Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы





Скачать 105.27 Kb.
НазваниеНравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы
Дата публикации04.07.2013
Размер105.27 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Военное дело > Решение
http://moral.ioso.ru/k/67875or.jpg

Нравственное образование в средней школе:
актуальность, состояние, проблемы


Среди глобальных мировых проблем планеты (таких как: мир во всем мире, урегулирование межнациональных и межрелигиозных конфликтов и противодействие разжиганию национальной розни, безопасное развитие человечества и спасение грядущих поколений от угрозы войны, высокая культура управления обществом и мировыми кризисными ситуациями) современное мировое сообщество (международные организации и объединения, ООН) и мировая пресса активно называют и выделяют как особо важные проблемы нравственности.

К ним относят:

- создание мирового нравственного общества как общества нравственной культуры и справедливости;

- укрепление общественной нравственности в целом и ее правовую защиту, непосредственное нравственное просвещение всех народов;
- постоянное сообщение всем людям планеты важнейших и основополагающих базовых общечеловеческих моральных знаний;

- разъяснение нравственных проблем.

Решение нравственных проблем как глобальных связано с необходимостью серьезной нравственной оценки происходящих в человеческом обществе процессов и непосредственно касается морально-этического обучения детей в общеобразовательной школе, ибо они исходная база ее общеобразовательных задач и необходимый компонент общего среднего образования.
Постановка проблем нравственности и внимание к ним в мире сегодня исключительно актуальны, они продолжают активно развиваться и углубляться, в том числе и в российской школе. Названные нравственные проблемы, бесспорно, находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной средней школы, которая не может стоять в стороне от них.
Модернизация общего среднего образования, направленная на совершенствование учебного процесса в школе и всей системы учебно-воспитательной работы в ней, на формирование личности школьника не может происходить без усвоения основ нравственности, которую К.Д.Ушинский считал золотой оправой образования и главной определяющей нравственной направленности личности.

Полноценное формирование личности человека как гражданина немыслимо без его знакомства с основами нравственности и его целенаправленного нравственного образования, которое должна обязательно давать общеобразовательная школа в рамках базового компонента учебного плана. Нравственное образование рассматривается как вечная ценность человечества, как обязательный системообразующий незаменимый компонент общего образования, лежащий в первооснове морального воспитания в обществе

Школа сегодня в силу объективной необходимости остается главным и, пожалуй, единственным центром, где как-то еще сохраняются и регулярно поднимаются вопросы нравственного развития и воспитания детей, содействия процессу нравственного воспитания вне школы и в семье, и ищет пути его сохранения.

Изменившиеся условия жизни общества требуют, разумеется, и новых подходов к организации, психологическому обоснованию и обеспечению нравственного воспитания учащихся и, конечно же, разработки его нового содержания в самой школе.
Одним из таких подходов к формированию моральной стороны личности школьника и его нравственного сознания является забота о его систематическом нравственном образовании в течение всего периода обучения в школе (с 1 по 11 класс), то есть введение обязательного последовательного непрерывного сообщения детям минимума нравственных знаний в учебном процессе, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения школьников.

Процесс обучения обладает огромными возможностями для нравственного образования учащихся. Источником нравственных знаний являются содержание и методы обучения, организация учебного процесса. При этом существенную роль играет та морально-психологическая атмосфера, которая складывается на каждом уроке и характеризуется стилем отношений педагогов и школьников между собой, их отношением к учебно-познавательной деятельности.
Нравственное образование в процессе обучения будет наиболее успешным в том случае, если именно с этой целью будет использован потенциал всех его компонентов.

Предлагаются пять основных уровней его осуществления:

1.Традиционное нравственное образование сводится к сообщению нравственных знаний при изучении общеобразовательных школьных предметов, в первую очередь общественно-гуманитарных.
2. Сообщение моральных знаний в процессе практической деятельности только в рамках общего и нравственного воспитания. Этот путь - тоже традиционное мнение о формировании морали с учетом ее воспитательной функции.
3. Специальное непрерывное и систематическое сообщение базовых нравственных знаний по классам в виде отдельных самостоятельных учебных курсов основ морали (или моралеведения) с учетом возрастных возможностей их усвоения. Идея выбора этого пути не нова, но в предыдущие десятилетия прошедшего столетия перед школой вопрос о включении этих предметов в обязательный набор учебных дисциплин специально не ставился.
4. Сообщение нравственных знаний в специально создаваемых интегративных курсах, преимущественно на базе традиционных основных предметов школы, когда в программы этих курсов вводятся специальные разделы, а также курсах элективных.
5. Сообщение нравственных знаний в рамках дополнительного образования..

Если проанализировать эти уровни, то настоящее непрерывное и систематическое нравственное образование видится скорее на третьем уровне понимания. Именно здесь даются исходные понятия, необходимые для осознания и освоения нравственных норм, организуется оценка отношений людей в соответствии с нравственными требованиями, принципами и идеалами, воплощенными в личных нравственных качествах и нравственно значимой деятельности, обеспечивающих принцип единства нравственного сознания и поведения человека.

В этом плане представляет интерес информация о разработке, отборе и исследовании содержания и методов непрерывного нравственного образования всех школьников России с 1 по 11 классы, которые ведет в экспериментальном режиме лаборатория нравственного образования ИСМО РАО, разработавшая систему обязательного нравственного непрерывного образования всех школьников с 1 по 11(12) класс как новый обязательный системообразующий компонент общего среднего образования.
Обучение нравственности средствами учебных общеобразовательных предметов - дело комплексное. Оно касается всех учебных дисциплин, каждая из которых располагает своими специфическими возможностями. Но использование этих возможностей, как показывают наблюдения за усвоением детьми нравственных знаний, изучение их, как правило, носит бессистемный характер, знания эти довольно часто неполны и неточны, а иногда и ошибочны.

Бессистемность знаний проявляется и в том, что дети не представляют, например, основных понятий и норм морали и правил нравственного поведения и узнают о них только в конкретном случае или в возникшей ситуации.

Разрозненные, подчас противоречивые по смыслу, нравственно значимые факты должны быть объяснены, обобщены и объединены в сознании школьника, чтобы стать основой для формирования четких и правильных нравственных представлений и понятий.

Решение этой задачи возможно только в процессе систематически продуманной и заранее намеченной (планируемой) работы по каждому учебному предмету, ориентируемой на определенные программные требования применительно к его содержанию. К сожалению, в программах учебных курсов выделение нравственных понятий, которые можно было бы детям освоить через тот или иной предмет – нет.

В этих целях целесообразно выделить основные направления и пути формирования морали и требования к общему уровню нравственной подготовки учащихся, а также становлению их нравственного сознания, на которые может ориентироваться учитель, а затем, на их основе, рассмотреть вопросы использования возможностей учебных предметов с учетом их конкретного содержания.


К наиболее важным проблемам непрерывного нравственного образования школьников следует отнести вопросы:

-структуры его учебных курсов,


- отбора содержания нравственных знаний и определения их минимума, содержательно-структурной характеристики морали как вида знаний,
- форм и методики обучения нравственности в школе,
- специфики формирования нравственных понятий по классам, постоянного усвоения, углубления и осознания нравственных понятий (учитывая, что все нравственные понятия формируются на протяжении всего периода обучения с 1 по 11 класс)

Минимальное содержание, которое и составляет морально-нравственный компонент содержания общего среднего образования и должно найти отражение в различных школьных курсах, включает:

Освоение понятийного аппарата морали (нравственного или морального сознания), к которым относятся базовые понятия нравственности (добро - зло, долг, совесть, честь, честность, справедливость, достоинство, ответственность, гуманность), а также понятия нравственного сознания о нормах нравственного поведения, нравственных личных качествах, нравственных принципах и нравственных идеалах.

2. Понятие о нравственных требованиях и нормах (правилах, кодексах, заповедях, законах и др.)

3. Характеристики основных сторон морали (моральной деятельности и нравственных отношений).

4. Понятие о нравственных ценностях и сферах влияния на мораль.
5. Характеристику нравственного развития личности и основ морального поведения последней.

Схематически это можно представить в виде таблицы:

Функционирование (действие) морали в обществе

(моральная регуляция в обществе)

Взаимосвязь морали с другими
формами общественного сознания


Политика
(Оценка политики и действий власти).
Право
(Оценка справедливости законов государства и их исполнения).
Эстетика (искусство)
(Оценка нравственных идей в искус-стве и понятиях о прекрасном).
Религия
(Оценка религиозных норм и ритуалов с точки зрения нравственных светских общечеловеческих норм).
Наука. Философия
(Оценка нравственных основ мировоззрения человека и общества)

Основные стороны,
структура и формы морали


Нравственное сознание.
Моральные понятия.
Нравственные чувства и мотивы.
Моральная деятельность
(поступки, моральный выбор и др.)
Нравственные отношения.
Моральные ценности общества.
Моральные требования,
нормы и правила.
Нравственные санкции
(поощрения, наказания).
Нравственное самовоспитание
и самооценка.
Пути формирования морали.

Основные сферы
влияния на мораль.

Этика
Экономика.
Труд.
Общая культура.
Национальные отношения.
Экология.
Окружающая среда.
Воспитание.
Семья, быт, досуг.
Психология
(общая и социальная).
Этикет и
культура поведения.




Личность человека. Нравственное развитие личности и ее поведение.


Осуществляя нравственное образование в школе, надо, в первую очередь, помнить, что сообщение нравственных знаний должно ориентироваться на выполнение главных функций морали в обществе, поскольку это знание общественное.
Исходной функцией морали является оценочная. Специфика оценочной функции проявляется, прежде всего, в том, что оценка производится через призму понятий морального сознания как понятий особых, где сущее сопоставляется с должным, а моральные оценки носят универсальный характер и распространяются фактически на все действия человека. При этом моральная оценка опирается на нравственные убеждения и личную ответственность человека, на силу и авторитет общественного мнения.

Теснейшим образом с оценочной функцией морали переплетается функция познавательная, задачей которой является формирование самих нравственных знаний и представлений о внутреннем мире как своем собственном, так и других людей. При этом необходимым условием всякого познания являются нравственные качества личности, поскольку познавательная функция морали осуществляется несколько иначе, чем познание в общей науке: здесь значительную роль играют нравственные чувства и мотивы.

Познание морали включает в себя как бы две сферы или стороны:
1. Теоретико-познавательную, в основе чего лежит усвоение нравственных понятий (то есть знаний) и выработка через их освоение и осмысление нравственного сознания человека.
2. Сугубо практическую сторону познания, которая проявляется в нравственной деятельности человека и его нравственных отношениях.

Ни выработка нравственных знаний, ни организация нравственной деятельности и нравственных отношений человека не возможны без участия в этом процессе его чувств: без них не может быть усвоения знаний, нравственной деятельности и нравственных отношений. Человек должен внутренне принять и пережить все происходящее и нравственно мотивировать его, то есть связать их с причинами, как бы чувственно осмыслить и согласиться с теми или иными действиями.

Нравственная мотивация является активно-побудительной и творческой функцией сознания. Процесс развития нравственной мотивации личности, с одной стороны, зависит от возрастных особенностей, психического состояния человека, а с другой - от всего процесса социализации, общественных отношений, общего развития личности, становления всех ее духовных сторон.
Значительную роль в познании морали играет мировоззренческая функция. Мораль не может быть сведена к простым нормам: она должна обосновывать и "оправдывать" эти нормы, их необходимость, указывать, во имя чего они должны выполняться. Моральное сознание (нравственные знания) неизбежно выходят на высшие ценности, на смысл жизни, на представление о мире в целом (то есть на мировоззрение). А мировоззрение формируется не только на основе знания, но и включает в себя сложную гамму чувств, представляет из себя своеобразный образ Мира и формируется через призму специфических оценочных понятий.

Нравственные знания способствуют проведению целенаправленной воспитательной работы, а также регулированию школьной дисциплины и индивидуального поведения учащихся.

Четвертая функция морали - воспитательная. Это - одна из важнейших функций морали. Ее осуществление немыслимо без нравственных знаний, ибо в центре любого воспитания стоит воспитание нравственное, нравственная цель, которая ставится и перед каждым уроком. Нравственные знания формируют духовный стержень личности и, наряду с мировоззренческой функцией, - личностную нравственную направленность. Нравственная направленность в преподавании курсов основ морали касается индивидуалистической и коллективисткой позиции (с точки зрения личных интересов человека и группы), а также просоциальной, асоциальной и антисоциальной направленности (с точки зрения взгляда на нравственно-социальные нормы общества). Все виды направленности личности зависят и от системы оценок личности, которая определяется ее нравственностью, ее нравственными знаниями, нравственным опытом жизни и поведения.

Пятая важнейшая функция морали - регулятивная. Она регулирует все сферы жизнедеятельности человека (в отличие от права, эстетического сознания и политики), предъявляет к человеку максимальные требования, требует "равнения" на нравственный идеал и осуществляется с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убеждения (прежде всего - совесть) человека, которые определяются исходной оценочной функцией морали и нравственным сознанием.

Таким образом, мораль как базовая отрасль общественных знаний должна быть необходимой частью общего образования детей в школе. Определение светского содержания и форм нравственного образования как базы воспитания - одна из актуальных задач развития и духовная база современной общеобразовательной школы, ибо нравственность - это основа нового содержания образования и его стабильности.

Поэтому проблема нравственного образования, согласно Конституции РФ, - это проблема государственная. 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconПроект "Здоровый образ жизни" на уроках английского языка Актуальность проблемы
Актуальность проблемы: дефицит информации для подростков о вреде курения, правильном питании и двигательной активности
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconАнализ художественного текста Актуальность темы: Сегод
Это всеобщее нравственное помрачение, разумеется, отражается и на подростках, на школе в целом. Восстановить истинное представление...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconОбразовательная программа по истории в наше время интеллектуальный...
Национальная идея указывает на нравственное состояние местного сообщества или общества в целом
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconПрограмма развития на 2012-2015 гг. Актуальность проблемы
...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconСистема работы учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе
Поэтому основы умений работать с информацией должны быть заложены в начальной школе. Эта позиция отражена в Федеральном государственном...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы icon1. рефераты должны быть представлены не позднее объявленно­го срока
Реферат состоит из введения, основной части, заключения. Во введении, автор должен раскрыть актуальность темы, состояние или историю...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Актуальность проблемы духовности обусловлена необходимостью разрешения противоречия между потребностью личности в духовном развитии...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconТолстова Татьяна Константиновна
Толстова Татьяна Константиновна, 1959 года рождения, мари, образование средне специальное, окончила в 1983 году музыкальное училище...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconПояснительная записка Необходимость нравственного образования в школе,...
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconПрограмма кружка «Занимательная биология»
Актуальность программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconРеферат на тему: «Многоликая мандолина»
Актуальность темы. В настоящее время проблемы сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры приобретают все большую...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconАктуальность противодействия распространению вич/иппп среди молодежи...
Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: «Учитель! Ты обладаешь знаниями во многом больше чем...
Нравственное образование в средней школе: актуальность, состояние, проблемы iconРазвитие речи младших школьников
Языковое образование и речевое развитие младших школьников- одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск