Скачать 128.56 Kb.
|
Дамаскина Н.Н., учитель биологииПрограмма кружка «Занимательная биология»ВведениеДанная программа составлена для учащихся 12 – 14 лет и рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю. Актуальность программы обусловлена в первую очередь необходимостью формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к изучению курса биологии, а также определенного набора знаний, опираясь на которые можно с большей эффективностью осуществлять преподавание в средней школе. Кроме этого вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. Занятия строятся с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные понятия и курса. Формы занятий разнообразны: лекции, практические работы, опыты, экскурсии, викторины, праздники. Предлагаемая программа кружка, может быть полезна Пояснительная запискаПрограмма кружка «Занимательная биология» предназначена для учащихся 6-8классов, проявляющих интерес к биологии. Программа составлена как дополнение к предмету «биология» и рассчитана на 1 час в неделю (теоретическое изучение материала, практическая работа, опыты). Всего 35 часов в год. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении живых организмов, подготовить к олимпиадам, конкурсам различного уровня. Эта программа выполняет несколько функций:
Цели данного курса:
Задачи данного курса:
В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал биологических знаний. Основными методами преподавания являются наблюдение, выполнение простейшего эксперимента, моделирование, демонстрация наглядных пособий и опытов, самостоятельная работа со справочной литературой. Формы организации деятельности учащихся: экскурсии, прогулки, практические работы, занятия в аудитории. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Формы подведения итогов реализации программы:
Содержание программы Введение – 3часа Изучение природы - что это такое? Великие натуралисты. Природа в городе. Строение клетки. Деление клетки. Лабораторные работы 1. Изготовление микропрепарата кожицы лука. 2. Изучение строения растительной клетки под микроскопом. 3. Рассмотрение митотического деления в корешках кожицы лука. Экскурсия Изучение растений в окрестностях Северского лицея. Раздел ботаники – 15ч Особенности строение растительного организма. Физиологические процессы, протекающие в растительных организмах. Представление о классификации. Лабораторные работы 1. Изучение жилкования листьев, формы листьев, листорасположения. 2.Определение видов побегов по гербариям и комнатным растениям. Низшие растения: Отделы одноклеточных и многоклеточных водорослей, особенности строения и жизнедеятельности. Роль водорослей в экосистемах Томской области, их использование в биотехнологии, промышленности и медицине. Лабораторные работы 1. Изучение строения хламидоманады под микроскопом. Высшие растения: особенности строения, жизнедеятельности, роль в экосистемах, практическое значение, видовое разнообразие. Отдел Мохообразные Отдел Плауновидные Отдел Хвощевидные Отдел Папоротниковидные Отдел Голосеменные Отдел Покрытосеменные. Классы Однодольные и двудольные. Семейства классов однодольных и двудольных, встречающиеся в Томской области. Лабораторные работы 1. . Изучение внешнего вида мхов по гербариям и рисункам. 2. Изучение многообразие плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных по гербариям. 3. Изучение многообразие плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных по гербариям. 4. Определение типов соцветий по гербариям. 5. Определение цветковых растений по определительным карточкам. Раздел зоологии – 15ч Роль животных в биосфере. Принципы классификации животных. Беспозвоночные животные: Строение и жизнедеятельность простейших, кишечнополостных, разных типов червей, моллюсков и членистоногих. Их роль в экологической системе, практическое значение. Редкие и исчезающие виды, их охрана. Хордовые: особенности строения, жизнедеятельности, поведения, происхождения, роль в экосистемах, практическое значение, охрана редких и исчезающих видов: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Лабораторные работы 1. Изучение строения простейших под микроскопом. 2. Рассмотрение внешнего строения гидры обыкновенной на влажном препарате. 3. Изучение внешнего строения Аскариды обыкновенной на влажном препарате. 4. Изучение внешнего строения аквариумного моллюска. 5. Изучение разных отрядов насекомых по коллекциям. 6. Изучение внешнего строения рыб на аквариумных рыбках. 7. Изучение разных видов земноводных по рисункам. 8. Изучение разных видов пресмыкающихся по рисункам. 9. Изучение разных видов птиц по рисункам. 10 Изучение разных видов млекопитающих по рисункам. Календарно – тематическое планирование
Литература 1. Артамонов, В.И. Редкие и исчезающие растения / В.И.Артамонов. - М.: ВО Агропромиздат, 1989. - 383с 2. Артамонов, В.И. Занимательная физиология растений / В.И.Артамонов. - М.: ВО Агропромиздат, 1991. - 336 с. 3. Белоусова, Л.С. Денисова, Л.В. Редкие растения мира / Л.С.Белоусова, Л.В.Денисова. - М.: Лесная промышленность, 1983. - 340 с. 4. Гесдерфер, М. Комнатное садоводство / М.Гесдерфер. - М.: Молодая гвардия, 1994. - 512 с. 5. Ильин, М.П. Школьный гербарий / М.П.Ильин. - Тула: Приокское книжное издательство, 1975. - 96 с. 6. Петров, В.В. Растительный мир нашей Родины / В.В.Петров. - М.: Просвещение, 1991. - 206 с. 7. Смирнов, А. Мир растений / А.Смирнов. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 335 с. 8. Занимательная ботаника / под ред. В.Рохлов, А.Терешов, Р.Петросова. - М.: Аст -Пресс, 1999. - 433 с. 9. Книга для чтения по биологии. Растения. Для учащихся 6-7 классов / составитель Д.И.Трайтак. - М.: Просвещение АО Учебная литература, 1996. - 190с. 10. Полная энциклопедия комнатных растений / под ред. Ю.В.Сергиенко. - М.: АСТ, 2004. - 319 с. 11. Практикум по цветоводству / под ред. С.А.Потапова, А.А.Чувикова. - М.: Колос, 1984 - 239 с. 12. Приусадебное цветоводство / составитель В.В.Линь. - М.: Аделант, 2001.- 192 с. 13. Удивительный мир растений / под ред. Г.А.Денисова. - М.: Просвещение, 1981. - 125 с. 14. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: Сфера, 2005. 15. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997. 16. Акимушкин И. Занимательная биология. – Смоленск: Русич, 1999. 17. Акимушкин И. Причуды природы. – Смоленск: Русич, 1999. 18. Популярная энциклопедия животных. – СПб.: МиМ-Экспресс, 1997. 19. Энциклопедия для детей. Т.2. – М.: Аванта+, 2000. |
Образовательная программа «Занимательная математика» Программа математического кружка «Занимательная математика» создана для занятий с учащимися 5- 6 классов (дети с высокой учебной... | Программа кружка по химии «занимательная химия» Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,... | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательная химия» Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными программами и формально написанными учебниками по химии. С... | Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9... Целью кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение... | ||
Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9... Целью создания кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений,... | Программа кружка «Занимательная география» «Экваториальные леса»; карточки для самостоятельной работы; карточки с названием животных и растений, карточки для групповой работы,... | ||
Рабочая программа математического кружка «Занимательная математика» Сегодня, в век информационного общества без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека... | Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе «Занимательная физика» Кружок «Занимательная физика» является одним из важных элементов структуры средней общеобразовательной школы наряду с другими школьными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Практикум «Занимательная математика» составлен на основе книги «Занимательная арифметика» Перельмана Я. И.– М.: «Государственное... | Список литературы, поступившей в библиотеку в 4 квартале 2011 года Акимушкин И. И. Занимательная биология/И. И. Акимушкин; ил. В. В. Хомякова. М.: Просвещение,2008. 192с.: ил.(Твой кругозор). 190.... | ||
Программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» 1-4 классы В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | Программа внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление)... В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его... | ||
Игорь Иванович Акимушкин Занимательная биология Теоретическая и практическая составляющие подготавливают учащихся к изучению других предметов по направлению «коммуникология – наука... | Программа кружка «Химия в задачах» Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка | ||
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной... | Рабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи |