Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 51
Конспект урока
на тему: «Число 8. Письмо цифры 8.
Состав числа 8»
учитель 1 класса «Г»
Донцова Ю.Ш.
«Число 8. Письмо цифры 8. Состав числа 8»
Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями).
Цель урока: научить учащихся распознавать число 8 и писать цифру 8.
Задачи урока:
Планируемые результаты (предметные):
• Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 8 и от 8 до 0).
• Развить умение распознавания цифры 8 в знаковой среде (в ряду цифр, букв и символов)
• Научить правильно писать цифру 8 и соотносить количество предметов с цифрой (от 1 до 8).
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
• Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска цифры 8.
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Познавательные:
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Подвести под понятие цифры и числа 8.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Развивать умение работать с разными видами информации.
• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.
• Работать над использованием знаково-символичных средств.
Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Воспитательные (личностные):
• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
• Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
• Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
• Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
• Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
• Работать над осознанием ответственности за общее дело
Ход урока:
Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа: Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, чтобы посмотреть, как вы учитесь. Давайте в начале нашего урока пожелаем всем добра:
Я желаю вам добра,
Ты желаешь мне добра,
Мы желаем всем добра.
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте,
Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать, и решать задачи, Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим мы материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цель этапа: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
- Сколько дней в неделе? (7)
- Сколько углов у квадрата? (4)
- Сколько страниц прочитал Петя, если он читает седьмую страницу? (6)
- Какая страница находится между четвертой и шестой страницами? (5).
- Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
- Счет по цепочке прямой и обратный до 10 с опорой на числовой ряд, вывешенный на доске.
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру.
На доске в произвольном порядке вывешены числа от 1 до 9 (пропущено только число 8). Задание: Расставить числа по порядку. После обнаружения отсутствия числа 8, объявляется тема урока: «Число 8 и цифра 8».
- Назовите предыдущее число числу 8 (7)
- Назовите последующее число числу 8 (9).
4) На доске вывешиваются 8 матрешек и читается стихотворение С.Я. Маршака:
Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
- Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы: - Восемь (дети хором).
Давайте подарим матрешкам по цветочку (7 цветочков расположены на доске в свободном порядке). Ученик распределяет цветы по одному. Обнаруживаем, что одной матрешке не хватает цветочка.
- Почему же одна матрешка осталась без цветка? (Матрешек больше, чем цветов).
- Сколько матрешек? (8)
- Сколько цветов? (7).
- Какой вывод можем сделать? (8 больше 7).
- На сколько больше? (на 1)
- Как это записать? (8>7)
- Как называется математическая запись? (неравенство).
- Что нужно сделать, чтобы у всех матрешек были цветы? (прибавить еще один цветок).
- Как это записать? (7+1 = 8).
Динамическая пауза (Физкультминутка).
Цель этапа: Смена деятельности.
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Цель этапа: Сформировать навыки написания цифры.
1) Вывешивается демонстрационный плакат.
- Число 8 считалось в древности совершенным. До сих пор в Китае число 8 и благополучие обозначают одним и тем же знаком.
- А где в жизни мы с вами сталкиваемся с числом 8?
- В Солнечной системе восемь планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).
- Существует восемь ветров и восемь сторон света.
Восемь ног, как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте мухи, шелк! (паук)
-У пауков по восемь ног и по восемь глаз.
Ты со мною незнаком? Я живу на дне морском. Голова и восемь ног, Вот и весь я-… ( осьминог) - У осьминогов по восемь щупалец.
2 Анализ образца, письмо цифры 8.
Учитель демонстрирует цифру 8.
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 8? (На матрешку, на очки, на снеговика…)
У восьмёрки два кольца
Без начала и конца.
С. Маршак
Учащиеся под руководством учителя анализируют образец цифры, а затем прописывают цифру 8 в тетради (с. 22 в тетради № 1, задание 3) по этапам.
Начинаем писать с верхнего овала. Начинаем писать чуть правее середины клетки. Идем вверх, закругляем, касаемся верхней стороны клетки, ведем в право, касаемся правой стороны клетки, идем с права налево, закругляем, касаемся нижней стороны клетки, закругляем идем к начальной точке.
Динамическая пауза (Физкультминутка для глаз).
Цель этапа: Смена деятельности.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНОов и УДД.
Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
2) Р а б о т а п о у ч е б н и к у.
А) Вопросы к сюжетной картинке задания 1 (с. 56, часть 1):
- Сколько дощечек покрасил Том Сойер? (7)
- Сколько дощечек будет выкрашено, если Том Сойер докрасит недокрашенную дощечку? (8).
- Как получили число 8? (7 да 1 – это 8).
- Найдите и прочитайте соответствующую запись (7+1=8).
- Если мальчик выкрасит 8 дощечек, сколько дощечек ему останется покрасить? (1).
Сколько всего дощечек нужно выкрасить Тому Сойеру? (9).
Б) Том Сойер жил в Америке. А мы с вами живем в Москве. Я приглашаю вас посетить знакомую нам улицу Братеевская. Посмотрите на улице выстроился новый дом под номером 8.
- Сколько этажей в доме? (4).
- Давайте поможем жильцам новостройки заселиться в свои квартиры. (приглашается ученик к доске, который расселяет числа по своим «квартирам»). Проверка правильности выполнения с аргументацией ответов.
Рефлексия. Самооценка.
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас, Спасибо вам, ребята за работу, Не подвели меня и в этот раз. – Чему научились на уроке?
– Какое задание вам больше всего понравилось?
- Какую самооценку своему труду на уроке вы себе дадите?
- С каким настроением вы заканчиваете этот урок?
- Вы все сегодня хорошо поработали, скажем друг другу - СПАСИБО. |