Скачать 84.63 Kb.
|
тема: Давление. Цели: Образовательные: сформировать представления о давлении как о физической величине, формирование практических навыков вычисления давления; Развивающие: развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать правильные выводы, логического мышления, Воспитательные: воспитание интереса к предмету через расширение кругозора учащихся, осуществление межпредметных связей. Тип рассматриваемого урока: изучение нового материала. Форма урока: комбинированный урок. Методы: словесные, наглядные, практические. Оборудование:
План урока:
Ход урока 1. Этап организации урока. Учитель: Сегодня у нас открытый урок по физике. У нас присутствуют гости учителя нашего района. Итак начинаем урок. 2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала. Слайд №2 Учитель: обратите внимание на иллюстрацию к произведению Мамина-Сибиряка “Серая шейка” (см. Слайд № 2 презентации) Ученик (Елисеев Роман) зачитывает отрывок из этого произведения: “…Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила: - Соскучилась я по тебе, уточка…Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива… И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце…”. Вопрос. Почему лиса осторожно ползла по льду? Учитель. Мы ответим на этот вопрос в течение урока. Слайд №3 Давайте прочитаем предложения. Учащиеся по очереди читают.
Что общего в этих предложениях? ( Слово давление). Слово “давление” вам хорошо известно. Во всех этих предложениях слово “давление” использовано в разных ситуациях и имело разное значение. Мы рассмотрим давление с точки зрения физики. Слайд № 4 Итак, тема урока «Давление». Запишите тему в тетрадях. Чтобы продолжить урок пригласим помощника. Слайд № 5 Дети мёда захотели – сгиньте, вьюги и метели, Чтобы добрая пчела в гости на урок зашла. Итак, сегодня главным героем нашего урока будет пчела. Перед вами (слайд № 6), изображен цветик-семицветик, лепестки у которого не простые, посмотрите, они показывают, что мы должны будем делать на уроке серединка указывает нам на повторение. 1 лепесток – узнать, что такое Давление. получить формулу давления. 2 лепесток – выяснить единицы давления. 3 лепесток – совершить путешествие в биологию. 4 лепесток – побывать в Мире техники. 5 лепесток – вспомнить “Знакомые буквы” 6 лепесток – провести Эксперимент. 7 лепесток – выполнить Тестовые задания. Учитель: Пчела на слайде по щелчку мыши перелетает на середину цветка) Слайд № 7 Повторение. Фронтальная беседа по вопросам.
3. Этап усвоения новых знаний. Слайд №8 Пчела на слайде по щелчку мыши перелетает на первый лепесток Пчела предлагает узнать что такое давление и вывести формулу для вычисления давления Как приятна зимняя прогулка на лыжах! Однако стоит выйти в снег без них, как ноги будут глубоко проваливаться при каждом шаге, идти будет трудно, и удовольствие будет испорчено. Слайд №9 Учитель. По рыхлому снегу человек идет с большим трудом, глубоко проваливаясь при каждом шаге. Но, надев лыжи, он может идти, почти не проваливаясь в него.. Вопрос: почему? Учащиеся делают вывод На этом рисунке вес лыжника примерно равен весу "пешехода". Поэтому силы, с которыми мальчики давят на снег, будем считать равными. но результат действия силы разный, потому что различна площадь поверхности, на которую давит человек с лыжами следовательно, Результат действия силы зависит не только от ее модуля, направления и точки приложения, но и от площади поверхности Слайд № 10 Пчелка предлагает убедиться в этом на опыте. видеодемонстрация С какими величинами связано давление. Слайд №11 Учитель: В рассмотренных примерах силы действовали перпендикулярно поверхности. Вес человека был перпендикулярен поверхности снега; сила действовавшая на песок, также перпендикулярна поверхности. Вывод: Результат действия силы зависит от: 1 – значения силы; 2 – площади поверхности, перпендикулярно которой действует сила. Учитель: величина, которая показывает, какая сила действует на каждую единицу площади поверхности, называется давлением. Какая зависимость между давлением и силой? Прямо пропорциональная р – F (на доске) Какая зависимость между давлением и площадью поверхности? Обратно пропорциональная. р – 1/S(на доске) Слайд №12 Чтобы определить давление, надо силу, действующую перпендикулярно поверхности, разделить на площадь поверхности: P – давление F – сила S – площадь опоры проанализируем данную формулу с математической точки зрения. Слайд №13 Вопрос 1. Сила давления не изменяется, а площадь опоры увеличивается. Как изменится давление? Почему? (Давление уменьшится, т. к. давление обратно пропорционально площади). Слайд №14 Вопрос 2. Площадь опоры не меняется, а сила давления увеличивается. Как изменится давление? Почему? (Давление увеличится, т.к. давление прямо пропорционально силе давления). Слайд №15 Вопрос 1. Как можно найти силу, зная давление и площадь поверхности, к которой приложена сила? (F=p*S) Слайд №16 Вопрос 2. Как найти площадь поверхности, к которой приложена сила, зная силу давления? (S=F/p) Слайд №17 Пчела на слайде перелетает на второй лепесток по щелчку мыши Учитель. Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах. Выведем единицу измерения давления. Слайд №18 Из формулы видим, что давление равно отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности. (щелчок) За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па). Слайд №19 Исторический материал. Блез Паскаль. (возврат) Если на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1 Н, то давление в этом случае 1 Па Числовое значение давления показывает силу, приходящуюся на единицу площади ее приложения. Например, при давлении 5 паскалей на площадь 1 м2 будет действовать сила 5 Ньютонов. Слайд №20 Используются также другие единицы давления. гекто Паскаль (гПа), кило Паскаль (кПа) 1 кПа = 1000 Па 1 Па = 0,001 кПа 1 гПа = 100 Па 1 Па = 0,01 гПа Запишите в тетради. слайд №21 Учитель. Итак продолжим урок Моря и пустыни, Земля и Луна Свет Солнца и снега лавины… Природа сложна, но Природа одна. Законы природы – едины! слайд №22 (пчела на слайде перелетает на третий лепесток по щелчку мыши). Итак пчелка предлагает совершит путешествие в биологию слайд №23 В Амазонке есть пиранья – С виду рыбка так себе. Если сунешь палец в воду, Перекусит вмиг его. Вопрос: почему пиранья может перекусить палец человека? слайд №24 Ёж сердитый, серый ёж, Ты куда, скажи, идёшь? Ты колючий весь такой, что не взять тебя рукой! Почему же ёж колючий? (Площадь поверхности иголок мала, а давление велико.) слайд №25 Вот верблюд, а на верблюде Возят кладь и ездят люди. Он живет среди пустынь, Ест невкусные кусты, Он в работе круглый год… Почему же на верблюде возят кладь и ездят люди? (Площадь поверхности конечностей верблюда велика, а давление, оказываемое на песок, невелико, поэтому верблюд не проваливается в песок.) слайд №26 Пчелка – труженик известный, Дарит людям мёд и воск, А врагам покажет жало, Будут помнить целый год! Почему жало пчелы оказывает на кожу человека очень большое давление? (Жало пчелы имеет малую площадь поверхности, а давление, оказываемое на кожу человека, велико.) слайд №27 Как-то раз спросили розу: Отчего, чаруя око, Ты колючими шипами Нас царапаешь жестоко? (Площадь поверхности шипов розы мала, а давление велико.) Слайд №28 Вернемся к героям “Серой Шейки”. Почему лиса осторожно ползла по льду? (Лиса выбрала такой способ передвижения, чтобы увеличить площадь поверхности, а давление, производимое на лед, уменьшить.) Учитель: Мы убедились в справедливости этой формулы в природе – иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала. Но. “Душа науки – это практическое применение её открытий” (У.Томсон). Слайд №29 Спасение утопающего. слайд №30 Пчела перелетает на четвертый лепесток по щелчку мыши. Совершим экскурсию в мир техники. слайд №31 Тяжелые машины, такие как трактор, танк или болотоход, могут проезжать по болотистой местности, по которой не всегда пройдет человек. Почему? (Тяжелые машины, имея большую опорную площадь, оказывают небольшое давление.) слайд №32 Итак мы находимся с вами на выставке режущих и колющих предметов. Вопрос. Ответы учащихся. Вот поэтому необходимо соблюдать технику безопасности на уроках технологии. Решается задача из учебника. Упр12 стр80 слайд №33 Задача. Человек нажимает на лопату силой 600Н. Какое давление оказывает лопата на почву, если ширина ее лезвия 20см, а толщина режущего края 0,5мм? ответ: 6000000Па=6МПа Вопрос: Почему режущие и колющие инструменты оказывают на тело очень большое давление? Ответ учащихся.Площадь поверхности режущих и колющих инструментов мала, а давление велико.) Учитель. Итак мы убедились в справедливости формулы давления в природе и технике слайд №34 (Пчела перелетает на пятый лепесток по щелчку мыши.) слайд №35 Игра “Знакомые буквы”. На доске записаны буквы – обозначения физических величин: p, m, F, l, V. Ваша задача: прочитав пословицы, поставить им в соответствие одну их этих величин. Пословицы: Шила в мешке не утаишь. Ежа голыми руками не возьмёшь. Палец в рот не клади. ответ: Давление слайд №36 Учитель. “Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок”. слайд №37 Пчела по щелчку мыши перелетает на 6 лепесток. слайд №38 Экспериментальное задание. слайд №39 Ход работы Вычислить давление твердого тела на опору работу выполняет 1 ученик у стола. Оборудование: динамометр, линейка измерительная, деревянный брусок. Порядок выполнения работы. Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска). Измерьте длину, ширину и высоту бруска. Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска. Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями. Результаты запишите в тетрадь. На основе полученных результатов сформируйте вывод. Учащиеся записывают результаты опытов на доске и делают вывод о зависимости давления от площади поверхности опоры. слайд № 40 Учитель. Чтоб пчеле продолжить путь Надо знанья почерпнуть. Мы листочки открываем И работу выполняем. слайд № 41 (Пчела перелетает на 7 лепесток по щелчку мыши.) слайд № 42-46 “Тестовые задания”. слайд № 47 Проверка слайд № 48 Выводы слайд № 49 Итог урока С какой физической величиной вы познакомились сегодня на уроке? Какую силу называют силой давления? Что такое давление? По какой формуле находится давление? Единицы давления? Единицы давления в СИ? Оценки за урок: Учитываются результаты теста. Выводится итоговая оценка за урок. слайд № 50 Домашнее задание: §32,33; экспериментальное задание Определите давление собственного тела на пол. Массу тела измерьте с помощью напольных весов, а площадь подошвы ботинка (туфли) – с помощью миллиметровой или клетчатой бумаги. |
Реферат По Физике По теме “ Давление в жидкости и газе” За единицу давления принимается такое давление, которое производит сила в 1Н, действующая на поверхность площадью 1м2 перпендикулярно... | Лекция №11 Атмосферное давление и его влияние на организм Пониженное атмосферное давление. Горная или высотная болезнь, профилактические мероприятия | ||
Конспект урока тема урока: «От чего зависит давление газа» Богинский Владимир Гаррьевич Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Конспект урока по теме: «Давление газа. Закон Паскаля». Юрасова Елена Сергеевна Паскаля, расширить и углубить знания учащихся по теме “Давление”, обсудить различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами | ||
Реферат на тему: “ Стирлинг” Стирлингов весьма условно, поскольку двигатель не имеет клапанов. Процессы перетекают один в другой. Метод позволяет ориентировочно... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: называть понятия «атмосферное давление», «ветер»; определять давление и причины его изменения; определять причины возникновения... | ||
Методическая разработка урока по теме: «Давление» Образовательные: углубить и пополнить знания учащихся по теме: «Давление», формировать умения применять полученные знания для решения... | Учебно-методический комплекс по мдк. 03. 01 Наплавка дефектов под... ПМ. 03 Наплавка дефектов и узлов машин, механизмов, конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление | ||
«Давление в жидкостях и газах»; «Физический бой» по теме «Давление... «я- концепции» учителя и ученика: я нравлюсь, я управляю, я нужен, я могу, я творю, я знаю, я владею; позволяющей развивать потребности... | Тема урока «Атмосферное давление» Оборудование: термометр, веер, стороны света, карточки со словами, картинки с изображением облаков | ||
Темы рефератов по физколлоидной химии Осмос, осмотическое давление в осуществлении функций живого организме в норме и при патологии | Тема: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | ||
Положение об областном конкурсе для учителей «Методическая шкатулка 2013» Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно) | Конспект урока в 7 классе Тема «Вес воздуха. Атмосферное давление» Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Атмосферное давление. Урок по организации проектной деятельности. Физика, 7-й класс | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Давление производимое на или передается в любую точку во всех направлениях |