М б филология в системе современного гуманитарного знания





Скачать 338.07 Kb.
НазваниеМ б филология в системе современного гуманитарного знания
страница1/3
Дата публикации18.01.2015
Размер338.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3
Аннотации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
032700.68 ФИЛОЛОГИЯ

(Магистерская программа)

М.1 Общенаучный цикл

Базовая часть

М.1.Б.1.Филология в системе современного гуманитарного знания

Место дисциплины в структуре ООП - М.1.Базовая часть

Цель изучения дисциплины - сформировать у магистрантов представление о современном состоянии филологической науки и ее месте среди других гуманитарных и негуманитарных дисциплин. Показать особенности взаимодействия филологии с философией, семиотикой, герменевтикой, теорией коммуникации, когнитологией и др.; ознакомить с современными парадигмами филологии, ее методологическими принципами и методическими приемами исследования

Задачи курса:

- ознакомить слушателей с современными парадигмами научного знания;

- повысить коммуникативную компетенцию магистрантов путем ознакомления их с современными тенденциями развития теории текста как способа осуществления коммуникативной деятельности;

- проследить процессы интеграции филологии с другими гуманитарными науками;

- выработать умение пользоваться методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации

Формируемые компетенции – ОК 1, 2, 5, 6. ПК - 1,2, 3,4, 5. 6.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- знать: философские концепции в области филологии; место гуманитарных наук и роль филологии в выработке научного мировоззрения; современную научную парадигму в области филологии и динамику ее развития; систему методологических принципов и методических приемов филологического исследования;

- уметь: совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень; адаптироваться к изменению профиля деятельности; использовать фундаментальные знания по филологии в сфере профессиональной деятельности;

- владеть: основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций; методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации.

Вариативная часть

М.1. В.1. Педагогика и психология высшей школы

Цели освоения дисциплины:

Получить представление о педагогике как науке, о ее задачах, функциях, методах, основных категориях: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогические технологии; изучить психологические аспекты образования: происхождение, функционирование и развития психических процессов, состояний и свойств человека.

М1. Общенаучный цикл

Базовая часть

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: понимание сущности процессов обучения и воспитания, их психологических основ; умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность.

Краткое содержание.

Педагогика: Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Общие формы организации учебной деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

Психология: Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Основные функции психики. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические и познавательные процессы. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
М.1. В.2. История филологии в России и за рубежом
Цели освоения дисциплины:

Сформировать представление о русской и зарубежной литературной критике в ее историческом развитии, о ее влиянии на историю и культуру мира, о специфике ее функций, о широком спектре воззрений на отечественную и зарубежную литературу как на социокультурный феномен; создать у студентов представление о становлении и развитии журнального дела, о столкновении на страницах журналов эстетических и философских позиций, о разных формах отношений литературной критики с различными общественными и государственными институтами; описать значение идейного и научного наследия выдающихся критиков и журналистов в формировании национального сознания.

Место дисциплины в структуре ООП:

Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная часть.

В этом курсе собираются все необходимые понятия и представления о литературном процессе, с которыми обучаемые знакомились с первых дней своего филологического образования. Вникая в историю отечественной и зарубежной литературной критики, студенты получают и известные практические представления и навыки: опыт первичной оценки нового писательского имени, нового текста, нового литературного направления и течения, владение разными способами сопоставительных разборов, умение заражать других своими предпочтениями.

Краткое содержание.

Понятия «литературная критика», «сравнительный анализ». Основные свойства литературно-критического высказывания. Профессиональная, писательская и читательская литературная критика. Писательская литературная критика. Жанры литературной критики. Полемика в литературной критике. Роль читателя в литературной критике. Участники современного литературного процесса о судьбах русской литературной критики. Литературно-критические отделы в толстых литературно-художественных журналах. Литературная критика на газетной полосе. Интернет–критика: дискуссии, отклики, читательская критика. Взаимосвязь истории литературы и истории литературной критики. Проблемы периодизации истории литературной критики. Литературно-критические школы, направления, течения. Движение истории русской и зарубежной литературной критики в ХУШ веке, Х1Х веке, ХХ веке. Текущая литературная критика. Литературный критик в современном обществе. Творческая индивидуальность литературного критика.
М.1.В.3. Актуальные проблемы современного языкознания
Цель изучения дисциплины - ознакомить магистрантов с парадигмами лингвистического знания и их строением; дать всестороннюю характеристику современной антропоцентрической парадигме; ознакомить с основными направлениями лингвистических исследований конца 20 – начала 21 века – функциональное, генеративное и когнитивное направления; теория текста и дискурса; теория значения, проблемы порождения и восприятия речи.

Формируемые компетенции – ОК 1, 2, 5, 6. ПК - 1, 2, 4, 5.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

-иметь представление о современной парадигме лингвистического знания и основных направлениях исследования языка, знать терминологический аппарат современного языкознания и основные принципы современных лингвистических исследований (экспланаторность, антропоцентризм, экспансионизм).

-уметь ориентироваться в научной, научно-популярной литературе, представляющей широкий спектр современных направлений языкознания (функциональная лингвистика, когнитивная лингвистика, теория текста и дискурса, генеративная грамматика, функционально-семантическая грамматика, теория метафоры, концептология).

-владеть навыками применения полученных знаний в научно-исследовательской работе в своей специальной области.

Дисциплины по выбору
М.1.Д.1. Этнолингвокультурология и мифология

Место дисциплины в структуре ООП – М.2.9.ДВС

Цель изучения дисциплины - дать студентам представление об этнолингвистике как научной дисциплине, о способах связи языка и культуры в их взаимодействии, т.к. язык рассматривается как активно действующая часть культуры, как один из основных способов ее формирования, закрепления и передачи информации.

Задачи курса:

  • ознакомить студентов с основными положениями, задачами и понятийным аппаратом этнолингвистики;

  • ознакомить студентов с основными этапами развития этнолингвистики;

  • познакомить с основными методами этнолингвистики;

  • сформировать навыки этнолингвистической интерпретации языковых фактов.

Формируемые компетенции – ОК-1,2,5,6. ПК-1,2,4,5.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины магистранты должны:

- знать о способах связи языка и культуры в их взаимодействии; особенности взаимовлияния языка в разных формах его существования и истории народа; о взаимодействии языковых, этнокультурных и этнопсихологических факторов в функционировании и эволюции языка; о значении лексики и фразеологии языка для реконструкции лингвистической картины мира.

- уметь: находить этнографизмы в тексте и определить их культурно-национальные особенности; выявить и охарактеризовать этноязыковые особенности по данным русского языка и его истории; использовать языковые данные (этимологии, ареалы слов, называющих основные понятия материальной и духовной культуры) для реконструкции картины мира народа.

- владеть: основными методами и приемами этнолингвистического анализа фактов языка.
М.1.Д.1. Методика проведения социолингвистических исследований

Место дисциплины в структуре ООП - М.1.Д.1.

Цель изучения дисциплины – ознакомить магистрантов с парадигмами знаний в области лингводидактики, теории и методики обучения иностранным языкам и способностью применять их в практике преподавания иностранных языков; дать всестороннюю характеристику современным технологиям обучения и практику их применения в учебной аудитории.

Требования к результатам освоения дисциплины:

- знать о современной парадигме знаний в области лингводидактики и основных направлениях теории и методики обучения иностранным языкам на современном этапе.

- уметь ориентироваться в научной, научно-популярной литературе;

- владеть навыками применения полученных знаний в научно-исследовательской работе в своей специальной области.

Основные образовательные технологии - Реализация программы предусматривает широкое использование в учебном процессе инновационных технологий обучения (чтение интерактивных лекций, анализ профессионально-педагогических ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, микрообучение, анализ видеоуроков в школе, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в виде авторских курсов, составленных на основе результатов исследований.

М.2. Профессиональный цикл. Базовая часть.

М.2.Б.1.Информационные технологии в филологии

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель данного курса – изучение электронных ресурсов для обучения иностранным языкам, разработка тренировочных упражнений с использованием компьютерных технологий, использование компьютерных технологий в организации различных видов профессиональной деятельности. Дисциплина «Информационные технологии в филологии» расширяет компетенции преподавателя иностранных языков за счет использования новых информационных технологий в обучении иностранным языкам, интенсификации процесса обучения, более эффективной организации самостоятельной работы обучаемого.

Магистрант должен:

знать классификацию программных средств, применяемых в обучении иностранным языкам , способы их применения; ресурсы ИНТЕРНЕТ для обучения иностранному языку;эффективные способы применения компьютерных информационных технологий для организации обучения иностранным языкам

уметь осуществлять поиск необходимых для обучения материалов в ИНТЕРНЕТ ресурсах;использовать ИНТЕРНЕТ ресурсы для обучения иностранному; использовать компьютерные программы для организации самостоятельной работы;

владеть навыками разработки интерактивных упражнений для обеспечения самостоятельной работы;

использования стандартных и прикладных программ для разработки интерактивных учебных материалов;

быть компетентным в критической оценке ресурсов ИНТЕРНЕТ в процессе их отбора;

в использовании ресурсов ИНТЕРНЕТ в профессиональной деятельности и соблюдении авторских прав.

Краткое содержание Поиск информационных ресурсов для обучения иностранному языку в ИНТЕРНЕТ; ИНТЕРНЕТ ресурсы для аудиторной и самостоятельной работы; владение программами различных типов для организации учебной деятельности; разработка интерактивных упражнений; методические рекомендации по применению компьютерных программ, ИНТЕРНЕТ ресурсов в учебных целях.
М.2.Б.2.Деловой иностранный язык

Место дисциплины в структуре ООП – М.2.Б2.

Цель изучения дисциплины - приобретение знаний и формирование практических навыков владения иностранным языком, уровень которого позволит использовать приобретенный языковой опыт в письменном и устном общении при решении различных вопросов делового характера в профессиональной и научной деятельности.

Задачи курса:

- расширить исходный базовый материал практического языка с целью углубления знаний в специальных областях современного английского языка (деловые отношения);

- ознакомить магистрантов с основными формами документации на английском языке и способами ее ведения;

- научить стратегиям делового общения в различных коммуникативных ситуациях;

- сформировать у студентов лексический минимум, необходимый для работы с документацией и ведения деловых переговоров на английском языке. Формируемые компетенции – ОК-1,3,5,6. ПК-2,3,12,15.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

- знать:тематический словарь; основы организации деловой коммуникации на английском языке; общепринятые формы коммерческого письма и резюме; структуру коммерческого письма.

- уметь: правильно составлять деловые письма; грамотно и корректно вести деловую переписку; устраивать деловые встречи, презентации.

- владеть: основными языковыми клише, относящимися к различным видам бизнеса; лексическим минимумом ключевых слов, которые содержат основную информацию делового общения; навыками работы с коммерческой корреспонденцией.

Основные образовательные технологии – сочетание традиционных и инновационных технологий: объяснительно-иллюстративный метод обучения с элементами проблемного изложения, практические занятия (индивидуальная работа, обсуждение конкретных ситуаций, использование технических средств образования, аудио- и видеоматериалов); самостоятельная работа магистрантов; активные и интерактивные методы: решение ситуационных задач, дискуссия (тематическая).

М.2.Б.3. Философские основы филологии

Цель изучения дисциплины - изучение актуальных проблем теории текста и дискурса; ознакомление с основными понятиями, терминологическим аппаратом, направлениями и методами изучения дискурса и текста; расширение общефилологической эрудиции слушателей и углубление их теоретической подготовки в области анализа текста; применение возможности дискурсивного и текстового анализа в практике исследований коммуникации.

Задачи курса: -

- продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;

- участие в диалогических и полилогических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Формируемые компетенции – ОК 1, 2, 3, 5, 6; ПК 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 12, 13.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины магистрант должен:

- знать: основные понятия теории текста и дискурса и основные направления их изучения, базовые лингвистические понятия и термины грамматики и стилистики, норм письменной и устной речевой коммуникации, их грамматические и синтаксические и орфоэпические особенности.

- уметь: определять тип и структуру дискурса и текста; структурировать текст и дискурс; применять терминологию, понятийный аппарат и методы дискурсивного анализа в собственных исследованиях на практике; работать с различными видами и типами дискурсов; применять методы дискурсивного анализа к различным видам текстов.

- владеть: навыками лингвистического анализа текста; понятийным аппаратом и методами текстового и дискурсивного анализа, общей речевой культурой и стилистикой деловой и научной сфер общения; нормами речевой этики и речевого этикета; составления и анализа деловой служебной документации (заявление, доверенность, служебная записка, резюме и пр.), а также научных документов (реферат, доклад, курсовая работа, диссертация и пр.), текстов публицистического стиля.

Основные образовательные технологии – сочетание традиционных (лекции, семинары, практические занятия, работа в библиотеках разного профиля и т. п.) и инновационных (использование мультимедийных средств, работа в сети Интернет) форм и технологий образования.
Вариативная часть (вузовский компонент)

М.2.В.1. Английский язык в современном мире
Место дисциплины в ООП – М.1.В1.

Цель изучения дисциплины – глубокое изучение актуальности проблем социолингвистики; ознакомление с основными понятиями, терминологическим аппаратом, направлениями и методами изучения социолингвистики, расширение общелингвистической эрудиции слушателей и углубление их теоретической и практической подготовки в области языка;

Задачи курса состоят в формировании у магистров основных навыков, которыми должен владеть каждый человек в социуме для успешной работы и коммуникации в различных сферах жизни.

Формируемые компетенции - ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-7, ОК-8; ПК -1, ПК-2, ПК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9.

Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

-знать: объект, предмет, задачи, основные разделы и методы исследованиястилей коммуникации; основные этапы становления и развития социолингвистики как науки о языке и обществе; основные проблемы и концепции современной социолингвистики.

- уметь: применять терминологию, понятийный аппарат и методы социолингвистики в собственных исследованиях на практике; анализировать различные социолингвистические системы с учетом их содержания и структуры.

- владеть: терминологией и понятийным аппаратом социолингвистики; общей речевой культурой; базовыми навыками социолингвистики, умением устанавливать, поддерживать и развивать межличностные отношения. Основные образовательные технологии - сочетание традиционных (лекции, семинары, работа в библиотеках разного профиля) и инновационных (использование мультимедийных средств, работа в сети Интернет) форм и технологий образования.
М.2.В.2.Компьютерный анализ филологических текстов
Место дисциплины в ООПМ.2. В.2.

Цель изучения дисциплины - получить представление об использовании современных информационных технологий в различных областях филологического знания, научиться применять полученные знания в процессе практической работы с языковым материалом и текстом.

Задачи курса:

-научить студентов пониманию роли и функций информационных технологий в процессе обучения;

- выработать умение работать с операционными оболочками, с обучающими программами;

-познакомить с основными компонентами компьютерных учебников, требованиями к электронным изданиям.

-научить проводить компьютерные эксперименты.

-выработать умение работать с информационными и коммуникационными технологиями для последующего их применения в педагогической практике. Основные образовательные технологии - реализация программы предусматривает широкое использование в учебном процессе наряду с традиционными инновационных технологий обучения (чтение интерактивных лекций, имитационные модели, ролевые игры), работа в мультимедийных классах.

Формируемые компетенции – ОК 3.4, 5. ПК 1,6,11.

Вариативная часть
М.2.В.3.Английский язык в деловом общении и делопроизводстве
Место дисциплины в структуре ООП – М.2.В3.

Цель изучения дисциплины - приобретение знаний и формирование практических навыков владения иностранным языком, уровень которого позволит использовать приобретенный языковой опыт в письменном и устном общении при решении различных вопросов делового характера в профессиональной и научной деятельности.

Задачи курса:

- расширить исходный базовый материал практического языка с целью углубления знаний в специальных областях современного английского языка (деловые отношения);

- ознакомить магистрантов с основными формами документации на английском языке и способами ее ведения;

- научить стратегиям делового общения в различных коммуникативных ситуациях;

- сформировать у студентов лексический минимум, необходимый для работы с документацией и ведения деловых переговоров на английском языке. Формируемые компетенции – ОК-1,3,5,6. ПК-2,3,12,15.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

- знать:тематический словарь; основы организации деловой коммуникации на английском языке; общепринятые формы коммерческого письма и резюме; структуру коммерческого письма.

- уметь: правильно составлять деловые письма; грамотно и корректно вести деловую переписку; устраивать деловые встречи, презентации.

- владеть: основными языковыми клише, относящимися к различным видам бизнеса; лексическим минимумом ключевых слов, которые содержат основную информацию делового общения; навыками работы с коммерческой корреспонденцией.

Основные образовательные технологии – сочетание традиционных и инновационных технологий: объяснительно-иллюстративный метод обучения с элементами проблемного изложения, практические занятия (индивидуальная работа, обсуждение конкретных ситуаций, использование технических средств образования, аудио- и видеоматериалов); самостоятельная работа магистрантов; активные и интерактивные методы: решение ситуационных задач, дискуссия (тематическая).
М.2.В.4. Иностранный язык (практико-теоретический курс)
Целью изучения дисциплины является формирование иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции студентов, позволяющей им интегрироваться в международную профессиональную среду и использовать профессиональный иностранный язык как средство межкультурного и профессионального общения.

В процессе освоения дисциплины обучаемый должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями: ОК 1, 3, 5; ПК 3, 12, 13, 14, 15, 18.

После изучения данной дисциплины магистрант должен:

Знать:

- функциональные особенности устных и письменных профессионально-ориентированных текстов, в том числе научно-технического характера;

- требования к оформлению документации (в пределах программы), принятые в профессиональной коммуникации и в странах Европы и изучаемого языка;

- мировые стандарты ведения научно-исследовательской деятельности;

- правила профессиональной этики, характерные для профессионального общения;

- общепринятые (российские и зарубежные) требования к оформлению научных трудов и прочих работ, связанных с исследовательской деятельностью.

Уметь:

- осуществлять устную и письменную коммуникацию в целях научного академического и коммерческого общения на таких мероприятиях как доклад на конференции, презентация, дебаты, круглый стол, выставки, реклама и пр.) на иностранном языке;

- писать научные статьи и тезисы;

- работать с аутентичной литературой профессионально ориентированного характера и обрабатывать полученную информацию;

- производить различные логические операции (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение и вывод, комментирование);

- понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к сотрудничеству, достижению согласия, выработке общей позиции в условиях различия взглядов и убеждений;
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М б филология в системе современного гуманитарного знания iconРеферат Проект «Исследование актуальных проблем теории и истории...
Проект «Исследование актуальных проблем теории и истории литературы в контексте современного гуманитарного знания», руководитель...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconМетодические рекомендации по изучению курса «Основы политологии»....
Место политологии в системе гуманитарного знания и в системе профессиональной подготовки
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconПрограмма базируется на положении о двухуровневой системе подготовки...
Срок освоения и трудоемкость ооп впо бакалавриата по направлению «филология» с профилем «Прикладная филология (иностранные языки)»...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconАнализ работы школьного методического объединения учителей образовательной...
Тема образовательной области «Филология» «Пути совершенствования гуманитарного образования учащихся, внедрение в учебный процесс...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconВопросы к экзамену по программе кандидатского минимума по курсу «История и философия науки»
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Отечественная филология (татарский язык и филология), Зарубежная филология, Отечественная филология (русский язык и филология), очной...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconПлан работы мо учителей гуманитарного цикла на 2013-2014 учебный год
Методическая тема: «Внедрение новых образовательных стандартов в преподавании предметов гуманитарного цикла как условие обеспечения...
М б филология в системе современного гуманитарного знания icon050100 Педагогическое образование Профили «Информатика», «Математика»
Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, места...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconЛичность в системе современного научного знания
В книге адресованной всем, кто изучает и интересуется психологией человека, в систематизированном виде представлен многообразный...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconПрограмма вступительных испытаний Для абитуриентов, поступающих на...
«Филология», профиль «отечественная филология» с дополнительной квалификацией «Преподаватель иностранного языка»
М б филология в системе современного гуманитарного знания icon1. Предмет культурологии. Закономерности развития культуры
Место культурологии в системе гуманитарного знания. Обыденное и тео­ретическое понимание культуры. Понятие культуры: от эмпирического...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconАннотация курса «Современная политология в контексте новейшего гуманитарного...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconВопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки Предмет...
Понятие научного метода и его место в системе естественно научного и гуманитарного знания
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconВ. М. Межуев размышления о культуре и культурологии: культурология...
Положение о конкурсе. Согласно Положению основной целью проведения конкурса было создание оптимальных условий для воспитательно-образовательной...
М б филология в системе современного гуманитарного знания iconИзучение архитектуры современного пк
Основными задачами данного реферата являются рассмотрение основных компонентов архитектуры современного пк, их предназначения, функционирования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск