Скачать 104.06 Kb.
|
Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц. Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний. Форма урока: классно – урочная с использованием ИКТ. УМК «Школа России», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., Москва, «Просвещение», 2011, с. 51 Место урока в теме: Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учениками учебно – познавательной деятельности и опирается на ранее приобретённые учащимися знания и умения. Отбор материала проходил в соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний. Цели урока:
Задачи урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Для организации урока было применено оборудование: Учебник «Азбука», часть 2 2011г. В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др., компьютер, проектор, экран, рисунки, доска, сигнал «колокольчик», карточки с текстом для индивидуального чтения., интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику. На уроке были использованы методы:
Формы познавательной деятельности:
Ход урока. 1. Организационный момент. Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре – Смело, чётко говорим, И тихонечко сидим. 2. Актуализация опорных знаний. Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока. - Ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы. Работа по ленте букв: - Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике? ( буквы, обозначающие согласные звуки) - Назовите признаки согласных звуков. (когда мы произносим согласные звуки, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом) - Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки? - Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки? - Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкий согласный звук? - Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдый согласный звук? - Буквы рады, что вы их не забыли! Игра « Колокольчики». ( сигнал в виде колокольчика) - Слушаем внимательно и стараемся правильно услышать первый звук в каждом слове. Если звук согласный мягкий – показываем зелёный колокольчик, если звук согласный твёрдый – показываем синий колокольчик. Слова: снег, сугроб, мороз, метель, лёд, лыжи, радость, веселье. - Молодцы! Все справились с заданием без ошибок, значит вы хорошо научились различать согласные звуки по признаку твёрдости/мягкости. - Чтобы правильно и чётко говорить, надо развивать свой речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика. Шесть мышат в шалаше шуршат. Сеня вёз воз сена Белые бараны били в барабаны На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 3. Постановка темы и цели урока. Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Слайд 1. Внимание, на экран. - Рассмотрите рисунки, назовите изображённые предметы. ( цапля, цифры, сердце, цветы, цыплёнок, ножницы) - Что заметили? (во всех словах есть новый звук [ ц ] ) Отгадайте загадку: Был белый дом, чудесный дом, Но что-то застучало в нём. И он разбился, а оттуда Живое выглянуло чудо. (цыплёнок) Рис. на доске. - Вспомните, как хозяйка подзывает цыплят? (цып – цып – цып) - Произнесём хором! - Какой новый звук услышали в начале слова? ( звук [ ц ] ) - Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? - Сформулируйте тему урока. (Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, его обозначающей) 4. Работа над новым материалом. Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний. Знакомство со звуком [ ц ]: - произнесём звук хором. - когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды) - что вам мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык) Вывод: звук [ ц ] - согласный. - закройте ушки пальчиками, произнесите звук. - как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом) Вывод: звук [ ц ] – глухой. - назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ - что заметили ? (произносим одинаково) Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый. - как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком) Подведём итог. - дайте характеристику новому звуку [ ц ] (звук [ ц ] - согласный, глухой, всегда твёрдый). Физкультминутка. Цель. Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока. Звуковой анализ слова. Цель. Формировать умение выделять звук в слове, делить слова на слоги, выделять голосом ударный слог. Развивать умение делать выводы, развивать внимание к слову товарища, развивать монологическую речь. - Ребята, пока мы с вами отдыхали, у цыплёнка случилась беда: ветерок дунул слишком сильно и поломал звуковую схему слова. - поможем цыплёнку справиться с бедой? ( поможем). Игра «Собери схему слова». Внимание, на экран. Работа «цепочкой» с подсказками учителя. - произносим слово цып-лё-нок по слогам (ладошку к подбородку): - сколько в слове слогов? (три слога) - назовите первый слог? ( цып-) - назовите второй слог? (лё-) - назовите третий слог? (нок) - произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук [ о ]). Цыпленок благодарит за помощь. Знакомство с буквами Ц, ц. На что похожа буква ц? - Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук [ ц ]. Внимание, на доску: Буква П (э) домой вернулась, Раз-два-три, перевернулась, Превратилась в букву Ц (э) С ножкой маленькой в конце. - На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей) Рис. 1 Буква Ц (э) - внизу крючок, Точно с краником бачок! Рис. 2 Вот какая буква Ц (э), С коготочком на конце. Коготок – царапка, Как кошачья лапка! Работа по ленте букв. - скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? ( в синий домик) - почему? ( она обозначает согласный звук [ ц ]) - на какой этаж? ( на первый) - почему? (она обозначает глухой звук) Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик. 5. Закрепление новых знаний. «Динь-динь-динь!»- звенит звонок, Слоги мчатся на урок. Чтобы слоги знать, Надо слоги прочитать. Чтение по слоговой таблице: ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ - появилась буква «а» - прочитаем слог мы «ЦА»; - прикатилась буква «о» - прочитаем слог мы «ЦО»; и т.д. Физкультминутка. Гимнастика для ГЛАЗ. Мы читали, мы читали, Наши глазки так устали. Пусть немножко отдохнут Вслед за стрелочкой пойдут Слайд 5. - ребята, пока мы с вами отдыхали, наш цыплёнок что-то совсем загрустил. - наверное, он скучает по своей маме? - хотите познакомиться с его семьёй? - слушаем задание: прочитать текст на карточке, подчеркнуть карандашом все слова, в которых встретится новая буква Ц. Текст: Наступила весна. У курицы появились цыплята. Она назвала их ЦЫП и Цыпочка. Цыплята были жёлтенькие, как солнышко. Мама – курица гордилась детьми. - читаем текст по цепочке: - назовите слова с буквой Ц? (курица, цыплята, Цып, Цыпочка) - подумайте, какой вопрос вы бы могли задать своему соседу по содержанию текста?
Когда появились цыплята? Как курица назвала цыплят? На что они были похожи? Как мама-курица относилась к своим детям? Просмотр мультфильма по теме урока. - Однажды, в солнечный денёк… - что было дальше – мы сейчас посмотрим. Задание: постараться запомнить как можно больше слов со звуком [ ц ]. (акация, спицы, платьице, цветы, гусеница, к концу) - Наши цыплята ещё маленькие, поэтому отправились отдыхать, а мы продолжаем урок. Отгадайте загадку. Все глядят на середину, В середине – волшебство: Там чудак зайчишку вынул Из кармана своего. Там под купол танцовщица Улетела, как синица. Там собачки танцевали, Вы, конечно, там бывали… (Цирк) - Верно, у буквы Ц(э) купив билет, Мы побываем в цирке! ( Физминутка Клоун) - на арене цирка появляется… - КТО? В цирке он смешнее всех, У него большой успех. Только вспомнить остаётся Весельчак тот как зовётся? (клоун) - Наш клоун – фокусник, он придумал для вас интересные задания. Игра « Пропала буква» (на доске) - из слов убежали все буквы Ц. Найдите беглянок и верните на место, чтобы получились слова. (карточки открываются постепенно) - назовите слова, где буква Ц стоит вначале, в середине, в конце. Поиграем вместе – распределение мягких и твердых согласных звуков Открывается волшебное слово: (читаем хором) МОЛОДЦЫ! 6. Итог урока (рефлексия). - Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен. - А почему, вы расскажете сами: - что нового мы узнали? Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей. - расскажите всё, что вы узнали о букве Ц? Ответы детей: Буква Ц живёт в синем домике, потому что обозначает согласный звук. Она живёт на первом этаже, потому что обозначает глухой звук. Буква Ц имеет один звук, он всегда твёрдый. Буква Ц бывает печатная и письменная, заглавная и строчная. Буква Ц может стоять в начале, в середине и в конце слова. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Буква б согласная. Обозначает звуки [б], [б']. Звук [б]-согласный, звонкий, твёрдый; звук [б']- согласный, звонкий, мягкий | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я называю звуки, вы поднимаете соответствующую карточку. Если звук гласный, поднимаете красную карточку, согласный твердый – синюю... | ||
Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные буквы Ш,ш,... «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дети: “Звук "Р." согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый” | ||
Тема урока: Согласный звук Д, д. Письмо прописной и строчной буквы Д, д Плановых контрольных уроков 1 ч ( в конце года), самостоятельных работ, тестов ч | Урок по обучению грамоте на шмо тема: «Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч]» Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что буквы е, ё, я, ю читаются по-разному: в начале слова, после гласных и после ъ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Создание условий для формирования умения выделятьзвук [ш] в речи. Выяснить особенности звука [ш] (звук [ш] всегда твердый согласный,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Непроизносимый согласный звук – нулевой звук» | Методические материалы к практическим занятиям (для студентов факультета иностранных языков) Задание разделите слова на две группы: 1 слова, где на месте буквы е произносится звук О; 2 слова, где на месте буквы е произносится... | ||
Урока «Звук [Ч´], буквы Ч,ч» Оборудование: слоги, Почемучка, игрушечный заяц, звуковые схемы, карточка с буквой Ч; для сказки: буквы Ч, А, У, Я, Ю, домик, изображение... | Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная... Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу» | ||
Звук [ч], буквы ч ч Цель: 1 Сформировать представление о звуке [ч], как о согласном, мягком, глухом, познакомить с графическим образом буквы, развивать... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить детей со звуком «О», закрепить чёткое произношение звука «О»; научить выделять звук «О» в начале, конце, середине слова;... | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» Задание Пользуясь словарями или проверяя себя после выполнения задания, определите, в каких из нижеприведенных слов перед звуком... | Конспект урока Тема урока: Согласный звук [д], [д'], буква Д, д Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе |