Скачать 74.87 Kb.
|
Урок литературного чтения, 4 класс 13.10.2014 Тема : "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Презентация к уроку Цели урока:
Оборудование урока: презентация «М.Ю. Лермонтов» Ход урока
Слайды 1, 2 М. Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Отец – Юрий Петрович Лермонтов носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Мать – Марья Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных. Слайды 3, 4, 5 Детство Михаил провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии. Принадлежало оно бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 году мать Л. умерла. Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, трёхлетний Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства. Лермонтов рос болезненным ребёнком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел немецким и французским языками и подготовился для поступления Слайд 6 в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828г. в 4 класс. Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830г., он сразу же поступает в Московский университет. Слайд 7 Дом, где жила бабушка во время учебы Михаила в университете. В 1832 году из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорамиЛермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург. Слайд 8 где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Слайд 9 По окончании Школы в 1834 г. М.Ю.Лермонтов был произведён в корнеты Гусарского полка. Слайд 10 Адресаты любовной лирики Лермонтова - Екатерина Александровна Сушкова. Ей посвящен цикл стихов: "К С." (" Вблизи тебя до этих пор..."), "Благодарю!", "Весна", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Расстались мы, но твой портрет..." и Варвара Александровна Бахметева (урожденная Лопухина), сестра товарища по университету Лермонтова. Чувство к ней отражено в стихах "К Л." ("Подражание Байрону"), "Для чего я не родился..." Слайд 11 Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург. Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов: «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев, где пробыл чуть больше года. Слайд 12 Весной 1838 года благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку. Слайды 12 - 13 В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, П.А.Плетнёвым, В.Ф.Одоевским – писателями пушкинского круга. Слайд 14 1838 год. Появление в «Отечественных записках» стихотворений и повестей: «Дума», «Русалка», «Узник», «Бэла», «Фаталист». 1839 год. Произведён из корнетов в поручики. Встреча с И.С. Тургеневым и В.Г. Белинским. Слайд 15 Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову. Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию. Слайды 16 Сражаясь в Чечне, Михаил Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что был представлен к награде. Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. Слайд 17 В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю.Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ. 13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Михаил в кругу знакомых был в весёлом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу.Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов. Слайд 18 Дуэль состоялась 15 июля 1841г. у подножия гор Машук и Бештау. Доказательством тому, чтоЛермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова. … Поэт был убит. Слайд 19 "Новая великая утрата осиротила бедную русскую литературу", - напишет Белинский. Слайд 20 1842 год, апрель. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где и покоится до сих пор. И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строго, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого. Слайд 21 Периоды творчества М.Ю.Лермонтова
Лермонтов, по словам Белинского, - "поэт совсем другой эпохи", "его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества". Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова, то есть с 1828-го до начала 1850-х годов. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30-40 гг. XIX века в русской общественной мысли разгораются философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, которые отражаются в оживленной журналистике. Религиозные "Философические письма" Чаадаева сказали миру правду о причинах отсутствия свободы и благоденствия в России.
Таким образом, основные темы и мотивы лирики Лермонтова - это: жажда свободы, вольности, борьбы ("Парус", "Узник", "Пленный рыцарь);
5. Итог урока. В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков. На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его "от страшной жажды песнопенья", которая "лавой вдохновенья" клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него - оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв "на злато" свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд. 6. Домашнее задание. 1) Рассказать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. 2) Подготовьте реферат на тему творчество Лермонтова М.Ю. |
План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | Конспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,... План-конспект урока по теме : «М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество поэта. «Бородино»» | ||
Урок литературного чтения Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача» Н. Н. Носова «Федина задача», исследовать творчество Н. Н. Носова, совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать умение... | Урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного... Интегрированный урок литературного чтения и сольфеджио по технологии проблемного обучения «Творчество А. С. Пушкина в музыке» | ||
Рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей А. С. Пушкин «Повести Белкина» Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Жизнь и творчество И. А. Крылова Басни И. А. Крылова Басни Жана... | Урок литературного чтения в 3 классе Тема: «Устное творчество русского народа» Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный... | ||
Урок литературного чтения в 7 классе Тема урока: «К. М. Симонов, «Сын артиллериста» Развивать навыки выразительного чтения, словаря, логики мышления, расширять словарный запас, внимание | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: В. Ю. Драгунский «Главные реки». (учитель начальных классов Стороженко М. В. ) урок литературного чтения, 4 класс | ||
Уроку литературного чтения №136 Тема урока: Итоговое повторение. Обобщающий урок Литература: Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. – 3-е изд., перераб.... | Урок литературного чтения. 4-й класс «К. Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"» | ||
Конспект урока литературного чтения по умк «Планета знаний» (2 класс). Тема Учебник : «Обществознание» 11 класс. Под редакцией Л. Н. Боголюбова; Н. И. Городецкой; А. И. Матвеева | Урок литературного чтения 2 класс Тема: «Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» Оборудование: слайды, карточки для работы в группах, рисунки детей на тему «Осень», выставка книг | ||
Урок литературного чтения (2 класс) Тема: С. А. Есенин «Черемуха»... Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой, Б. Б. Захарова \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11... | Урок литературного чтения. Тема : Никитин И. С. «Русь.» Составила Цели: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста, пополнение словарного запаса, развитие навыков чтения:... | ||
Конспект урока по литературе, 9 класс Тема урока: А. С. Пушкин родоначальник... Конспекты уроков литературного чтения в 7 классе коррекционной школы VIII вида, посвященные 200-летию со дня основания Лицея | Конспект урока литературного чтения Тема: Басня. Особенности литературного жанра. Содержание и композиция басни И. А. Крылова «Кукушка и Петух» |