Скачать 237.77 Kb.
|
Школьная программа патриотического воспитания "Патриот" Сдержикова Е.Н., Карасев И.Ю., средняя общеобразовательная школа № 30 города Старый Оскол Белгородской области Пояснительная записка Школьная программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2006-2010 годы» (далее именуемая Программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, постановлением правительства Белгородской области № 145 - пп от 01.07.2005 года «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2006-2010 годы». Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания детей и молодежи, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания обучающихся, как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Программа представляет собой согласованный по срокам выполнения и исполнителям комплекс нормативных, правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач патриотического воспитания детей и молодежи. Реализация Программы будет способствовать повышению уровня гражданского воспитания детей и молодежи, улучшения физического здоровья молодого поколения, повысит их готовность к военной службе. I. Актуальность проблемы и необходимость решения ее программными методами Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, службы в Вооруженных Силах РФ. Стержнем патриотического воспитания является патриотизм и готовность к достойному служению Отечеству. Актуальность поднятой проблемы очевидна. Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства молодежи. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Сегодня необходимо крепко задуматься над тем, как избавиться от плодов беспечности, мягко говоря, приведшей к деформации в сознании многих людей самих понятий “патриотизм” и “патриот”, когда слова “патриотическое воспитание” зачастую воспринимаются как “насилие” и “подавление личности”. Это опасное явление. Оно грозит разрушением духовно-нравственного единства общества, многовековых традиций дружбы, экономического и культурного сотрудничества народов России. Серьезные симптомы этой угрозы уже проявились в виде военных конфликтов в Чечне и Дагестане, в виде всплесков терроризма по регионам Российской Федерации. Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Это далеко не полный перечень причин, заставляющих нас подойти к серьезному рассмотрению вопросов духовно-нравственной консолидации российского общества, формирования единства нации. Во все времена, начиню, от древней Руси и до нынешних дней, теневой духовного единства государства российского был и остается патриотизм. С особой силой проявляется он в самые тяжелые для Отечества годы. Так было в периоды Отечественных войн 1812, 1941-1945 годов и при восстановлении народного хозяйства в последние годы. На консолидирующий потенциал патриотизма государственные органы власти рассчитывают и в настоящее время. Неотъемлемой частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан. Оно направлено на глубокое понимание каждым гражданином значимости военной службы, своей роли и места в служении Отечеству, проявление ими высокой личной ответственности при прохождении военной службы, убежденности в необходимости формирования качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем патриотического воспитания детей и молодежи. II. Цель и задачи программы Основной целью Программы является совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания у детей и молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности, улучшение физического здоровья молодого поколения, повышение готовности к военной службе. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: -воспитание личности гражданина-патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; -утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, интереса к истории родного края, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы; -создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического потенциала; -формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности, в улучшении и познании окружающего мира. -формирование здорового образа жизни молодого поколения, высокой готовности к военной службе. III. Система программных мероприятий: основные направления реализации Программы - формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и ценностей многонационального государства; - изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны; - формирование глубокого понимания конституционного гражданского и воинского долга, развитие высокой культуры и образованности; - осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству; - формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, самоотверженности, ответственности и коллективизма, уважения и добросовестного отношения к труду, толерантности; - формирование здорового образа жизни подростков и молодежи, профилактика наркомании, алкоголизма, правонарушений и безнадзорности, улучшение здоровья молодежи; - развитие технических, военно-прикладных видов спорта. IV. Механизм реализации Программы Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста. Так в школе I ступени (1-4), работа организуется следующим образом: 1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. 2.Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. 3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Школа первой ступени выполняет работу по накоплению первоначальных знаний детей об Отечестве и зарождению у них патриотических чувств. Потенциал личностного развития в школе II ступени (5-7) - это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов. В деятельности приоритетны ситуации успеха, свободы и самостоятельности, привлекательны разнообразие и эмоциональность, создающие возможность самоутверждения. Главными задачами самовоспитания в школе II ступени (8-9) являются задачи развития самосознания и культуры общения, формирование чувств собственного достоинства. Мы выходим на потенциал личностного развития в осознании своего достоинства, готовности мириться с чужим мнением, признании многообразия, уважение к традициям, приобщение к источникам духовно-нравственной культуры, гражданственности. Образ Я в школе толерантности III ступени (10-11) складывается из укрепления представлений о себе взрослом, отказа от доминирования, причинения вреда и насилия, способности поставить себя на место другого, мировоззрения толерантной высоконравственной личности. В потенциал личностного развития войдет принятие другого таким, каким он есть, уважение права быть иным, индивидуальное самоопределение, позитивная социализация. Механизм реализации Программы учитывает современные формы и методы патриотического, духовно-нравственного просвещения и воспитания. В осуществлении Программы участвуют патриотический клуб «Ратник», школьный музей этнографии, педагоги, библиотека, Совет старшеклассников, детские объединения, Совет по физической культуры, обучающиеся. Главные исполнители разрабатывают подпрограммы с определением конкретных работ, необходимых затрат по каждому мероприятию и источников их финансирования. Координацию деятельности по управлению реализацией Программы осуществляет Совет по патриотическому воспитанию. Структура реализации программы Оценка эффективности реализации Программы Результативность реализации Программы измеряется мерой готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать • общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым гражданами в обеспечение потребностей, нужд своего Отечества и соотечественников. Основным критерием эффективности реализации Программы является уровень патриотизма, как одного из основных характеристик отдельной личности и граждан муниципального район «Город Старый Оскол и Старооскольский район» в целом вне зависимости от занимаемого ими положения, социального статуса, национальной, религиозной и иной принадлежности. Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в городе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема, укрепления экономической стабильности города, повышения его авторитета. Мероприятия по реализации программы «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2006-2010 г.г.»
|
Программа «Растем патриотами» военно-патриотического Клуба «Патриот»... Варгаши Курганской области. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания школы и... | Программа гражданско-патриотического воспитания мбоу нерльская сош «Я-гражданин, я-патриот» Муниципальное образовательное учреждение «нерльская средняя общеобразовательная школа» | ||
Программа патриотического воспитания учащихся «Я патриот Родины» Родине, постоянная готовность к её защите. Программа работы школы по патриотическому воспитанию направлена на неустанную работу по... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание гражданина, патриота своего Отечества, обладающего чувством национальной гордости, является главной задачей военно-патриотического... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программы гражданско-патриотического воспитания учащихся моу «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» на 2011-2015 годы... | Общая характеристика учреждения Уважаемые воспитанники, родители, педагоги, гости и друзья «Военно патриотического центра «Патриот»! | ||
Указ Президента Республики Казахстан о государственной программе... В соответствии с подпунктом 8 статьи 44 Конституции Республики Казахстан, в целях создания целостной системы патриотического воспитания... | Программа Военно-патриотического воспитания муниципальной бюджетной... Программа патриотического воспитания учащихся мбоши нижнекамская кадетская школа-интернат разработана в соответствии с Государственной... | ||
План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | ||
План патриотического воспитания мбоу сош №127 на 2013-2014 год План патриотического воспитания учащихся мбоу сош №127 разработан в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание... | Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» Программа патриотического воспитания школьников «Мы -россияне» предполагает работу школы по направлениям | ||
Система патриотического воспитания граждан в Свердловской области.... Сфере воспитания патриотизма, которая до недавней поры была незаслуженно забыта, в 2012-2013 годах стала предметом внимания руководителей... | Программа «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического... Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических... | ||
Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной... | Программа патриотического воспитания школьников «Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться» Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной... |