Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности





Скачать 287.02 Kb.
НазваниеУчебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности
страница1/4
Дата публикации13.11.2014
Размер287.02 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ФИЛОСОФИЯ»
курс по выбору: «Философские проблемы здоровья»



Программа дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ ГОС для студентов, обучающихся по специальности «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» 032101.65

Москва, 2010

Программа утверждена и рекомендована

Экспертно-методическим советом Гуманитарного института РГУФКСиТ

Протокол № ____от «___»__________________ г.
Составители: Моченов Валерий Петрович – кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии и социологии.


Рецензент:

Программа дисциплины федерального компонента цикла ГСЭ ГОС составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности «Физическая культура и спорт» 032101.65

Содержание

1. Организационно-методический отдел………………………………4

1.1. Цель курса…………………………………………………………… 4

1.2.Задачи курса…………………………………………………………… 4

1.3. Требования к содержанию курса…………………………………… 5

1.4. Место курса в профессиональной подготовке студента……………5

1.5. Междисциплинарные связи…………………………………………..6

1.6. Распределение дидактических единиц по темам…………………… 7

2. Распределение тем по видам занятий……………………………… 9

3. Содержание курса………………………………………………………10

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание………………………………10

4. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов……………………………………………………………………15

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы ……………………………………………..15

4.2 Примерная тематика рефератов………………………………………16

4.3. Примерный перечень вопросов к зачету по курсу…………………..17

4.4. Формирование итогового накопительного результата …………… 19

4.5. Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов………………………………………..20

5. Форма итогового контроля…………………………………………… 20

5.1. Примерные тестовые материалы, используемые при контроле знаний

студентов……………………………………………………………………..20

6. Методические указания для преподавателей……………………… 24

7. Учебно-методическое обеспечение курса…………………………… 24

7.1. Рекомендуемая литература (основная)……………………………….. 24

7.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)………………………...25

СОДЕРЖАНИЕ.
Раздел 1. Организационно-методический раздел.
1.1. Цель курса.
Для подготовки специалистов в области физической культуры и спорта большое значение имеет глубокое и всестороннее изучение вопросов, связанных со здоровьем человека. Традиционно вопросы здоровья относят к компетенции медицины. Однако на протяжении истории человечества проблемы здоровья рассматривались в более широком контексте знания. В культурах разных народов онтологической, теоретической и методологической базой лечения и профилактики заболеваний служили общие мировоззренческие взгляды на природу здоровья и болезней. Развитие медицинских знаний всегда опиралось на определенные философские теории и концепции.

Цель курса: дать студентам глубокие и систематические знания о теоретико-методологических основах понимания здоровья, о современных концепциях укрепления здоровья, об исторической эволюции взглядов на здоровье в различных культурных системах.

1.2. Задачи курса:
- сформировать целостное представление о теоретико-методологических основах понимания здоровья, о специфике и методологических особенностях различных систем оздоровления;

- выработать навыки культуры мышления при анализе многочисленных оздоровительных систем;

- научить студентов разбираться в многообразии комплексных систем оздоровления, определять логически противоречивые, псевдонаучные подходы к оздоровлению человека;

- содействовать повышению уровня профессиональных знаний и умений в области практической деятельности по укреплению здоровья и организации учебно-тренировочного процесса.
1.3. Требования к содержанию курса.
Программа изучения курса «философские проблемы здоровья» для студентов дневного отделения Российского государственного университета физкультуры, спорта и туризма включает 56 часов: лекции – 36 ч., самостоятельная работа студентов – 20 ч., итоговый контроль – зачет.

В результате освоения курса студенты должны:

- иметь целостное представление о методологических и теоретических подходах к пониманию здоровья в различных социокультурных системах;

- знать современные теории и методологические подходы к пониманию здоровья и наиболее распространенные оздоровительные системы;

- понимать роль и значение философии в формировании методологических основ оздоровительных систем;

- уметь критически оценивать различные направления в области укрепления здоровья населения;

  • уметь применять полученные знания при организации учебно-тренировочного оздоровительного процесса.




    1. Место курса в профессиональной подготовке студента.


Курс «Философские проблемы здоровья» составляет важнейшую часть подготовки специалиста в области физической культуры и спорта. С помощью этого курса у студентов РГУФКСиТ формируются системные представления о важнейшем аспекте профессиональной деятельности будущего специалиста – сохранении и укреплении здоровья людей. Понимание культурных основ различных подходов к пониманию здоровья и современной ситуации теоретической разработки проблемы здоровья, а также оздоровительных практик позволит будущему специалисту более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Для студентов, чья будущая профессия будет связана с вопросами оздоровления, физического воспитания, рекреации и реабилитации, особое значение имеет углубленное рассмотрение философских проблем здоровья.

Усвоение этого курса даст возможность будущим специалистам хорошо ориентироваться в многообразии подходов к вопросам профилактики заболеваний, стратегии укрепления здоровья и лечения болезней.

    1. Междисциплинарные связи:


Проблемы здоровья рассматриваются сегодня в самых различных учебных дисциплинах. Новые лечебные и оздоровительные практики выявили более широкое культурологическое обоснование формирования знаний о здоровье человека.

Помимо европейской культурной традиции, в рамках которой в последние столетия складывалась современная медицина, существует еще много других культурных контекстов, которые порождают свое специфическое видение проблем здоровья.

Отсюда возникает методологическая проблема «стыковки» понимания здоровья в разных «предметных средах». Для её решения необходимо расширить границы рассмотрения феномена здоровья.

Для того чтобы знания о здоровье, об истории становления понятия «здоровья», разных подходах к проблеме здоровья, современных концепциях здоровья носили системный характер, требуется некий общий синтетический взгляд на этот предмет.

Философский взгляд на проблему здоровья позволяет рассмотреть с общих позиций саму постановку проблемы здоровья как в контексте современного знания, так и в представлениях различных культурных традиций, всесторонне проанализировать понимание здоровья в методологическом, социокультурном, историческом и других аспектах.

Такая постановка проблемы в настоящее время представляется весьма актуальной, поскольку в современном мире активно развиваются самые различные направления медицины. Становятся достаточно популярными народные целители, возрастает интерес к тибетской медицине, аюрведе, китайским и древнеиндийским оздоровительным системам. В современной научной медицине активно обсуждаются новые подходы: психосоматическая медицина, интегративная медицина, превентивная медицина и т.д.

Чтобы разобраться в этом многообразии и правильно оценить достоинства и недостатки различных оздоровительных систем, необходимо изучить теоретико–методологические основания, лежащие в их основе и общий социокультурный контекст формирования этих систем.

Данный курс тесно связан с такими дисциплинами как культурология, история, физиология, психология, анатомия, спортивная медицина, педагогика и др.

1.6. Распределение дидактических единиц по темам.

Наименование дидактической


единицы

темы

Название темы

Связь философского мировоззрения

с теорией и практикой лечения

болезней

1

Вступительная лекция. Определение цели и задач спецкурса

Магическое восприятие

действительности, приемы и

процедуры лечения в народной

медицине

2

Понимание здоровья в различных социокультурных системах. Методологические и философские корни народной медицины

Становление европейской

медицины, представление о

болезнях и здоровье в античной

культуре

3

С Становление понимания здоровья в древних царствах, в Древней Греции и в Римской империи


Понимание природы человека и его

связи с окружающей

действительностью в восточной культурной традиции

4

Древнеиндийская философия как методологическая основа восточных оздоровительных систем и практики лечения



Философские основы китайской

медицины, энергетическая картина

мира в китайской мифологии и философии

5

Древнекитайская философия как методологическая основа китайской медицины


Понимание здоровья в

христианской культурной

традиции

6

Исторические этапы формирования представлений о здоровье в рамках европейской культурной традиции. Понимание здоровья в христианской культурной традиции


Взгляды на здоровье и болезнь в

философии средневековья

7

Развитие медицинских знаний в средние века. «Канон врачебной науки» Авиценны


Концепция «Макрокосмоса» и «Микрокосмоса»

8

Состояние европейской медицины в XVI веке. Парацельс

Европейская наука, особенности организации научного знания

9

Развитие философии и науки в Европе XVII века


Связь научных исследований

с практикой врачевания в

европейской культурной традиции

10

Методологические принципы формирования современной научной медицины

Типология современных

представлений о здоровье и путях

сохранения и укрепления здоровья

11

Современная социокультурная ситуация и многообразие подходов к проблеме здоровья

Взаимовлияние соматических

патологий и психоэмоциональных

состояний человека

12

Психосоматическая медицина как новый взгляд на проблему здоровья человека


Современные подходы к

пониманию здоровья

13

Методологические и теоретические основания современного понимания здоровья

Понятие здорового образа жизни и

его интерпретации в разных социокультурных контекстах

14

Компоненты здорового образа жизни и стратегии реализации оздоровления населения
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconМетодические указания к изучению дисциплины «Экономика» цикла общеобразовательной...
Специальности 032102. 65 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (афк)»
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники»
«философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа дисциплины ен. Ф. 01
«философские проблемы конкретных дисциплин» Часть I. федерального комплекса цикла дс
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа по дисциплине «Философские проблемы естественнонаучных...
Настоящий курс «Философские проблемы естественнонаучных и гуманитарных дисциплин» включен в программу подготовки в рамках вузовского...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа дисциплины по выбору студента гуманитарного цикла...
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Логика» федерального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования российский государственный торгово-экономический...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс по специальности и направлению подготовки: 030501. 65
«Юриспруденция» гсэ. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины гсэ. В. 05. Дисциплины и курсы по выбору студента, установленные...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия и методология...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологии юфу от «19» марта...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconПримерная программа дисци­плины федерального компонента цикла сд...
Тхэквондо: примерная программа дисци­плины федерального компонента цикла сд гос по специальности 032101, «Физическая культура и спорт»...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В сша: общество и культура...
Курс по выбору «сша: общество и культура» читается студентам 3 курса специальности «История» в форме лекционных занятий и семинаров....
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconРабочая программа дисциплины по выбору
Учебная дисциплина по выбору «Социальная философия» относится к вариативной части образовательной программы Блока Трудоемкость дисциплины:...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама»
Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,...
Учебная программа «философия» курс по выбору: «Философские проблемы здоровья» Программа дисциплины федерального компонента цикла гсэ гос для студентов, обучающихся по специальности iconПрограмма дисциплины «Коммуникационный консалтинг» Для специальности 032401. 65 «Реклама»
Курс «Коммуникационный консалтинг» является дисциплиной по выбору и предназначен для студентов 4 курса факультета прикладной политологии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск