Урок литературы и музыки





Скачать 68.29 Kb.
НазваниеУрок литературы и музыки
Дата публикации17.08.2014
Размер68.29 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Военное дело > Урок
Урок литературы и музыки

"Военной песни негасимый свет".

Автор - Черткова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы.

Класс - 8

Цели урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с песнями военных лет.

  • показать особенности военных песен, темы и образы.

  • показать художественное мастерство поэтов-песенников.

Развивающие:

  • вырабатывать умение работать с художественным текстом.

  • учить мыслить, сравнивать, делать выводы.

  • развитие умения понимать позицию автора, его отношение к написанному.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости.

Тип урока: бинарный урок

Вид урока: урок - концерт.

Методы и приемы обучения: диалогический метод

ХОД УРОКА.

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

(В. Лебедев-Кумач, 1943 г.)

I. Организационный момент.

II. Слово учителя литературы.

С каждым годом все дальше уходят от нас героические годы Великой Отечественной войны, но никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа - труженика, ковавшего победу в тылу. Весь советский народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях с захватчиками советские воины проявляли чудеса героизма, их жены, матери и дети, заменив ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна напрягла все силы, сплоченная одной мыслью: "Все для фронта, все для Победы!"

Особый подъем пережила в годы Великой Отечественной войны советская поэзия. Многие стихи в те годы стали известными песнями. Их пел весь наш народ, жил с ними, черпал в них оптимизм и силу в годину суровых испытаний.

Песни военных лет... Сколько их, прекрасных и незабываемых. И есть в них все: горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков и пехотинцев, летчиков и танкистов. И если бы сейчас послушать все лучшее, что создали поэты и композиторы в те годы, это была бы музыкальная история Великой Отечественной войны.

III. Слово учителя музыки.

С первых дней войны прогремела по всей стране "Священная война" на стихи Лебедева-Кумача. Стихи были опубликованы 24 июня 1941 года. А чуть позже была исполнена песня. Прозвучавшая могучим призывом, с чеканной простотой и силой выразившая общее настроение и чувство, эта песня - присяга, песня - гимн сразу была взята на вооружение армией и народом и в течение 4-х лет бессменно служила делу борьбы и победы. Эту песню всегда слушали стоя, нередко плакали.

IV. Звучит песня "Священная война" в сопровождении слайдов презентации.

V. Учитель литературы.

Советское радио все годы начинало свои передачи в 6 часов утра первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными страны в годы Великой Отечественной войны.

- В чем, по-вашему, причина исключительной популярности песни?

Песни войны... Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец. Если спросить любого участника войны, какое значение имела на фронте песня, он непременно ответит: самое важное! Когда однажды молодого бойца - танкиста, выбравшегося из окружения, спросили, как он мог один разгромить большую группу немцев, тот ответил, что он был не один, ведь ему помогали трое: танк, автомат и песня...

Песни - как люди: у каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие. О таких песнях у нас и пойдет речь сегодня. Это известные и популярные песни в годы войны и не теряющие своей свежести и силы по сей день. В своих воспоминаниях Маршал Советского Союза И.П.Баграмян отмечал:"У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни - призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей".

VI. Учитель литературы.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит М.В Исаковскому. Миллионы людей пели, не зная имени автора, "Дан приказ ему на запад...", "В лесу прифронтовом", "Враги сожгли родную хату".

Песня о солдате - победителе, вернувшемся в родное село. Прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы. Потрясение воина - победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу.

- Исполнение учителем музыки песни "Враги сожгли родную хату".

VII. Учитель литературы.

Самой популярной песней Исаковского стала "Катюша". Стихотворение "Катюша" было написано в 1938 году. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот - вот примет на себя первый удар воин в зеленой фуражке - пограничник. И Исаковский пишет "Катюшу".

- Исполнение учащимися песни "Катюша".

VIII. Учитель музыки рассказывает историю создания песни "Катюша".

IX. Учитель литературы.

Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонации были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. "Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки", - писал о феноменальной песенности стихов А.Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песню "Соловьи".

Поэт Николай Старшинов посвятил своему другу стихи, в которых есть такие строчки:

Тут и выйдет Алеша Фатьянов, Запевала из всех запевал... Не его ли в глухом чернолесье Надрывались всю ночь соловьи? Не его ли широкие песни Были самые наши. Свои. Меж солдат уживались бывалых, Пробирались по топям болот, Согревали на кратких привалах, Шли в рядах марширующих рот.

X. Учитель музыки рассказывает историю песни "Соловьи".

- Звучит песня "Соловьи".

XI. Учитель музыки рассказывает историю песни "В землянке".

XII. Учитель литературы.

Огонек чадит в жестянке, Дым махорочный столбом: Пять бойцов сидят в землянке И мечтают кто о чем.

В тишине да на покое Помечтать оно не грех. Вот один боец с тоскою, Глаз сощуря, молвил:" Эх!..." - И замолк; второй качнулся, Подавил протяжный вздох, Вкусно дымом затянулся И с улыбкой молвил:" Ох!..."

"Да..." - ответил третий, взявшись За починку сапога, А четвертый, размечтавшись, Пробасил в ответ:" Ага!"

"Не могу уснуть, нет мочи, - Пятый вымолвил солдат, - Ну чего вы, братцы, к ночи Разболтались про девчат!"

- Исполнение учащимися песни "В землянке".

XIII. Учитель литературы.

Из-за школьной парты ушел на фронт добровольцем будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели - фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Многие песни Окуджавы о Великой Отечественной войне: "Король", "Песня о солдатских сапогах", "До свидания, мальчики", "Песенка о пехоте" и другие.

Через 25 лет после окончания войны Булат Окуджава написал песню "Нам нужна одна победа", прозвучавшую в фильме "Белорусский вокзал". Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они ее и поют со слезами на глазах.

- Исполнение учащимися песни "Нам нужна одна победа".

XIV. Учитель литературы.

Война ж совсем не фейерверк, А просто трудная работа, Когда, черна от пота, вверх Спешит по пахоте пехота.

- Чтение учащимся стихотворения "Песенка о пехоте".

- Исполнение учащимися песни "Баллада о солдате".

XV. Учитель литературы.

Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать.

Песня грустная наводила на воспоминания о доме, особенно в конце войны, когда мысли о доме чаще посещали бойцов. И солдаты собирались домой в ожидании встреч с близкими и любимыми людьми, но дорога домой была так длинна...

XVI. Учитель музыки.

Интересна судьба песни "Дороги", как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня "Весна победная". Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню - раздумье, воспоминание о пройденных путях - дорогах, об оставшихся на поле боя.

- Исполнение учащимися песни "Дороги".

XVII. Учитель литературы.

Минули годы и десятилетия. Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.

Быть может, по этим дорогам глухим К тебе суждено мне вернуться, любя, А если не мне, так хоть песням моим, Я верю, придется дойти до тебя.

Песням тех военных лет - поверьте! Мы не зря от дома вдалеке Пели в четырех шагах от смерти О родном заветном огоньке.

И не зря про путь к Берлину пели - Как он был нелегок и нескор... Песни с ветеранами старели, Но в строю остались до сих пор.

- Исполнение учащимися песни "Последний бой".

XVIII. Учитель музыки.

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, разные по своей манере, они наполняли жизнь русского человека, звали весь народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

- Исполнение песни "День Победы".

XIX. Рефлексия.

-Спасибо всем за работу!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы и музыки iconУрок-концерт в 5 классе Авторы: Р. А. Степанникова, учитель музыки...
Расширение и углубление нравственно-эстетических впечатлений от поэтического слова, музыки, живописи
Урок литературы и музыки iconГородской образовательный портал Рубрика «Из опыта работы учителя...
Материалы подготовили учитель музыки Новоселова В. А первая квалификационная категория и учитель русского языка и литературы Карпенко...
Урок литературы и музыки iconУрок музыки в 5 классе по теме «Музыкальная живопись и живописная музыка»
«музыкальный пейзаж», расширить знания о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; стимулировать развитие...
Урок литературы и музыки iconПояснительная записка Целью
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Урок литературы и музыки iconРабочая программа по музыке в 5 классе Челноковой Татьяны Павловны
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Урок литературы и музыки iconЯрмарка педагогических идей и инноваций
Стендовый урок музыки с использованием мультимедийной презентации «Душа музыки – мелодия»
Урок литературы и музыки iconТема: Мелодическое развитие музыки (2 урок в теме «Развитие музыки») Тип урока
Этот урок окажется необычным для вас, так как он будет состоять из двух предметов: английский язык и изобразительное искусство. И...
Урок литературы и музыки iconУрок музыки в 1классе Тема: «Художник, поэт, композитор»
...
Урок литературы и музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки»
Урок литературы и музыки iconУрок в 6 классе «Преобразующая сила музыки»
Цель: познакомить ребят со своеобразием и красотой звучания музыки Моцарта, определить стиль музыкального языка композитора
Урок литературы и музыки iconУрок музыки в 1 классе тема: «Музыка осени»
Формирование музыкальных и творческих способностей детей с учётом возможностей каждого ребёнка в различных видах музыкальной деятельности...
Урок литературы и музыки iconАдрес Республика Башкортостан, Мелеузовский район, д. Восточная,...
Для пробуждения интереса к изучению темы использованы произведения живописи, музыки, художественной литературы, устного народного...
Урок литературы и музыки iconСценарный план урока музыки в 5 классе (Программа «Музыка. 5-7 кл.»...
Цель: сформировать представление о тесной связи в русской песне двух искусств: музыки и литературы, показать на примерах значение...
Урок литературы и музыки iconАнкета «Урок музыки»
Какие темы, пройденные на уроках музыки, ты больше всех помнишь, какие из них самые любимые?
Урок литературы и музыки iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Размышляя о взаимовлиянии музыки, живописи и литературы, можно ли говорить об общих темах в этих видах искусств (да – это пейзаж,...
Урок литературы и музыки iconВ гармонии музыки и слова … (урок – гостиная для учащихся 8 – 9 классов) г. Козловка
Слышите, уважаемые гости, прекрасные переливы мелодии? Это мелодия Орфея и Эвридики. Мы не случайно начинаем наше свидание с искусством...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск