Технологии модульного обучения





Скачать 120.11 Kb.
НазваниеТехнологии модульного обучения
Дата публикации09.07.2014
Размер120.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы


Средняя государственная общеобразовательная школа №1301 с углубленным изучением экономики

Технологии модульного обучения


Шилова М.Э.


2006

Теоретические основы модульной технологии.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться сам, а учитель обязан осуществлять управление его учени­ем: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать. По мнению авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и прак­тике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоян­ное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтап­ного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также реф­лексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики диффе­ренциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня це­лостности.

Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его от­личие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных само­стоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулиру­ется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каж­дый ученик получает от учителя советы в письменной форме как рацио­нальнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно моду­ли позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учит­ся планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, са­мому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знани­ях и умениях.

Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной дея­тельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мяг­кое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет пробле­мы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Подготовительный этап

Прежде всего, учителю необходимо разработать модульную програм­му, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу, учителю нужно выделить основные научные идеи курса. Затем необходимо структурировать учебное со­держание вокруг этих идей в определенные блоки. После чего формирует­ся комплексная дидактическая цель (КДЦ). Она имеет два уровня: уровень « усвоения учебного содержания учеником и ориентации на его использова­ние в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. Программа должна иметь название. Затем из комплексной дидактической цели выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формиру­ются модули, то есть каждый модуль имеет свою интегрирующую дидак­тическую цель. Совокупность решения этих целей обеспечивает достиже­ние КДЦ.

В модули входят крупные блоки учебного содержания. Поэтому каж­дая интегрирующая дидактическая цель делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы. Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается древо целей: вершина дерева - комплексная дидактическая цель для модульной про­граммы; средний слой - интегрирующие дидактические цели для построе­ния модулей и нижний слой - частные дидактические цели для построения учебных элементов.

Авторы данной технологии советуют педагогам при работе опираться на некоторые теоретические основы и основные принципы построения мо­дульных программ.

Прежде всего, следует знать о принципе целевого назначения. Модули можно разделить на три типа: познавательные, которые используются при изучении основ наук; операционные - для формирования и развития спо­собов деятельности и смешанные. В школе чаще всего используются сме­шанные модули.

Ведущим принципом модульного обучения является принцип сочета­ния комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей. Реше­ние совокупности ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ конкретного моду­ля. Решение совокупности ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.

Не менее важным для управления учением школьников имеет принцип обратной связи, т. к. никакое управление невозможно без контроля, анали­за и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, учением со сторо­ны школьников.

Для успешной работы ученика с модулем важным требованием являет­ся представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы ученик эффективно его усваивал. Желательно, чтобы учитель как бы бесе­довал с учеником, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, под­бадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.

УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в кото­ром дается резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вме­сте с учителем осуществляет управление учением. УЭ последний - выход­ной контроль.

Модуль может иметь следующую форму:

№ стр.

№ М

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по ус­воению учебного со­держания
















Рекомендуется к модулю делать вкладной лист, в котором излагаются методические советы учителя по освоению его содержания.

Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми крите­риями.

Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.

Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифферен­циацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязатель­ной подготовки. Верхнего предела может и не быть, все зависит от интере­сов учащихся.

Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, по­нимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, системати­зация.

Здесь есть большая возможность осуществить проблемность обуче­ния.

В модуле должна быть возможность для повторения основного содер­жания. Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме». Хорошо, если обобщение сделано не только словесно, но и в форме таблиц сравнительных характеристик, графиков, диаграмм и т. д.

Организационный этап

Организационный этап, как и при любой технологии, начинается с ОВУ и ИВУ. Содержание данных этапов раскрыто выше, при описании других технологий. При модульной технологии рекомендуется использо­вать несколько правил:

1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и уме­ний учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

  1. При обнаружении пробелов в знаниях учащихся необходимо провес­ти соответствующую коррекцию.

  2. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самокон­троль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточ­ный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.

  3. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.

  4. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материа­ла, необходимо проводить его доработку.

  5. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять посте­пенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной; в старших классах лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельно­сти учащихся: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее, качество и эффективность.

Выводи и рекомендации

Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некото­рые выводы

При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифферен­цированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет инди­видуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, сте­пени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта обра­зования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие воз­можности у технологии и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консуль­тировать школьников. В результате изменения его деятельности на учеб­ном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовит­ся к тому, как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей мо­дуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному заня­тию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей дея­тельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения тре­бует от учителя хорошего знания своих учеников.

Для перехода на модульное обучение необходимо создать определен­ные условия.

Первое условие связано с мотивацией учителей.

Второе условие связано с готовностью школьников к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.

Третье условие - это материальные возможности школы в размноже­нии модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый уче­ник будет обеспечен этой программой действий.

Практика внедрения модульной технологии показала, что не следует сразу выходить с модулями на весь класс. Лучше вначале попробовать на малой группе. Это позволит оценить объем, структуру, уровень трудности содержания, логику построения деятельности учащихся, систему контроля и самоконтроля и на этой основе внести коррективы.

Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебно­го процесса.

К числу преимуществ данного метода обучения относятся:

  • обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

  • системный подход к построению курса и определению его со­держания;

  • гибкость структуры модульного построения курса;

  • эффективный контроль за усвоением знаний школьников;

  • выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

  • быстрая дифференциация: различаются «усреднен­ные» группы отличников, успевающих и слабых учеников, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д.;

Модульный подход в обучении позволит более полно удовлетво­рить потребности творческой личности в образовательской деятель­ности

Тема урока:

«Касательная к графику функции»

Интегрирующая цель: в результате овладения темой учащиеся должны:

  1. Знать: определение касательной, геометрический смысл касательной, определение коэффициента наклона касательной, связь знака производной с углом наклона касательной.

  2. Уметь: писать уравнение касательной к графику функции в определенной точке, находить угловой коэффициент наклона касательной и определять угол наклона касательной.


Литература: учебник «Алгебра и начала анализа 10-11» под редакцией А. Н. Колмогорова, Просвещение, 2002 г.
УЭ – 1 Цель: знать определение касательной, геометрический смысл касательной.

  1. Прочитать учебник стр. 129 – 130.

  2. Записать определение касательной в тетрадь, геометрический смысл касательной посмотреть в конспекте предыдущих уроков.


УЭ – 2 Цель: знать определение углового коэффициента наклона касательной (связь его с производной), связь знака производной с углом наклона касательной.

  1. Прочитать учебник стр. 129.

  2. Записать в тетрадь понятие коэффициента наклона касательной.

  3. С помощью чертежей показать связь знака производной с углом наклона касательной (стр. 130).


УЭ – 3 Цель: уметь находить угловой коэффициент наклона касательной.

  1. Решить № 253 (в,г), 254 (в,г) из учебника.

  2. Например: №253 (в)

f(x)=x³ M (-1;1) – где лишнее условие?

tg α=f `(x0)

f `(x)=3x²; f `(-1)=3·(-1)²=3;

tg α=3
УЭ – 4 Цель: знать вывод уравнения касательной.

  1. Прочитать учебник стр. 131.

  2. Записать в тетрадь вывод уравнения касательной.


УЭ – 5 Цель: уметь составлять уравнение касательной.

  1. Решить № 255 (а, г), 256 (б, г).

  2. Например: №255 (а)

а) f(x)=x/3; x0=-1

y= f(x0)+ f `( x0)·(x- x0)

    1. f(x0)= f(-1)=3/-1=-3

    2. f `( x)=(3x-1)`=-3/x2

    3. f `(-1)=-3/(-1)²=-3

    4. y=-3+(-3)(x-(-1))

y=-3-3(x+1)

y=-3-3x-3

y=-3x-6 Ответ: y= -3x-6.
УЭ – 6 Цель: уметь решать задачи на составление уравнения касательной.

Тренировочные упражнения:

  1. Найти тангенс угла наклона касательной к графику функции y=f(x), в точке М.

а) f(x)=x3-3x; M(0;0)

б) f(x)=2Sin x; M(0;0)

в) f(x)=3x2-x3; M(2;4)

  1. Найдите углы, которые образуют кривые с осью абсцисс в каждой из точек их пересечения.

а) y=x3+x2

б) y= x3+√3/3·x2

  1. Составьте уравнение касательной

а) f(x)=x2+3x+1; M(1;5)

б) f(x)=x3/3-4x; M(3;-3)

в) f(x)=(3x-2)/(x+1); x0=1

г) f(x)=√3-x; x0=-1
Домашнее задание: П. 19, № 255 (б, в), 256 (а, в), 257(а), 259 (б).

В конце уроков дать правильные ответы на тренировочные упражнения. Кто допустил ошибки, попробовать разобраться дома, если не получается – индивидуальные консультации на следующем уроке, где остальные учащиеся продолжают решать упражнения на данную тему, в конце второго урока - проверочная самостоятельная работа.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технологии модульного обучения iconI квалификационная категория Краснокамск
Формирование ключевых компетенций школьников средствами технологии модульного обучения
Технологии модульного обучения icon«Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной...
Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит...
Технологии модульного обучения iconРеферат Особенности использования технологии модульного обучения на уроках русского языка
Вожеровская основная общеобразовательная школа муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области
Технологии модульного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для формирования знаний о соединениях кремния, осознания и осмысления блока новой учебной информации...
Технологии модульного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: создать условия для формирования знаний о соединениях кремния, осознания и осмысления блока новой учебной информации...
Технологии модульного обучения iconКонспект урока по математике в 6 классе по теме: «Координатная плоскость»
Используемые педагогические технологии: обучение с помощью икт, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы технологии...
Технологии модульного обучения iconТемы индивидуальной методической работы преподавателей огбоу спо...
Разработка модели модульного содержания психолого-педагогических дисциплин и их межпредметной интеграции. Разработка программ на...
Технологии модульного обучения iconТезисы. Михеева Л. Г
Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность модульного обучения. В педагогической литературе модуль определяется...
Технологии модульного обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Используемые технологии: интерактивные технологии – технология проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые...
Технологии модульного обучения iconУчитель моу «Восходская основная общеобразовательная школа» Алатырского...
Из психологии используется рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности...
Технологии модульного обучения iconПлан работы на декабрь 2010 года
Участие в работе учебного (модульного) очно-дистанционного семинара по теме «Информационно-коммуникационные технологии на основе...
Технологии модульного обучения icon«Правление Ивана iii» (2ч)
Разработка модульных уроков в школьном курсе истории на примере использования технологий модульного обучения
Технологии модульного обучения iconПрограмма модульного обучения в 11 «А» классе по праву с дистанционной поддержкой
Понятия: Гражданское право. Участники гражданско-правовых отношений. Физические и юридические лица
Технологии модульного обучения iconДоклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии в школе»
Об актуальности такого подхода к образованию – технологического, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям...
Технологии модульного обучения iconУрок в 8 классе, (рассчитан на 2 урока)по теме: «Относительная влажность воздуха»
Урок с использованием технологий модульного обучения с применением икт + задания в тестовой форме
Технологии модульного обучения iconУрок алгебры для 8-го класса Тема урока: «Вычисление квадратных корней»
Применяемая технология: обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, технология модульного обучения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск