Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино»





Скачать 168.8 Kb.
НазваниеУрок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино»
Дата публикации03.08.2014
Размер168.8 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
УРОК (5 класс)
ТЕМА: Поэтический памятник подвигу народному. М.Ю.Лермонтов «БОРОДИНО»

ЦЕЛИ:

  1. Эмоциональное. Глубокое восприятие стихотворения.

  2. Развитие умения быть внимательным к авторскому слову, выразительно читать поэтическое произведение, определять основную тему и идею прочитанного, составлять элементарную характеристику героя.

  3. Воспитывать нравственные качества, осознание того, что воля и мужество - действенные проявления патриотизма, утверждение бессмертия подвига во имя Родины.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портреты поэта (1841 и 1837-38годы), фотоколлаж – «БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ», карточки для словарной работы, книги о Бородинском сражении, 3 варианта книг с иллюстрациями «Бородино».

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент

  2. Ознакомление с темой и целью урока.

  3. Вступительное слово о поэте.

  1. Учитель. Демонстрация портретов.

  2. Ученица. Отечественная война 1812 г. в судьбе семьи Лермонтова.

  3. Ученица. Рассказ о Бородинском поле.

  1. Словарная подготовительная работа.

  2. Выразительное чтение стихотворения учителем. (Наизусть)

  3. Поэтическая форма стихотворения и её смысл.

  1. Особенности построения (Диалог – монолог).

  2. Особенности строфы.

  3. Выборочное чтение и анализ идейно-художественной выразительности строф.

  4. Чтение стихотворения «цепочкой» по строфе. Оценка выразительности.

  1. Самостоятельная работа (Рассказы о старом и молодом солдатах).

  2. Работа с иллюстрациями к книгам. (Выставка разных вариантов).

  3. Домашнее здание

  4. Итог урока.




  1. Организационный момент.

  2. Сообщение и цели урока.

  3. Вступительное слово.

ХОД УРОКА.

- Сегодня мы познакомимся с поэтическим памятником подвигу народному «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

1. Демонстрация автопортрета и портрета кисти художника К.А.Горбунова.

- Перед вами портреты писателя. Вот здесь поэт незадолго до своей трагической гибели. Этот портрет написан художником Горбуновым в 1841г. Таким как на автопортрете был поэт, когда создавал свое бессмертное «Бородино». Ему здесь 23 года. Он любил Родину, Москву, где прошла его юность, простой народ, людей отважных, готовых бороться за свободу. Он смело выступал в своих стихах против царя и вельмож, за что его сослали на Кавказ, где тогда шла война. Лермонтов участвовал в сражениях и был храбрым воином.

И стихотворение «Бородино» - смелый поступок, потому что в нем поэт воспевает не царя – победителя, а простой народ, русских солдат.

2. Выступление заранее подготовленного ученика по фактам биографии поэта.

Сейчас Ученица расскажет нам о том, как Отечественная война 1812г. отразилась в судьбе семьи Лермонтовых.

3.Выступлени ученика о Бородинском поле (демонстрация фотоколлажа)

- Что же мы знаем о событиях войной 1812г.?

На Россию шла война Великая Французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта. Наполеон хотел покорить Россию и поработить её народ. Военначальником русской армии был Михаил Илларионович Кутузов. Генеральное сражение решено было дать на большом поле под Москвой.

  1. Словарная работа

Учитель демонстрирует карточки с записанными на них словами из стихотворения.

- Прочитаем слова, которые встретятся в тексте стихотворения. Многие не знают их значение, поэтому откройте учебники и найдите в сносках их объяснение.

V. Выразительное чтение наизусть учителем.

Проблемный вопрос.

Ребята, как вы знаете к Москве не раз рвались враги. Так было и осенью - зимой 1942г. И в самый решающий момент боя звучали слова «ОТСТУПАТЬ НЕКУДА. ПОЗАДИ МОСКВА». В те дни актуально звучали слова поэта «Ребята! Не Москва ль за нами! Умремте ж под Москвой! Как наши братья умирали!».

- Понему более чем через 100 лет советских воинов вдохновляли строки Лермонтова.

-Почему нас сейчас волнуют чувства людей, живших более 150 лет назад?

- Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живо и будет жить?

Не будем торопиться сразу, отвечать на эти вопросы. Для этого вслушаемся и внимательно вчитаемся в стихотворение.

VI. Проверка восприятия.

Итак состоялась ваша первая 5-ом классе встреча с Лермонтовым. Как услышали вы «Бородино». Что в нем вам особенно дорого и близко, понятно?

(Выслушиваются эмоциональные отклики ребят).

V. Поэтическая форма и её смысл.

1. Стихотворение написаною 25-летию Бородинской битвы, в 1837г.

- Сколько лет служили в царской армии в XIX веке? (25 лет).

- Сколько же лет могло быть старому солдату, если он был новобранцем в 1812 году? (Много, он служит сейчас последний год).

-Обратим внимание на решающую особенность стихотворения. Оно построено в форме разговора дух лиц. Как называется такая форма? (Диалог).

- Кто кого спрашивает? (Молодой солдат старого).

- Почему Лермонтов построил так своё стихотворение?

- Почему диалог затем переходит в другую форму? В какую? ( В монолог).

-Почему монолог? (Далее говорит только старый солдат - один человек).

- Какие слова в устах молодого солдата приобретают особенный смысл? Почему? (Сомнение, вопрос, ожидание ответа).

- Поверили ли вы лермонтовскому рассказчику и собеседнику?

2. Особенности строфы.

- Как движутся лермонтовские строки, как переходят одна в другую, как, сочетаются? (Соединены по 7. Их -14).

-Почему поэт написал его строфами; а не сплошными строками?

-В чем своеобразие лермонтовкой строфы?

Внимательно рассмотрите стих. Как он напечатано. Вы видите оно состоит из 14 частей. В каждом законченное описание. Это строфа.

На доске!

Строфа- часть стихотворения, объединенная в единое целое содержанием, рифмой и ритмом.

Итак, их 14, и в каждой – единое содержание, единый ритм и единая рифма.

На доске!

Обратим внимание на 1 и 2 строфы.

- Как расположены рифмы в 1 строфе?

не даром – пожаром (1-2 строки).

отдана – Бородина (3-7 строки).

боевые – какие – Россия (4-5-6 строки).

- Как расположены рифмы во 2 строфе?

время – племя (1-2 строки).

не вы – Москвы (3-7 строки).

доля – с поле (4-5-6- строки).

Итак, в каждой строфе, две первые строки соединены рифмой, но интонация не завершена, т.к. фраза не закончена. 3-я строка почти везде заканчивает фразу, но возникает потребность в продолжении, потому что нет рифмы к последнему слову. 4, 5 и 6 строки соединены между собой рифмами, но предложение опять не закончено! И только 7-ая строка заканчивает фразу и рифмуется с 3-ей, соединяет первую часть строфы со второй.

Строится необычайно прочное здание, которое даёт возможность развернуть повествование, и открыто выразить чувства, соединить строгость и свободу, разговорную речь и высокий слог, разнообразить интонацию.

  1. Анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения.

Первая и вторая строфы.

-Прочитаем 1 и 2 строфы. В них содержится вопрос и ответ! В Бородинской битве проявлялись богатырские силы народа, любовь к Родине. Это сила, решившая исход войны. Весь последующий рассказ развивает эту мысль.

Третья строфа.

-Прочитаем 3-ю строфу в медленном темпе, т.к. она передает медленное течение событий.

- Что испытали солдаты, когда «они долго молча, отступали»? (Недовольство нерешительностью командиров).

- Что такое «зимние квартиры»? Интонацией надо передать недовольство солдат, их горечь, боль, стыд.

Солдаты – не покорные исполнители, а борцы и патриоты.

Четвертая строфа.

Чтение строфы.

-Так почему произошла решающая битва?

-Как изменилось настроение бойцов? (Желание померяться силами, показать свою мощь, победить, обрести свободу). Это доказательство того, что Бородинская битва произошла по воле народа, в ответ на недовольство солдат бездеятельностью командиров.

Воля народа ничуть не мене важное начало в истории, чем «господня воля» (так народ сознавал, историческую необходимость).

Строфы 4 по 9

- Перечитаем их. Они показывают переживание солдат в ожидании боя. При чтении надо передать эти чувства.

- В картине ожидания боя рассказчик дважды говорит «Я» и «Мы».

- Почему? Кем он был в бою? (Артиллеристом) Каких брали ребят в род войск? (невысоких, коренастых, сильных).

- Почему? (Тяжелая работа).

В остальных строках солдат не отделяет себя от всего войска? Мысли и чувства старого солдата – это мысли и чувства всего народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве.

Образ полковника.

- В 9-ой строфе появляется образ полковника. Его речь и клятва солдат – центр всего стихотворения.

-Как понимать фразу «рожден был хватом»?

- Как солдаты относятся к полковнику? (Его любят, как отца).

-Откуда это видно?

-Какими словами это передано?

-Почему о нем сказано не убит, а «спит в земле вырой», «сражен булатом».

- Зачем нужно старинное слово: «молвил»; а не сказал.

-Почему он обращается к солдатам «РЕБЯТА»?

-К чему он их призывает?

-Как меняется смысл слов при повторении: умремте-умремте ж, умереть?

-Какой смысл вкладывает он в слово «Москва»?

-Какую клятву дали солдаты?

В призыве полковника соединились высокая мысль и горячее чувство.

Прочитать надо торжественно и вместе с тем задумчиво, искренне и горячо.

3 раза призыв умереть, но с каждым новым повторением в нем один смысл: не смерть, а победа. Москва – символ Родины, её святость.

10,11, 12 строфы.

Кульминацией наивысшей точкой развития действия можно считать эти строфы.

-Прочитаем их. А теперь только 11-ую строфу. Прислушиваясь. Слышите ли вы звучание боя?

- Как вы представляете его?

- Как всё началось, развивалось и закончилось? (Дети, используя цитаты, устно рисуют картину боя).

Сначала виден «дым летучий»; затем «темные, как тучи, лица французов, вот они уже близко, различаем мундиры родов войск» (уланы, драгуны). Постепенно всё сливается, битва тяжела, солдаты устали, невозможно различить отдельные звуки. При чтении каждый из этих строф 1-строка – восклицания, каждая новая восклицание не только больше предыдущей, но и значительней, торжественней. При чтении строфы заметно, как темп речи сначала ускоряется, а затем замедляется. Это помогает увидеть и понять, как тяжел бой, как мужественны солдаты, как дорого досталась победа.

13 строфа

- Закончился бой – снова появились ощущения времени. Можно осознать, что произошло.

-Кого стали считать бойцы?

Уцелевших, погибших!

В этой строфе при чтении надо суметь передать гордость за русских солдат и скорбь о погибших.

Несмотря на потери, живые остались стоять на своих позициях.

- Как они настроены? (Готовы к новому бою).

Это и есть победа русских, чей дух оказался не сломленным. Значит, гибель героев не напрасна.

14 строфа

-Вот и появляются заключительные раздумья, повторяющие вторую строфу.

-Как надо прочитать её?

-Почему первая и последняя строфы в рассказе старого солдата, почти полностью повторяются?

-Что в них изменено? Сравним (кроме различающихся строк ….. и…; поколения нынешнее и могучее дикое племя).

Сам Лермонтов из нынешнего поколения.

-Почему мнение солдат, не высказывает несогласие с репликой «Богатыри не ВЫ!»

В последней строфе интонация – это итог, доказанный им предыдущим рассказом.

VI. Самостоятельная работа.

    1. Устно нарисуйте портрет рассказчика – старого солдата.

(1 вариант)

    1. Каков, по – вашему, молодой солдат?(II вариант)

Опорные слова на доске


старый бывалый воин

Молодой солдат

артиллерист

новобранец

сильный

юное лицо, безусое

седые усы

не спорит

добрые глаза

озорные немного грустные глаза

простое русское лицо

внимательно слушает

шутит

уважает

волнуется

доверяет

годится товарищами

восхищается

любит Родину

переживает

    1. После подготовки выслушиваем рассказы.

  1. Обобщение

–О чем стихотворение «Бородино»?

- Какова его основная мысль (Пафос)?

- Что автор считает самым важным, достойным вечной памяти?

- Каким чувством проникнуто? (Любовью к родной земле, к товарищам, хотя оно всё о войне. Бой во имя России. Отступать нельзя, лучше умереть)

-А почему всё - таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России).

IX. Работа с иллюстрациями к книгам.

- Вот 3 обложки книги «Бородино». Какую вы считаете наиболее удачной?

- Эту книгу о Бородинском сражении советую прочитать автор Михаил Брагин «В грозную пору», М, 72г.

Выучить наизусть стихотворение:

А) полностью;

Б) несколько строф.

XI. Итог урока.

Ответим на проблемные вопросы, заданны в начале.

-Почему слова Лермонтова актуально звучали в 1942году?

- Почему они волнуют нас, спустя почти 150 лет?

-Почему это стихотворение – памятник подвигу народному?

-

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconУрок литературного чтения, 4 класс 13. 10. 2014 Тема : М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество
М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconПлан-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconУрок литературы в 5 классе. Тема: М. Ю. Лермонтов «Бородино». Образ защитника Родины
Программа развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»; коррекционная программа для детей с общим недоразвитием...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconЛитература Класс : 5 Тема урока: М. Ю лермонтов. Анализ стихотворения «Бородино»
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconКонспект урока по литературному чтению М. Ю. Лермонтов «Бородино»
«Бородино» и к героям – богатырям Отечественной войны 1812 года; раскрыть величие и красоту душевного порыва русских людей на примере;...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconКонспект урока по литературе в 5 классе М. Ю. Лермонтов. Стихотворение...
Урок разработан в рамках Интернет- фестиваля с использованием новых сервисов Веб- 0: Learning Apps org ( упражнения «Собери пазлы»,...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» icon5 кл М. Ю. Лермонтов. "Бородино" Цели
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»»
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconУрок: виртуальное путешествие Тема: Достопримечательности Москвы
Сформировать представление об уникальности и неповторимости достопримечательностей Москвы (памятник Пушкину, памятник Петру I, Царь...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М. Ю. Лермонтов «Бородино», «Ветка Палестины», «Пленный рыцарь», «Утес», «Ашик-Кериб»
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconУрок литературы. Тема. Поэтический мир Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconКонспект урока литературы, проведенного в 5 «А» классе, по теме «М....
Провести в период с мая по сентябрь 2011 года среди учреждений дополнительного образования детей Курской области областной конкурс...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconУрок чтение + икт тема урока: Басни Крылова Возрастной диапазон урока:...
Учебное оборудование: Для выполнения заданий учащиеся используют текстовые материалы для учащихся, ноутбук/планшет (7 шт.) и фотоаппарат...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово...
Тема урока «М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива». Мастерство в создании художественных...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconИсследовательская работа по русскому языку Тема: Выполнил ученик...
После домашнего образования Лермонтов М. Ю. обучался в благородном пансионе при Московском университете. Там были написаны первые...
Урок (5 класс) тема: Поэтический памятник подвигу народному. М. Ю. Лермонтов «бородино» iconУрок гражданственности и патриотизма
Воспитание уважительного отношения в среде школьников к великому подвигу фронтового поколения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск