Скачать 188.48 Kb.
|
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра физического воспитания и спорта УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Физическая культура» Петрозаводский государственный университет Кафедра физического воспитания и спорта УТВЕРЖДАЮ Заведующая кафедрой туризма к. п. н., доцент______________ Э. Н. Павлова "___" _______________ 2008 г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Физическая культура» для специальности «Социально-культурный сервис и туризм» квалификация «Специалист по сервису и туризму» специализация «Туризм», «Гостиничный сервис», «Ресторанный сервис» ГОС ВПО направления (специальности ) 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г. Форма обучения – заочная, заочная сокращённая Курс Семестр Лекции – нет (час.) Экзамен Практические занятия 408 (час.) Зачет Лабораторные занятия – нет Курсовая работа (проект) по дисциплине – нет Количество контрольных работ - Всего часов 408 Самостоятельная работа -0- (час.) Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 408 (час.) 2008 г. Рабочая учебная программа составлена на основании государственного образовательно стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социально-культурный сервис и туризм» и Программы физического воспитания для высших учебных заведений. Разработчик: старший преподаватель кафедры физического воспитания ПетрГУ, Тележко Е.Н.______________ Рабочая учебная программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры физического воспитания и спорта "____" _____________2008 г. протокол №____ Заведующий кафедрой физического воспитания Ланев Ю.С. Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры туризма "____" _____________2008 г. протокол №____ Зав. кафедрой туризма к. п. н., доцент____________Павлова Э.Н. . 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Целью физического воспитания является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения по курсу «Физическая культура» предусматривается решение следующих задач:
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины обучающийся должен: Знать:
Уметь:
Владеть
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Занятия по дисциплине «Физическая культура» при заочной форме обучения и экстернате предусматриваются с учётом пожелания студентов. В процессе прохождения курса «Физической культуры» каждый студент обязан:
В ходе изучения дисциплины «Физическая культура» студент должен освоить следующие дидактические единицы согласно ГОС ВПО специальности 100103.65 (230500) "Социально-культурный сервис и туризм" рег. № 293 св/сп от 27 марта 2000 г.:
3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Учебная дисциплина «Физическая культура» в качестве обязательного минимума включает следующие дидактические единицы, объединяющие тематику теоретического, практического и контрольного разделов учебной программы. Учебный материал каждой дидактической единицы дифференцирован через следующие разделы и подразделы Программы:
Легкая атлетика Техника ходьбы: с изменяющейся скоростью и направлением передвижения; левым и правым боком; спиной вперед, на носках и на пятках; в парах и тройках, используя различные исходные положения (в приседе, полу приседе, «гусиным» шагом и т.д.). Техника спортивной ходьбы. Техника оздоровительного бега. Техника равномерного бега, равномерный непродолжительный бег, бег с равномерной скоростью, бег в чередовании с ходьбой(1км-юноши,800м-девушки), специальные упражнения бегуна. Техника передачи эстафетной палочки. Техника низкого старта. Техника высокого старта. Техника метания теннисного мяча. Баскетбол Техника ведения мяча: Ловля мяча, летящего двумя руками, летящего на средней высоте, высоко и низко летящего, после отскока, катящегося по полу одной рукой. Передача мяча двумя руками от груди и сверху. Передача мяча одной рукой от плеча, сверху и снизу различными способами. Броски мяча двумя руками от груди, снизу, сверху, от плеча, в движении, с места, штрафные броски. Ведение мяча – высокое, со снижением высоты отскока и изменением темпа, с поворотами. Техника перемещений: стойки, остановки, бег, вышагивания, повороты. Техника овладения мячом: перехватывание мяча, вырывание мяча, выбивание, отбивание, накрывание мяча. Технико-тактические действия с мячом и без мяча, игра по упрощенным правилам. Волейбол Техника игры в нападении: стойки и перемещения. Техника владения мячом: подачи – нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая, передачи мяча – нижняя и верхняя, Техника игры в защите: стойки, выпады. Техника овладения мячом: прием мяча – снизу двумя руками и одной рукой, сверху двумя руками, передача. Технико-тактические действия с мячом, игра по упрощенным правилам. Аэробика Техника базовых шагов: скип, джек, бег, шаг, махи ногами, ланч, подъем колена. Комплексы ритмических и танцевальных движений различной интенсивности. Самостоятельное индивидуальное освоение программ. Освоение базовых программ по степ-аэробике, силовой аэробике, танцевальной аэробике, аэробике с предметами.(мячи, палки, гантели, обручи, скакалки, резина, бодибары). Комплексы общеразвивающих упражнений с дополнительным отягощением на различные мышечные группы под музыку. Упражнения танцевального характера. Упражнения для мышц живота (сгибателей). Упражнения для мышц спины (разгибателей). Упражнения для ягодичных мышц. Упражнения для мышц бедра (разгибателей и сгибателей). Упражнения для отводящих мышц бедра. Упражнения для мышц стопы и голени. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Упражнения для развития гибкости и подвижности в суставах. Общая физическая подготовка Средства практического материала используются в соответствии с показаниями и противопоказаниями к имеющимся заболеваниям. Развитие силы. Основные средства – комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений: - упражнения, отягощенные весом собственного тела; - упражнения с весом внешних предметов –гантели, набивные мячи, вес партнера и т.д.; - упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.); - статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения) с использованием внешних предметов, в самосопротивлении; Дополнительные средства: - упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.д.); - упражнения с противодействием партнера. Развитие быстроты. Основные и дополнительные средства: - бег на месте в среднем темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора); - челночный бег; - бег по разметкам в равномерном темпе; - повторный бег с низкой скоростью и собиранием малых предметов, лежащих на полу и на разной высоте; - ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой); - передача теннисного мяча в парах правой и левой рукой попеременно; - ведение теннисного мяча ногами по прямой, по кругу, вокруг стоек; - преодоление полосы препятствий, повороты, обегания различных предметов; - эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью; Развитие выносливости. Основные и дополнительные упражнения: - равномерный бег средней интенсивности (самостоятельное выполнение); - продолжительный бег; - марш-бросок на лыжах, бег на коньках, езда на велосипеде, плавание (самостоятельное выполнение); - игры и игровые упражнения; - упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки в среднем темпе. Развитие гибкости. Основные и дополнительные упражнения: - упражнения для развития подвижности в суставах; - маховые движения с большой амплитудой; - пружинящие упражнения, покачивания; - активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем, без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи и т.д.); - пассивные упражнения на гибкость с помощью партнера, с отягощениями, с помощью резинового эспандера или амортизатора, с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам и т.п.); - упражнения с использованием веса собственного тела; - статические упражнения с помощью партнера, собственного веса тела или силы. Развитие координации движений. Основные и дополнительные упражнения: - общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера на основные группы мышц; - упражнения без предметов и с предметами, выполняемые при различных положениях тела и его частей, в разные стороны; - упражнения в равновесии; - упражнения на выработку чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий; - подвижные и спортивные игры; - специальные упражнения различных избранных видов спорта; - жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными) мячами, гимнастической палкой. Упражнения специальной физической подготовки Все упражнения СФП выполняются в соответствии с состоянием здоровья и показаниями и противопоказаниями к их выполнению. Легкая атлетика. Развитие выносливости. Бег с равномерной скоростью в зоне умеренной интенсивности. Бег с препятствиями. Равномерный бег в чередовании с ходьбой. Развитие силы. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу круговой тренировки. Развитие быстроты. Бег со средней скоростью с ходу. Прыжки через скакалку в допустимом темпе. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие координации движений. Специализированные комплексы упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе учебного материала разделов «Аэробика» и «Спортивные игры»). Баскетбол. Развитие быстроты. Ходьба и бег в различных направлениях с внезапными остановками и выполнением различных заданий. Ускорения с изменением направления движения. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой. Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперед). Передвижения приставными шагами левым и правым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением. Передача мяча двумя руками от груди в максимальном темпе при встречном беге в колоннах. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Развитие силы. Комплексы упражнений с дополнительным допустимым отягощением на основные мышечные группы. Ходьба глубоком приседе, с продвижением вперед, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом на 180о и 360о. Броски набивного мяча из различных исходных положений, с различной траекторией полета одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в полу приседе. Развитие выносливости. Равномерный бег средней интенсивности. Игра в баскетбол с ограниченным временем игры.Развитие координации движений. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной мишени. Бег и ходьба «с тенью» (повторение движений партнера). Бег по гимнастической скамейке. Броски малого мяча в стену одной (обеими) руками с последующей его ловлей (обеими руками и одной рукой) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и направлением передвижения. Лыжный спорт Способы лыжных ходов: попеременный двухшажный; одновременные: бесшажный, одношажный и двухшажный; комбинированные: коньковый ход. Овладение техникой подъемов, спусков, торможений и поворотов на лыжах. Специальные подготовительные упражнения: упражнения без лыж, имитирующие лыжные ходы попеременный двухшажный и одновременные (без палок и с палками): упражнения на лыжах без палок и с палками: ступающий шаг. скользящий шаг, «коньковый ход». Тренировка. Контрольное прохождение дистанции в условиях соревнований. Туризм Развитие туризма в нашей стране; оздоровительное, оборонное и прикладное значение туризма; способы ориентирования на местности; способы преодоления естественных препятствий; профилактика травм в походе; способы оказания «первой помощи»; правила выбора места для привала. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРАОсновная литература:
Дополнительная литература:
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ Для выполнения учебной программы по физической культуре студент обязан:
Контроль служит формой проверки выполнения студентами всех разделов программы и усвоения учебного материала. Оперативный контроль обеспечивает информацию о ходе выполнения студентами конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий - позволяет оценить степень освоения разделов темы, виды учебной работы. Итоговый контроль даёт возможность выявить уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней через комплексную проверку занятий, методических и практических умений, характеристику общей физической, спортивно-технической подготовленности студентов, его психофизической готовности к профессиональной деятельности. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают требования и показатели, основанные на использовании двигательной активности не ниже определённого минимума, регулярности посещения обязательных занятий, обязательных и дополнительных тестов. Контрольные тесты для оценки физической подготовленности студентов
До сдачи зачета в каждом семестре допускаются студенты, имеющие не более 8 часов пропусков без уважительной причины, выполнившие тесты по общефизической подготовке на оценку не ниже «удовлетворительно» и показавшие в течение семестра знания и умения по теоретическому и методико-практическому разделам. Студенты, временно освобожденные от практических занятий по физической культуре по причине болезни на срок от 3 недель и более выполняют работу по написанию рефератов. Возможен выбор индивидуальной темы при личном согласовании с преподавателем. Объем реферата – 12-15 страниц машинописного текста. Темы рефератов для студентов специальной медицинской группы и освобожденных от практических занятий по физкультуре.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ При изучении дисциплины преподаватель использует следующие формы организации учебного процесса:
Темы рабочей программы для практической работы варьируются в зависимости от материальной базы и мест проведения занятий. Преподаватель должен повышать свой методический уровень постоянно. Преподаватель должен: -изучать программы по физическому воспитанию ; - уметь составить учебную документацию (рабочую программу, планы - графики учебного процесса на год, планы занятий) ; - заполнять журналы; - просматривать и давать открытые уроки; - знакомиться с новой литературой; - повышать эффективность занятий; - повышать квалификацию через курсы, семинары, научные конференции; - выпускать методические пособия; - проводить занятия по физическому воспитанию, учитывая определение и реализацию образовательных задач, знание индивидуальных особенностей занимающихся, уровень физического развития, дифференцированную нагрузку; Старший преподаватель кафедры физического воспитания ПетрГУ, Тележко Е.Н.______________ |
В. Л. Соколов фаит 1 курс 21-1бак, 6бак, 7бак, 8бак Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | Рабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура ... | ||
2. Расписание можно уточнить у специалиста кафедры психологии по тел. 714-66-27 Психология фк и с (По специальности 032101 (65) – физическая культура и спорт, 032100 (62) физическая культура, 032102 (65) физическая... | Рефератов по дисциплине «Физическая культура» Основные понятия (Физическая культура, Физическое воспитание, Спорт, Физическая рекреация, Двигательная реабилитация, Физическая... | ||
Рабочая программа Название предмета (курса): Физическая культура.... Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура» | Учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая при различной соматической патологии» Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" | ||
Рабочая программа по дисциплине лечебная физическая культура и массаж Дисциплина «Лечебная физическая культура и массаж» является частью цикла (раздела) базовая (профессиональная) часть фгос впо по направлению... | Учебно-методический комплекс дисциплины Общая патология и тератология... Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность 032102. 65 "Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" Специализация... | Фаит 2 курс 22-1 Физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура физическая культура | ||
Объемные требования к междисциплинарному экзамену по специальности Основные понятия и термины адаптивной физической культуры и их взаимосвязь: «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая... | Учебно-методический комплекс дисциплины Экология и физическая культура... Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Основы медицинских знаний... Специальность 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура) | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 032102. 65... Специальность: 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» специализация... | ||
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» по предмету «Физическая... Образовательной системы «Школа России». В основе авторская программа В. И. Ляха «Физическая культура» утвержденная мо РФ в соответствии... | Учебно-методический комплекс дисциплины Организационно-методические... Специальность 032102. 65 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» |