Скачать 243.44 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики и информатики Математический факультет Кафедра информатизации образования УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины ИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Квалификация (степень) выпускника - БАКАЛАВР Профиль подготовки «ИНФОРМАТИКА» Форма обучения ОЧНО-ЗАОЧНАЯ Курс 2 Семестр 3 Москва 2011 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Информатика» Авторы: кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики ИМИ ГОУ ВПО МГПУ Златопольский Дмитрий Михайлович Рецензенты: _______________________________ _______________________________ Программа одобрена на заседании кафедры информатики и прикладной математики от 2 июня 2011 года, протокол № 11. Заведующий кафедрой информатики и прикладной математики доктор технических наук, профессор, чл.-корр. РАО С.Г. Григорьев ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: формирование у будущих учителей информатики систематизированных знаний в области истории информатики и по основным аспектам информатизации современного общества, которые могут быть использованы ими в процессе обучения школьников, в научно-исследовательской работе. Задачи дисциплины: – создать представление о том, как возникали и развивались основные методы, понятия, идеи, связанные с информатикой; – определить роль и место информатики и вычислительной техники в истории развития цивилизации; – выяснить характер и особенности развития информатики и вычислительной техники в определенные исторические периоды, оценить вклад, внесенный великими учеными и конструкторами прошлого; – проанализировать, каков исторический путь отдельных аспектов информатики и вычислительной техники, в какой связи с потребностями людей и задачами других наук шло информатики; – создать представление о роли и значении информации и информационно-коммуникационных технологий на современном этапе. Особое внимание уделяется обучению навыкам самостоятельной работы, в том числе с литературой (включая сетевые ресурсы). 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Дисциплина «История информатики и информатизация общества» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Для освоения дисциплины «История информатики и информатизация общества» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при обучении в средней школе и в колледже, а также в процессе изучения дисциплины «Информатика». Освоение дисциплины «История информатики и информатизация общества» является необходимой основой для последующего обучения и для прохождения педагогической практики, а также для будущей профессиональной деятельности. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций. Общекультурные компетенции (ОК):
Профессиональные компетенции (ПК): общепрофессиональные компетенции (ОПК):
компетенции в области педагогической деятельности:
компетенции в области культурно-просветительской деятельности:
компетенции в области научно-исследовательской деятельности:
Специальные компетенции (СК):
В результате изучения дисциплины студент должен (деятельностная составляющая компетенции): знать:
уметь:
владеть:
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ Модуль 1. Введение Информатика как наука. Информационные революции. Основные этапы развития вычислительной техники. Поколения компьютеров. Основные имена в истории создания и развития информатики. Модуль 2. История систем счисления История счета. Римская система счисления. Алфавитные системы счисления. Позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы. Модуль 3. Домеханический (ручной) этап Узелковый счет. Абаки. Палочки Непера. Счислитель Куммера. Идеи Беббиджа. Модуль 4. Механический этап Машины Шиккарда, Паскаля, Лейбница. Арифмометры. Модуль 5. Электромеханический этап Табулятор Г.Холлерита. Релейные ЭВМ. Модуль 6. Электронный этап Первые компьютеры. Принципы фон-Неймана. Развитие элементной базы компьютеров. Эволюция характеристик компьютеров. Модуль 7. Эволюция языков программирования Машинные языки. Языки ассемблера. Языки программирования высокого уровня. Модуль 8. Информационное общество Роль информации в обществе. Индустриальное и постиндустриальное общество. Понятие информационного общества. Признаки и основные характеристики информационного общества. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ИИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫа) Основная литература
б) Дополнительная литература
в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором и экраном. Для обеспечения практических занятий и самостоятельной работы по данному курсу необходимы специальным образом оборудованные аудитории и/или компьютерные классы; персональные компьютеры, а также экземпляры старых вычислительных устройств (счеты, логарифмическая линейка, арифмометр и т.д.). ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Примечание. В общий объем самостоятельной работы входит также подготовка рефератов и докладов, а также подготовка к зачету (18 час). 1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ Модуль 1. Введение (2 часа) Лекция 1. Общие вопросы дисциплины Информатика как наука. Информационные революции. Основные этапы развития вычислительной техники. Поколения компьютеров. Литература [1, 3, 4, 5, 9, 10, 13–15]. Модуль 2. История систем счисления (2 часа) Лекция 2. История систем счисления Общие вопросы. История счета. Римская система счисления. Алфавитные системы счисления. Позиционные системы счисления. Литература [8, 11,12, 16, 17]. Модуль 3. Домеханический (ручной) этап (2 часа) Лекция 3. Домеханический этап. Узелковый счет. Абаки. Палочки Непера. Счислитель Куммера. Идеи Беббиджа. Литература [1, 3, 5, 10, 13–15]. Модуль 4. Механический этап (2 часа) Лекция 4. Механические счетные машины Машина Шиккарда. Машина Паскаля. Машина Лейбница. Арифмометры. Литература [1, 3, 5, 10, 13–15]. Модуль 5. Электромеханический этап (2 часа) Лекция 10. Табуляторы и релейные ЭВМ Табулятор Г.Холлерита. Релейные ЭВМ. Литература [1, 3, 5, 10, 13–15]. Модуль 6. Электронный этап (8 часов) Лекция 6. Первые зарубежные ЭВМ Машины Цузе. Вычислительная машина Атанасова-Берри. ЭВМ ENIAC. Принципы фон-Неймана. Литература [1, 3, 5, 10, 13–15]. Лекция 7. Первые отечественные ЭВМ ЭВМ МЭСМ. Серия БЭСМ. Серия М. ЭВМ «Стрела» Литература [1, 3, 5, 10, 13–15]. Модуль 7. Эволюция языков программирования (2 часа) Лекция 8. Эволюция языков программирования Машинные языки. Языки ассемблера. Языки программирования высокого уровня. Модуль 8. Информационное общество (2 часа) Лекция 9. Информационное общество Роль информации в обществе. Информационные революции. Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Литература [2, 6]. 1.2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Практическое занятие №1. «Знакомство с основными этапами развития вычислительной техники (учебная экскурсия)» (2 часа) Цель занятия: познакомиться с основными этапами развития вычислительной техники, примерами устройств и персоналиями. Программно-аппаратное обеспечение: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, браузеры. Практическое занятие №2. «Системы счисления. История» (8 часов) Цель занятия: ознакомиться с ретроспективой способов записи чисел и методов вычислений. Программно-аппаратное обеспечение: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, браузеры. Практическое занятие №3. «Абаки» (2 часа) Цель занятия: ознакомиться с особенностями конструкции абаков различных типов (древнеримского, китайских счетов «суань-пан», японских счетов «соробан», русских счетов) и методами вычислений на них. Программно-аппаратное обеспечение: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, браузеры, а также экземпляры старых вычислительных устройств (счеты, «суань-пан», «соробан»). Практическое занятие №4. «Логарифмическая линейка» (4 часа) Цель занятия: ознакомиться с особенностями конструкции логарифмических линеек и методами вычислений на них. Программно-аппаратное обеспечение: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, браузеры, а также экземпляры логарифмических линеек. Практическое занятие №5. «Арифмометры» (2 часа) Цель занятия: ознакомиться с особенностями конструкции арифмометров различных типов и методами вычислений на них. Программно-аппаратное обеспечение: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, браузеры, а также экземпляры арифмометров. 1.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Работа над конспектом лекций и с рекомендованной литературой. 2. Поиск информации в Интернете по изучаемым темам и знакомство с учебными материалами. 3. Подготовка докладов и рефератов (по отдельному перечню). 2. СИСТЕМА МЕЖСЕССИОННОЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИЙ 2.1. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
2.3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт математики и информатики Математический факультет
Примечания. Работа, выполненная менее чем на 30%, считается неудовлетворительной и оценивается в 0 баллов. Студент обязан выполнять задания дополнительного модуля. Необходимый минимум для допуска к промежуточной аттестации 40 баллов.Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине: устное или письменное собеседование по тематике пропущенных занятий, выполнение заданий практических занятий, выполнение контрольных и письменных работ. Форма промежуточной аттестации: зачет. ФИО преподавателя: Златопольский Дмитрий Михайлович, Русинов Андрей Сергеевич. Утверждено на заседании кафедры информатики и прикладной математики 2 июня 2011 года. Протокол № 11. Заведующий кафедрой С.Г. Григорьев. |
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины архитектура компьютера... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и профилю... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины программное обеспечение... Автор: старший преподаватель кафедры информатики и прикладной математики ими гоу впо мгпу тамошина Наталья Дмитриевна | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины теория и методика... Программа предназначена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области методики обучения информатике | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины математическая логика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины элементарная математика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Химия 050100 Педагогическое... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки бакалавра | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины теория чисел 050100 педагогическое... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. №788с... | Учебно-методический комплекс дисциплины рабочая программа дисциплины... Содержание: умк по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44. 03. 01 – «Педагогическое образование»,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «культура речи» Ооп 050100 Педагогическое образование (изобразительное искусство) (квалификация (степень) «бакалавр») | Рабочая программа Учебной дисциплины Маркетинг и менеджмент Направление... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины Прикладная экономика Направление... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация... | Рабочая программа Учебной дисциплины Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины иностранный язык... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению и профилю подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование»... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физика» Маллабоев У. М. Физика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100. 62 Педагогическое образование,... |