Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц





Скачать 104.06 Kb.
НазваниеТвёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц
Дата публикации05.08.2014
Размер104.06 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Туризм > Урок
Тема урока: Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц.

Тип урока: урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: классно – урочная с использованием ИКТ.

УМК «Школа России», В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др., Москва, «Просвещение», 2011, с. 51
Место урока в теме:

Урок проводился в букварный период обучения грамоте. Это первый урок из двух по данной теме. Он тесно связан с предыдущими уроками обучения грамоте по характеру, способу выполняемой учениками учебно – познавательной деятельности и опирается на ранее приобретённые учащимися знания и умения. Отбор материала проходил в соответствии с требованиями программного материала и УМК, возможностями детей, исходным уровнем знаний, в соответствии с целями и задачами урока. Соблюдался принцип научности и доступности знаний.

Цели урока:

  • Познакомить с новым звуком [ ц ] – всегда твёрдым и глухим; с новыми буквами Ц, ц;

  • Формировать навык чтения;

  • Способствовать развитию фонематического слуха, конвергентного мышления, связной речи;

Задачи урока:

Обучающие:

  • уточнить и обобщить знания детей о глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных звуках;

  • продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог;

  • распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с новой буквой;

  • читать тексты, выполнять задания к ним.

Развивающие:

  • развивать умение анализировать и обобщать;

  • развивать внимание, речь, логическое мышление;

  • способствовать сохранению здоровья учащихся, снятию утомляемости на уроке.

Воспитывающие:

  • воспитывать положительное отношение к чтению как к виду речевой деятельности;

  • воспитывать аккуратность, желание трудиться.

Для организации урока было применено оборудование:

Учебник «Азбука», часть 2 2011г. В.Г.Горецкого, В.А.Кирюшкина и др., компьютер, проектор, экран, рисунки, доска, сигнал «колокольчик», карточки с текстом для индивидуального чтения., интерактивные демонстрационные таблицы к учебнику.

На уроке были использованы методы:

  • словесные;

  • наглядные;

  • практические;

  • самостоятельная работа.

Формы познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;

  • дифференцированная.

Ход урока.
1. Организационный момент.

Цель. Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.
Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим.

2. Актуализация опорных знаний.

Цель. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
- Ребята, давайте заглянем в гости к буквам, с которыми вы уже знакомы. Работа по ленте букв:

- Вспомните, пожалуйста, кто живёт в синем домике?

( буквы, обозначающие согласные звуки)

- Назовите признаки согласных звуков.

(когда мы произносим согласные звуки, во рту встречаются преграды: губы, зубы, язык; воздух выходит не свободно; согласные звуки произносятся с голосом и шумом или только с шумом)

- Назовите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки?

- Назовите буквы, обозначающие глухие согласные звуки?

- Назовите буквы, которые обозначают всегда мягкий согласный звук?

- Назовите буквы, которые обозначают всегда твёрдый согласный звук?

- Буквы рады, что вы их не забыли!
Игра « Колокольчики».

( сигнал в виде колокольчика)

- Слушаем внимательно и стараемся правильно услышать первый звук в каждом слове. Если звук согласный мягкий – показываем зелёный колокольчик, если звук согласный твёрдый – показываем синий колокольчик.

Слова: снег, сугроб, мороз, метель, лёд, лыжи, радость, веселье.

- Молодцы! Все справились с заданием без ошибок, значит вы хорошо научились различать согласные звуки по признаку твёрдости/мягкости.
- Чтобы правильно и чётко говорить, надо развивать свой речевой аппарат.
Артикуляционная гимнастика.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Сеня вёз воз сена

Белые бараны били в барабаны

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

3. Постановка темы и цели урока.

Цель. Самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока (реализация идеи педагогического сотрудничества). На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании.
Слайд 1. Внимание, на экран.


- Рассмотрите рисунки, назовите изображённые предметы.

( цапля, цифры, сердце, цветы, цыплёнок, ножницы)

- Что заметили? (во всех словах есть новый звук [ ц ] )
Отгадайте загадку:

Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нём.

И он разбился, а оттуда

Живое выглянуло чудо.

(цыплёнок)

Рис. на доске.

- Вспомните, как хозяйка подзывает цыплят? (цып – цып – цып)

- Произнесём хором!

- Какой новый звук услышали в начале слова? ( звук [ ц ] )
- Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока.

(Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой, его обозначающей)
4. Работа над новым материалом.

Цель. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся к открытию новых знаний.
Знакомство со звуком [ ц ]:

- произнесём звук хором.

- когда вы произносили звук, воздух выходил свободно или во рту встретились преграды? (встретились преграды)

- что вам мешало произносить звук? ( губы, зубы, язык)

Вывод: звук [ ц ] - согласный.

- закройте ушки пальчиками, произнесите звук.

- как он звучит: с голосом и шумом или только с шумом? (только с шумом)

Вывод: звук [ ц ] – глухой.

- назовите слоги: (на доске) ЦЫ, ЦИ

- что заметили ? (произносим одинаково)

Вывод: звук [ ц ] - всегда твёрдый.

- как будем обозначать звук [ ц ] ? (синим квадратиком)
Подведём итог.

- дайте характеристику новому звуку [ ц ]

(звук [ ц ] - согласный, глухой, всегда твёрдый).
Физкультминутка.

Цель. Снятие утомляемости. Напряжения мышц, реализация здоровьесберегающих задач урока.
Звуковой анализ слова.
Цель. Формировать умение выделять звук в слове, делить слова на слоги, выделять голосом ударный слог. Развивать умение делать выводы, развивать внимание к слову товарища, развивать монологическую речь.
- Ребята, пока мы с вами отдыхали, у цыплёнка случилась беда: ветерок дунул слишком сильно и поломал звуковую схему слова.

- поможем цыплёнку справиться с бедой? ( поможем).

Игра «Собери схему слова».

Внимание, на экран. Работа «цепочкой» с подсказками учителя.

- произносим слово цып-лё-нок по слогам (ладошку к подбородку):

- сколько в слове слогов? (три слога)

- назовите первый слог? ( цып-)

- назовите второй слог? (лё-)

- назовите третий слог? (нок)

- произнесите слово ещё раз, определите ударный звук? ( звук [ о ]).

Цыпленок благодарит за помощь.
Знакомство с буквами Ц, ц. На что похожа буква ц?

- Пришло время познакомиться с буквой, с помощью которой обозначается звук [ ц ].
Внимание, на доску:

Буква П (э) домой вернулась,

Раз-два-три, перевернулась,

Превратилась в букву Ц (э)

С ножкой маленькой в конце.

- На что похожа буква Ц(э) ? ( ответы детей)
Рис. 1 Буква Ц (э) - внизу крючок,

Точно с краником бачок!
Рис. 2 Вот какая буква Ц (э),

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка!

Работа по ленте букв.

- скажите, а куда мы поселим нашу новую букву? ( в синий домик)

- почему? ( она обозначает согласный звук [ ц ])

- на какой этаж? ( на первый)

- почему? (она обозначает глухой звук)

Вывод: теперь у буквы есть свой собственный домик.
5. Закрепление новых знаний.

«Динь-динь-динь!»- звенит звонок,

Слоги мчатся на урок.

Чтобы слоги знать,

Надо слоги прочитать.

Чтение по слоговой таблице:

ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЕ ЦИ

- появилась буква «а» - прочитаем слог мы «ЦА»;

- прикатилась буква «о» - прочитаем слог мы «ЦО»; и т.д.

Физкультминутка.

Гимнастика для ГЛАЗ.

Мы читали, мы читали,

Наши глазки так устали.

Пусть немножко отдохнут

Вслед за стрелочкой пойдут
Слайд 5.


- ребята, пока мы с вами отдыхали, наш цыплёнок что-то совсем загрустил.

- наверное, он скучает по своей маме?

- хотите познакомиться с его семьёй?
- слушаем задание: прочитать текст на карточке, подчеркнуть карандашом все слова, в которых встретится новая буква Ц.

Текст:

Наступила весна.

У курицы появились цыплята.

Она назвала их ЦЫП и Цыпочка.

Цыплята были жёлтенькие, как солнышко.

Мама – курица гордилась детьми.
- читаем текст по цепочке:

- назовите слова с буквой Ц? (курица, цыплята, Цып, Цыпочка)

- подумайте, какой вопрос вы бы могли задать своему соседу по содержанию текста?

  • Вопросы детей друг другу:

Когда появились цыплята?

Как курица назвала цыплят?

На что они были похожи?

Как мама-курица относилась к своим детям?
Просмотр мультфильма по теме урока.

- Однажды, в солнечный денёк…

- что было дальше – мы сейчас посмотрим.

Задание: постараться запомнить как можно больше слов со звуком [ ц ].

(акация, спицы, платьице, цветы, гусеница, к концу)
- Наши цыплята ещё маленькие, поэтому отправились отдыхать, а мы продолжаем урок.
Отгадайте загадку.

Все глядят на середину,

В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынул

Из кармана своего.

Там под купол танцовщица

Улетела, как синица.

Там собачки танцевали,

Вы, конечно, там бывали…

(Цирк)

- Верно, у буквы Ц(э) купив билет,

Мы побываем в цирке! ( Физминутка Клоун)

- на арене цирка появляется…

- КТО?

В цирке он смешнее всех,

У него большой успех.

Только вспомнить остаётся

Весельчак тот как зовётся?

(клоун)
- Наш клоун – фокусник, он придумал для вас интересные задания.

Игра « Пропала буква» (на доске)

- из слов убежали все буквы Ц. Найдите беглянок и верните на место, чтобы получились слова.

(карточки открываются постепенно)

- назовите слова, где буква Ц стоит вначале, в середине, в конце.
Поиграем вместе – распределение мягких и твердых согласных звуков
Открывается волшебное слово: (читаем хором)

МОЛОДЦЫ!

6. Итог урока (рефлексия).
- Думаю, что наш урок для каждого из вас был нужен и полезен.

- А почему, вы расскажете сами:

- что нового мы узнали?

Мы познакомились с новым звуком и буквой, его обозначающей.

- расскажите всё, что вы узнали о букве Ц?

Ответы детей:
Буква Ц живёт в синем домике, потому что обозначает согласный звук.

Она живёт на первом этаже, потому что обозначает глухой звук.

Буква Ц имеет один звук, он всегда твёрдый.

Буква Ц бывает печатная и письменная, заглавная и строчная.

Буква Ц может стоять в начале, в середине и в конце слова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Буква б согласная. Обозначает звуки [б], [б']. Звук [б]-согласный, звонкий, твёрдый; звук [б']- согласный, звонкий, мягкий
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Я называю звуки, вы поднимаете соответствующую карточку. Если звук гласный, поднимаете красную карточку, согласный твердый – синюю...
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconУрок по обучению грамоте в 1 классе на тему: «Согласные буквы Ш,ш,...
«Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя»
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дети: “Звук "Р." согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconТема урока: Согласный звук Д, д. Письмо прописной и строчной буквы Д, д
Плановых контрольных уроков 1 ч ( в конце года), самостоятельных работ, тестов ч
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconУрок по обучению грамоте на шмо тема: «Буквы Ч,ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч]»
Способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Под руководством учителя учащиеся делают вывод, что буквы е, ё, я, ю читаются по-разному: в начале слова, после гласных и после ъ...
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования умения выделятьзвук [ш] в речи. Выяснить особенности звука [ш] (звук [ш] всегда твердый согласный,...
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока русского языка во 2 классе на тему «Непроизносимый согласный звук – нулевой звук»
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconМетодические материалы к практическим занятиям (для студентов факультета иностранных языков)
Задание разделите слова на две группы: 1 слова, где на месте буквы е произносится звук О; 2 слова, где на месте буквы е произносится...
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconУрока «Звук [Ч´], буквы Ч,ч»
Оборудование: слоги, Почемучка, игрушечный заяц, звуковые схемы, карточка с буквой Ч; для сказки: буквы Ч, А, У, Я, Ю, домик, изображение...
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconУрок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная...
Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу»
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconЗвук [ч], буквы ч ч
Цель: 1 Сформировать представление о звуке [ч], как о согласном, мягком, глухом, познакомить с графическим образом буквы, развивать...
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познакомить детей со звуком «О», закрепить чёткое произношение звука «О»; научить выделять звук «О» в начале, конце, середине слова;...
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»
Задание Пользуясь словарями или проверяя себя после выполнения задания, определите, в каких из нижеприведенных слов перед звуком...
Твёрдый согласный звук [ ц ], буквы Ц, ц iconКонспект урока Тема урока: Согласный звук [д], [д'], буква Д, д
Цель: формирование знаний и умений по технике ловли – передачи мяча двумя руками в баскетболе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск