Программа «позитивных действий»





НазваниеПрограмма «позитивных действий»
страница1/19
Дата публикации19.07.2014
Размер2.33 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Институт социологии РАН

Московское бюро по правам человека

ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПРОТИВ КСЕНОФОБИЙ.

Международный и российский опыт противодействия этнической интолерантности

Под редакцией В.И.Мукомеля и Э.А.Паина


Москва

Academia

2005

Публикуется по решению ученого совета Института социологии РАН

Рецензенты:

Толерантность против ксенофобий / Под ред. В.И.Мукомеля и Э.А.Паина. – М.: Институт социологии РАН, 2005,

Книга обобщает результаты исследований по проблеме толерантности, выполненных авторским коллективом в рамках Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".

Толерантность рассматривается авторами как основа профилактики и противодействия ксенофобиям в сегодняшней России. Анализируется социально-культурный и этнополитический контекст распространения ксенофобий, зарубежный опыт профилактики и противодействия ксенофобиям и возможности его применения в современной России.

Научно-популярное издание, ориентированное на специалистов, государственных служащих и работников органов местного самоуправления, может послужить важным подспорьем в повседневной практике сотрудников НПО, СМИ, расширит кругозор широкого круга читателей.
Оглавление

Предисловие 5

Глава 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ (С.А.Эфиров) 8

Глава 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ И

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КСЕНОФОБИЯМ И ДИСКРИМИНАЦИИ

НА ОСНОВЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОСТИ. ТЕРПИМОСТЬ ПО-АМЕРИКАНСКИ (М.И.Лапицкий) 23

Специфика американского опыта. Истоки толерантности 23

Цементирующий раствор 26

Программа «позитивных действий» 30

Мультикультурализм, или ностальгия по идентичности: американский опыт 31

ГЛАВА 3. 60 ЛЕТ СПУСТЯ: ДЕМОКРАТИЯ

И ЭКСТРЕМИЗМ В ГЕРМАНИИ (Б.Г.Столповский) 39

Обретение идентичности посредством демократизации

и преодоления экстремизма 40

Проблемы иммиграции: толерантность против экстремизма 45

Инструменты противодействия экстремизму 48

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ, НАЦИОНАЛИЗМА И

КСЕНОФОБИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ

ИСПАНИИ (В.В.Витюк, И.В.Данилевич) 53

Толерантность, национализм и ксенофобия

в исторической традиции Испании 53

Национальное согласие как решающий фактор демократизации страны

и национально–региональных отношений 54

Национализм и ксенофобия в современной Испании 57

Глава 5. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КСЕНОФОБИЙ: МОЖНО ЛИ СБИТЬ НАЦИОНАЛ-РАДИКАЛЬНУЮ ВОЛНУ В РОССИИ? (А.М.Верховский) 63


Стратегии Запада 63

Право Запада в противодействии национал-радикалам 66


Возможные механизмы противодействия национал-радикализму в России 72

Общественные практики 76

Совершенствование репрессии 77

Резюме 79

Глава 6. КСЕНОФОБИЯ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ

В РОССИИ: О ПРИЧИНАХ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

(Э.А.Паин) 82

Динамика этнополитического негативизма 82

О сущности ксенофобии и этнополитического экстремизма 86

О социально-культурных границах противодействия ксенофобии

и этнополитическому экстремизму 89

Глава 8. ПОЗИТИВНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАКТИКИ В СФЕРЕ

ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИЙ И ДИСКРИМИНАЦИИ (В.И.Мукомель) 97

Общественные настроения как фактор этнической политики 97

Этнорегиональная политика: позитивные практики 98

Дискриминация: новые вызовы 105

Сведения об авторах 112

Предисловие

Толерантность и интолерантность становятся фундаментальными составляющими современного мира. Толерантность в ряде социумов становится основополагающим принципом не только межличностных отношений, но и взаимоотношений между секторами общества, государственными и общественными институтами. Широко обсуждаются проблемы использования принципов толерантности в межгосударственных отношениях.

Где границы толерантности? Где та грань, переступая которую – во имя благих принципов, – мы можем получить результат, обратный искомому? Какие наработки могут быть использованы в российском обществе, испытывающем нужду в формировании установок толерантного сознания?

По мнению членов авторского коллектива, проблема терпимости и нетерпимости занимает весьма специфическое место в истории, вероятно, более значительное, чем кажется. Нередко она имеет стимулирующий, конструктивный характер, иногда драматический, очень опасный. С ней связаны времена подъема и расцвета, а с другой стороны, периоды социального и интеллектуального регресса, застоя, военных драм, геноцида.

Нынешний мир находится перед лицом многочисленных опасностей - традиционных и новых, в числе которых политический радикализм с его жесткой нетерпимостью, военные конфликты и терроризм, который впервые в истории приобрел планетарный формат с небывалым числом жертв, со все более реальной перспективой применения оружия массового поражения. Однако кроме катастроф, предрекаемых многочисленными пророками современного апокалипсиса, не исключены также, видимо, демократические и мирные пути, на которых можно избежать катастрофизма.

Такие пути – это пути толерантности. Социально-позитивные реалии современного мира создаются и существуют на базе толерантных отношений.

В настоящее время эта проблема приобрела значимость, определяемую возможностями и потенциями, которыми располагает современное человечество. В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995) говорится: «Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира».
Авторы приходят к выводу, что толерантность и интолерантность становятся фундаментальными составляющими современного мира. В нынешнем катастрофогенном мире глобальную толерантность невозможно уже считать только утопической грезой. Несмотря ни на что, она приобретают все более реальные очертания – не в смысле идеальной общественной модели, а в смысле необходимой основы развивающихся процессов демократизации и интеграции, сокращения сфер человеческой деструктивности, насилия и нетерпимости.

В то же время авторы полагают, что ограничение толерантности нередко необходимо даже тогда, когда речь идет о фундаментальных гуманистических ценностях, абсолютизация которых может оказаться не менее рискованной вещью, чем нигилистическое отношение к ним или их релятивизация. Чтобы толерантность могла действенно выполнять свои функции, она должна включать существенные элементы нетерпимости, если вообще ни основываться на ней. Такая парадоксальная диалектика предполагает сочетание толерантности с нетерпимостью к явлениям, в которых заложен разрушительный потенциал: преступности, терроризму, ксенофобии, расизму, антисемитизму и т.п., - «нетерпимость к нетерпимости».

Следует трезво принимать: комплекс пессимистических и апокалиптических сценариев, включающий техногенную, экологическую, демографическую, военную, эпидемиологическую, террористическую и другие катастрофы станет более вероятным и разрушительным, если к критическим ситуациям люди подойдут в условиях разъединения и взаимной нетерпимости. Глобальный вопрос, требующий адекватного ответа: возможно ли достичь такого уровня толерантности и согласия, который предохранил бы человечество от самоуничтожения?

Несмотря на то, что авторы зачастую придерживаются разных взглядов на проблемы толерантности, они едины в одном: в современной трактовке понятия толерантности явственно ощущается возведение его на новую теоретическую ступень как общего принципа, означающего сознательную политическую стратегию, отвечающую требованиям и возможностям современности. Именно сегодня, в период резкого обострения межнациональных и межгосударственных конфликтов и растущей тенденции к разрешению их насильственным путем, стало нормой утверждение толерантности как политического принципа не только организации социума, но и межгосударственных отношений.

На основе анализа процессов, происходящих в западных обществах (подробно исследуются политическая история формирования толерантных установок в США и Испании), авторы приходят к выводу, что только целенаправленные действия властей могут привести к успеху в сфере противодействия ксенофобиям и дискриминации.

Воздается должное усилиям американских властей по насаждению установок толерантности, о целенаправленной государственной политике, основанной на учете расово-этнической принадлежности. Констатируется, что к концу ХХ века Соединенные Штаты в значительной степени продвинулись вперед по пути радикализации либерального подхода к проблеме обеспечения прав расово-этнических групп. (Впрочем, американский вариант «политической корректности», призванный насаждать толерантность и признание любой непохожести, религиозной, расовой и т.д., может в определенных условиях стать (и подчас становится) некой формой нетерпимости, которая канонизирует до степени ритуала язык повседневного общения и предпочитает букву духу). В то же время авторы полагают, что накопленный Соединенными Штатами немалый опыт в области регулирования этнических конфликтов внутри страны может оказаться весьма полезным для современной России – разумеется, при очень тщательном просчете всех последствий его адаптации.

Не менее интересен опыт Испании, в которой призыв к национальному согласию ломал сложившиеся стереотипы сознания и традиционного поведения большинства испанцев – эти стереотипы и традиции, как показано в соответствующей главе, как будто списаны с картины современной России. (В условиях Испании само требование примирения приобретало нередко специфическую окраску, будучи связанным с сознательным отказом от публичного обращения к болезненной памяти о страшном прошлом). В книге подробно анализируется еще одна проблема, сближающая испанские и российские реалии – проблема "регионального национализма".

Авторы полагают, что прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов. Оборотной стороной этнической эрозии локальных социумов становится возникающее напряжение между местным населением и мигрантами, многие из которых по этническим, расовым, конфессиональным, социальным, культурным параметрам существенно отличаются от "аборигенов". Эти напряжения, фиксируемые во всем мире, особенно опасны для многонациональной России, в истории которой можно найти не только позитивные аспекты межэтнических взаимодействий.

В России сегодня определяющим маркером отношений "свой-чужой" выступает этническая принадлежность; другие основания – такие, как раса, конфессия, гражданство - существенно менее значимы. В работе подробно рассматриваются особенности поведения меньшинств и принимающих социумов, анализируется распространенность ксенофобий и дискриминации меньшинств в социально-экономической сфере.

Анализируя международный опыт и его приложимость к российским условиям, авторы полагают, что основой стратегии противодействия интолерантности во всех ее формах, и особенно национал-радикализму, является этническая политика государства. Она должна быть признана одним из приоритетных направлений политической деятельности и направлена на постепенное исключение этнической дискриминации и ксенофобии из государственной практики и из официальных дискурсов. При этом предметом этнической политики должна быть, в первую очередь, защита прав граждан и основ конституционного строя страны от покушений радикальных этно-националистов.

Вероятно, пора всерьез озаботиться идеологическим, правовым, образовательным обеспечением превращения России из нынешнего неопределенного состояния в поликультурное национальное государство. Иначе государственная машина по собственной инерции и при участии националистически ориентированной части общественности неотвратимо скатится к совсем другому образу России – националистической империи.

Высокая терпимость к ксенофобии, распространенность последней в политически активном слое и чиновничестве требуют противодействия со стороны государства и общественности, но скорее – нравственного, чем репрессивного. Терпимость гражданина, в отличие от уголовного закона, не должна быть столь широка. Надо с большой осторожностью относиться к дальнейшей легитимизации национал-радикалов – лучше оставить какие-то группы на обочине общественной жизни, чем увеличивать шансы торжества этно-национализма в политической элите.

С другой стороны, следует отказаться от надежд репрессивными мерами искоренить в близком будущем наиболее распространенные формы ксенофобии и даже их пропаганду. Государство должно скорее контролировать критический уровень активности ксенофобной пропаганды, при превышении которого следуют административные меры (закрытие издания, организации, штраф для пропагандиста). Уголовная же репрессия должна быть сфокусирована на наиболее опасных формах национал-радикальной активности, в первую очередь – прямо или косвенно связанных с насилием. Сокращение поля репрессии в сочетании с политическим давлением власти позволит сделать репрессию более эффективной и тем самым создаст, наконец, ограничитель для распространения крайних форм национал-радикализма.

Авторы книги полагают, что данное издание, ориентированное, в первую очередь, на государственных служащих и работников органов местного самоуправления, послужит важным подспорьем в повседневной практике сотрудников НПО, СМИ, а также будет полезна для широкого круга читателей.

Глава 1. ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ
Проблема терпимости и нетерпимости занимает весьма специфическое место в истории, вероятно, более значительное, чем кажется. Нередко она имеет стимулирующий, конструктивный характер, иногда драматический, очень опасный. С ней связаны как времена подъема и расцвета, так и периоды социального и интеллектуального регресса, застоя, военных драм, геноцида.

В настоящее время эта проблема приобрела значимость, определяемую возможностями и потенциями, которыми располагает современное человечество. Она стала существеннейшим фактором движения в альтернативных направлениях – в направлении мира и согласия, интеграции и модернизации, благополучия и процветания, либо в сторону усиления конфронтационности, дезинтеграции, деградации, если ни гибели. «Всепроникающий характер принципов толерантности и диалога…, - говорится в одной из книг по данной проблеме, – свидетельствует о том, что без усиления их влияния под угрозой находятся выполнение главного на сегодня принципа – принципа выживаемости».1

Нынешний мир находится перед лицом многочисленных опасностей - традиционных и новых, в числе которых политический радикализм с его жесткой нетерпимостью, военные конфликты и терроризм, который впервые в истории приобрел планетарный формат с небывалым числом жертв, со все более реальной перспективой применения оружия массового поражения. Однако кроме катастроф, предрекаемых многочисленными пророками современного апокалипсиса, не исключены также, видимо, демократические и мирные пути, на которых можно избежать катастрофизма.

Такие пути – это пути толерантности. Социально-позитивные реалии современного мира создаются и существуют на базе толерантных отношений. Так, свобода и демократия основаны на возможности альтернативно мыслить и действовать. Либеральная экономика, многопартийность, свободные выборы – это также возможность различной по формам и смыслу экономической и политической деятельности. Независимость СМИ – не только свобода выражать собственное мнение, но и убежденность в праве других отстаивать иную точку зрения. Суверенность личности - помимо прочего, правомерность «инаковости» в различных сферах человеческой жизни. Этот перечень можно было бы продолжить, но в данной связи существенно то, что либерально-демократические системы и принципы – это феномен, основанный на толерантных отношениях

В Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО (1995) говорится
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «позитивных действий» iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
Программа «позитивных действий» iconТема урока Кол-во часов
Анализ произведения изо искусства с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека
Программа «позитивных действий» iconВещества, входящие в семейство витамина а, стастически значимо снижают...

Программа «позитивных действий» iconРабочая программа дисциплины «Техногенные и природные чрезвычайные ситуации»
Тема: №2 «Опасности возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий»
Программа «позитивных действий» iconВиды действий содержание действий возникающие проблемы
Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника (интеллектуальный аспект коммуникации)
Программа «позитивных действий» iconУрока информатики в 8 классе по теме «Характеристика основных устройств компьютера»
Цель самоанализа: выявление позитивных и негативных факторов, влияющих на ход урока
Программа «позитивных действий» iconПлан-конспект для проведения группового занятия
Тема: №2 «Опасности возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий»
Программа «позитивных действий» icon1. Методика действий командира подразделения при организации обороны
В зависимости от положения, характера действий противника и полученной задачи оборона может подготавливаться
Программа «позитивных действий» iconКонспект Характеристика химического оружия и отравляющих веществ
Тема: №2 «Опасности возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий»
Программа «позитивных действий» iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Программа «позитивных действий» iconПапка классного руководителя
Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями
Программа «позитивных действий» iconПротокол №3
Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных...
Программа «позитивных действий» iconНазвание раздела
Тема: №1 «Гражданская оборона как система общегосударственных мер по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных...
Программа «позитивных действий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Семинар на тему: «Формирование системы позитивных ценностей у учащихся на уроке технологии. Творческая лаборатория школьника на уроке...
Программа «позитивных действий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций...
Программа «позитивных действий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Анализ результатов работы школы за последние годы позволяет зафиксировать ряд позитивных базовых достижений и наметить ключевые проблемы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск