Скачать 370.59 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА,ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ и ТУРИЗМАМетодические указания к изучению дисциплины «Экономика» цикла общеобразовательной дисциплины, федерального компонента ГСЭ.Ф для студентов: специальности 030602.65 «Связи с общественностью» специальности 030301.65 «Психология» специальности 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)» специальности 032103.65 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» специальности 100201.65 «Туризм» направления 100200.62 «Туризм» специтальности 032101.65 «Физическая культура и спорт» направления 032100.62 «Физическая культура» специальности 070209.65 «Режессура театральных представлений и праздников», а также для самостоятельной работы студентов, написанию рефератов и контрольных работ. Москва 2012 Подготовлено и рекомендовано к печати кафедрой Экономики и бизнеса ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ (протокол № ___от____________20__г.). Программа утверждена и рекомендована Экспертно-методическим советом Гуманитарного института ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ (протокол № ____ от «__» _________ 20___ г.) Составители: Останкова Наталья Викторовна – и.о.зав.кафедрой Экономики и бизнеса РГУФКСМиТ., д.э.н., доцент Оржеховская Ольга Александровна – ст. преподаватель кафедры Экономики и бизнеса РГУФКСМиТ Рецензент: Ушакова Наталья Александровна – к.п.н., доцент кафедры СМЭП РГУФКСМиТ. Программа дисциплины «Экономика», федерального компонента цикла ГСЭ.Ф. составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальностей: 030602.65 «Связи с общественностью», 030301.65 «Психология», 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», 032103.65 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 100201.65 «Туризм», 032101.65 «Физическая культура и спорт», 070209.65 «Режессура театральных представлений и праздников» и направлений: 100200.62 «Туризм», 032100.62 «Физическая культура». Содержание Введение …………….........................................................................................4 1. Методические указания к изучению дисциплины….……………..……….4 1.1 Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика» для самостоятельной работы.......................................................................... 5 2. Требования к уровню освоения дисциплины «Экономика» .................... 10 3. Методические указания к выполнению контрольной работы или реферата ..............................................................................……....……11 4. Требования к содержанию структурных элементов контрольной работы и реферата.................................................................11 5. Требования к оформлению контрольной работы и реферата ..................13 5.1 Общие требования ....................................................................................13 5.2 Титульный лист .........................................................................................14 5.3 Содержание ................................................................................................14 5.4 Ведение и заключение .............................................................................. 14 5.5 Основная часть .......................................................................................... 14 5.6 Список использованных источников ...................................................... 17 5.7 Приложения ............................................................................................... 17 6. Темы контрольных работ ................................................................................ 18 7. Рецензирование и оценка контрольной работы ............................................ 20 8. Список использованных источников ...........................................................20 9. Приложение А. Выбор темы контрольных работ.......................................22 10.Приложение Б. Пример оформления титульного листа контрольной работы .................................................................................... 23 11.Приложение В. Пример оформления титульного листа реферата.......... 24 12.Приложение Г. Пример оформления содержания .......................................25 13.Приложение Д. Пример оформления списка использованных источников ...................................................................................................... 26 Введение В соответствии с учебными планами по специальностям: 030602.65 «Связи с общественностью», 030301.65 «Психология», 032102.65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», 032103.65 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», 100201.65 «Туризм», 032101.65 «Физическая культура и спорт», 070209.65 «Режессура театральных представлений и праздников» и направлениям: 100200.62 «Туризм», 032100.62 «Физическая культура» изучение курса «Экономики» предлагается для изучения студентам 2 -3 курса очной и заочной формы обучения. Целью данных методических указаний является оказание помощи студентам в изучении курса дисциплины, а также самостоятельного изучения и в написании контрольной работы, реферата по дисциплине «Экономика». В методических указаниях излагается цель и задачи написания контрольной работы. Приводятся основные требования к содержанию и оформлению структурных элементов контрольной работы. При написании методических указаний использованы Стандарты предприятия «Общие требования к построению, изложению и оформлению учебно-методических документов и «Общие требования и правила оформления выпускных квалификационных работ, курсовых проектов (работ), отчетов по РГР, по УИРС, по производственной практике и рефератов». 1. Методические указания к изучению дисциплины Дисциплина «Экономика» относится к дисциплинам федерального компонента цикла ГСЭ.Ф и составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Целью преподавания дисциплины "Экономика" является расширение и углубление знаний по данному предмету, полученных в средней школе, в средних специальных учебных заведениях, а также приобретение умений и усвоение основ экономики теми, кто прежде не изучал данный предмет. Основными задачами изучения дисциплины являются:
ситуации и проводимой в стране экономической политики;
Фундаментом дисциплины "Экономика" являются научно-теоретические положения и накопленный отечественный и зарубежный опыт по управлению экономическими ситуациями. Предметом изучения являются общие проблемы экономики, управления рыночными отношениями, законодательная и нормативно-правовая базы. Очная форма обучения предполагает лекционные часы, семинарские занятия, а также самостоятельное изучение данного курса, заочная — изучение дисциплины самостоятельно, написание контрольной работы. По требованию преподавателя или по собственной инициативе студентом может быть подготовлен доклад или написан реферат на предложенную тему. Остаточный контроль знаний студентов проводится в форме ответов на вопросы, тестирования, зачета или экзамена. 1.1 Краткий курс лекций по дисциплине «Экономика» для самостоятельной работы Тема 1. Введение в экономическую теорию. Предмет экономической теории и методы экономического анализа. Происхождение термина «Экономика». Современное содержание термина «Экономика». Экономика как наука и экономика как хозяйство. Предмет экономики. Ограниченность ресурсов. Экономические потребности и эконо-мические ресурсы. Возможность использования ресурсов для альтерна-тивных целей. Задача выбора. Мотивы отдельных людей, предприятий, госу-дарства при совершении выбора. Гипотеза о рациональном поведении. Эко-номика как социальная наука. Методы экономики. Сочетание гуманитарных и естественно-научных подходов. Деление экономики на экономическую теорию, макро и микро экономику, и мировую экономику. Позитивная и нор-мативная экономика. Экономические науки. Функции экономики: идеоло-гическая, познавательная, методологическая, образовательная, практическая. Тема 2. Материальные потребности и экономические ресурсы общества. Естественные и социальные условия жизни. Естественная среда. Трудовые и природные ресурсы. Социальная среда. Отношения собственности. Социа-льное устройство общества. Экономические ограничения. Граница производ-ственных возможностей. Альтернативная стоимость. Экономические законы. Естественные законы. Потребности материальные и духовные. Иерархия пот-ребностей по Маслоу. Материальные потребности и нематериальная сфера. Блага. Материальные и нематериальные. Экономические и неэконо-мические. Общественные блага. Основа общественного производства. Производство, распределение, обмен и потребление. Тема 3. Собственность и экономические системы общества. Хозяйственная деятельность и общественные отношения. Собственность и ее виды. Экономическое поведение хозяйственных объектов в смешанной экономике. Организация хозяйственной деятельности в обществе. Собствен-ность в экономическом и юридическом смысле. Собственность и психология. Современная структура собственности. Экономические системы. Традицион-ные системы. Рыночная система. Объекты и субъекты собственности. Субъекты рынка. Домашние хозяйства. Собственники ресурсов. Пред-приятия. Фирмы. Государство. Объекты рынка. Факторы производства. Това-ры и услуги. Система цен как механизм решения фундаментальных задач экономки. Схема кругооборота хозяйственной деятельности. Денежные и товарные потоки в рыночной экономике. Командная экономика. Рыночные системы. Смешанная экономика. Тема 4. Этапы становления современной экономики. Натуральное (традиционное) хозяйство и его признаки: замкнутость, огра-ниченность и разобщенность производства, традиционность, медленные тем-пы развития. Товарное производство. Общественное разделение труда: отде-ление скотоводства от земледелия, земледелия от ремесла. Обособление тор-говли от производства. Внутрифирменное, общенациональное и междунаро-дное разделение труда. Этапы : простое товарное производство, классичес-ческое товарное производство, товарное производство регулируемого рынка (в смешанной экономике). Товар и его свойства. Теории стоимости. Деньги как категория товарного производства, происхождение, сущность и функции денег. Тема 5. Микроэкономика. Классическая модель рынка: основы анализа спроса и предложения. Понятие спроса и предложения. Спрос и предложение – координатор рыно-чной экономики. Спрос и закон спроса. Причины обратной зависимости СП-роса от цены. Неценовые факторы изменения спроса. Предложение. Закон предложения. Уровень цен и убывающая производительность факторов производства. Неценовые факторы изменения предложения. Взаимодействие спроса и предложения на основе ценового механизма и конкуренции. Равновесная цена. Эластичность спроса. Тема 6. Теории потребительского спроса. Теория потребительского поведения. Полезность – свойство товара удовлетворять определенную потребность покупателя. Кардинальный подход. Общая полезность. Предельная полез-ность. Приоритет общей полезности при увеличении объема потребления товара на одну единицу. Правило максимизации полезности. Равенство предельных полезностей. Предельные нормы замещения. Возможности поку-пателей. Доход. Доход покупателя и его бюджет. Бюджетная линия. Потре-тельское равновесие. Кривая безразличия и бюджетная линия. Эффект дохода. Реакция потребителя на изменение дохода. Эффект замены. Реакция потребителя на изменение цены на товары. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары. Нормальные товары и товары низшего качества. Тема 7. Фирма: производство и издержки. Типы современных предприятий. Правовые нормы при организации своего бизнеса. Максимизация прибыли и условия ее получения. Общая выручка и общие затраты. Предельная выручка и предельные затраты. Мгновенный, краткосрочный и долгосрочные периоды. Постоянные и переменные затраты. Производство с одним переменным фактором. Переменные затраты в дол-госрочном периоде. Оптимальный выпуск продукции. Экономия от масштаба производственного процесса. Фирма и ее цели. Фирма в краткосрочном периоде. Фирма в долгосрочном периоде. Закон убывающей производите-льности. Планирование развития производства. Тема 8. Рыночные структуры. Классификация рыночных структур. Реальные и идеальные структуры. Совершенная конкуренция. Предложение совершенной конкуренции фирмы и ее поведение в краткосрочном и долгосрочном периоде. Функционирова-ние рынка. Поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Монополии. Виды монополий. Сравнение объемов выпуска продукции и цен в условиях совершенной конкуренции и монополии. Монополия и техни-ческий прогресс. Экономический ущерб, наносимый монополиями. Олигопо-лия. Сговор и конкуренция. Стабильность цен и кривая спроса. Монопо-листическая конкуренция. Роль неценовой конкуренции. Дифференциация товара и реклама. Антимонопольное законодательство как инструмент регулирования рыночных структур. Тема 9. Рынки факторов производства. Спрос на факторы производства. Общий и предельный продукт труда. Преде-льная производительность фактора (ресурса) производства. Рынок труда. Спрос на труд. Предложение труда. Определяющие факторы предложения и спроса на труд. Заработная плата, свободное и рабочее время, социальные факторы. Равновесная заработная плата. Причины различий в заработной плате на различных рынках и на одном рынке труда. Роль профсоюзов. Рынок природных ресурсов. Рынок земли. Предложение природных ресурсов и цена на них. Рента. Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Рынок капитала. Спрос на капитал и предложение капитала. Процент. Принятие фирмой решения о капитальных вложениях. Дисконтирование. Предпринимательство как фактор производства. Прибыль. Функционирование и личное распределение доходов. Тема 10. Государственное регулирование рынка. Экономическая роль государства. История развития государства. Эконо-мические функции государства. Обеспечение правовой основы государства. Государство и социальный климат для эффективного развития рыночных отношений. Законодательство и государственные услуги. Защита конкурен-ции и способы контроля над монополиями. Понятие естественной монопо-лии. Распределение и перераспределение доходов. Государственное вмеша-тельство и трансфертные платежи. Регулирование перераспределения эконо-мических ресурсов в целях оптимизации структуры национального продукта. Стабилизация рыночной экономики. Антициклическое регулирование. Прог-раммирование и прогнозирование экономического развития. Государствен-ные финансы основа экономической стабильности государства. Федераль-ный бюджет России и его структура. Сбалансированность бюджета. Профицит и дефицит государственного бюджета. Государственные закупки и трансфертные платежи. Их различия. Налоговая система России. Роль государства в кругообороте материальных и денежных ресурсов. |
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы... Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности «физическая культура и спорт»... | Методические указания по изучению дисциплины «Экономика предприятия»,... Абота содержит конспект основных курса «Экономика предприятия», методические указания к их изучению, список литературы по темам,... | ||
Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и написанию... Методические указания предназначены для студентов Института заочного образования и повышения квалификации, обучающихся по направлению... | Методические указания по изучению дисциплины составлены в соответствии... Управленческие решения: Методические указания по изучению дисциплины. Для студентов, обучающихся по специальности 080507. 65 − Менеджмент... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Педагогика: Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ /Университет га. С. – Петербург, 2012 | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | Методические указания по изучению дисциплины для курсантов, слушателей... Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей фкультета заочного обучения | ||
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной... Специальность 080502/2 Экономика и управление на предприятии городского хозяйства | Методические указания по изучению дисциплины «экономика гражданской... Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений Методические указания учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... | Методические рекомендации к лекционному курсу для студентов дневного... «Менеджмент» составлено в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки... | ||
Методические указания к самостоятельной работе студентов по изучению... Методические указания по курсу «Политология» подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом, Законом Российской... | Рабочая программа учебной дисциплины Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения |