют решающими моделями. Остальные модели, все схематизированные и знаковые, выполненные на естественном языке, - это вспомогательные модели, которые обеспечивают переход от текста задачи к математической модели. Использование вспомогательных моделей на уроках математики в начальной школе, несомненно, влечёт за собой развитие логического мышления. Рассмотрим систему упражнений на построение вспомогательных моделей к текстовым задачам, которая способствует развитию логического мышления детей. Задания, направленные на развитие анализа и синтеза.
1) В одном пучке 12 редисок, а в другом – на 2 редиски меньше. Обозначь каждую редиску кругом и покажи, сколько редисок во втором пучке. Покажи, сколько редисок в двух пучках.
Маша сделала такой рисунок: всего птиц у хозяйки А Миша – такой: всего птиц у хозяйки Кто прав: Миша или Маша?
20 17
Андрей и Саша прыгали в длину. При первой попытке Андрей прыгнул на 35 см дальше, чем Саша. При второй Саша улучшил свой результат на 40 см, а Андрей прыгнул так же, как и при первой. Кто прыгнул дальше при второй попытке: Андрей или Саша? На сколько? Догадайся! Как записать данные этой задачи на схеме?
1) Составление задачи по модели. Составь по краткой записи задачу и реши её: Было - ? Улетели – 8 в. Осталось – 7в. 2) Составление модели к задаче. Масса курицы 2 кг, а гуся 6 кг. Пользуясь отрезками, покажи, на сколько гусь тяжелее курицы.
Составление по рисунку нескольких задач. Рассмотри рисунок и составь по нему задачи.
1)У Вовы 74 марки, а у Миши на 8 марок больше. Каким отрезком обозначены марки Вовы? Каким отрезком обозначены марки Вовы? Каким отрезком – марки Миши? Построй отрезок, который будет показывать, сколько марок у Вовы и у Миши вместе. Построй отрезок, который будет показывать, на сколько марок у Миши больше, чем у Вовы. 2) У Вовы открыток в 2 раза больше, чем у Олега, а у Коли в 3 раза больше, чем у Вовы. Нарисуй схему, которая соответствует данному условию, и ответь на вопросы: а) Во сколько раз у Коли открыток больше, чем у Олега? б) Во сколько раз у Олега открыток меньше, чем у Вовы? в) Во сколько раз у Вовы открыток меньше, чем у Коли? Задания, направленные на формирование умения классифицировать. К данному виду относятся задания на соотнесение нескольких задач с несколькими моделями. 1) Чем похожи тексты задач? Чем отличаются? В первой книге 17 страниц. Это на 6 страниц больше, чем во второй книге. Сколько страниц во второй книге? В первой книге 17 страниц. Во второй на 6 страниц меньше, чем в первой. Сколько страниц во второй книге? Выбери схему, которая соответствует каждой задаче: а) 17 6 б) 17 6 ? ? 2) Используя данные схематические чертежи, составь и реши три задачи: 26м 10м 26м ? ? 10м ? 36м 36м Задания, направленные на умение сравнивать.
К данному виду относятся задания типа: - выбор из предложенных моделей той, которая соответствует задаче; Боря поймал лещей больше, чем Коля, но меньше, чем Миша. Какая схема соответствует этому условию? Б Б Б К К К М М М
90 ящ. ? 50 ящ. Выберите из предложенных задач ту, которая соответствует предложенной модели. Объясни свой выбор. а) На базе было несколько ящиков, после того как 50 ящиков увезли, осталось 90 ящиков. Сколько ящиков было на базе? б) На базе было 90 ящиков, оттуда увезли 50 ящиков. Сколько ящиков осталось?
Сделай к каждой задаче схематический рисунок и запиши решение.
Если дополнить данное задание следующим вопросом: «Сравни тексты задачи, их модели и решения, что в них общего и различного?», то он будет побуждать детей к сравнению. Задания, направленные на развитие умения обобщать. Почему стоимость всей покупки записана произведением? В данном задании учащимся предлагают на основе предложенных рисунков сделать вывод о взаимосвязи трёх величин: цены, количества и стоимости.
В заданиях на сравнение также используется операция обобщения, когда детям предлагается найти черты сходства и различия, поэтому все задания на развитие умения сравнивать будут также направлены на совершенствование операции обобщения. Вообще, все операции логического мышления тесно связаны друг с другом. При выполнении заданий на развитие операции анализа дети не могут не использовать операцию синтеза, так и при сравнении двух или нескольких объектов, необходимо вначале вычленить свойства каждого из предметов, а для этого необходимы операции анализа и синтеза. При выполнении заданий на классификацию ученики должны сначала выявить свойства каждого предмета, потом сравнить их, а только потом разбить на группы. Как видно из вышесказанного данная классификация довольно условна и составлена только по преобладанию какой-либо операции мышления. Но есть задания, в которых выявление преобладания определённой операции логического мышления составляет трудность. Поэтому рассмотрим упражнения комплексного характера на формирование логического мышления посредством построения вспомогательных моделей к текстовым задачам. |