№ урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Содержание урока
| Материалы, пособия
|
Раздел 1: Музыкальный образ. - 9 ч
|
1.
| Введение в тему. Понятие – образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия.
| 1
|
|
|
2.
| Образ воспоминаний о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной Войны.
| 1
| Доказать на примере песни А. Новикова «Дороги», что музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий – это значит иметь одну или несколько граней.
| Слушание и разучивание песни "Дороги" А.Новикова
|
3.
| Образ войны и мира.
| 1
| Сформировать представление о трёхчастной форме, преобладании крайних частей, утверждении образа первой части в третьей на примере эпизодов из оперы «Война и мир» С. Прокофьева.
| «Ария Кутузова» и «Вальс» из оперы «Война и мир» С.С. Пркофьева.
|
4.
| Образ покоя и тишины.
| 1
| Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания произведения на примере «Островок» С.Рахманинова.
| «Островок», «Весенние воды» С.В. Рахманинова. Разучивание песни "Любимая школа".
|
5.
| Песенно-хоровой образ России.
| 1
| Познакомить с понятием « музыкальный образ»; через звучание на уроке музыки русских народных песен и танцев активизировать чувства сопереживания, любви к народной музыке своей страны.
|
|
6.
| Драматический образ.
| 1
| Формировать эмоционально осознанное восприятие музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта.
| Ф. Шуберт» Баллада «Лесной царь». Разучивание песни "Мой добрый учитель".
|
7.
| Картины народной жизни.
| 1
| Показать связь ритма с другими элементами музыкального языка на примере «Болеро» М. Равеля.
| «Болеро» М. Равеля. Разучивание "Песня туристов" из оперы "А зори здесь тихие" К. Молчанова
|
8.
| Образ борьбы и победы.
| 1
| На примере увертюры Л. Бетховена показать, как в музыке из нескольких образов рождается один – образ героя; содействовать воспитанию патриотизма, нравственности, любви к Родине; обеспечить в ходе урока повторение основных образов музыки на определённых произведениях.
| Увертюра "Эгмонт" Л. Бетховена
|
9.
| Картины народной жизни (продолжение).
| 1
| Расширить представление о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания на примере Рапсодии № 2» Ф. Листа; познакомиться с биографией Ф. Листа; дать определение понятию «рапсодия».
| "Вторая рапсодия" Ф. Листа. Разучивание песни "Мой город"
|
Раздел 2: Музыкальный образ (продолжение). - 7 ч
|
1.
| Образ современной молодёжи.
| 1
| Воспитание интернационализма, патриотизма, нравственности на примере «Гимна демократической молодёжи мира» А. Новикова; развитие умения обобщать, сравнивать, анализировать на примере песен «Дороги», «Баллада о солдате».
| Слушание "Гимн демократической молодежи мира" А Новикова
|
2.
| Лирический образ.
| 1
| Определение характерных черт музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике и отражение этого умения в размышлениях о музыке.
|
|
3.
| Образ страдания
| 1
| Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли, которая, развиваясь в одночастной форме, создаёт единый музыкальный образ, на примере «Прелюдия № 4» А. Скрябина.
|
|
4.
| Романтические образы.
| 1
| Развивать воображение и фантазию, умение определять музыкальный образ в различных произведениях на примере вальсов Ф. Шопена; познакомить с биографией Ф. Шопена; рассказать о романтизме в музыке.
| Шопен «Вальс – минутка»; «вальс №7».
|
5.
| Образ грусти.
| 1
| Показать, что музыкальные образы бывают различны, но они вооплащают в музыке какую – то частицу жизни; проследить за развитием музыкального образа на примере «Грустного вальса» Я. Сибелиуса.
| «Грустного вальса» Я. Сибелиуса.
|
6.
| Разнообразие музыкальных образов.
| 1
| Уметь определять развитие образа произведения, если известна его форма на примере Фуги ля-минор И. С. Баха; ;познакомить с биографией И. С. Баха, дать понятие фуга, полифония.
|
|
7.
| Обобщение темы полугодия «Музыкальный образ».
| 1
| Обратить внимание , что все музыкальные образы, с которыми знакомились на уроках музыки, изображают жизнь в разных её проявлениях. Создавая их, композиторы используют разнообразные средства музыкальной выразительности, это значит, характер музыки зависит от музыкального языка.
|
|
Раздел 3: «Музыкальная драматургия». - 10 ч
|
1.
| Развитие музыкального образа
| 1
| Формирование у учащихся представлений о музыкальной драматургии. На примере «Песни наших отцов»-Дубравина.
|
|
2.
| Жизнь музыкальных образов в одном произведении.
| 1
| Формирование представлений учащихся о развитии музыкальных образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере увертюры «Руслан и Людмила».
| Увертюра «Руслан и Людмила» М.И. Глинка.
|
3.
| Жизнь музыкальных образов в одном произведении.(2)
| 1
| Обогатить представление учащихся о музыкальной драматургии на примере увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
|
|
4.
| Жизнь музыкальных образов в одном произведении.(3)
| 1
| Помочь учащимся осознать суть музыкальной драматургии, показав на примере фрагмента из оратории «По следам Руставели» - О. Тактакишвили; в какой части произведения ярче передаётся его драматизм.
|
|
5.
| Противоборство музыкальных образов в одном произведении.
| 1
| Показать, каким образом в увертюре «Эгмонт» Л.Бетховена выражены основной конфликт и основная идея произведения.
| Бетховен увертюра «Эгмонт».
|
6.
| Противоборство музыкальных образов в одном произведении. (2)
| 1
| Почувствовать взаимодействие музыкальных образов, их развитие и борьбу противоположностей в симфонической картине Н.А. Римского – Корсакова «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»
|
|
7.
| Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении. (1)
| 1
| В процессе восприятия «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э. Грига закрепить представления о сонатной форме.
|
|
8.
| Контраст и взаимовлияние музыкальных образов в одном произведении. (2)
| 1
| В процессе восприятия «Сонаты для виолончели и фортепиано» Э. Грига закрепить представления о сонатной форме.
|
|
9.
| Сонатная форма.
| 1
| Закрепление и углубление понятия – сонатная форма, как формы, обладающей наибольшими возможностями для отражения сложных и многосторонних жизненных процессов, человеческих характеров, движения чувств человека, для выражения драматических конфликтов, больших идей, глубоких обобщений.
|
|
10.
| Противостояние музыкальных образов в одном произведении. (3)
| 1
|
|
|
Раздел 4: «Музыкальная драматургия» (продолжение). - 8 ч
|
1.
| Драматургия контрастных сопоставлений.
| 1
| Показать сопоставление образов в музыкальной драматургии «Венгерских напевов» А. Эшпая; укрепить и расширить представление учащихся о венгерской и одновременно советской музыке.
|
|
2.
| Интонационное единство балета (оперы)
| 1
| Определить драматургию балета «Золушка» С. С. Прокофьева; доказать, что единство балета достигается интонационным единством, пронизывающим весь спектакль.
| Балет "Золушка" С.С. Прокофьева
|
3.
| Столкновение двух образов – основа драматургии «Симфонии №7» Д. Шостаковича.
| 1
| Подвести учащихся к осознанию того, что в 1-й части Седьмой симфонии Д. Шостаковича средствами музыки передал глубокие размышления, боль о безмерных страданиях людей; раскрыл борьбу двух начал: добра и зла.
| Д Тухманов "День Победы". Седьмая симфония Шостаковича.
|
4.
| Жизненное содержание и фора музыкальных произведений.
| 1
| Почувствовать особенности драматургии песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат».
| В.И. Мурадели "Бухенвальдский набат".
|
5.
| Жизненное содержание и фора музыкальных произведений. (2)
| 1
| Дать понятие «симфонии» как музыкальной формы, области её применения на примере «Симфонии № 40» В.А. Моцарта.
| Моцарт "Симфония № 40".
|
6.
| Жизненное содержание и фора музыкальных произведений. (3)
| 1
| Дать понятие «симфонии» как музыкальной формы, области её применения на примере «Симфонии № 40» В.А. Моцарта.
|
|
7.
| Жизнь полонеза.
| 1
| Закрепить и обобщить понятия «музыкальный образ», «музыкальная драматургия» на примере незнакомого произведения М. Огинского «Полонез»;
| М. Огиньский "Полонез".
|
8.
| Обобщение тем всего года.
| 1
| Закрепить, что законы развития музыки по существу близки законам развития жизни.
| Исполнение и слушание музыки по выбору учителя и учащихся.
|