Аннотации рабочих программ дисциплин 050100 Педагогическое образование
Профили «Информатика», «Математика»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр.
Характеристика направления подготовки
Нормативный срок освоения программы: 5 лет.
Общая трудоемкость освоения ООП: 11200 часов, 302 з.е. Гуманитарный, социальный и экономический цикл Б-1
«История»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.Б.1
Год обучения: 1 год, 1 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
3 з.е./108 час.
| Цель изучения дисциплины: сформировать у студентов представление об истории как науке, ее месте в системе гуманитарного знания, места и роли России в истории человечества и современном мире.
задачи изучения дисциплины: дать представление о движущих силах, основных этапах и закономерностях исторического процесса; выработать у студентов навыки и приемы работы с историческими источниками, усвоить основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
Место дисциплины в структуре ООП: История является одной из дисциплин гуманитарного и социально- экономического цикла (ГСЭ), тесно связана с философией, экономикой и др. История (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном, исследованном) представляет огромный массив нравственного, культурного и социального опыта человечества. Историческое образование дает возможность не только переосмыслить и обработать этот многовековой человеческий опыт, но и выработать мировоззренческие ориентиры, осуществить взаимосвязь и преемственность поколений. Исторические примеры воспитывают молодое поколение уважать вечные человеческие ценности, такие как мир, добро, справедливость. Знания, полученные в процессе изучения истории, должны способствовать изучению специальных дисциплин.
ОК-1,2,14,15, ОПК-1,2,3
| «Философия»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.Б.2
Год обучения: 2 год, 3 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
4 з.е./144 час.
| Цель данного курса - развитие творческих способностей и культуры философского мышления студентов, освоение ими теоретических и методологических подходов к выработке мировоззренческих установок, профессиональных и гражданских качеств личности.
Данный курс включает изучение истории философии, проблем бытия, познания, сознания, общества и т.д. Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социально-экономического цикла. В ходе изучения дисциплины на практических занятиях используются активные методы обучения – имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций противостояния и диалога культурных и цивилизационных общностей, разыгрывание ролей взаимоотношения различных мировоззренческих систем и др.
ОК-1,2,3,14,15,16
| «Иностранный язык»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.Б.3
Год обучения: 1-2 год, 1-3 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
6 з.е./216 час.
| Цели учебной дисциплины «Иностранный язык» на неязыковом факультете университета определены на основании требований ФГОС ВПО. Целью обучения иностранному языку является формирование профессиональной и иноязычной компетентности студентов неязыковых специальностей.
Профессиональная компетентность является интегральной характеристикой личности специалиста, отражающая не только степень овладения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, но и личностные качества, отражающие умение эффективно действовать в обществе.
ОК-6,10, ОПК-5
| «Педагогическая риторика»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.Б.4
Год обучения: 2 год, 3 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
3 з.е./108 час.
| Концептуальной основой курса «Педагогическая риторика» являются принцип системности, принцип мотивированности и целесообразности, принцип творчества в осмыслении профессионального знания, принцип межпредметной связанности данного курса с другими дисциплинами общепрофессионального цикла (общая психология, психология личности, социальная психология, педагогика), поэтому изучение дисциплины «Педагогическая риторика» носит междисциплинарный характер. Курс построен на основе комплексного подхода и принципа сотрудничества: лекционный материал инициирует практическую активность студентов, активизирует их опыт. На практических занятиях анализируются конкретные ситуации и особенности общения, дается их теоретическое обоснование на основе анализа изученного материала.
Вся работа студентов делится на две части: аудиторные занятия (лекционные и практические) и самостоятельная работа с литературой. На аудиторных занятиях идет усвоение студентами проблем по основным темам курса. В ходе работы используются информационные лекции, проблемные лекции, лекции-беседы, лекции дискуссии. Форма проведения практических занятий разнообразна - это работа в подгруппах, самоанализ с использованием анкет и тестов, а также традиционные семинарские занятия. В самостоятельную работу студентов входит освоение теоретического материала и подготовка к практическим занятиям. Самостоятельная работа студентов предполагает изучение той литературы, которая доступна студентам, в ходе этой работы студенты учатся составлять конспекты, аннотации, выступления, писать рефераты и др.
ОК-1,6,7,16, ОПК-3
| «Экономика образования»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.Б.5
Год обучения: 3 год, 6 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
2 з.е./72 час.
| Цель дисциплины: рассмотреть современные проблемы образовательного комплекса России в условиях дальнейшего развития рыночного хозяйства. Показать образование как сложную социально-экономическую систему и приоритетную отрасль экономики страны.
Учебные задачи дисциплины:
выяснить значение образования как системы и отрасли экономики;
показать некоммерческий и коммерческий характер образования, а также рынок образовательных услуг;
раскрыть хозяйственный механизм сферы образования;
показать сущность финансирования, труда и его оплаты работников образования;
рассмотреть вопросы материально-технической базы и научно-педагогических кадров;
раскрыть социально-экономическую эффективность образования.
Дисциплина «Экономика образования» помогает будущим специалистам ясно и четко анализировать свой труд и его результаты, верно оценивать экономические процессы в стране и в своей отрасли. В качестве менеджера в области образования он может управлять трудовым процессом в учебном заведении и тем самым иметь полноценную профессиональную подготовку
ОК-2,12,13, ОПК-2, ПК-9,10,11
| «Образовательное право»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.В.1
Год обучения: 3 год, 6 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
2 з.е./72 час
| Цели курса:
- приобретение навыков и опыта анализа и оценки предложений по реформированию и законодательному регулированию образования с политических и правовых позиций;
- приобретение навыков и опыта анализа, оценки, интерпретации и применения образовательного законодательства,
- приобретение навыков составления нормативных и правоприменительных документов, использования правовых средств защиты интересов образовательного учреждения и субъектов образовательного процесса
ОК-7,12,13,14
| «Русский язык»
| Шифр дисциплины по УП: Б1. В.2
Год обучения: 2 год, 3 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
2 з.е./72 час
| Как предмет преподавания «Русский язык» призван воспитывать языковой вкус будущего специалиста-нефилолога, совершенствовать языковую и коммуникативную компетенцию студентов, формировать культуру речевого мышления и речевого поведения.
На изучение дисциплины «Русский язык» учебным планом отводится 72 часа. Для контроля полученных знаний, сформированных умений и навыков предусмотрен зачет. Дисциплина «Русский язык» направлена на формирование общекультурной компетенции. Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
способностью к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;
умением использовать нормативные документы в своей деятельности;
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации;
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать требования информационной безопасности, в том числе, защиты государственной тайны.
ОК-6,ОПК-3,5
| «История математики»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.В3
Год обучения: 5 год, 9 семестр
Число ЗЭТ/часов: 2 з.е./72 часов
| Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области истории математики. Дисциплина «История математики» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные этапы развития математики;
уметь:
- анализировать историю формирования и развития терминов, понятий и обозначений из области математики;
владеть:
- умением критически и конструктивно анализировать, оценивать математические идеи и концепции, применять их в практической педагогической деятельности.
ОК-15
| «История информатики»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.В3
Год обучения: 4 год, 7 семестр
Число ЗЭТ/часов: 2 з.е./72 часов
| Аннотация курса
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области истории информатики. Дисциплина «История информатики» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- основные этапы развития информатики;
уметь:
- анализировать историю формирования и развития терминов, понятий и обозначений из области информатики;
владеть:
- умением критически и конструктивно анализировать, оценивать математические идеи и концепции, применять их в практической педагогической деятельности;
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих специальных компетенций: ОК-1,2,4,14,15, ОПК-1
| «Археология Южной Сибири»
| Шифр дисциплины по УП: Б1.ДВ1.1
Год обучения:
1 год, 2 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
2 з.е./72 час
| Изучение курса «Археология Южной Сибири» - призвано сформировать у студентов целостную систему знаний об истории родного края. В ходе изучения курса студенты должны усвоить не только определенную сумму знаний об историческом прошлом человечества, но и определенную систему целостных суждений для ориентации в настоящем. Изучение предмета признано способствовать пониманию национальной культуры и психологии коренного населения южно-сибирского региона; экологическому и нравственному воспитанию студентов, формированию современного научного понятия о триединстве системы "природа-человек-общество".
В связи с этим представляется необходимым дать толкование тем базовым понятиям, которые являются концептуальными, встречаются на протяжении всего курса и без усвоения которых невозможны реализация указанных в программе целей и задач курса. Современное административное деление региона не соответствует исторической территории, на которой развертывались местные историко-этнические события и процессы. Территория Южной Сибири охватывает огромную территорию: на западе от долины р. Иртыш, до оз. Хубсугул и Восточный Саян на востоке; на севере долина Верхнего Енисея от устья р. Ангара, на юге до отрогов Тувинского хребта. Историко-географическими аналогом понятия Южная Сибирь является термин: «Саяно-Алтай». В общем виде термин включает в себя Хакасию, южные районы Красноярского края, Алтай, Туву и Кемеровскую область. Другим более узким аналогом понятия является термин «Саяно-Алтайское нагорье», отражающий специфику историко-культурной области.
ОК-14,15
| «История мировой культуры»
| Шифр дисциплины по УП: Б1. ДВ1.2
Год обучения: 1год, 2 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
2 з.е./72час
| Дисциплина «История мировой культуры» должна познакомить студентов с общечеловеческими проблемами и ценностями. Её изучение открывает дополнительные возможности для понимания места и роли культуры в развитии творческих способностей личности. Знания, получаемые студентами в рамках курса, способствуют обогащению и углублению внутреннего духовного мира, пробуждению интереса к самостоятельному усвоению многовекового опыта человеческого творчества.
В основе программы лежит комплексный подход в обучении, опирающийся на межпредметные связи с дисциплинами: «История», «Этика и эстетика», «Культурология», «Философия», «История религии». В задачи дисциплины входит не только ознакомление студентов с историей культуры, но и выработка у слушателей навыков самостоятельного анализа в оценке социально-значимых проблем и процессов явлений культуры и искусства. Изучение мировой культуры способствует интеллектуальному и нравственному развитию студентов. Знакомство с историей мировой культуры развивает культуру мышления – умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, ставить цель, делать выводы.
Изучение дисциплины имеет теоретическую направленность. В ходе изучения курса материал излагается от простого к сложному (от конкретных сведений об исторических этапах мировой культуры до понимания общих закономерностей развития мировой культуры). Дисциплина «История мировой культуры» изучается в течение одного семестра. Программой предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение тестов по дидактическим единицам. Изучение курса заканчивается зачетом.
Особое место в овладении учебным материалом отводится самостоятельной работе. Разнообразные формы самостоятельной учебной работы определены в «Программе самостоятельной, познавательной деятельности студента»: аннотирование литературы, подготовка докладов, составление схем, таблиц, подготовка к контрольной работе по базовым именам и ключевым понятиям и к зачету.
ОК-14, 15,ПК-11,9
| «Культура информационной безопасности»
| Шифр дисциплины по УП: Б1. ДВ2.1
Год обучения: 5год, 9 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
3 з.е./108 час
|
Курс посвящен вопросам организации работы на персональных компьютерах с учетом требований информационной безопасности и защиты от несанкционированного доступа к документам, защиты от компьютерных вирусов и некоторым методам лечения зараженных компьютерных продуктов.
ОК-1,7,8,9, ОПК-3,6
| «Антропология»
| Шифр дисциплины по УП: Б1. ДВ2.2
Год обучения: 5год, 9 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
3з.е./108 час
| Цель данного курса – познакомить студентов с основными разделами современной антропологии как комплексной науки о биологии человека. Рассмотреть методологические основы историко-эволюционных исследований происхождения вида Homo sapiens и формирования современных рас, его биологических предшественников. ОК-15
| «Профессиональная этика»
| Шифр дисциплины по УП: Б1. ДВ3.1
Год обучения: 2год, 3 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
2 з.е./72 час
| Цель: заключается в том, чтобы выявить, обосновать и сформулировать базовые этические закономерности и на их основе такие профессионально-педагогические принципы и правила, которые бы способствовали высоконравственному поведению и деятельности педагога по созданию комфортной среды для всех участников образовательно-воспитательного процесса.
Учебные задачи:
раскрыть для педагога эволюцию этических учений;
расширить и углубить представление педагога о нравственном педагогическом потенциале нравственных ценностей;
способствовать овладению педагогом нравственными принципами и правилами;
подготовить педагога к осуществлению нравственного воспитания учащегося;
способствовать развитию и саморазвитию нравственной культуры студента как будущего педагога.
Место дисциплины в структуре Основной образовательной программы
Профессиональная этика напрямую связана с рядом дисциплин в структуре основной образовательной программы, в которых идет речь о гуманном взаимодействии двух и более людей это и педагогика и педагогическое мастерство, теория и методика воспитательной работы, технология трудоустройства и планирование карьеры, психология семьи и семейных отношений.
Профессионализм и отношение к труду являются важными качественными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной оценке индивида. Он изучает особенности педагогической морали, обосновывает ее принципы, выясняет специфику реализации принципов общей морали в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания этических категорий.
ОК-1,3,7,14, ПК-5,6
| «Права человека»
| Шифр дисциплины по УП: Б1. ДВ3.2
Год обучения: 2год, 3 семестр
Число ЗЭТ/ часов:
2 з.е./72 час
|
Курс ориентирован на знакомство будущего учителя с правами человека, в том числе с правами ребенка, изложенными как в международных документах, так и в Российских (Конституция России и др.).
ОК-2,3,13,15 ОПК-4
| |