Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем»





Скачать 50.51 Kb.
НазваниеДоклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем»
Дата публикации17.03.2015
Размер50.51 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Туризм > Доклад
Доклад «Метод Сократа»

Автор: Тусаев Данил,

ученик 5 А класса,

член клуба «Буду учителем»
Сократовский метод – это метод ведения беседы, который использовал Сократ. Разбираясь в предмете диалога вместе с собеседником, задавая ему по ходу разговора доброжелательно настроенные вопросы, Сократ подводил собеседника к более обширному и глубокому пониманию природы вещей. Благодаря чему тот находил неожиданные решения ранее не решаемых для себя проблем.

Жизнь Сократа прошла в беседах. Это были не обычные житейские разговоры и словесные препирательства, но облюбованный им, хорошо продуманный и умело применявшийся способ исследования философских, моральных и политических проблем.

Искусство беседы, по Сократу, требует исходить из того, что уже известно собеседнику, а не ошарашивать его сразу некой неизвестной ему и непонятной истиной. Поэтому следует путем наводящих вопросов выяснить границы знания и незнания собеседника, помочь ему «вспомнить» то, что известно его душе.

Сократический метод – это, прежде всего, метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская ирония. Однако Сократ ставил своей задачей не только ироническое раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины.

Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующие их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия.

Беседа Сократа и богача Аристона: «КАК ЖИТЬ НАДО?»

Встретил Сократ на площади молодого господина, богача, – звали его Аристон. Аристон был человек не глупый и не злой, но жил, как все богатые греки – не принимался ни за какое дело, а жил только в свое удовольствие. Встретил его раз Сократ и стал с ним говорить. Подошел народ и стал слушать. Сократ и говорит:

- Здравствуй, Аристон! Что давно не видать тебя? Верно, ты работой какой занят, тебе и некогда шляться, как нам?

- Нет, – говорит, – я никакой работой не занят. Да и на что мне работать? И нечего и незачем. Мне и так хорошо. Я ведь не бедняк какой, а человек достаточный, слава богам! Какая же мне неволя работать или хлопотать? Вот нешто в начальство, если бы выбрали, пожалуй, из чести пошел бы. Да и то навряд. Возьмешь должность какую-нибудь – все забота. Хочешь, не хочешь – иди, слушай, говори и пиши. Все это докука лишняя. И с чего мне себя неволить? Деньги у меня есть, рабы есть, что не вздумаю, то будет у меня. Живу весело, чего же мне еще?

- Это точно, что неволи тебе нет, – сказал Сократ, – да только хорошо ли будет, если ты весь век так проживешь?

- А отчего же нехорошо? Чего же еще лучше, как весь век в удовольствиях прожить?

- То-то, хорошо ли будет? – сказал Сократ. – Не все то хорошо, что нам хорошим кажется. Слыхал ли ты о Геркулесе?

- Кто не знает о Геркулесе, какой он богатырь был и какие дела славные делал и какую славу заслужил, – сказал Аристон.

- Ну, а слыхал ты, как он путь жизни выбирал? – сказал Сократ.

- Этого не слыхал.

- А не слыхал, так я расскажу тебе, – сказал Сократ. – Рассказать, что ли?

- Расскажи, Сократ, - сказали другие.

И Сократ стал рассказывать:

- Вот видишь ли: когда Геркулес вырос, задумывался он над тем, какую ему избрать жизнь. И пошел он прогуляться и все с собой думает: что ему делать и как жить? И вот шел он, шел и зашел далеко в поле и видит: откуда ни возьмись, в чистом поле идут к нему навстречу две женщины. Подивился Геркулес и пошел сам к ним навстречу. Видит: одна ни большая, ни маленькая, ни толстая, ни худая, ни нарядная, ни замаранная, а простая и неприметная, идет ровно, тихо, не торопится, а другая – высокая, толстая, в пышном платье, набеленная и нарумяненная. Неприметная шла прямо и не оглядывалась по сторонам. Нарядная же подергивалась, охорашивалась и все оглядывалась, на тень свою смотрела. Вот стали они подходить к Геркулесу, нарядная подпрыгнула и выскочила вперед прямо к Геркулесу.

- Знаю я, – говорит, – что раздумываешь ты о жизни: какую тебе жизнь избрать и по какой дороге идти? Вот я и вышла показать тебе самую лучшую мою дорогу. Пойдешь со мной, все тебе легко и весело будет. Не будет у тебя ни трудов, ни заботы, ни печали. Печали тебе никакой не будет, веселье на моей дороге никогда не будет перемежаться, – от одного веселья будешь переходить в другое, забота только та и будет, что выбирать: какое сладкое кушанье

слаще, какое вино вкуснее, какая постель мягче, какое веселье веселее. А трудов только и будет, что приказать то, что тебе вздумается. Все, что прикажешь, другие тебе и сделают.

Хорошо показалось Геркулесу обещание толстой женщины, и, чтобы запомнить ее, спросил ее имя.

- Имя мое настоящее, – сказала женщина, – Счастье. Ненавистники только по злобе называют меня Роскошью. Так дразнят меня. Имя же мне – Счастье.

Неприметная женщина стояла тихо, пока говорила нарядная; но когда она кончила, неприметная тоже заговорила и сказала:

Прежде всего, я скажу свое имя; зовут меня – Праведность, и нет мне другого имени. Не стану тебя заманивать соблазнами, как вот эта, а скажу тебе прямо, в чем благо всякого человека. Ты увидишь, что только со мной и найдешь благо. Ведь ты сам знаешь, что для того, чтобы земля родила, надо над ней потрудиться; хочешь, чтобы скотина была, надо за ней походить; [чтобы] дом хороший был, надо камни тесать и ворочать; хочешь, чтобы люди почитали тебя, надо трудиться для них; чтобы боги любили тебя, надо делать их волю. А воля

их в том, чтобы трудами своими заплатить за труды других. По этой дороге яповеду тебя, и на этой дороге только есть благо. Еще не договорила неприметная, как нарядная опять выскочила вперед.

- Видишь ли, – говорит, – Геркулес, на какую трудную дорогу она хочет увести тебя. Труды, труды и труды только и обещает она тебе. А радость-то будет или нет – не лучше ли идти со мной? Со мной не будет трудов, а с первых шагов будут только услады. Будешь сладко есть, вкусно пить, мягко спать. Пойдем со мной, – сказала нарядная и хотела взять Геркулеса за руку.

- Погоди, – сказала неприметная. – Ты говоришь: сладко есть и пить; и думаешь, что это добро, но ты и есть-то и пить не умеешь. Ты и ешь-то и пьешь-то не вовремя, не тогда, когда есть и пить хочется, а от скуки. И тебе самые редкие кушанья и дорогие вина в рот не идут. Ты обещала ему спать сладко, да ты и спать-то не умеешь; чтобы заснуть, подкладываешь под себя мягкие перины, подушки, но и на них заснуть не можешь, потому что ты ложишься спать от скуки. Заснешь хорошо только поработавши, а тебе не от чего отдыхать. Знаю я тебя и знаю тех несчастных, которых ты погубила своими соблазнами праздной и сладкой жизни. Мало ли их теперь на тебя плачется на то, что растратили беспутно с тобой молодые годы? За то-то и гонят тебя все честные люди и называют и Роскошью и Развратом. Я же не обманула никого из тех, кто пошел за мной. Все те, кто с молодых лет пошел за мной, все они

окрепли душой и телом, все они нашли на пути моем больше радости, чем горя, все их любят и почитают люди, все они радостно вспоминают прожитой трудовой век и спокойно ждут смерти. На тебя ропщут, а меня никто никогда не упрекал за обман, и все чтут меня и называют все одним именем – Праведность. Вот на какую жизнь зову я тебя, Геркулес!

Не стал более раздумывать Геркулес и пошел за Праведностью. Пошел за Праведностью в жизни, и потрудился для людей и угодил людям, и богам, и себе нашел благо.

Кончил Сократ и говорит Аристону:

- Подумай и ты. Аристон, с кем из двух пойти – с Роскошью или с Праведностью. Решайся, пока есть время, чтобы на старости лет не каяться на свою глупость и не помереть, не угодив ни себе, ни людям, ни Богу.
Источники:

  1. http://womanadvice.ru/metod-sokrata#ixzz31wk5aOLe

Журнал WomanAdvice – советы на все случаи жизни

  1. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/tolstoi/gr_uchitel.php

Толстой Л. Греческий учитель Сократ

  1. http://www.bestreferat.ru/referat-216724.html

Сократ и его учение

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconРеферат: Теория и практика сохранения и приумножения
Хотя есть и другие русские пословицы- типа«мал золотник,да дорог». Для Ротари движения дорог каждый член клуба. Так как с приходом...
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconСоциальный проект «День самоуправления»
Авторский коллектив: Лобов Иван, ученик 9кб класса Каракчеев Дмитрий, ученик 9кб класса Вдовина Алина, ученица 9кб класса Пьянков...
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconК Контракту Приказом №13-05
Правил. Клуб, в случае систематического нарушения Членом клуба графика работы клуба (выход из клуба после окончания работы клуба)...
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconОткрытый информационно-аналитический доклад профессиональной деятельности...
В школу работать я пошла не случайно. В моей комнате был маленький стол, за которым я играла, и стулья, на которые я усаживала кукол...
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Посещение моу сош №92, знакомство с учителем-наставником, расписанием работы школы и правилами поведения. Выбор класса, в котором...
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconПубличный отчет мбоу «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Г класса, Петров Андрей со 2Г класса, Горбунов Данил со 2В класса, Кропинов Игорь с 1Б класса, Зайцева Марина с 3Б класса. К концу...
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconПоложение о конкурсе «Ученик класса» в 5 классе мбоу «Еласовская сош» в 2012-2013 учебном году
Конкурс «Ученик класса» направлен на поддержку талантливых детей, повышение уровня учебной мотивации учащихся
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconАвтор : ученик 10 класса «Б» Варлахин Илья Молев А. И
Сравнительный анализ монографий «Антропология насилия. Культура самоорганизации», «Циклы. Кризисы. Прогнозы» 17
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconРеферат по истории Моя родословная
Автор: Мальцев Дмитрий Алексеевич, ученик 11Б класса моу «Гимназия №9» г. Шадринска Курганской области
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconРеферат по теме «История краснозобой казарки»
Автор: ученик 2 «Г» класса мбоу «сош№28» города Норильска Красноярского края Гуров Дмитрий Владимирович
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconУрок Вид – урок- семинар Технология
Выбор темы предлагается учителем с учетом личностного ориентирования учащихся или тему подбирает ученик, согласовав ее с учителем....
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Трис т" туроператор по Мальте, член Мальтийского клуба, имеет блок мест на а/к "Air Malta"
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Типы дидактических отношений на уроке: «ученик – ученик», «учитель-ученик», «ученик – учебный материал»
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconРеферат по теме «Роль чисел в сказках А. Пушкина»
Автор: ученик 4 класса моу «Наумовская сош» Томского района Томской области Романов Сергей
Доклад «Метод Сократа» Автор: Тусаев Данил, ученик 5 а класса, член клуба «Буду учителем» iconРеферат по теме «Хоккей моя любимая игра»
Автор: ученик 2 «Г» класса мбоу «сош№28» города Норильска Красноярского края Свищёв Корилл Андреевич


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск